Дипломная работа

«Развитие дисциплинированности у учащихся младшего школьного возраста на занятиях ритмики в школе»

  • 56 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ В ШКОЛЕ

1.1. Понятие дисциплинированности и ее характеристика 7

1.2. Уроки ритмики как средство развития дисциплинированности детей 13

Выводы по первой главе 18

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ В ШКОЛЕ

2.1 Содержание, формы и методы исследования 19

2.2 Педагогический эксперимент и его результаты 23

Выводы по второй главе 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Введение

Актуальность исследования. Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслит себя как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека, т.е. как сделать ребенка дисциплинированным.

Такие воздействия со стороны и школы, и семьи необходимы не только для создания требуемой и необходимой направленности воспитательного процесса, но, и что, возможно, более важно, - для запуска механизма дисциплинированности ребенка, для возникновения у него ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов и качеств, т.е. для начала процесса всестороннего формирования личности.

Проблема формирования дисциплинированности занимает особое место в теории и практике российской педагогики и школы. Школьная дисциплина, отражая характер господствующих общественных отношений, всегда являлась показателем, дающим возможность судить о направлении и состоянии теории и практики воспитания в целом.

К проблеме дисциплинированности детей в школе обращались многие великие педагоги в нашей стране и за рубежом: Я.А Коменский, В.П, Сухомлинский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие.

Изучение данной проблемы в наше время не утрачивает своей актуальности. Поиск новых путей повышения эффективности воспитания, совершенствование его методики - неотложная задача современной школы и педагогики. Со временем изменяется менталитет школьников, но души детей по-прежнему тонкий инструмент в руках педагогов.

Современная литература представляет достаточно ценных разработок по данному вопросу, сочетающих теорию с передовым педагогическим опытом. Современная педагогика рассматривает проблемы нравственного воспитания учащихся не только в плане организационных педагогических воздействий школы, семьи и общественных организаций, но и с точки зрения формирования активной позиции самих воспитуемых, причем дисциплинированность и

самовоспитание рассматриваются в единстве.

Такой подход позволяет авторам выявить важнейшие факторы формирования нравственного сознания и осознанного поведения детей, показать роль и место в этом процессе активной деятельности самой личности.

Сегодня современная школа призвана воспитывать у детей не безотчетное послушание во имя выполнения правил распорядка и режима школы, не механическое соблюдение привычных норм этикета, а развивать в каждом все формы сознательной дисциплины и самодисциплины.

При этом каждый вид учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством развития дисциплинированности детей, и уроки ритмики не исключение.

Степень изученности темы исследования: по данной теме

существует значительное количество пособий и учебников, в которых освещаются основные подходы к обучению и воспитанию детей посредством музыкальной и танцевальной деятельности.

Особенно хотим отметить следующие: учебное пособие Л.Е. Пуляевой «Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе», учебное пособие Т.В. Пуртуровой, А.Н. Беликовой, О.В. Кветной «Учите детей танцевать»; публикации О.Н. Янковской по теме, например, «Учить ребенка танцам необходимо» и т.д.

Данные обстоятельства обусловили выбор объекта и предмета работы, перечень задач, которые решаются в данном исследовании.

Цель исследования - изучить возможности уроков ритмики для развития у младших школьников дисциплинированности.

Объект исследования - дисциплинированность учащихся как педагогическое явление.

Предмет исследования - педагогические условия воспитания дисциплинированности на уроках ритмики.

Задачи исследования:

1) изучить и охарактеризовать теоретические аспекты, связанные с понятием «дисциплинированность»;

2) определить педагогические условия воспитания

дисциплинированности у школьников на уроках ритмики;

3) выявить уровень дисциплинированности и самодисциплины у младших школьников и проанализировать полученный опыт;

4) разработать формирующий этап эксперимента для развития дисциплинированности детей на уроках ритмики.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, беседа, проведение диагностических методик в рамках констатации уровня дисциплинированности детей, педагогический эксперимент.

Методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, целями и задачами работы и имеет комплексный характер. Основой методологии выступает системный анализ методики преподавания хореографии детям.

Теоретическая значимость исследования: в данной выпускной квалификационной работе собраны и систематизированы сведения, касающиеся формирования дисциплинированности младших школьников на уроках музыки.

Практическая значимость исследования: в данной выпускной квалификационной работе собраны методики для изучения дисциплинированности детей младшего школьного возраста, а также представлена система мер по повышению уровня дисциплинированности посредством уроков музыки.

Структура данной выпускной квалификационной работы: данная работы состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка литературы.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКИ В ШКОЛЕ

1.1. Понятие дисциплинированности и ее характеристика

В психолого-педагогической литературе, несмотря на то, что в последние годы эта проблема мало обсуждается, существует ряд определений дисциплинированности:

- дисциплинированность - черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов [9, с. 125].

- дисциплинированность - это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок [43].

В указанных определениях делается акцент на различные стороны этой черты характера: сознательность, исполнительность, чувство долга, ответственность, способность к выбору и принятию решения и т.д., что обусловливает необходимость разработки более четкого подхода к пониманию дисциплинированности.

На наш взгляд, основными критериями степени развития дисциплинированности являются уровень развития субъектности, имеющий отношение к сознательному самостоятельному выбору и принятию решений; сформированности волевых качеств, обусловливающих целеполагание, ответственное выполнение, настойчивость, самоконтроль и пр.; системы ценностей, на которые человек ориентируется при выборе типа и способа поведения, и мотивов как побудителей деятельности, т.е. в целом дисциплинированность определяется уровнем самодетерминации, обуславливающей осознанное и ответственное выполнение тех или иных требований деятельности.

В пособии «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога» В.С.Безруковой дисциплинированность трактуется как «нравственноволевое качество личности, проявляющееся как добровольное сознательное соблюдение нравственных норм и установленного порядка жизни и деятельности. Как волевое качество оно выражается в безоговорочном подчинении нормам жизни.

Воспитание дисциплинированности и ее поддержание начинается с дошкольного возраста. Ребенок с раннего детства способен понимать предъявляемые к нему требования повыполнению режима дня, по сохранению заведенного порядка, если они предъявляются либо в терминах действия («делай, как я, делай со мной»), либо в терминах чувств («молодец»). Недисциплинированность -обратное качество дисциплинированности.

Она основана на непослушании, своеволии, нарушении традиций и норм жизни, что ведет к разрушению жизненных основ, сдерживает развитие личности, снижает успешность деятельности [6, с.89].

В.И. Селиванов рассматривал дисциплинированность как сложное свойство личности, которое отражает «способность и умение подчинять свое поведение нормам общественной морали и правилам общежития» [42, с. 142]. Что такое правила общежития, автор не расшифровал, но думается, что это не только взаимоотношения с другими людьми, но и управление самим собой, подчинение своего поведения и деятельности необходимости, подчас вопреки своим желаниям (самодисциплина).

Дисциплинированное поведение предполагает соблюдение заведенного порядка, выдержанность (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности может быть выражен и интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе отработанных правил разрешения ситуации морального выбора.

Заключение

Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение влияния занятий ритмикой на развитие дисциплинированности младших школьников. Обозначенная цель предполагала решение ряда задач, работа над которыми позволила нам сделать необходимые выводы.

Опираясь на цель и задачи исследования, мы в начале исследования выдвинули предположение о том, что занятия ритмикой могут положительным образом сказаться на сформированности дисциплинированности младших школьников.

Проанализировав понятие дисциплинированности, мы пришли к выводу, что для учащихся младшего школьного возраста существует проблема развития данного качества, под которым понимается способность детей к соблюдению правил и норм поведения, учебной и социальной деятельности и т.д.

Изучив потенциал занятий ритмикой, мы пришли к выводу, что основная задача занятий ритмикой состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам. Но при проведении урока ритмики необходимо регулярно уделять внимание развитию дисциплинированности: объяснять как выполнять все более сложные упражнения и танцевальные элементы.

Чтобы доказать заявленную в начале исследования гипотезу, мы проводили исследование - педагогический эксперимент по выявлению эффективности занятий ритмикой для развития дисциплинированности. В качестве испытуемых выступили обучающиеся младших классов, которые выполнила все предложенные методики.

Для организации опытно-экспериментальной работы мы использовали следующие диагностические методики: методика «Составление расписания на неделю» (С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна), методика «Цепочка действий», анкетирование «Моя дисциплина».

По итогам стартового этапа эксперимента было выявлено, что преобладает средний уровень развития дисциплинированности детей младшего школьного возраста. Выявленные показатели указывают на необходимость проведения формирующего этапа эксперимента в виде занятий ритмикой для развития дисциплинированности, так как данное качество личности имеет ключевое значение для личностного роста и развития детей младшего школьного возраста.

Формирующий этап педагогического эксперимента был представлен в виде системы фрагментов уроков ритмики по развитию

дисциплинированности у младших школьников. Представленные мини-фрагменты уроков ритмики универсальны, их можно применять практически в любой педагогической ситуации.

По итогам педагогического эксперимента (при повторном проведении методик) мы выявили, что преобладает высокий уровень развития дисциплинированности детей младшего школьного возраста. Выявленные показатели указывают на эффективность проведения формирующего этапа эксперимента в виде занятий ритмикой для развития дисциплинированности.

Значит, мы доказали, что формирующий этап педагогического эксперимента в виде системы фрагментов уроков ритмики по развитию дисциплинированности у младших школьников подтвердил свою методическую эффективность при сравнении результатов стартового и контрольного этапов эксперимента.

Таким образом, мы хотим отметить, что предложенная в начале исследования гипотеза исследования об эффективности уроков ритмики для формирования дисциплинированности нашла себе подтверждение указывает на методическую ценность формирующего этапа эксперимента для педагогов и студентов педагогических вузов, которые также озадачены решение проблемы, связанной с развитием дисциплинированности у младших школьников.

Подтверждение заявленной гипотезы исследования доказывает методическую эффективность занятий ритмикой для развития у младших школьников дисциплинированности как личностного качества, предполагающего способность детей к соблюдению правил и норм поведения, учебной и социальной деятельности.

Список литературы

1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б.В. Асафьев. - М.:Наука, 2013. - 212 с.

2. Базарова Н.П. Азбука дети классического свою танца план / Н.П. Базарова. - М.:Юнити, 2016. - 345 с.

3. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст]. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 624 c.

4. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]: практическое пособие /Т. Барышникова. - М.: Рольф, 2001. - 272 с.

5. Безбородова, Л.А. Музыкально-ритмическое развитие дошкольников и младших школьников[Текст] / Л.А. Безбородова, М.Б. Пустовойтова // Наука и школа.- 2012. - № 5. - с. 107-109.

+ еще 51 источник

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие дисциплинированности у учащихся младшего школьного возраста на занятиях ритмики в школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 56
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика