Курсовая работа

«Педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике»

  • 42 страниц
Содержание

Введение

Глава I. Теоретическое описание педагогических условий развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

1.1. Использование комплексной диагностики академической одаренности учащихся

1.2. Построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся с признаками академической одаренности

1.3. Внедрение комплекса разноуровневых развивающих заданий для учащихся с признаками академической одаренности

Глава II. Опыт развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы по развитию академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

2.2. Реализация педагогических условий развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

2.3. Динамика развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в людях интеллектуально развитых, талантливых, способных неординарно мыслить, выдвигать прогрессивные идеи по изменению действительности, активно влиять на повышение конкурентоспособности региона, страны в целом. Стремлением российского общества к общемировым стандартам образования обусловлена стратегическая цель реформирования системы образования, обеспечивающая создание наиболее благоприятных условий для развития одаренных детей, реализации их интеллектуального и творческого потенциала. Обращение к проблеме раннего выявления и развития одаренных детей нашло отражение в нормативных документах таких как: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, «Профессиональный стандарт. Педагог» , Федеральный закон об образовании в РФ, рабочая концепция одаренности: «Одаренные дети».

Существуют различные виды одаренности: социальная, творческая, интеллектуальная. В центре нашего внимания интеллектуальная одаренность, под которой понимают умение думать, анализировать, сопоставлять факты. Видом интеллектуальной одаренности является академическая одаренность. Учащиеся этого типа одарённости прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.

Большими возможностями развития академической одаренности обладает физика, потому что она является одной из основных наук, с которой связан научно-технический прогресс.

Вопросами одаренности детей занимались многие зарубежные и

отечественные психологи и педагоги. Известны крупные исследования в

области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда

П. Торренса, Ф. Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался и Ж. Брюно Проблема одаренности изучалась и отечественными учеными Матюшкиным А.М., Лейтесом Н.С., Тепловым Б.П., Рубинштейном С.Л.,

Шумаковым Н.Б., Чистяковым Г.Д., Юркевичем В.С. и др.

Противоречия исследования:

1. Между потребностями общества в высокоодаренных выпускниках школ и недостаточным развитием способностей в процессе школьного обучения

2. Между социальным заказом на повышение качества обучения школьников и отсутствием в практике целостной системы по развитию академической одаренности

3. Между необходимостью раскрытия и реализации интеллектуального потенциала одаренных детей и отсутствием целостной результативной педагогической системы диагностирования и поэтапного формирования академической одаренности в учебной деятельности

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике.

Объект исследования: процесс обучения физике .

Предмет исследования: педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

Гипотеза исследования: эффективность формирования академической одаренности школьников в условиях массовой школы может быть значительно повышена если:

1. использована комплексная диагностика академической одаренности учащихся;

2. спроектированы индивидуальные образовательные траектории для учащихся с признаками академической одаренности в процессе обучения физике;

3. внедрены комплексы разноуровневых заданий по физике для учащихся с признаками академической одаренности;

Задачи исследования: в соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) Теоретически описать педагогических условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

2) Экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

3) Разработать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с признаками академической одаренности

4) Разработать методические рекомендации по развитию академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

Теоретико-методологическая основа исследования: философское обоснование развития индивидуальности (Б.С. Гершунский, Э В. Ильенков, А.Г. Спиркин); теоретические положения структуры личности и типологии ее потребностей (Г.С. Батищев, В.Д. Шадриков, В.А. Ядов); основополагающие труды отечественных ученых в области дидактики (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин); гуманистические идеи личностно-центрированного образовательного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Якиманская).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование и конструирование, вариативный педагогический эксперимент, диагностические методы (анкетирование, интервьюирование и тестирование школьников, учителей, родителей); наблюдение в естественных и лабораторных условиях, статистическая обработка экспериментальных данных.

Опытно-эксперементальная база: МБОУ Гимназия №3, им. М.Горького, г.Уфа,

Теоретическая значимость :

1. Выявлена специфика развития академической одаренности.в обучении физике

2. Обоснованы педагогические условия развития академичесой одаренности учащихся в процессе обучения физике

3. Разработана классификация разноуровневых развивающих заданий для обучающихся с признаками академической одаренности

Практическая значимость:

1. Разработаны методические рекомендации развития академической одаренности учащихся в обучении физике

2. Подобраны диагностические методики развития академической одаренности учащихся в обучении физике

Материалы исследования могут использоваться в образовательном процессе школы, на курсах повышения квалификации педагогов.

Фрагмент работы

Глава I Теоретическое описание педагогических условий развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике.

3.1. Использование разработанной комплексной методики диагностики академической одаренности учащихся

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).

Существуют признаки, по которым можно определить наличие одаренности у обучающегося.

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный- характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как “одаренного” либо как “неодаренного” на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты “одаренных” и “неодаренных” коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;

5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

6) оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

7) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями, проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

Навешивание ярлыков типа “одаренный” или “ординарный” недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.

Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).

Специальную область составляют экспериментально-психологические исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти исследования могут использовать самые разнообразные психологические методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности, а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Существует множество психологических приемов и методов, направленных на выявление академической одаренности. Ниже представлен набор методик, доступных для учителя, позволяющих выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно спланировать дальнейшую развивающую работу.

1. Методика оценки общей одаренности

Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

2. Методика «Карта одаренности» Эта методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

3. Методика«Интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

4. Анкета одаренности по А.И.Савенкову.

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности

5. Опросник для выявления одаренных школьников по А.А. Лосевой

Данный опросник, предложенный Аллой Аскольдовной Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями.

6. Анкета«Ребенок: способный или одаренный?»

7. Методика для определения уровня умственного развития детей.

Тест применяется с детьми, начиная с 7-ми летнего возраста.

Может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме.

Методика состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

8. ШТУР –школьный тест умственного развития

Служит для изучения интеллектуального развития детей и подростков. В основе теста лежит школьная программа, учитываются три учебных цикла: общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико

Заключение

В данной работе нами были теоретически описаны педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике, а так же была экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике. Были разработаны индивидуальные образовательные траектории обучающихся с признаками академической одаренности и методические рекомендации по развитию академической одаренности учащихся в процессе обучения физике

Список литературы

1.Выявление и развитие одаренности. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Сборник 1. — Уфа, 2002. - 66 с. (в соавторстве с Мочаловой Н.М.)

2. Учебные способности школьника (академическая одаренность). Учебно-методическое пособие. — Уфа, 2001. - 58с. (в соавторстве с Мочаловой Н.М.)

3. Богоявлинская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998.-243с.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие для студентов высших пед.учеб. заведений. М.: Academia, 2000. -320с.

5. Методы выявления одаренности: Разраб. специалистов Метод, центра и Лаб. психол.- пед. поддержки способ, и одар. детей Юго-Зап. окр. Москвы. //Образование.1999.-N4.-С.31-42.

6. Мочалова Н.М. , Рафикова В.М. Выявление и развитие одаренности. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Сборник 1. -Уфа: Центр образов, технол., 2002. 66с.

7. Мочалова Н.М., Рафикова В.М. Учебные способности школьника (академическая одаренность). Учебно-методическое пособие. Уфа: Центр образов, технол., 2001. - 58 с.

8. Пидкасистый П. И., Чудновский, В. Э. Программа. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся. М.: Пед. о-во России,1999.-30с.

9.Синягина Н. Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: Метод, пособие. М.: Вуз. кн.,2001.-126с.

10. Выявление и развитие одаренности. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Сборник 1. — Уфа, 2002. - 66 с. (в соавторстве с Мочаловой Н.М.)

11. Системно-технологический подход в исследовании дидактических условий развития академической одаренности // Білім - Образование. - 2007. -№2(32). – С.68-70.

12. Шадрикова В.Д. Рабочая концепция одаренности – М.: Магистр, 1998.

13. Юркевич В.С, Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996.

14. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией. Н.С. Лейтеса, М., 1996.

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике»
Раздел: Педагогика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика