Дипломная работа

«Правовые основы государственной регистрации субъектов педпринимательской деятельности»

  • 80 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные характеристики законодательства

Российской Федерации о государственной регистрации

субъектов предпринимательской деятельности 7

1.1. Исторический аспект развития законодательства о

государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности 7

1.2. Современное состояние законодательства о

государственной регистрации субъектов

предпринимательской деятельности 12

Глава 2. Основные положения законодательства о

государственной регистрации индивидуальных

предпринимателей и юридических лиц 19

2.1. Правовое регулирование экспертизы документов,

предъявляемых для государственной регистрации 19

2.2. Правовые основы порядка государственной

регистрации индивидуальных предпринимателей 26

2.3. Правовые основы порядка государственной

регистрации юридических лиц 46

2.4. Особенности правового регулирования

государственной регистрации отдельных юридических лиц 55

2.5. Ответственность индивидуальных предпринимателей

и юридических лиц за осуществление деятельности

без государственной регистрации 64

Заключение 69

Список использованных источников и литературы 75

Введение

Современное поступательное движение России к системе рыночной экономики требует не только кардинального изменения экономической системы как основы реформирования, но и норм права, выступающих правовой оболочкой данных процессов. Необходимость нового осмысления рынка ставит перед нами задачу внимательного и профессионального построения почти новой системы экономических взаимосвязей, и сделать это необходимо как можно быстрее. Вместе с тем важно рассмотреть каждый экономический и правовой институт, найти наиболее приемлемые для общества решения их построения. К сожалению, в силу быстротечного изменения сущности Российского государства в конце ХХ в. последнее условие у нас не всегда соблюдалось, что породило многочисленные пробелы и проблемные моменты, обнаружило многочисленные административные барьеры для бизнеса. Ясно, что принципы рыночной экономики, предполагающие свободный рынок и конкуренцию (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), не могут соблюдаться в такой ситуации.

Одним из институтов, требующих среди прочих совершенствования, является институт государственной регистрации юридических лиц. Это сравнительно новый правовой комплекс в России, введенный в действие в 2002 году Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" . Значимость этого института велика. Основным правовым (или юридическим) значением государственной регистрации юридических лиц является обретение юридическим лицом правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что предполагает возможность "иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности" . Остальные значения правового характера проектируются от правоспособности: это могут быть различные правомочия, обязанности юридических лиц, наличие ответственности за неправомерную деятельность и т.д. Так, для юридических лиц предусматривается гражданская (имущественная), налоговая, административная, уголовная и иные виды ответственности. Их наложение возможно только после обретения статуса юридического лица.

Тесно переплетаются с правовыми значениями значения экономические, которые выражаются в:

1) обеспечении возможности получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций - для рыночной экономики одним из основных принципов является открытость сторон договора: не может быть никаких недомолвок, недостоверных сведений и других утаек, относящихся к предмету договора. Только достоверность сведений порождает честные отношения сделки;

2) устойчивости экономического оборота - это производная гарантия от первого значения (допустив честные сделки, экономика будет действовать исключительно в правовом ключе, и угрозы ее кризиса и распада будут маловероятными);

3) способствовании укрепления порядка в рыночных отношениях ;

4) охране общественного и государственного порядка, а также в реализации личных и имущественных прав и законных интересов физических и юридических лиц ;

5) получении сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики .

Непосредственное отношение к описанным выше значениям имеет порядок государственной регистрации, которая приобретает в нем практическое воплощение. Одним из признаков любого юридического процесса, в том числе и процесса регистрации, является принцип формальной определенности, т.е. выраженности процедуры (порядка, процесса) в соответствующих нормах права. Легальной или легитимной регистрация может быть признана только тогда, когда полностью будет пройдена вся процедура, предусмотренная нормами права. В этой связи необходимо обратиться к источникам данных норм права, т.е. к тому, из чего (или из каких соображений) данные нормы права формируются.

Актуальность рассматриваемого вопроса предопределена обновлением отношений, складывающихся при осуществлении предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями после принятия Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

Целью настоящей работы является выявление наиболее проблемных моментов в порядке государственной регистрации юридических лиц при их создании в РФ, а также индивидуальных предпринимателей с момента начала осуществления ими предпринимательской деятельности. Рассматривать все стадии регистрации не имеет смысла в рамках данной работы. Основное внимание следует уделить особенностям правового регулирования процесса регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в нормах действующего законодательства.

Основу методологии составили исторический и системный анализ, формально-логический метод толкования норм права, изучение и обобщение судебной практики и другие методы научного исследования.

Интерес к вопросам государственной регистрации не ослабевает, несмотря на значительный период действия нового порядка регистрации. Решению вопросов, возникающих в практике применения ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» посвящено большое количество теоретических работ различных авторов, которые мной были исследованы, в том числе Крамаренко А. С., Гусевой Т. А., Носкова Б. П., Тихомирова Ю. А., Закупень Т. В.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассмотрена история развития законодательства о регистрации. Вторая глава раскрывает вопросы государственной регистрации юридических лиц. Особенности государственной регистрации индивидуальных предпринимателей освящены в третьей главе работы.

Заключение

13 июля 2001 г. Государственной Думой был принят, 20 июля одобрен Советом Федерации и 8 августа подписан Президентом долгожданный Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" № 129-ФЗ. Его издание было предусмотрено еще шесть лет назад п. 1 ст. 51 ГК РФ, в то время как необходимость жесткого правового регулирования данной сферы общественных отношений остро ощущается специалистами, работающими в этой сфере.

Процесс разработки и принятия Закона был долгим и трудным. Первая попытка была предпринята еще в 1995 г., в декабре того же года он был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом. Основаниями отклонения законопроекта послужили декларативность его характера, внутренние противоречия содержащихся в нем норм, и их несоответствие Основному закону - Конституции Российской Федерации. После этого в течение четырех лет велась кропотливая работа по доработке для внесения на повторное рассмотрение Государственной Думы нового варианта Закона. Несмотря на многолетний труд высококвалифицированных юристов и экспертов в области регистрации юридических лиц, проект был снят с рассмотрения.

Спустя некоторое время работа по подготовке законодательного акта о государственной регистрации юридических лиц была начата заново и на этот раз закончилась успешно.

Государственная регистрация является инструментом легализации юридического лица, правоустанавливающим фактом и представляет собой регулирование государством порядка возникновения юридических лиц.

Существует необходимость не допустить проникновения в гражданский оборот субъектов, заведомо преследующих противоправные цели. Представляется очевидным, что одной из основных функций государственной регистрации должна быть "фильтрация" субъектов, желающих приобрести статус юридического лица.

Основные цели государственной регистрации:

1. Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации).

2. Получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.

3. Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.

Закон о госрегистрации предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.

Закон основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации. Некоторые чиновники настолько "увлекались" контролированием, что проникали даже в сферу интеллектуальной собственности: один из филиалов Московской регистрационной палаты для того, чтобы юридическое лицо могло использовать в своей круглой печати графическое изображение или символику, требовал представить свидетельство о регистрации товарного знака, содержащего соответствующее изображение.

В основе нового Закона заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.

В целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).

Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

Сохранена обязанность по самостоятельной регистрации в качестве страхователей для организаций по местонахождению их обособленных подразделений, страхователей - физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, и страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора. Перечисленные страхователи обязаны самостоятельно подавать заявления о регистрации во внебюджетные фонды.

Анализируя Закон о государственной регистрации, следует отметить четкость и лаконичность содержащихся в нем норм. Вместе с тем возложенных на него надежд он не оправдал.

Специалистам, работающим в области регистрации юридических лиц, был необходим нормативно-правовой акт, четко определяющий, прежде всего, единый орган, осуществляющий деятельность в области государственной регистрации юридических лиц. Говоря об этом, следует отметить, что в настоящий момент регистрирующих органов множество: Министерство юстиции Российской Федерации регистрирует общественные и религиозные объединения, действующие на территории Российской Федерации или за ее пределами; органы юстиции в субъектах Российской Федерации регистрируют общественные и религиозные объединения, действующие на территории одного или нескольких (менее половины) субъектов Российской Федерации; Министерство по делам печати, телерадиовещанию и средств массовых коммуникаций (средства массовой информации); Центральный банк Российской Федерации (кредитные организации); Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации (предприятия с иностранными инвестициями нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины уставного капитала, предприятия с иностранными инвестициями, объем которых превышает 100 тысяч рублей); регистрационные палаты, созданные администрациями субъектов Российской Федерации или специальные подразделения в администрациях субъектов Российской Федерации (остальные юридические лица на территории Российской Федерации);

Длительность процедуры создания юридических лиц в настоящее время приводит к появлению так называемых "готовых компаний" - весьма удобной вещи для делового человека, которому срочно нужно заключать контракты и переводить деньги (то есть нужна печать и разблокированный расчетный счет). Готовая компания - организация, прошедшая все этапы, предусмотренные действующим законодательством для начала полноценного осуществления своей деятельности, т.е. полностью готовая к "использованию". "Изготовлением" компаний занимаются специализированные юридические организации. В современной деловой жизни России существуют две разновидности названных компаний. Первая - организация, рассчитанная на непосредственную работу, когда необходимость ее "приобретения" вызвана жестким временным ограничением. Первоначально учредителем в такой организации является сотрудник юридической компании, непосредственно "изготавливающий" подобные компании, или юридическое лицо, а после "продажи" производится смена учредителей. Вторая разновидность представляет собой организацию, не рассчитанную на длительное существование, предназначенную для проведения каких-либо счетов или операций. Учредителем и руководителем здесь выступают, как правило, подставные лица. "Готовые компании" наносят значительный ущерб государственному механизму, регулирующему вопросы регистрации и деятельности юридических лиц. Ведь, когда предприниматель подбирает себе организацию для осуществления необходимой деятельности, у него есть определенные пожелания относительно названия организации, видов осуществляемой деятельности, налоговой инспекции, в которой она состоит на учете, и т.д. Совершенно логично, что в такой ситуации фирмы, занимающиеся "готовками", имеют в "ассортименте" не один десяток их, а то и не одну сотню. В свою очередь, это приводит к появлению большого количества юридических лиц, значительная часть которых находится в "замороженном" (недействующем) состоянии и ждет своего часа. Тем не менее работа по их регистрации, учету, контролю государственными органами ведется, а это, разумеется, приводит к очередям и еще больше затягивает и без того длительную процедуру создания юридического лица.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Государственная регистрация - процесс, необходимый и важный для современной России, которая провозгласила себя правовым (ст. 1 Конституции РФ), социальным (ст. 7 Конституции РФ) государством с элементами рыночной экономики (ст. 8 Конституции РФ). В этой ситуации нужно найти наиболее приемлемый вариант построения системы государственной регистрации, который бы полностью соответствовал поставленным принципам. Начало уже было положено принятием нового Закона о регистрации, реформированием органов, осуществляющих государственную регистрацию, снижению административных барьеров в этом процессе. Однако заканчивать на этом не стоит. Институт регистрации только начал свою практическую деятельность, и наша сегодняшняя задача - внимательно изучить эту практику, выявить положительные моменты реформирования, закрепить их и развивать, ликвидировать пробелы, недостатки, которые также присутствуют.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года // Российская газета № 237. 25.12.1993 года;

2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 17.12.1997 // Российская газета № 245 от 23.12.1997;

3. Федеральный закон от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" // Российская газета № 122, 25.06.2003 года;

4. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета № 261, 27.12.03 года;

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032;

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // Российская газета № 133, 14.07.01 года;

7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33. Ст. 3431;

8. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета № 30, 17.02.1998;

9. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета № 190. 01.10.1997;

10. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета № 248. 29.12.1995;

11. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Российская газета № 100, 25.05.1995;

12. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.1994 года № 32. ст. 3301;

13. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности» // Российская газета № 27 от 10.02.1996 года;

14. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета № 50. 12.03.2004 года;

15. Указ Президента РФ № 1482 от 8 июля 1994 г. "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации" // Российская газета № 130, 13.07.1994 года;

16. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений» // СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238;

17. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // "Российская газета", N 89, 22.05.2002;

18. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939;

19. Приказ Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 68 "Об утверждении правил рассмотрения заявлений и принятия решений о государственной регистрации" // Российская газета № 65, 05.04.03;

20. Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.1990. № 30. ст. 418 (утратил силу);

21. Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" // Бюллетень нормативных актов № 4-5, 1992 (утратил силу).

Материалы судебной практики

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ, № 9, 1996;

2. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 № 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной» // Хозяйство и право, № 8, 2000;

3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Хозяйство и право, № 4, 2000.

Специальная литература

1. Андреев В. Правовой статус малых предприятий // Российская юстиция, № 9, 2000;

2. Амвросов А.И. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика // Законодательство. 2001. № 2;

3. Белов А. П. Субъекты предпринимательской деятельности в праве России и иностранных государств // Право и экономика, № 6, 1999;

4. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. Книга 1, издание 3-е, стереотипное. – М.: Издательство "Статут", 2001;

5. Богданов Е. Соотношение частного и публичного в гражданском законодательстве // Российская юстиция, № 4, 2000

6. Вольнов А., Фролова Л. Ликвидация юридических лиц // Российская юстиция, № 12, 1998;

7. Гусева Т. А., Ларина Н. В. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005;

8. Гусева Т. А., Ларина Н. В. Предпринимательская деятельность гражданина. Государственная регистрация // Право и экономика, №№ 11, 12, 2003;

9. Гусева Т. А. Комментарий к федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005;

10. Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. Т. 1;

11. Дмитрович В. Государственная регистрация участников ВЭД // Законность, № 4, 2001;

12. Закупень Т. В. Перспективы развития законодательства о регистрации юридических лиц // Журнал российского права, № 7, 2000;

13. Залесский В. В. Комментарий в закону «О государственной регистрации юридических лиц». – М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2002;

14. Зыкова И. В. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»: надежды и реальность // Законодательство и экономика, № 11, 2001;

15. Крамаренко А. С. Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями // Право и экономика, № 10, 1999;

16. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Под ред. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", Издательский Дом "ИНФРА-М", 2005;

17. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. Ренова Э.Н. М.: НОРМА, 2002;

18. Молотников А. Проблемные вопросы закона // ЭЖ-Юрист, № 8, 2004;

19. Носков Б. П., Чуряев А. В. К вопросу об ответственности при государственной регистрации юридических лиц // Юрист, 2005, № 3;

20. Носков Б. П., Чуряев А. В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при создании: проблемы и решения // Юрист, 2005, 5;

21. Овсянников К. Правовая природа государственной регистрации юридического лица // Российская юстиция, № 4, 2000;

22. Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2001. № 11;

23. Пыхтин С. Новый порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей // Законность, № 11, 2003;

24. Руднев А. Предпринимательская деятельность гражданина // Бизнес-адвокат, № 13, 2000;

25. Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" // Хозяйство и право. 2002. № 1;

26. Степовой Р. А. Как стать предпринимателем без образования юридического лица? // Право в Вооруженных Силах, № 3, 2001

27. Тихомиров Ю. А. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действий и актов // Право и экономика, № 1, 2000;

28. Тихомиров М. Ю. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: новые правила // Адвокат, № 3, 2004;

29. Тотьев К. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность", № 12, 2002;

30. Эрделевский А. М. Гражданско-правовой статус филиалов и представительств // Система КонсультантПлюс.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовые основы государственной регистрации субъектов педпринимательской деятельности»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика