Дипломная работа

«Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки»

  • 84 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.….7

1.1. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема….7

1.2. Особенности интерактивных методов обучения на уроках музыки.17

Выводы по первой главе….28

ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ….….…30

2.1. Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников… …30

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты …46

Выводы по второй главе….59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…64

ПРИЛОЖЕНИЕ….71

Введение

Формирование художественно-эстетических потребностей у младших школьников является неотъемлемым процессом музыкального воспитания и обучения. К сожалению, с каждым годом в России наблюдается снижение интереса детей к классической музыке, народному творчеству. Современные дети зачастую не хотят воспринимать серьезное искусство, посещать концерты, театры, музеи. Они не стремятся заниматься художественно-творческой деятельностью, уроки искусства не вызывают у них интереса, так как, в их понимании, считаются необязательными, второстепенными. Художественно-эстетические потребности нынешнего поколения не формируются на должном уровне, что отрицательно влияет на уровень культуры общества в целом.

Однако учащимся необходимо иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, об условиях формирования личности. Большую роль в этом процессе играет формирование нравственных ценностей, эстетических интересов и на их базе художественных потребностей.

Младший школьный возраст – самый благоприятный для формирования художественно-эстетических потребностей, так как у детей еще не сформирована система ценностей, но при этом у них присутствует интерес и стремление к новым знаниям, эмоциональным впечатлениям. Если упустить это время, данные потребности могут не сформироваться вовсе или будут проявляться весьма слабо.

В связи с этим актуализируется проблема формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников с помощью интерактивных методов обучения как одна из важнейших в музыкальной педагогике.

В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников.

Объект исследования – процесс музыкального образования в школе.

Предмет исследования – педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную, методическую литературу по изучаемой проблеме;

2. Рассмотреть особенности формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки как психолого-педагогическую проблему;

3. Раскрыть специфику интерактивных методов обучения на уроках музыки;

4. Выделить педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников;

5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

Методологическую основу исследования составили:

- идеи и положения теорий личности, деятельности, общения (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.В.Сериков, С.Л. Рубинштейн и др.);

- работы, освещающие проблему освоения и использования интерактивных методов и форм обучения (А.Е. Авдюкова, Ю.А.Гавронская, П.Д. Гаджиева, Л. К. Гейхман, Л.Н.Каримова, М.В. Кларин, И.В. Курышева, С.Б.Ступина);

- основные положения теории и методики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Д.Б.Кабалевский, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Л.В.Школяр).

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме;

- эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов данной работы для учителей музыки.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки как психолого-педагогическая проблема

С нашей точки зрения, сформировать у учащихся опыт эстетического переживания является одной из важнейших задач уроков музыки. Эстетическое переживание становится одной из предпосылок формирования основ гуманитарной культуры школьника, его художественно-эстетических потребностей.

На уроках музыки в общеобразовательной школе особенно значима созидательно-творческая деятельность ученика. В связи с этим, неслучайно в настоящее время во многих школах одним из направлений в учебном процессе выбрано художественно-эстетическое, музыкальное. Деятельность учащихся на уроках музыки дает им возможность реализовать свой творческий потенциал в различных областях музыкально-творческой деятельности: музыкальном исполнительстве, слушании музыки, импровизации, сочинительстве и др. В процессе обучения ребенок полностью погружен в создание, творение ценностной вещи, художественного произведения, произведения искусства и др., втягивающей в действие весь его внутренний мир, ум, чувства, интуицию, волю, знания, память, воображение. Творчество вселяет в ребенка уверенность в себе, наполняет его сознание пониманием своей значимости, формирует высокие художественно-эстетические потребности.

Однако решение данной задачи затруднено недостаточной готовностью учителей музыки к развитию чувственной сферы ребенка на основе приобщения его к духовной культуре и искусству.

Анализ школьной практики показывает, что большинство учителей музыки не владеют опытом актуализации ситуаций сопереживания другому человеку, не способны дифференцировать ощущения и эмоции детей, организовывать восприятие ими классических произведений музыкального искусства, создавать условия для переживания ими эстетических чувств и формированию художественно-эстетических потребностей.

В соответствии с задачами данного исследования выявим сущность понятия «художественно-эстетическая потребность». Так, анализ изучения проблемы потребностей в философии, социологии, психологии показывает, что художественная и эстетическая потребности относятся к потребностям высшего порядка, обозначаемым как духовные потребности [13, с.55].

Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, к оценкам произведений искусства, к деятельности художника, к восприятию искусства, творчеству (в любой сфере деятельности) и т.д. Художественное как таковое оставляет в стороне эстетические явления, ценности, процессы, не обладающие художественным характером (например, эстетические явления в природе, в поведении, в бытовой сфере и т.д.). Однако когда эти эстетические явления (в природе, поведении, быту) становятся основой содержания художественного произведения, в этом случае они приобретают художественный характер, как и любой художественный образ, который не формируется вне эстетического (эстетических категорий) [13, с. 63].

Эстетические отношения человека к действительности и эстетическая деятельность находят свое концентрированное выражение именно в искусстве, в художественной деятельности. В художественно-эстетической деятельности преобладает эмоционально-образное начало, а ее функции заключаются в формировании отношения человека к реальному миру с точки зрения норм гармонии, красоты и эстетического идеала как потребности человека в гармонии, непротиворечивости, соразмерности, логичности, ясности. Все духовные человеческие начала существуют в органическом единстве, целостности. Эстетическая природа искусства, что признается большинством теоретиков в области эстетики, делает связь эстетического и художественного (искусства) естественной и закономерной.

В структуре духовных потребностей человека современного общества важное место занимает потребность в восприятии произведении искусства, в наслаждении прекрасным, в постоянном общении с искусством, в самовыражении в нем, в развитии художественного кругозора, эстетического вкуса, художественных способностей, потребности в овладении умениями и навыками художественной, музыкальной деятельности, в стремлении привносить красоту в окружающую жизнь.

Сформированные духовные, художественно-эстетические потребности являются значительной составляющей общей культуры личности. Понятие культура достаточно широко выражает все формы духовной жизни человека - мыслительной, религиозной, этической.

Общество, в котором мы живем, находится в разнообразной поликультурной среде, и не учитывать его особенности на современном этапе развития невозможно. Переживаемый нами период связан с поворотом в сознании общества к художественной культуре собственного народа, к философии, менталитету, традициям своих предков, к духовному миру личности. Формирование у подрастающего поколения художественно-эстетических ценностей своего народа в контексте с мировой художественной культурой сегодня представляется особенно важным.

Формирование художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки начинается с младших классов в процессе изучения музыкальных произведений. Уроки музыки имеют огромные возможности развития духовности, общей и эстетической культуры школьников. Самой жизнью доказано, что музыка в силу своей специфики, особенности и неповторимости, путем целенаправленного и систематического воздействия облагораживает человека, делает его восприимчивым, отзывчивым, чутким, добрым, способствует формированию мировоззрения, нравственных качеств, духовной культуры. Известно, что чем раньше начинается систематическая и целенаправленная работа по обучению детей музыке, тем успешнее развиваются их музыкальные способности. У младших школьников чрезвычайно сильна потребность в созидании прекрасного и соприкосновение с музыкой пробуждает в них желание творить, развивать необходимые умения и навыки, что в свою очередь, создает благоприятную почву для реализации воспитательных задач. Максимально использовать данные возможности в плане развития духовности и музыкально-эстетической культуры учащихся – основная задача каждого учителя музыки.

Для формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения. Прослушивание музыки должно сочетаться с изучением литературных произведений и рассматриванием картин. Важно побуждать учащихся к оценке данных произведений искусства, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам, формированию собственного художественно-эстетического мнения. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании художественно-эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.

1.2. Особенности интерактивных методов обучения на уроках музыки

Вот уже много десятилетий неизменной для уроков музыки остается главная цель: воспитание и развитие гармоничной личности учащихся. Основным средством ее достижения продолжает оставаться познавательная активность. В настоящее время важным становится не только накопление знаний, умений и навыков, а подготовка учащегося как субъекта своей образовательной траектории.

В процессе обучения используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

При использовании пассивных методов учитель на уроке играет важную, самую значительную, основную, центральную роль. В данном случае используются пассивные стратегии или методы линейного воздействия.

При использовании активных методов обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Он остается главным и единственным источником информации и экспертом.

Учащиеся ранее никак не считаются бездеятельными слушателями, они имеют все шансы обсуждать проблемы, представлять свои заключения. Учебно-воспитательный процесс никак является полностью подготовленным учителем. Обучение не имеет четкой структуры, появляется возможность дополнительного обсуждения вопросов. В подобных ситуациях возникают различные дискуссии в процессе коллективного обсуждения.

В данном случае используются активные стратегии или методы кругового воздействия.

Наиболее интересными (перспективным) в настоящее время являются интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга) основано на взаимодействии обучающихся между собой. По мнению Т.Г.Мухиной понятие «интерактивные технологии» употребляется в современной практике в том случае, если необходимо подчеркнуть степень активности субъектов в процессе взаимодействия, организуемого педагогом. Исследователь подчеркивает, что в процессе интерактивного обучении меняются ведущие функции преподавателя, он выступает в роли организатора и помощника, а коллективное обучение в маленьких группах становится основной формой организации обучения [3, c.17] .

Интерактивное обучение это обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Его отличительной особенностью является организация совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, интерактивное обучение нацелено не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности.

Интерактивное обучение, по мнению А. Пометун и Л. Пироженко, – это специфическая форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретно предполагаемую цель – создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик должен чувствовать свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Главное – интерактивные методы создают условия для междуличностного взаимодействия учащихся [34].

Наглядно продемонстрировать отличительные особенности интерактивного обучения в схеме 2 (См. Прил. Схема 2.)

Заключение

Проведенное научно-теоретическое и экспериментальное исследование позволило сделать следующие общие выводы.

Особенности уроков музыки способствуют расширению возможности современной образовательной системы основного музыкального образования в формировании художественно-эстетических потребностей учащихся младших классов, что мы и смогли передать в исследовании.

Приобщение учащихся младших классов к духовному содержанию музыки на уроках музыки обязано основываться на единстве восприятия и художественно-практической деятельности, на применение передачи духовно-содержательных знаний, творческой связи преподавателя и учащегося.

Доказанные в теории и проверенные на практике педагогические условия прямо способствуют развитию у учащихся младших классов полной картины о сущности музыки и художественно-эстетических категориях.

Нам удалось представить, что учащихся младших классов в состоянии изучить не только нравственно-эстетические параметры музыкальной культуры, но и ее практическую сущность на доступном уровне. Для этого нужно наряду с усвоением исключительно теоретических особенностей музыкальных сочинений включать в уроки музыки новые интерактивные формы и средства постижения музыки.

Эффективность педагогического эксперимента повышалась благодаря следованию ряда оптимальных педагогических условий по формированию художественно-эстетических потребностей школьников:

1. Создание художественно-эстетической среды;

2. Интенсификация художественно-творческой активности младших школьников;

3. Реализация индивидуально-личностного подхода на уроках музыки;

4. Оснащение учебного процесса современными мультимедийными средствами.

В этой связи нами были решены следующие поставленные ходом эксперимента задачи:

1. Проанализировать научную, методическую литературу по изучаемой проблеме;

2. Рассмотреть особенности формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки как психолого-педагогическую проблему;

3. Раскрыть специфику интерактивных методов обучения на уроках музыки;

4. Выделить педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников;

5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.

В результате апробации научного исследования и экспериментального опыта, касающегося формирования художественно-эстетических потребностей школьников, мы выделили следующие образовательно-воспитательные параметры урока музыки:

- необходимо использовать все формы деятельности обучающихся: восприятие музыки; музыкально-образовательную деятельность; посильную исполнительскую и художественно-творческую деятельность;

- организовывать образовательный процесс в соответствии с педагогическими принципами накопления положительных эмоций; активизации учебно-познавательной деятельности; учета индивидуальных особенностей; сотрудничества педагога и учащихся;

- использовать на уроках музыки метод создания на уроке эмоционально-эстетической ситуации;

- применять на уроке музыке интерактивного комплекс форм и методов;

- использовать групповую, дискуссионную, игровую формы работы.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке и обосновании программ и научно-методических рекомендаций по музыки для общеобразовательной школы, а также в подготовке программ и методических пособий для студентов педвузов.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. – М.: Изд-во 3-е, испр. и доп., 2010.-с. 243

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004.-с. 42

2. Авдюкова, А. Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург, 2006. – 32 с.

3. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г.Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97с.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – Спб.: Питер, 2001. – 272 с.

6. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

7. Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1961. Вып. 1

8. Арановская И.В. Эстетическое развитие личности и его роль в современном музыкально-педагогическом образовании (методологические основы): Монография. - Волгоград: Перемена, 2002.- 257 с.

9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. — М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

10. Борев Ю.В. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988-496с.

11. Бороздин А. О. Караоке на уроке. Новые ин формационные технологии в общем музыкальном образовании // Музыка в школе. - 2006.- № 5. - С. 69-72.

12. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Академия, 2008. – 176 с.

13. Волынкин, В. И. Художественная потребность: методология, теория, практика [Текст] : монография / В. И. Волынкин. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2010. – 311 с.

14. Выготский Л. С. Мышление и речь / JI. С. Выготский. — М., 1956. - 521с.

15. Гавронская, Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

16. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / П. Д. Гаджиева. –Махачкала, 2005. – 25 с.

17. Гапеенкова С.М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения. - Пенза, 1997.

18. Гейхман, JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л. К. Гейхман. –Екатеринбург, 2003. – 34 с.

19. Глейзер Г.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения в школе. — M., 1985

20. Гриншкун В.В. Применение информационных технологий в образовании // Вестник РУДН, 2007. - № 4. - 17 с.

21. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев. - М.: Сентябрь, 2006. - 192 с.

22. Гуревич П.С. психология личности. – М.: Юрити-Дана, 2009. – 559 с.

23. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011. — № 4.

24. Девяткина Е.Б. Музыкально-педагогическая деятельность учителя музыки как ориентир совершенствования профессиональной подготовки студентов// Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – курс: Изд-во КГУ, 2008. - №2. – С. 122 – 140.

25. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

26. Зарецкая Л.В. Интерактивные технологии в образовании: урок-тренинг // Вестник практической психологии и образования. – Тверь: Золотая буква. – 2005. - №2 (3). – С. 103 – 118.

27. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе . - К.: Педагогика, 2009. - 178 с.

28. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: Владос, 2000.

29. Интерактивные технологии обучения [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / авт.-сост. Т. Н. Добрынина ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 80,5 МБ - Режим доступа: h**t://lib.nspu.r*/umk/bcaac42d1b865c04/

30. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе: Эстетическое воспитание статьи, доклады, выступления. — М.: Педагогика, 1973. — 334 с.

31. Каган М.С. Морфология искусств. – Л., 1972-440с.

32. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009. - 173 с.

33. Кадина Г. В. Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса // Музыка в школе. - 2009. - № 3. - С. 39-40.

34. Каримова Л.Н. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза // Фундаментальные исследования. - №3, 2014 - С.393-396.

35. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие / С.С. Кашлев. - Минск: Высшая школа, 2004. - 176 с.

36. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 21- 28.

37. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. – 1996. - №2. – С. 14 – 17.

38. Коган Л.Н. Художественный вкус. М., 1966. - 123с.

39. Козачек О. В. Современные мультфильмы и дети. Режим доступа: h**t://w*w.volgograd.r*/theme/info/ zozh/95911.pub

40. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с.

41. Коротаева, Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме / Е.В. Коротаева // Мир образования - образование в мире. - 2003. - № 4. - С. 132—143.

42. Краснокурская О.А. Диагностика готовности будущих учителей начальных классов к развитию эстетических чувств младших школьников // Вектор науки Тольяттинского гос.ун-та. Серия: педагогика, психология. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. - №2. – С. 118 – 121.

43. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие. - М., 2000.

44. Курышева, И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Курышева. – Пенза, 2009. – 31с.

45. Курышева, И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: дис. . канд. пед. наук; 13.00.01; ГПУ ВПО «Нижегородский государственный пед. ун-т» / И.В. Курышева. - Нижний Новгород, 2010. - 257 с.

46. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность. Сборник статей – М.: МГУ, 1976.

47. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. -276с.

48. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 1984. - 251с.

49. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 254 с.

50. Мозгот В.Г. Проблемы музыкального образования студенческой молодёжи в полиэтническом регионе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. - №1. – С. 85 – 89.

51. Москалевич Г.Н.Технологии интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества Г.Н. Москалевич // Инновационные образовательные технологии. - 2014. –№ 1 (37).- С. 43-48.

52. Мудрик В.А. Социальная педагогика: Уч-к для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

53. Назарова Р.Г. Эстетическое воспитание подростков в мультикультурном образовании: Дисс. канд.пед.наук. – Астрахань, 2006.- 192 с.

54. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. - М., 2005.

55. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. Из истории эстетической мысли. М.: Просвещение, 1989. - 361с.

56. Педагогика: Учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. - М : Педагогическое общество России, 1998.  640 с.

57. Прохорова Т.Н. Психологические аспекты эстетического воспитания школьников. - М.: ИОО МО РФ, 2004. - 172 с.

58. Сандюкова С.А. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореф.дисс. канд.пед.наук. – Омск, 2009. – 24 с

59. Семенищева М.Г. Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград.: Изд-во ВГСПУ, 2012. - №5 (69). – С. 77 – 81.

60. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях : учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М. : Педагогическая академия, 2010. – 87 с.

61. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование. Поиск новой парадигмы: монография. - М., 1998. - 265 с.

62. Стражникова Т.И. Теоретическая модель формирования художественно-эстетических потребностей у младших школьников на уроках музыки// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. Аграрного ун-та. – Краснодар: Изд-во КГАУ, 2013. - №87. – С.808 – 817.

63. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. / С.Б.Ступина – Саратов: издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.

64. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Суворова // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 25 - 27.

65. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских Е.И., Афонина М.В. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Барнаул: БГПУ, 2009. — 189 с.

66. Титова О.А. Компетентностный подход в деятельности преподавателя фортепиано как средство повышения качества подготовки специалистов социокультурной сферы без специальной начальной музыкальной подготовки в вузах культуры и искусств (теоретико-методологический анализ) // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2013. - №2. – С. 194 - 197.

67. Образцов П.И.Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004. – 138 с.

68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012 – 713 с.

69. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 448 с.

70. Цурюмова С.В. Влияние личности педагога на формирование эстетической культуры учащихся// Среднее профессиональное образование. – 2007. - №6. – С. 19 – 21.

71. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/д: Феникс, 2005. -304 с.

72. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001.-с.828

73. Школяр Л.В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. М., 2003.- 116с.

Покупка готовой работы
Тема: «Интерактивные методы обучения в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников на уроках музыки»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 84
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика