Дипломная работа

«Проблема охраны и воспитания певческого голоса у учащихся младшего возраста образовательной школы»

  • 114 страниц
Содержание

Введение….….3

Глава I. Теоретические основы воспитания и развития певческого голоса у учащихся младших классов общеобразовательной школы….9

1.1. Исторический обзор развития, воспитания и охраны певческого голоса….9

1.2. Сущностные характеристики воспитания и охраны детского голоса в различных научных направлениях….18

1.3. Психофизиологические особенности первоклассников….30

1.4. Важность и значение региональной экологической обстановки по эффективному воспитанию и охране детского певческого голоса….52

Глава II. Опытное экспериментальное исследование по охране певческого голоса у учащихся первого класса

общеобразовательной школы….53

2.1. Методы и приёмы работы по воспитанию и охране детского певческого голоса…53

2.2. Опытно-экспериментальная работа….76

- констатирующий эксперимент….….77

- формирующий эксперимент….82

- контрольный эксперимент….….94

Заключение….100

Список литературы….105

Приложение I(«Вокальный и инструментальный материал к формирующему этапу эксперимента»)…114

Введение

Назначение музыкальной деятельности в целом и, в частности, пения - способствовать духовному обогащению и всестороннему развитию человека. Отсюда следует, что певческая деятельность на уроке музыки должна быть направлена, в первую очередь, на наиболее полное развёртывание каждым ребёнком своих возможностей.

Музыкально-исполнительский процесс в общеобразовательной школе предполагает овладение учениками системой как специально-теоретических, так и вокально-хоровых знаний, умений, навыков. Вместе, с тем педагог-музыкант должен помнить, что певческий голос не может быть отделён от состояния детского организма в целом. Вне личностного состояния и переживаний субъекта в вокально-хоровом исполнительстве нельзя выразить ничего. Познание механизма работы голосового аппарата, совершенствование навыков работы с детскими голосами, учёт естественных физиологических возможностей детей должны быть неотъемлемой частью образования и повседневной работы преподавателя.

Не следует недооценивать, особенно в современных ухудшающихся экологических условиях, оздоравливающее влияние охраны певческого голоса на весь детский организм. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Педагоги-практики давно отметили благотворное влияние планомерного вокального воспитания на физическое здоровье детей.

Потенциал исследований в области охраны детского голоса огромен. Известный методист и хормейстер-практик Д.Е. Огороднов отмечает: «Пока же, к сожалению, мы не используем огромных резервов способностей и творческих возможностей, заложенных в виде задатков у всех детей. И прежде всего это касается детских голосов, которые в значительной мере остаются невыявленными и недоразвитыми, а частью даже портятся, теряют свои ценнейшие природные свойства и перспективу дальнейшего совершенствования…» [62, c. 127].

В настоящее время сложился ряд объективных факторов, способствующих возрастанию интереса к вопросам охраны детского певческого голоса. Это, с одной стороны, ухудшающаяся экологическая ситуация, падение общего уровня здоровья детей. С другой стороны, современная педагогическая наука и практика ориентированы на гуманизацию образования, педагогику поддержки ребёнка, учитывающую его личностные индивидуальные особенности. Сохранение физического и психического здоровья детей становятся главными задачами школы.

На этом фоне возникает противоречие между насущными потребностями детей и недостаточным вниманием к охране детского голоса на уроках музыки в общеобразовательной школе.

В связи с вышеназванными проблемами заявленная тема дипломной работы «Проблема охраны и воспитания певческого голоса у учащихся младшего возраста общеобразовательной школы» весьма актуальна. Необходимость разработки данной темы именно на материале младших классов мы считаем основополагающей, так как охрану детского певческого голоса надо начинать как можно раньше.

Вопросы охраны детского голоса, как представляется, должны пронизывать и составлять необъемлемую часть содержания всех форм работы педагога на уроке музыки, а также всей организации исполнительской деятельности детей.

Объектом исследования явилась музыкально-педагогическая деятельность в младших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования – охрана и воспитание певческого голоса ребёнка в процессе целенаправленного обучения и воспитания на уроках музыки.

Цель данной дипломной работы – осветить основные проблемы охраны детского певческого голоса (в педагогическом, психолого-физиологическом, экологическом аспектах); определить сущность работы педагога-музыканта по охране детского голоса на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

• изучить и проанализировать литературу по избранной проблематике (из области общей и музыкальной педагогики, возрастной психологии, физиологии, экологии);

• раскрыть теоретическое содержание понятия «охрана детского голоса», проследить его историческое развитие в отечественной музыкально-педагогической литературе;

• выявить необходимые педагогические условия для охраны детского голоса;

• охарактеризовать психолого-физиологические особенности первоклассников;

• вскрыть значение и важность экологического аспекта в охране певческих функций ребёнка;

• изучить содержание воспитательной и обучающей деятельности преподавателя музыки по охране певческого голоса детей;

• обобщить систему методов и приёмов работы, направленных на охрану детского голоса;

• исследовать возможности использования наглядного и игрового методов для гигиены и охраны детского голоса;

• организовать опытно-экспериментальную проверку выдвигаемой в работе гипотезы;

• обобщить теоретические и методические положения исследования, дать необходимые методические рекомендации.

Методы исследования, применённые в процессе дипломного исследования:

• теоретические – анализ и обобщение имеющихся теоретических сведений по теме;

• эмпирические – обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, беседа;

• педагогический (констатирующий, формирующий) эксперимент;

• методы математической обработки полученных результатов.

Методологической основой дипломной работы стали положения современной педагогики «поддержки», направленной на учёт личностных особенностей ребёнка и сохранение его здоровья (И.П. Подласый, И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская, А.А. Реан) [11, 66, 67, 90]; труды по возрастной психологии (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) [9, 18, 74, 93], психологии восприятия музыки (В.В. Медушевский, Г.В. Иванченко) [33]. Музыкально-педагогической базой явились учебные пособия методической и практической направленности Ю.Б. Алиева, Л.В. Горюновой, Л.Г. Дмитриевой, Н.М Черноиваненко, Э.Б. Абдуллина, Л.А. Безбородовой, Л.В. Школяр, Е.И.Юдиной и других [2, 3, 8, 20, 21, 49, 94]. Полезными в ракурсе избранной темы стали рекомендации Ю.Б. Алиева, В.В. Емельянова, Т.Н. Овчинниковой, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой по конкретной организации различных форм деятельности участников певческого коллектива [2, 3, 24 - 25, 60 – 61, 62, 80 – 81], а также методические разработки Т.В. Ждановой [28] и Т.В. Нагорной [50], освещающие возможности игрового и наглядного методов в музыкальных занятиях с учениками младших классов.

В качестве основополагающих источников по проблемам охраны и гигиены детского голоса взяты работы врача-фониатра И.И. Левидова [41], методистов и практиков музыкальной педагогики Н.Д. Орловой, Н.Н. Добровольской [22 – 23], Т.Н. Овчинниковой [60 – 61], Д.Е. Огороднова [62], Г.П. Стуловой [80 – 81], В.В. Емельянова [24 – 26], Ю.А. Носорева [54 – 55] и др.

Нами выдвигается следующая гипотеза исследования:

1. Охрана и воспитание певческого голоса представляет собой сложный процесс комплексного и постоянного воздействия специальных упражнений, предназначенных для правильного формирования детского певческого голоса.

2. Эффективность охраны воспитания певческого голоса в младшем школьном возрасте имеет свои особенности и будет проходить успешно, если используется система фонопедических, фонетических, дыхательных упражнений средствами наглядного и игрового методов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В целях охраны и воспитания детского певческого голоса целесообразно комплексное использование фонопедических, фонетических, дыхательных упражнений. Рекомендуется также использование наглядного и игрового методов, наиболее соответствующих психологическим характеристикам детей младшего школьного возраста.

2. В результате систематического применения названных методов улучшается физическое состояние голосового и дыхательного аппарата, качество певческого голоса, а также психологическая мотивация детей (интерес к пению).

Базой экспериментального исследования стали два первых класса школы № 15 города Октябрьский республики Башкортостан.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Глава первая (теоретическая) освещает педагогические, психолого-физиологические и экологические аспекты охраны детского голоса, а также историческое и теоретическое развитие понятия «охрана детского голоса» в российской музыкальной традиции. Глава вторая (практическая) раскрывает содержание воспитательной и обучающей деятельности преподавателя музыки по охране певческого голоса детей. Во втором разделе этой главы приводятся результаты проверки эффективности педагогического эксперимента. Заключение содержит итоговое обобщение теоретических и методических положений работы. Список литературы охватывает 94 источника. Приложение включает ряд образцов певческих упражнений, занимательных игровых заданий, наглядных материалов.

Теоретическая значимость исследования заключается во всестороннем раскрытии факторов, а также в определении системы педагогических условий, способствующих охране детского певческого голоса на уроках музыки в первом классе.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования её содержания в качестве методического пособия. Обобщенные в рамках дипломной работы материалы, находящиеся в русле прогрессивных педагогических тенденций, стимулируют к дальнейшим поискам в данной области. Следующей ступенью могло бы быть создание учебных пособий, раскрывающих вопросы охраны и гигиены певческого голоса детей младшего школьного возраста.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

Понятие «охрана детского голоса», так же, как и близкие ему по сфере применения понятия «воспитание детского голоса», «индивидуальное певческое развитие» и т.п. прошли значительный путь развития. Значительно эволюционировало и их теоретическое наполнение.

В России первые письменные источники, касающиеся пения, относятся к XIV веку. В это время обучение пению происходило по антифонному принципу, в единстве слухового восприятия и воспроизведения музыки. В русских хорах этого периода вырабатывалась своя система музыкально-вокального воспитания. Голоса ставились на художественном материале (на пении псалтырей) в удобной примарной зоне. На начальном этапе обучения практиковалось пение одной и той же мелодической последовательности на различный текст – называлось это пением «на подобен» [по 91, c. 9].

К XVII в. был накоплен богатый опыт использования выразительных возможностей певческого голоса. Основные требование к пению – применение голоса, с одной стороны, сообразно природе последнего, и, с другой стороны, в соответствии с характером исполняемой музыки. В соответствии с рекомендациями того времени, певец воспитывал в себе умение изменять темброво-динамическую окраску звучания голоса в соответствии со смыслом исполняемого, и, в то же время, не переутомлять его. «Когда поёшь, то рассуди, как и где можешь показать голос, и так исходи из возможностей своего голоса, чтобы не черезмерно показывать его силу, а знать, как печальное и как весёлое. В печальном пении требуется петь умильным голосом, в весёлом же пении нужно петь радостнейшим гласом», - писал Н. Дилецкий [по 91, c. 14].

Известный трактат о музыке конца XVII в. - «Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого – заложил основы широкого, открывающего широкие перспективы, подхода к пению. В трактате получили обобщение теория и практика отечественного и зарубежного музыкального воспитания. Были выдвинуты прогрессивные положения о первичности слуховых представлений, о необходимости развития предслышания музыки, её характерной окраски, которую затем надлежит передать голосом. Подготовка певца считалась важной начальной ступенью музыкального образования.

К этому времени, ввиду практики детского пения в богослужении, относится создание первой специальной методики музыкального обучения детей (мальчиков). Методика представлена в упомянутой книге Н. Дилецкого, её положительные качества - чёткая последовательность заданий, подчинённых принципу от простого к сложному, применение наглядности, щадящее отношение к детским голосам. Предлагалось «выстраивать» голос в поступенном движении, после чего дети овладевали умением ровно исполнять терции, кварты и т.д. Первоначально применялись упражнения с восходящим, а затем и с нисходящим методическим рисунком. Общий диапазон детских голосов охватывал две октавы (соль малой – соль второй октавы).

Характерные для российской певческой школы традиции развиваются в XVIII в. Тогда же начинает складываться многоступенчатая система подготовки музыкантов, в основу которой положено вокально-хоровое воспитание.

В XIX в. отношение к певческому искусству как к специальной дисциплине, требующей профессионального и внимательного подхода, во многом стимулировалось распространением книг методической направленности. В 1805 г. С. Дегтярев переводит книгу итальянского вокального педагога В. Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки». В труде Манфредини много места уделяется обоснованию системы певческого обучения, в частности, раскрывается методика развития певческого голоса, слуха. Автор признаёт необходимость обширных познаний, которыми должен обладать певец и вокальный педагог. Певцу следует изучать языки, риторику, поэзию и т.п. Мало иметь хороший голос, необходимо ещё обладать «старанием к сей науке и обучаться правильной манере пения» [по 91, c. 18]. Важным элементом книги является признание необходимости для воспитания певца систематического руководства, непосредственного показа. Манфредини, например, пишет, что овладеть дыханием возможно только под руководством педагога, что словесного объяснения недостаточно.

Отражением просветительской направленности (присущей вообще XVIII веку) стала книга Гесса де Кальве «Теория музыки….», в которой излагается ряд интересных сведения о развитии певческого голоса. Г. де Кальве также одним из первых поднимает вопрос о полезности исполнения певцом народных песен.

Особенностью русской вокально-хоровой методики является то, что она не замыкается на узкотехнических проблемах, а рассматривает их в контексте общемузыкального и художественного развития учащихся.

С XIX в. значительно расширяется практика и поле деятельности вокально-хоровой педагогики. Всё более набирают силу русские концертные организации, хоровые коллективы (в 1859 г. было образовано Русское музыкальное общество – РМО). На базе старейшего в России Синодального хора, ведущего происхождение от хора патриарших певчих дьяков, в 1830 г. было открыто училище для обучения малолетних певчих. В 1886 г. оно было преобразовано в среднее учебное заведение, готовившее помощников регентов, регентов и учителей церковного пения. С 1862 г. В Петербурге и с 1866 г. в Москве начинают действовать вокальные и отделения консерваторий. В 1862 г. Г. Ломакин и М. Балакирев организуют В Петербурге Бесплатную музыкальную школу, направленную на цели развития русской школы хорового пения, подготовку учителей музыки.

Из работ, направленных на осмысление роли воздействия пения на воспитание человека и музыканта, обоснования последовательности вокально-хорового обучения, исследователями отмечается книга бельгийского музыканта Ф. Фетиса «Музыка, понятная для всех…» (переведена на русский язык в 1833 г.). Фетис не только знакомит читателей с некоторыми сведениями, касающимися «механизма» пения, но и обобщает положения хоровой практики своего времени, анализирует музыкально-педагогическую литературу.

Вокальная педагогика России XIX в. подчёркивает важность как эстетической, так и технической стороны пения. Методика подготовки лучших певцов отличалась подчинением техники эстетической стороне пения. Верность жизненной правде, выражаемому характеру – таковы требования, предъявляемые к пению М.И. Глинкой. Он считает техническое мастерство, умение управлять своим голосом лишь одним из слагаемых искусства исполнителя.

На техническую сторону пения направлена «Краткая метода пения для первоначального общего обучения по цифрам и нотам» Г. Ломакина. Он рекомендует сначала объяснить ученикам правила теории, даёт советы, как дышать во время пения, как округлять звук, как достигать свободы и пр., а завершает «методу» специально подобранными упражнениями. М. Глинка в своих методических указаниях к вокальным упражнениям, предназначенным для О. Петрова, показывает, в чём состоит техническая подготовка певца. Её задача – «исправить недостатки и усовершенствовать голос» [по 91, c. 25]. Для этого предназначаются вокальные упражнения, или этюды, цель которых – «научиться управлять голосом». Искусство же управления голосом предполагает, прежде всего, приведение его в порядок, которое основывается на выявлении естественных свойств звучания. На усовершенствовании натуральных нот, «то есть без всякого усилия» берущихся, и строит Глинка свою методу, названную впоследствии «концентрической». «Концентрический» метод Глинки признан фундаментом русской вокальной школы. Этот метод включает в себя стабильные упражнения, для систематического их использования из года в год. Ценно, что он может быть основой методики певческого воспитания детей.

Отмечается, что в начале ХХ века в массах резко возросла тяга к пению. Появляются методики, направленные на привлечение к пению именно любителей. Предлагается применять разнообразные методы при работе с хором, соблюдать определенную последовательность при изучении материала, не забывать о его доступности, соответствии возможностям поющих.

Основным свойством работ о правильном пении в то время становится стремление к комплексному освещению вопросов вокально-хоровой методики, в том числе, привлечение анатомо-физиологических данных [91, c. 25]. Вокальная технология рассматривается довольно подробно. В методической литературе даются сведения о певческом голосе, приводятся диапазоны основных его типов, раскрывается система вокально-хорового обучения, даётся характеристика соответствующих умений, навыков. В целом ряде работ сообщается, как следует дышать, какое значение имеет артикуляция, ровность звучания, атака звука, отчётливость произношения.

Из дореволюционных педагогов-музыкантов, сделавших вклад в дело охраны детского голоса, отметим А.Н. Зарина, А.Л. Маслова. Авторитетные ученые и педагоги подчёркивают, что методики этих хормейстеров и сегодня представляют определённый интерес [4, 57]. А.Н. Зарин дает целую систему упражнений по постановке дыхания, выработке вокальных навыков. «Начинать упражнение лучше вполголоса; темп брать сначала медленный, постепенно ускоряя; петь упражнения следует с разной динамикой» [4, c. 60]. На первое место он ставит достижение эстетической красоты певческой звучности. «Переходя к развитию голоса, Зарин высказывает интересные соображения о том, как добываться красоты звука: «первый приём – это воздействие на эстетическое чувство певцов, через постановку вопросов: нравится или нет данный звук? Производит он приятное или неприятное впечатление? – ставить эти вопросы на первых шагах обучения пению надо возможно чаще, так как ими возбуждается в учениках критическое отношение к музыкальным явлениям, а отсюда уже родится желание усвоить те приёмы, которые делают пение красивым» [4, c. 61]. Работа А.Л. Маслова интересна описанием различных экспериментов, сопровождаемых иллюстрациями. Автор призывает к вокалистов-педагогов к методическим исканиям, в то же время требуя сочетания новых методов со старым, проверенным опытом [57].

В 1920-е гг. в СССР складывается система специального музыкального образования, в которой видное место отводится подготовке дирижёров-хоровиков. Много сил направлено также на организацию детского хорового движения. Подчеркнём тот факт, что тогда же создаются первые специальные центры для разработки теории и практики детского хорового пения: Дом художественной самодеятельности, Центральный дом художественного воспитания детей (впоследствии преобразован в Институт художественного воспитания при АПН СССР) и др. Это отражает возрастающую потребность учителей-практиков в крепкой опоре на научные исследования. Большое место уделяется работе голосового аппарата певцов как целостной системы, разрабатываются вопросы, связанные с охраной детского голоса. В связи с этим широкое распространение получает систематическое ларингоскопическое обследование участников хоровых коллективов [91, c. 30].

Именно в 1930-е годы активизируется научно-исследовательская работа в области охраны и воспитания певческих голосов. С этой целью при Ленинградском Дворце пионеров, при Центральном Доме художественного воспитания детей в Москве (ЦДХВД), при музыкально-педагогическом факультете Московской консерватории организуются детские вокальные и хоровые коллективы, ставшие базой изучения детских голосов. Результаты исследований демонстрировались как иллюстрации к докладам на специальных конференциях, становились основанием при разработке программ и методических указаний по вопросам вокально-хорового развития детей. Учитывались результаты работы известных педагогов той поры – В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской и др.

Вместе с тем, в 1930-е гг. назревает противоречие между теоретическими обоснованиями роли хорового пения и фактическим состоянием практики. И.И. Левидов в книге 1935 года отмечает: «Проблема детского пения… приобрела важное значение и требует самого глубокого к себе внимания и систематического изучения… Мы не имеем ни одного методического руководства, которые явились бы результатом научно-исследовательской работы в области методики детского пения в послереволюционный период.… Если же принять во внимание качественную пестроту состава работников, а также то обстоятельство, что за небольшим исключением преобладающею массу музыкальных педагогов составляют лица, не получившие специальную подготовку, не знающие природу детского голоса и пения, станет совершенно ясно, что результаты такой постановки и не могли быть достаточно эффективными» [41, c. 3-4].

Теорию хорового воспитания в послевоенные годы обогащает ряд учебных пособий, статей, методических разработок (известнейшие из них - книга Г. Дмитриевского 1948 года «Хороведение и управление хором», труды К. Пигрова, работа В. Краснощекова 1969 года «Вопросы хороведения»). В 1956 г. на Украине издаётся работа К. Пигрова «Руководство хором». Система работы Пигрова с хором основывается на всемерном развитии слуха, голоса певца, воспитании его художественного вкуса. Автор акцентирует значение сознательности восприятия, заинтересованности учеников.

Конкретный вопрос о влиянии различных тесситурных условий вокальных произведений на развитие детского голоса всесторонне исследуют Г.П. Стулова и Л.Н. Школьная. Они приходят к выводам о том, что пение песен с высокой тесситурой благоприятно сказывается на обогащении тембра певческого голоса детей, способствует большей ровности регистрового звучания детских голосов в более широком диапазоне, расширяется динамический диапазон детских голосов, увеличивается продолжительность фонационного выдоха. При использовании же низкой тесситуры развитие певческого голоса проходит медленнее, развитие голоса детей задерживается.

В 1960-70-е гг. в общеобразовательной школе происходит совершенствование музыкальных занятий на основе новой музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Теорию вокально-исполнительской деятельности обогащают В.Л. Живов («Трактовка хорового произведения»), Вл. Соколов (его книга «Работа с хором» вышла в нескольких изданиях).

Среди работ педагогов - методистов и практиков последней четверти ХХ века пристального изучения заслуживают положения Д.Е. Огороднова, Т.Н. Овчинниковой, Г.П. Стуловой, В.В. Емельянова, Ю.Б. Алиева; из публикаций последнего времени – Л.Л. Алексеевой и мн. др. Кратко охарактеризуем содержание их требований к воспитанию и охране детских голосов.

Известный исследователь детского (юношеского) голоса, хормейстер-практик Т.Н. Овчинникова акцентирует внимание на распеваниях и отборе репертуара. Она предостерегает от формального отношения к распеванию: «Распевания состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определённые качества певческого голоса. Распевания выполняются в начале урока и представляют также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром» [60, c. 135]. Отмечает важность контроля над качеством звучания, которое служит показателем правильной работы голосового аппарата.

Заключение

Как видим, вопросы охраны певческого голоса, верного его воспитания всегда были в фокусе внимания вокальной педагогики. Значительный путь развития был пройден методикой и практикой певческого воспитания детей. Современная вокальная педагогика исходит из того, что певческая деятельность представляет собой сложный комплекс, в котором морфологическое, физиологическое, психологическое и эстетическое начала находятся в непрерывной взаимосвязи и взаимодействии. Признано, что работа по охране детских голосов должна присутствовать во всех формах вокального обучения и воспитания детей.

В рамках современной гуманизации образования отношения «педагог-ученик» должны быть проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носить гуманный характер. Воспитательное влияние педагога, как правило, должно вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, открывать перед ними перспективы роста, помогать добиваться радости успехов. Подчеркнём, что лишь при учёте вышеназванных положений современной общей и музыкальной педагогики могут успешно решаться вопросы охраны и воспитания детского певческого голоса.

Сущностью понятия «охрана детского голоса» на современном этапе признана поддержка в детском голосе тех вокальных качеств, которые присущи голосу в том или ином возрасте. Не надо стремиться к преждевременному развитию вокальных данных; необходимо сохранить естественное детское звучание вокально здоровых детей, вернуть его тем детям, у которых обнаруживаются те или другие отклонения. Степень влияния певческой нагрузки на организм зависит от вокальной методики, выбора репертуара, количества выступлений, от гигиенических условий работы детского коллектива, организации выступлений и т.д. К детям следует подходить с особой осторожностью, учитывая недоразвитость их голосовых органов, слабость мышц и быструю утомляемость нервной системы. Необходимо учесть, что нагрузка на голос в течение полного урока для ребёнка непосильна.

Для успешных занятий пением необходимо создать наиболее благоприятные условия. Прежде всего, организовать внешнюю обстановку, нужный режим занятий; наладить нормальную певческую функцию, т.е. установить естественную взаимосвязь между отдельными органами, которая позволит всему голосовому аппарату работать с наименьшим напряжением. Профилактика нарушений охраны детского голоса должна, прежде всего, сводиться к устранению причин, вызывающих профессиональные заболевания. Основными причинами обычно являются: перегрузка голосового аппарата, неумелое пользование им, пение в больном состоянии.

Исходя из физиологических особенностей младшеклассников, необходимо придерживаться следующих рекомендаций. Рабочий диапазон, особенно в начале занятий, должен в основном совпадать с примарной зоной, типичной для детей 7 лет: ре-ля первой октавы. Заметим при этом, что расширение примарной зоны легче происходит за счёт постепенного включения более высоких звуков (си первой, до и даже ре второй октавы), но не более низких (как правило, петь до первой октавы детям 7 – 8 лет трудно). Для них естественно звучание лёгкое, звонкое, прозрачное. Учитель должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Чрезмерно громкое пение, излишняя его продолжительность, пение в несоответствующем диапазоне могут привести к болезненным явлениям ещё не окрепшего голосового аппарата. В целях охраны детского голоса педагог должен ориентироваться на естественное, природное звучание голоса ребёнка младшего школьного возраста. Голос ребёнка этого возраста, как известно, характеризуется нежным, лёгким, светлым звуком небольшой силы, фальцетным звучанием в верхней части диапазона.

Учителями музыки и хормейстерами замечено, что голос детей стал тускнеть, терять звонкость. Заболевания туберкулёзом, бронхиальной астмой, ОРЗ, ОРВИ и гриппом оказывают отрицательное воздействие на работу голосового аппарата и на качество голоса детей. Медицинские исследования свидетельствуют об увеличении числа болезней органов дыхания, носоглоточной патологии. Это влечёт за собой ухудшение качества как певческого, так и разговорного голоса детей и взрослых. Учителя музыки и руководители детских вокальных коллективов должны владеть достаточной информацией о влиянии состояния окружающей среды на певческий голос.

Цель нашего дипломного исследования – определить круг методов, способствующих эффективной охране детского певческого голоса. Руководитель вокального детского коллектива должен свободно ориентироваться в кругу существующих методов, быть в курсе последних методических наработок в своей области. Не следует забывать, что в процессе вокально-хоровой работы важным моментом является правильное соотношение между отработкой отдельных навыков или приёмов и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств художественного исполнения. Подчеркнём, что многочисленные методы, наработанные в вокальной практике, не исключают, а дополняют друг друга.

Для охраны и воспитания детского певческого голоса необходимо правильно поставленное, методически продуманное, учитывающее возрастные и индивидуальные особенности, обучение детей пению. Важнейшие вехи на пути правильного развития детского голоса:

• выбор упражнений и репертуара, в полной мере доступного детской психике, тесситуре и техническим возможностям ребёнка;

• применение специальных упражнений для голоса, имеющих целью выработать (помочь выработке) певческих навыков;

• системность, последовательность в работе;

• поддержание естественного детского звучания голоса;

Приёмы и объяснения при обучении детей пению должны быть очень простыми, сформулированными понятными для детей языком. Большую помощь здесь окажут наглядный и игровой методы. Эти методы важны ещё и в психологическом плане, т.к. позволяют детям не уставать, переключаться на разные виды деятельности.

Важным мероприятием в направлении охраны детского голоса является ознакомление самих детей (уже с самого начала обучения пению) с основными положениями гигиены голоса. Педагог должен проводить с детьми беседы о важности и необходимости осторожного обращения с голосом (на уроках, вне класса, в быту и т.п.), фиксировать внимание детей на необходимости бережного обращения с голосом; практиковать систематический осмотр школьников фониатрами.

В качестве системы упражнений, способствующей охране и воспитанию детского певческого голоса, в настоящей дипломной работе были рекомендованы фонопедические, фонетические, дыхательные упражнения. Для лучшей организации учебно-вокальной работы применялись наглядный и игровые методы.

В результате опытно-экспериментального исследования было установлено, что у детей из экспериментальной группы улучшилось физическое состояние голосового и певческого аппарата (от 2,1 до 2,7 балла по 3-хбалльной шкале); значительная динамика достигнута по показателю качества певческого голоса (от 1,7 до 2,4 балла). В результате систематических занятий возрос интерес к пению (от 2,1 до 2,6 балла). Средний сводный балл по экспериментальной группе возрос от 5,9 до 7,7 балла (на 2,2 балла) – его уровень приблизился к высокому. В контрольной же группе, при положительной динамике в целом, показатели у 5 учащихся (50 %) не изменились. Средний сводный балл по контрольной группе возрос с 6,2 до 7,0 балла (на 0,8 балла).

Итак, мы можем констатировать, что результаты педагогического эксперимента подтверждают нашу гипотезу о необходимости комплексного и постоянного воздействия на процесс формирования детского певческого голоса в целях его охраны, а также целесообразности системного использования фонопедических, фонетических, дыхательных упражнений; наглядного и игрового методов.

Таким образом, в результате проведённого теоретического и практического исследования, можно считать заявленную цель данной дипломной работы - осветить основные проблемы охраны детского певческого голоса (в педагогическом, психолого-физиологическом, экологическом аспектах); определить сущность работы педагога-музыканта по охране детского голоса на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы - выполненной.

Список литературы

1. Алексеева Л.Л. Педагогическая технология воспитания певческой культуры в общеобразовательной школе (авторская) // Инновационные технологии в музыкальном образовании школьников. – М.: Интернет-издательство, 2003. – 10 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 431 с.

4. Апраксина О.А. О деятельности Д.Н. Зарина // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 58 – 63.

5. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп. / Общ. ред. М. Шуаре. – М.: Прогресс, 1989. – 176 с.

6. Ахмеров Т.Г., Файзуллина Р.М. Пути снижения заболеваемости стенозирующим ларинготрахеитом у детей г. Уфа // Тезисы Республиканской научно-практической конференции 21 – 22 марта 1997 г. – Уфа, 1997. – С. 467.

7. Басов М.Я. Проблема развития человека // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С. 8 – 18.

8. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. факультетов пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

9. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.

10. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 11 – 17.

11. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

12. Бочев Б. Работа с детскими голосами в хоре «Бодрая смена» // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 168 – 171.

13. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с.

14. Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников / Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. – 145 с.

15. Ворожцова О.А. Музыка и дыхание: Музыкальная арт-терапия для детей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. – 90 с.

16. Вспомогательные упражнения на начальном этапе обучения хоровому дирижированию будущих учителей музыки: Учеб.- метод. пособие для студ. по спец. 031200 «Педагогика и методика начального образования с доп. спец. «Музыка» / Сост. Т.Н. Рахимова. – Уфа, РИО БГУ, 2004. – 81 с.

17. Вторая научная конференция по вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса детей: Тезисы докладов. – М., 1965.

18. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.

19. Гигиена голоса и его физиологические основы / Под общ. ред. Н.И. Жинкина. – М.: ГМИ, 1962. – 256 с.

20. Горюнова Л.В. Певческое музицирование как творческая деятельность на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. – Вып. 8. – М.: Музыка, 1972. – С. 49 – 58.

21. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.

22. Добровольская Н.Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.: Музыка, 1987.

23. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка, 1972. – 32 с.

24. Емельянов В.В. О фонопедическом методе развития голоса в процессе вокально-хоровой работы // Искусство в школе. – 1998. - № 6. – С. 16 – 20.

25. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.

26. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка / Сост. И. Трифонова. – СПб., 2000. – 25 с.

27. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981. – С. 11 – 19.

28. Жданова Т.В. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. – Ст. 1 // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 13. – М.: Просвещение, 1978. – С. 37 – 46. – Ст.2 // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М.: Просвещение, 1979. – С. 36 – 49.

29. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

30. Зайнетдинова Н.Ф. Башкирский песенный фольклор в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов. –Уфа, 2005. – 64 с.

31. Зайнетдинова Н.Ф. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками (в условиях Башкортостана). - Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М.: МГПУ, 1999. – 17 с.

32. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребёнка // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С. 53 – 57.

33. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – 264 с.

34. Иевлев А.И., Иевлева Л.А. Вокальные упражнения и песни для детей младшего возраста. – Казань, 2002. – 16 с

35. Карамова Л.А. Медицинская экология: Проблемы и перспективы // Ватандаш. – 1998. - № 8. – С. 147 – 151.

36. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Л.: Музыка, 1986. – 70 с.

37. Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С. 322 – 325.

38. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 288 с.

39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет). – М.: Просвещение, 1997. – 94 с.

40. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2001. – 176 с.

41. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. – Л.: Дом художественного воспитания детей, 1935. – 73 с.

42. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с.

43. Маркевич Д. Построение урока // Ребёнок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике / Ред.-сост. Я. Достал. – М.: Музыка, 1981. - С. 47 – 55.

44. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыка в школе. – Вып. 13. – М.: Музыка, 1978. – С. 28 – 37.

45. Методические рекомендации по обучению нотной грамоте в первом классе башкирской школы / Сост. Ю.А. Носорев. – Уфа, 1997. – 21 с.

46. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – 272с.

47. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

48. Морозов В.П. Твой голос для меня… // Здоровье. – 1996. - № 6. – С. 36 – 38.

49. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. факультетов и отд. высш. и вред. пед учеб. заведений / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.

50. Нагорная Т.В. Использование наглядных средств для развития восприятия музыки у учащихся 1 – 2 классов // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 120 – 126.

51. Назметдинова М.М., Байбурдина А.Т., Давлетбаева З.К. Некоторые проблемы состояния здоровья детского населения РБ // Тезисы Республиканской научно-практической конференции 21 – 22 марта 1997 г. – Уфа, 1997. – С. 29 – 30.

52. Насифуллина А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза. – Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Казань, 1994. – 17 с.

53. Николаева Е. Первые шаги к выразительному пению // Музыка в школе. – 1990. - № 2. – С. 48 – 53.

54. Носорев Ю.А. Вокальные особенности музыкальных произведений как условие певческого развития младших школьников (на материале уроков музыки в башкирской школе). – Автореферат дисс. на соискание уч. степени кандидата пед. наук. – М., 1993. – 15 с.

55. Носорев Ю.А. Певческий репертуар и особенности вокально-хоровой работы в условиях русско-башкирского двуязычия: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2000. – 60 с.

56. О детском голосе / Под ред. Н.Д. Орловой. – М.: Просвещение, 1966. – 56 с.

57. О деятельности А.Л. Маслова // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 63 – 65.

58. О методологии педагогики (краткий обзор общепедагогических позиций) // Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – С. 167 – 170.

59. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 135 – 138.

60. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей. – Вып. 8. – М.: Музыка, 1972. – С. 95 – 103.

61. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 138 – 139.

62. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 126 – 129.

63. Организация обучения студентов на основе интонационно-двигательного моделирования: Метод. рекомендации по курсу хорового дирижирования по спец. 030700 «Музыкальное образование» / Сост. Т.В. Хусаинова. – Уфа, 2000. – 32 с.

64. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. факультетов педвузов. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

65. О традиционных и нетрадиционных подходах к проведению занятий музыкально-эстетического цикла в ВУЗе и школе: Сб. статей в 2-х ч. / Отв. ред. Н.Ф. Зайнетдинова. – Уфа 2003. – Ч. 1. – 157 с. – Ч. 2. – 36 с.

66. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов. – В 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

67. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов. – В 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

68. Прохоров Б.Б. Здоровье детей и загрязнение окружающей среды // Проблемы прогнозирования. – 1997. - № 1. – С. 109 – 119.

69. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М.: Классика – XXI, 2004. – 140 с.

70. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. – 1988. - № 1. – С. 33 – 41.

71. Развитие детского голоса: Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей и подростков и молодёжи 26 – 30 марта 1961 г. / Под ред. В.Н. Шацкой. – М., 1963.

72. Развитие детского голоса: Материалы третьей научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи / Под ред. действ. чл. АПН РФ В.Н. Шацкой. – В 2-х вып. - М., 1971.

73. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сборник тезисов шестой научной конференции. – М., 1982.

74. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С. 91 – 107.

75. Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики. – Вып. 4. – М.: Музыка, 1976. – С. 3 – 30.

76. Сивогалова В.В. Здоровье детей и его зависимость от состояния окружающей среды // Экология детского возраста. – М.: Просвещение, 1995. – С. 96 – 104.

77. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 102 с.

78. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 576 с.

79. Струве Г. Школьный хор: Книга для учителя. – М.: Музыка, 1981. – 176 с.

80. Стулова Г.П. О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – С. 129 – 135.

81. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

82. Сугоняева Е.Э. Вокальное воспитание в младшем хоре // Музыкальные занятия с малышами: Метод. пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов на/Дону: Феникс, 2002. – С. 112 – 122.

83. Тарасова Г.С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – С. 4 – 37.

84. Тевлина В. Творческий поиск учителя как необходимое условие проведения современного урока музыки // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 14. – М.: Просвещение, 1979. – С. 32 – 36.

85. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 15. – М.: Музыка, 1982. – С. 43 – 76.

86. Тезисы пятой научной конференции по вопросам развития певческого голоса, музыкального слуха, восприятия и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. – М., 1977.

87. Тезисы четвёртой научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества. – М., 1972.

88. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности // Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие. / Под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002. – С. 194 – 199.

89. Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним. – СПб.: Изд-во Союза художников, 2003. – 64 с.

90. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.

91. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. факультетов / Науч. ред. Б.Д. Критский, О.П. Соколов. – М.: Прометей, МГПИ, 1989. - 210 с.

92. Школьная песня: Метод. рекомендации по освоению в классе хорового дирижирования и практической работе с детьми на уроках музыки в школе. – Ч. 2. – Уфа: РИО БашГУ, 2003. – 20 с.

93. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – С. 219 – 222.

94. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: Аквариум ЛТД, 1999. – 272 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблема охраны и воспитания певческого голоса у учащихся младшего возраста образовательной школы»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 114
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика