Курсовая работа

«Государственное регулирование экономики теоретический аспект»

  • 51 страниц
Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 5

1.1. Теоретическое обоснование необходимость государственного регулирования экономики 5

1.2. Основные направления государственного регулирования экономики 9

1.3. Характеристика форм и средств государственного регулирования экономики 12

1.4. Нормативно-правовая база государственного регулирования экономики в РФ 17

2. Основные теории государственного регулирования экономики 22

2.1. Кейнсианская экономическая политика 22

2.2. Неоконсервативная модель государственного регулирования экономики 27

3. Государственное регулирования экономики 34

3.1. Роль государственного регулирования 34

3.2. Проблемы государственного регулирования экономики в России на современном этапе 36

Заключение 46

Список литературы 49

Введение

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Оно гарантирует равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если по-лагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптимальности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиатской частями страны, возникнет автаркия. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно с издержками и потерями.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, осуществляет широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «Кейнсианской революции» которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Объект исследования – государственное регулирование экономики.

Предмет исследования – теоретические основы государственного регулирования экономики.

Целью курсовой работы является проанализировать теоретические основы государственного регулирования экономики.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- выявить сущность и объективную необходимость государственного регулирования экономики;

- определить основные направления государственного регулирования экономики;

- дать характеристику форм и средств государственного регулирования экономики;

- изучить основные теории государственного регулирования экономики: кейнсианскую экономическую политику и неоконсервативную модель государственного регулирования экономики;

- проанализировать теоретические основы государственного регулирования экономики.

При написании курсовой работы использовались материалы учебников, монографий, статьи периодической печати.

Фрагмент работы

1. Теоретические основы государственного регулирования экономики

1.1. Теоретическое обоснование необходимость государственного регулирования экономики

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма его регулирования [8, c.25].

Таким образом, имея важное значение для экономического и социального развития, любое государство, осуществляя регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства заслуживает в настоящее время самого пристального внимания.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению[7, c.9].

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Многообразие задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся [12, c.29]:

создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

деятельность в сфере распределения доходов;

организация денежного обращения;

поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и т.д.

Воздействие государства на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических.

Основными инструментами государственного регулирования экономики являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, государственное регулирование ценообразования, внешнеэкономическое регулирование.

Административные средства регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Сфера деятельности административных средств регулирования экономики сводится, в основном, к охране окружающей среды, созданию условий для социально слабозащищенных слоев населения и т.п.

Приоритет государственного регулирования в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [20, c.58].

Таким образом, государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

Заключение

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан.

Государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование экономики - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

Кейнсианская концепция явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в рыночной экономике. В отличие от классической идеи о нейтральности государства в ней доказана необходимость координирующего вмешательства государства. Идея о необходимости государства в рыночную экономику для достижения "полной занятости без инфляции" утвердилась в общественном сознании и государственной экономической политике в послевоенный период.

Неоклассики определили критерий целесообразности государственного вмешательства в функционирование рынка. Любое такое вмешательство связано с определенными затратами:

а) с административными издержками по осуществлению регулирования;

б) с побочными эффектами такого регулирования.

Использование данного критерия приводит к строгому ограничению государственного вмешательства в экономику. Вместе с тем в отличие от классической школы неоклассики не отрицают значение государственного регулирования, но при этом ведется поиск его наилучшего соотношения с механизмом рыночного саморегулирования.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Как мы видим из опыта США, современная реальная экономическая политика - это синтез неоклассицизма, неокейнсианства и монетаризма. Именно поэтому, для России необходимо выбрать модель с точки зрения стратегии развития в 21 веке. Таким образом, цель и задачи курсовой работы полностью достигнуты.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Основные направления государственной политики по поддержке субъектов предпринимательской деятельности в условиях нестабильной экономической среды // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 3. - С.17-23.

2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2012. - 315с.

3. Государственное регулирование рыночной экономики / под ред. Кушлина В.И. – М.: РАГС, 2012. – 829 с.

4. Государственные социально-экономические приоритеты: опыт США и интересы России / В.Б.Супян, В.С.Васильев, Г.Б.Кочетков и др. // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2015. - N 4. - С.3-24.

5. Гришин А.В. Российская практика государственного регулирования инновационно ориентированной деятельности компаний // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 4. - С.137-144.

6. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. - № 4. – с.3-10.

7. Завельский М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях. - М.: Наука, 2013. - 328с.

8. Золин И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N 1. - С.25-31.

9. Кац И. Взаимодействие государства и рынка // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - N 7. - С.22-26.

10. Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - N 6. - С.29-37.

11. Князев Ю. О современном этапе эволюции рыночной экономики // Общество и экономика. - 2013. - N 4-5. - C.91-117.

12. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики, или Все хорошо в меру // Общество и экономика. - 2008. - N 6. - С.28-57.

13. Кучуков Р. Государственное регулирование: нацеленность на результаты / Р.Кучуков, А.Савка // Экономист. - 2012. - N 9. - С.3-11.

14. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. - 2014. - N 6. - С.3-13.

15. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2013. - N 11. - С.3-12.

16. Нуреев Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 639с.

17. Петров Ю. Развитие системы государственного регулирования российской экономики в условиях глобализации мирового кризиса: реализация потенциала налоговых и других институтов // Рос. экон. журнал. - 2014. - N 7-8. - С.35-64.

18. Расулев А. Государственное регулирование экономики и мировой финансовый кризис / А.Расулев, С.Воронин // Общество и экономика. - 2014. - N 1. - С.70-83.

19. Расулев А. Планирование как фактор регулирования рыночной экономики / А.Расулев, Р.Рахимов // Общество и экономика. - 2007. - N 11-12. - С.113-118.

20. Садков В. Об оптимальных размерах участия государства в экономике / В.Садков, И.Греков // Общество и экономика. - 2012. - N 11-12. - С.57-77.

21. Самуэльсон П. Экономика. - М.: МГП "Алгон", ВНИИСИ, 2002. (Том 1. - 334 с.; Том 2. - 416 с.)

22. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / отв. ред. Зельднер А.Г. - М.: Наука, 2006. - 261с.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственное регулирование экономики теоретический аспект»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 51
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика