Дипломная работа

«Использование современной музыки башкирских композиторов»

  • 85 страниц
Содержание

Введение…3

Глава I. Теоретические основы изучения произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе

1.1. История развития башкирской национальной композиторской школы….….7

1.2. Особенности использования национальной музыки в общеобразовательной школе….36

1.3. Аналитический обзор произведений башкирских композиторов, используемых на уроке музыки в общеобразовательной школе….47

Глава II. Педагогические условия использования произведений современных башкирских композиторов в общеобразовательной школе

2.1. Содержание, формы и методы использования произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе….….….59

2.2.Педагогический эксперимент и его результаты….67

Список литературы….….77

Приложение….….84

Введение

Башкирская музыкальная культура представляет собой целостное, национально-самобытное явление, основными компонентами которой являются народное творчество, глубинные исполнительские традиции, сложившаяся композиторская школа, развитая театрально-концертная и образовательная системы.

В XX веке башкирская народная и профессиональная музыка стали составной частью богатейшей российской культуры. Приумножение этих достижений, распространение национального культурного богатства, прежде всего, в башкирской национальной среде и в целом в республике – важная задача, которую реализуют государственная политика в области образования, башкирская творческая интеллигенция, национально-культурные объединения.

Музыкальная культура Башкортостана прошла длительный путь становления и развития от народных песен, произведений крупных музыкальных жанров и профессионального вокального и инструментального исполнительства. Музыкальное искусство нашей республики это пример взаимообогащения музыкальных культур, интеграции в мировом культурном сообществе. Внутри многонациональной палитры, башкиры соприкасались с разными культурами и гармонично синтезировали в себе достижения музыкального творчества этносов, населяющих территорию Башкирии.

Добровольное вхождение башкирских племен в состав Русского государства (1552–1557) существенно повлияло на становление музыкальной культуры. Приток населения из Центральной России изменил уклад жизни башкир, способствовал появлению новых музыкальных форм, зарождению профессиональной музыки.

Формирование нового гражданина Башкортостана это одна из важнейших задач государственной политики, направленной на улучшение общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Одним из первостепенных направлений башкирского национального образования является приобщение молодого поколения к национальной культуре, к ее традициям, к духовным и нравственно-эстетическим ценностям. Цель музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем вид, и развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка. Все это невозможно без становления музыкального вкуса – изучения лучших образцов национальной музыки, музыки других народов. Это относится не только к подлинно фольклорным образцах, но и к произведениям композиторского творчества.

Педагог-музыкант при организации своей работы должен опираться прежде всего на национальные традиции конкретного региона России. В данное время учащиеся обладают недостаточной информацией о башкирской профессиональной музыке, мало знакомы с произведениями башкирских композиторов, часто дети остаются незаинтересованными в сочинениях, написанных для них же.

Произведения башкирских композиторов имеющие красочную звуковую палитру и живописные образы, могли бы быть более активно задействованы в школьном музыкальном обучении. Они способны привлечь внимание учащихся, стимулировать любовь к Родине, к народному творчеству. Возможно произведения современных башкирских композиторов, более ориентированные на молодого слушателя, как нельзя лучше могут стимулировать интерес к национальному искусству. Исходя из сказанного, вытекает актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы «Использование произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе».

В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: изучение произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки будет успешным в случае:

- использования проблемно-поискового метода обучения;

- комплексного изучения произведений в различных видах музыкальной деятельности;

- целостности теоретико-практической творческой деятельности;

- познания школьниками музыки через творческую деятельность.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия использования произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе, расширив таким образом сферу национально-регионального компонента на уроке музыки.

Объект исследования: процесс музыкального образования в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: использование произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки.

Задачи исследования:

1. Изучение литературы по теме исследования.

2. Разработка методических путей использования музыки современных башкирских композиторов.

3. Проверка эффективности предложенных методов в процессе опытно-экспериментальной работы.

Теоретико-методологической основой исследования явились философские, психолого-педагогические, эстетические, музыковедческие исследования, связанные с темой выпускной квалификационной работы.

Методы исследования:

1) анализ литературы по данной теме;

2) обобщение и систематизация теоретического материала;

3) экспериментальное изучение путей и методов использования музыки башкирских композиторов.

Практическая значимость исследования: данная работа может быть рекомендована к использованию на уроках музыки в общеобразовательных школах республики.

База исследования: МОБУ СОШ села Алегазово

Структура работы: Введение, Две главы, Заключение, Список использованной литературы, Приложение.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы изучения произведений современных башкирских композиторов на уроке музыки в общеобразовательной школе.

1.1. История развития башкирской национальной композиторской школы.

Музыкальное искусство Башкортостана является уникальным феноменом – географически находясь на границе Европы и Азии, башкиры сумели сохранить свой богатейший музыкальный язык. Именно лучшие образцы народной музыки в гармоническом сочетании с европейскими традициями явились основой башкирского профессионального искусства.

Рождение в XX веке башкирской профессиональной музыкальной культуры, в том числе ее центральной составляющей – национальной композиторской школы – явилось итогом долгого процесса, связанного с постепенным укреплением и развитием духовных сил народа, осознанием собственных самобытных корней, взаимодействием и общероссийским культурным движением.

Башкирская профессиональная музыка по сравнению с западно-европейской прошла стремительный путь своего развития не за столетия, а за несколько десятилетий. Точно и образно определил ее судьбу народный поэт Мустай Карим: «Когда Абу Али-Ибн Сина (Авиценна) делал свои изумительные научные открытия, Низами создавал свои бессмертные поэмы, Рафаэль де Санти творил свои шедевры, когда над миром плыли чарующие мелодии Моцарта, Бетховена, Чайковского, – башкир пел свою грустную протяжную песню для себя и для степи».

Башкирский народ – народ-воин, народ-поэт, народ-труженик. Об этом свидетельствуют многие исторические памятники, в том числе и прекрасные народные песни, и инструментальные наигрыши. Народное музыкальное творчество из поколения в поколение воспевает свободомыслие, мужество, воинскую доблесть и отвагу, любовь к труду и природе родного края, стремление к художественному творчеству.

Первые упоминания о музыке в описаниях йыйынов – многолюдных собраний родовых башкирских организаций, которые были традицией в течение веков, где проводились скачки, состязания в борьбе, стрельбе, соревнования народных певцов-сэсэнов, кураистов-импровизаторов, сказителей, танцоров, – дают нам представление об истоках творческого наследия башкирского народа, которое уходит в далекое прошлое.

На протяжении долгих веков, вплоть до 1917 года, оно существовало почти исключительно в рамках самобытного фольклора, и было представлено выразительными, богатыми в мелодико-ритмическом отношении одноголосными песнями различных жанров, а также наигрышами для курая, кубыза, думбыры и других народных инструментов.

Точкой отсчета зарождения башкирского профессионального музыкального искусства стала Октябрьская революция 1917 года, изменившая коренным образом жизнь башкирского народа. Данное значимое событие положило начало в истории национальной музыки новому этапу – профессиональной культуре. Развитие ее проходило по нескольким дополняющим друг друга и взаимовлияющим направлениям, связанным с деятельностью композиторов, исполнителей, музыковедов, работой учебных заведений и театрально-концертных организаций.

Поскольку становление башкирской национальной композиторской школы неразрывно связано с развитием профессиональной музыкальной культуры, верным будет рассмотрение национальной композиторской школы в контексте общего развития профессиональной музыкальной культуры в целом.

В становлении и развитии национальной профессиональной музыкальной культуры нет ярко выраженных временных границ, которые бы четко разграничивали конец одного периода и начало другого. Наличие такой неоднозначности дает основание исследователям-музыковедам выделять ряд стадий, исторических этапов, которые обусловлены историческими закономерностями становления отечественной культуры в целом, в том числе и музыкальной. Несомненно, каждый музыковед-исследователь имеет право на свое видение хода эволюционного развития профессиональной музыкальной культуры.

Г.А.Курмашева в своем очерке «Первые шаги профессиональной музыкальной культуры (1917-1941)» намечает основные отправные даты.

Первое послереволюционное десятилетие (с 1917 года до конца 1920-х годов) было периодом закладки фундамента новой, так называемой социалистической культуры. Это явление приобрело невиданные ранее масштабы, и ее первые завоевания не только оказались результатом действующих тенденций, но и дали то новое, что явилось основой культуры сегодняшней.

Курмашева Г.А. подчеркивает, что данному этапу культурного строительства сопутствовала яростная и противоречивая идеологическая борьба о коренных преобразованиях в художественной культуре. В условиях трудного исторического времени – Гражданская война, интервенция, восстановление народного хозяйства государства, новая экономическая политика – были разработаны принципы политики страны в области культуры. В этом же временном промежутке, в конце 1920-х годов, сформировалась и официальная государственная концепция в области музыки, которая находила свое претворение в последующие десятилетия.

С образованием в 1919 году автономии в Башкирии создаются условия, способствующие становлению самобытной профессиональной музыкальной культуры. Ее развертывание, прежде всего, проявилось в налаживании музыкального образования, организации концертной жизни, собирании и изучении фольклора [56] .

На данном этапе проявляется все больше возрастающий интерес к музыке. Это объясняет появившиеся на тот момент самодеятельные музыкальные и драматические коллективы. Самодеятельность того времени была особой формой музыкальной жизни. Самодеятельность в Уфе зарождается в начале 20-х годов с открытием в Уфе таких учебных заведений, как Партийная школа, Рабфак, Институт народного образования.

Повсеместно создаваемые хоры и ансамбли требовали национальный репертуар. Авторами первых обработок башкирских и татарских песен, а также первых оригинальных сочинений в песенном жанре стали руководители коллективов – Х.К.Ибрагимов, С.Х.Габяши, М.М.Валеев, А.С.Ключарев, Г.С.Альмухаметов, К.Ю.Рахимов и др.

Это были представители первого поколения композиторов республики, деятельность которых развивалась в 1920-1930-е годы. Они начинали как одаренные любители, не имеющие систематического профессионального образования, постигали основы композиции и исполнительского мастерства самостоятельно. Однако данный ряд композиторов явился плодородной почвой для зарождения профессиональной национальной композиторской школы. Принимая во внимание отсутствие профессионального образования перечисленных композиторов, основой их творчества стал фольклор. Они занимались собиранием и обработкой народных мелодий.

Вместе с обработками народных мелодий и массовыми песнями зарождаются в республике и другие жанры национально профессиональной музыки. Это были первые образцы инструментальных транскрипций, симфонических миниатюр («Торжественный марш» Альмухаметова, «Хайтарма» и «Восточный танец» Рахимова), а также обработки народных песен для симфонического оркестра («Караван-сарай» Ключарева, «Журавлиная песнь» Рахимова).

В становлении башкирской профессиональной музыки сыграло важную роль развитие национального драматического театра, сначала в Стерлитамаке, а затем и в 1922 году в Уфе.

Жанр музыки к драматическому спектаклю явился ключевым моментом в процессе освоения других профессиональных жанров – симфонических и камерно-вокальных, в процессе постепенного движения от простейших форм к более сложным. Необходимо добавить, что музыкальное оформление спектаклей подготавливало почву для развития башкирской оперы, потому как здесь впервые осуществляется синтез музыки с театральным действом.

Таким образом, первоначальные ростки композиторского профессионализма проступали в недрах самодеятельности. На этом пути возникало немало трудностей – освоение развитой техники музыкального сочинении, шел процесс поиска и отбора выразительных средств, которые соединили бы национальную тематическую основу с классическими формами и приемами развития.

Следующей датой автор очерка отмечает 1930-е годы – время становления национальной профессиональной музыки и целенаправленной подготовки композиторов и исполнителей различных специальностей. Искусство на данном этапе начинает одну из новых, интересных, а зачастую и драматичных страниц своей истории.

В 1930-е годы происходит обновление жанров, освоение новой тематики. Главным достижением этого периода является рождение национальной оперы.

В 1931 году в Уфе был основан научно-исследовательский Институт национальной культуры – первое научное учреждение, в котором планомерно разрабатывались вопросы истории, языка, литературы, этнографии и фольклора башкирского народа. Музыкальный сектор Института представляли Г.Альмухаметов, С.Габяши, А.Ключарев и др. Они исследовали жанровые особенности музыкальной культуры прошлых веков – народной музыки и творчества певцов-импровизаторов.

Период 1920-1930-х годов был чрезвычайно важным в культурном становлении – отмечает автор очерка. Именно в это время заложены предпосылки, обусловившее дальнейшее развитие и подъем музыкальной жизни – открыты учебные заведения и начата работа по подготовке кадров, организованы творческие союзы и коллективы, накоплен опыт в изучении народного творчества.

В основу нашего исследования легла периодизация становления башкирской национальной музыки, предложенная Е.Р.Скурко. В своей книге «Композиторы и музыковеды Башкортостана» в истории развития башкирской профессиональной музыкальной культуры она выделяет 3 стадии:

• первая – 20- начало 50-х годов – «предпрофессиональная»;

• вторая – начало 50-х – середина 70-х годов – «профессиональная»;

• третья – от середины 70-х до наших дней – стадия «новой музыки» [61].

Важнейшие события культуры на первой стадии Е.Р.Скурко связывает с системой музыкального образования. Открытие в 1920 году музыкальной школы, в 1921 году – музыкального училища (позднее Уфимское училище искусств), далее ставшее Техникумом искусств (1926), а в 1932 году Музыкальным училищем с театральным и художественными отделениями. Все это заложило основы профессионального музыкального образования. Именно здесь получили свое музыкальное образование башкирские композиторы-любители – М.Баширов, К.Рахимов, Р.Габитов и др., в их творчестве в 20-30-е годы были проведены первые опыты в области «малых» жанров и форм инструментальной и хоровой музыки, они одними из первых начали осваивать особенности симфонического творчества.

Е.Р.Скурко также не отвергает значительной роли музыкального оформления к драматическим спектаклям, которое, несомненно, стало предтечей зарождения национальной оперы.

Определяющим методом построения инструментальных форм становится «метод заимствования», метод построения инструментальных форм на фольклорно-танцевальном тематизме. Первые образцы данного метода – оперы «Сания» (1922), «Эшче» («Рабочий», 1930) Г.Альмухаметова, С.Габяши и В.Виноградова, созданных на основе башкирских, татарских народных напевов и наигрышей.

В 1932 году создается Башкирская студия при Московской государственной консерватории. Это историческое событие положило начало высшему профессиональному музыкальному образованию. После окончания студии все они составили первое поколение башкирских профессиональных композиторов.

В 1938 году открылись Башкирская филармония и Башкирский театр оперы и балета, что и определило дальнейшее развитие театрально-концертной жизни в республике. В 30-е годы в Башкирию направляется группа российских композиторов, которые, помогают развитию композиторского творчества в республике, на основе народных сказок, легенд, эпических сказаний, фольклорного тематизма. они пишут произведения оперного и балетного жанра. В это время появляются песенные оперы: «Мэргэн» (1940) и «Ашкадар» (1944) А.Эйхенвальда, «Карлугас» («Ласточка», 1941) А.Чемберджи; балеты: «Журавлиная песнь» (1944) Л.Степанова по мотивам башкирской легенды и «Горная быль» (1951) А.Ключарева по мотивам уральских сказок.

Вследствие интенсивного развития музыкальной культуры в 20-40 годы в 1940 году образовывается башкирский Союз композиторов. Под председательством М.Валеева.

С лета 1941 года в Уфу собираются значительные композиторские силы страны. Это сразу же сказалось на работе Союза композиторов Башкирии: серьезнее и глубже стал уровень обсуждений, шире профессиональные интересы, острее вопросы, поднимавшиеся на заседаниях. [56; 50]. Как отмечает В.К.Ланге, несмотря на трудности военного времени, для Башкирского театра оперы и балета, Башкирской государственной филармонии, Союза композиторов Башкирии эти годы стали периодом восхождения, приобретения опыта и мастерства, накопления классического и национального репертуара [56; 44]. На этой плодородной почве возникли совместные работы русских и башкирских композиторов. Произведения данного времени являлись типичными образцами советской песенной оперы 30-50-х годов: героико-эпическая опера «Акбузат» Х.Заимова и А.Спадавеккиа (1942), героико-драматическая опера «За Родину» Х.Ибрагиова и Ф.Козицкого (1942), лирико-драматическая опера «Айхылу» М.Валеева и Н.Пейко (1943). Стремясь подчеркнуть фольклорные истоки оперных произведений, их авторы не только использовали подлинные башкирские мелодии, но и сумели органично включить в свой индивидуальный стиль интонационный строй народной музыки. Усилению национального колорита способствовало и введение в партитуру симфонического оркестра башкирского народного инструмента – курая («Карлугас» Чемберджи, «Ашкадар» Эйхенвальда) [56; 46]. Но, не смотря на возрастающий интерес к опере, ведущим жанром остается песня.

Заключение

История башкирского народа, отраженная в письменных источниках, насчитывает более тысячи лет. Лучшие сыны народа посредством музыкального искусства прославляли красоту и величие родного края.

Возникновение башкирской профессиональной музыкальной культуры, ее центральной составляющей – национальной композиторской школы – явилось итогом долгого процесса, связанного с постепенным укреплением и развитием духовных сил народа, осознанием собственных самобытных корней, взаимодействием и общероссийским культурным движением.

Обращение к национальной музыке в условиях общеобразовательной школы, в том числе и к музыке композиторов башкирского народа даёт возможность школьникам осознать себя истинно духовными носителями родной музыкальной культуры. Она стимулирует у учащихся самообразование, самовоспитание, самооценку, появляется интерес к творческим подходам. Поэтому обращение к подобной музыке как средству воспитания духовности является оправданным и, что особенно важно, своевременным, так как в окружении бездуховной культуры мы закладываем основы будущего человека нацеленного на возвышение своей родной культуры.

В своей работе мы постарались накапливать у детей опыт восприятия произведений народной музыки, музыки композиторов Башкортостана, что явилось основой для формирования национальной гордости и достоинства, патриотизма, высокой нравственности и духовности. В анализе исследования мы пришли к выводам, что первоначальная гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась, поставленные задачи выполнены, методы выбраны правильно.

Материалы выпускной квалификационной работы могли бы служить в качестве методических и практических пособий для учителей, музыкальных руководителей средних общеобразовательных школ.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.

2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Сост. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа, 2004.

3. Алексеев Э.Е. Некоторые методологические проблемы изучения музыкального фольклора // Традиции и перспективы музыкального фольклора народов СССР. – М., 1989. – С.48-55.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М., 1983.

7. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

8. Атанова Л.П. Композиторы Башкирии. – Уфа: Башк.книжное издательство, 1982.

9. Атанова Л.П. Музыкальная культура Башкирии // Композиторы Башкирии. – Уфа, Башк.книжное издательство, 1982.

10. Атанова Л.П. Масалим Валеев. – Уфа, 1970.

11. Атанова Л.П. Халик Заимов. – Уфа, 1967.

12. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. – Уфа, 1996.

13. Ахияров К.Ш., Кашапова Л. М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. Монография. – Уфа, 1998.

14. Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки. – Уфа, 1995.

15. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. – Уфа, 1996. – 105с.

16. Ахметжанова Н.В. В мире башкирской музыки. Сб. статей. Союз композиторов РБ. – Уфа, 1995. – 119с.

17. Бактигулова Л.Б. Национальная музыка (народная и композиторская) в нравственном воспитании младших школьников (на примерах уроков музыки в школах Казахской ССР). Дис.… канд. пед. наук М., 1989.

18. Башкирская музыкальная культура: Учебник для средних и страших классов ДМШ и ДШИ / под ред. Л.Н.Шаймухаметовой. – Уфа, 2005.

19. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни. – Уфа, 1995.

20. Башкирская профессиональная музыка / Сост. А.Рашитова, Г.Байбурина. – Уфа, 1994.

21. Башкиры в составе Российской Федерации: история, современность, перспективы / Отв. Ред. Н.М.Кулбахтин. – ч.2. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.

22. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

23. Белецкий С.В. Музыкальное образование. Проблема общедоступности и путь решения // Образование. – 2001. – №2.

24. Бражник Л.В., Зинатшина Н.В. Башкирская музыка на уроках сольфеджио. Мелодика башкирских композиторов.- Уфа: Китап, 2002.

25. Галина Г.С. Хусаин Ахметов. – Уфа, 1994.

26. Галина Г.С. Загир Исмагилов. – Уфа, 1997.

27. Гарипова Н.Ф. Национальное и современное в башкирской фортепианной музыке 60-70-х годов // Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1983.

28. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХIХ-ХХ веков. – М., 1981.

29. Вопросы истории башкирской музыкальной культуры / Ред.сост. В.А.Башенев, Т.С.Угрюмова. – Уфа: Башк.книжное издательство, 1990.

30. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии / Отв.ред.-сост. 31. В.А.Башенев, Ф.Х.Камаев. – М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1984.

31. Галина Г.С. Из истории Союза композиторов БАССР /1940-1956/. – Уфа, 1985.

32. Галина Г.С. Из истории башксирской музыкальной культуры: Пособие по культуре Башкортостана. – Уфа: БИРО, 2000.

33. Головинский Г. Композитор и фольклор. – М., 1981.

34. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. – М., 1989.

35. Еловская Н.А. Пути развития башкирской музыки (симфонизм Р.Муртазина) // Вопросы искусствоведения. – Уфа, 1983. – С.11-17.

36. Еловская Н.А. Современные тенденции в башкирской симфонической музыке // Вопросы искусствознания. – Уфа, 1980. – Вып.4. – С.18-23.

37. Земцовский И.И. Фольклор и композитор // Музыка и современность. - М., 1971.

38. Зиннурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников (на материале башкирского музыкального искусства). – Дис.… канд. пед. наук. – Уфа, 2002.

39. Из истории развития культуры в Башкирии: Сб.статей / под ред. З.Г.Ураксина, Р.Н.Макалова. – Уфа, 1978.

40. Имамутдинова А.А. Фортепианные миниатюры башкирских композиторов в репертуаре ДМШ. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2002.

41. Информационный бюллетень №2 (61): Информационно-, посвященные Третьему Всемирному курултаю башкир. – Уфа, 2010.аналитические материалы

42. История башкирской музыки: Программа-конспект для муз.ВУЗа по специальности «музыковедение» / Под общ.ред. Т.С.Угрюмовой. – Уфа, 1997.

43. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – 2-е изд. – М., 1984.

44. Кашапова Л.М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы. – Уфа, 2006.

45. Кашапова Л.М. Башкирская национальная музыкальная культура: Программа экспериментального курса и методические рекомендации. – Уфа, 1995. – 45с.

46. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура: Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1-8 (9-11) классов. – Уфа, 1999. – 61с.

47. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура: Хрестоматия к программе по музыке для 1-8 (9-11) классов. – Уфа, 2000.

48. Кодай З. Избранные статьи. – М.: Советский композитор, 1982.

49. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества / Ред.-сост. Е.Р.Скурко. – Уфа: Китап, 2002.

50. Концепция непрерывного этномузыкального образования в Республике Башкортостан на 2003-2010 гг. /Автор-составитель Л. М. Кашапова. – Уфа, 2003.

51. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты. – Уфа, 1987.

52. Музыкально-эстетическое образование школьников: Методические указания для студ. педвуза / Авт.-сост. Н.Ф.Зайнетдинова, Ю.А.Носорев.- Стерлитамак: СГПИ, 2002.

53. Мурзабулатов М.В. Культура башкир. – Уфа, 2000.

54. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/Народное образование. – 2000. – № 2. – С. 14–18.

55. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

56. Очерки по истории башкирской музыки: в 2-х вып. Вып.1. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001.

57. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

58. Программы для общеобразовательных учебных заведений. «Музыка». – М., 1994.

59. Сиразетдинова Р.Ф. Музыкальное искусство в контексте нравственного воспитания будущего учителя.- Дис…. канд. пед. наук. – Уфа, 2002.

60. Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка. – Уфа: Гилем, 2005.

61. Скурко Е.Р. Башкирская профессиональная музыка: прошлое и настоящее // Композиторы и музыковеды Башкортостана. – Уфа, 2002.

62. Скурко Е.Р. Достижения и перспективы: О современной башкирской музыке // Советская музыка. – М., 1980. - №2. (в соавт. с Г.Некрасовой). – С.52-55.

63. Скурко Е.Р. Очерки современной музыкальной культуры Башкортостана. – Уфа, 1997. – 155с.

64. Скурко Е.Р. Стилевые тенденции современной башкирской музыки // Вестник Академии наук республики Башкортостан. – 2004. – Т.9, №1. – С.27-32.

65. Хасаншин Д.Д. Песни для детей. – Уфа, 2006.

66. Художники и композиторы Башкортостана – детям / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа, 2004.

67. Теплов Б.М. психология музыкальных способностей. – М.: Академия пед. наук, 1947.

68.Ямалетдинова Н.Г., Хусаинова Р.Х. Музыка: Программа для 1-8 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – Уфа, 2003.

69. Янов-Яновская Н.С. О национальном стиле современной композиторской музыки // Советская музыка на современном этапе. – М., 1981 – С.165-203.

70. Янов-Яновская Н.С. Одна культура – две традиции // Муз. академия. – 1999. - №3. – С.21-27.

Покупка готовой работы
Тема: «Использование современной музыки башкирских композиторов»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика