Дипломная работа

«Изучение музыкальных традиций русского народа»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ….….8

1.1.Музыкальные традиции русского народа….….8

1.2. Внеклассная музыкальная деятельность детей в школе….….20

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА ВО ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ….….31

2.1.Содержание, формы и методы изучения музыкальных традиций русского народа во внеклассной музыкальной деятельности школьников…31

2.2.Кружковая работа как эффективная форма организации музыкального развития детей школьного возраста на основе фольклора.36

2.3.Анализ опытно-экспериментальной работы….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….50

ПРИЛОЖЕНИЯ….54

Введение

Актуальность исследования. Школьный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка.

Музыкальное искусство – могучее средство эстетического воспитания подрастающего поколения. Влияние музыки тем действеннее и глубже, чем эмоциональнее и сознательнее она воспринимается, чем понятнее для слушателя музыкальные образы произведения.

Перед общеобразовательной школой стоит задача пробудить у всех воспитанников интерес и любовь к музыкальному искусству, научить их понимать музыку, ее содержание, глубоко переживать выраженные в ней идеи и чувства. Под влиянием систематического общения с музыкой раскрываются и начинают всесторонне развиваться способности учащихся.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания школьников средствами музыкального фольклора – изучать и слушать народную музыку, так как именно музыкальный фольклор служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и уроки музыки, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это имеет большое значение для творческого развития школьников.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании школьника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Отрицание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей видится обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество на основе фольклора, можно судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Актуальность проблемы, практическая значимость определили тему нашего исследования: «Изучение музыкальных традиций русского народа во внеклассной музыкальной деятельности школьников».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия изучения музыкальных традиций русского народа во внеклассной музыкальной деятельности школьников.

Объект исследования: процесс музыкального образования в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: содержание, формы и методы изучения музыкальных традиций русского народа во внеклассной музыкальной деятельности школьников.

Задачи исследования:

- изучить степень разработанности в музыкально-педагогической теории и практике проблемы музыкального развития школьников на основе фольклора;

- раскрыть сущность понятий «фольклор», «музыкальный фольклор», «музыкальное развитие школьников»;

- выявить формы и методы работы со школьниками на основе фольклора во внеклассной деятельности;

- определить особенности организации музыкального развития школьников и подобрать соответствующие методы и приемы;

- подобрать репертуар на основе фольклора, разработать методические рекомендации по работе со школьниками, нацеленных на их музыкальное развитие и определить результативность проведенной работы.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза: использование музыкального фольклора во внеклассной деятельности является эффективным средством приобщения детей младшего школьного возраста, если:

1) овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность;

2) включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной внеклассной музыкальной деятельности;

3) эффективность музыкально-фольклорных занятий со школьниками определяется комплексным подходом к освоению музыкального фольклора;

4) процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации «проживания» фольклора, его социальной востребованности.

Методологическую основу исследования: составляют положения о фольклоре, о его формах существования (В.П.Аникин, Б.Н.Путилов, Ю.М.Соколов); идеи о роли народного искусства в работах педагогов-просветителей прошлого: М. Акмуллы, М. Бикчурина, К. Насыри, В.Ф. Одоевского, М. Уметбаева, И.Я. Яковлева; работы исследователей-этнопедагогов – Б.Ф. Афанасьева, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, Р.Г. Гарданова, Т.К. Исхакова, З.Д. Киекбаевой, Ю.З. Кутлугильдиной, 3.Г. Нигматова, С.И. Рахимовой, А.М. Сафина, Н.Х. Халитовой, А.Ф. Хинтибидзе; этико-психологические аспекты влияния музыки на человека (В.И. IIетрушин, С.М. Каргапольцев); учения о роли искусства в духовном развитии личности (Ю.В. Борев, М.С. Каган, Э.Т. Ардаширова, Г.Г. Коломиец); исследования музыкально-художественной деятельности школьников (Э.Б.Абдуллин, Е.Д.Критская, Ю.Б.Алиев).

Методы исследования: анализ изучаемой литературы, метод наблюдения, индивидуальная беседа, анализ творческих работ детей; анализа экспериментальных данных, обобщения, организации опытно-поисковой работы.

Теоретическая значимость: проведенное исследование вносит вклад в разработку проблемы приобщения детей к народной культуре.

значимость: изученные, обобщенные, систематизированные материалы и методические рекомендации, полученные в рамках педагогического эксперимента, могут быть использованы в системе подготовки будущих учителей музыки, а также применены на практике.

База исследования: Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 4, г.Уфы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, также заключение, список литературы, приложение.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы изучений музыкальных традиций русского народа во внеклассной деятельности школьников

1.1.Музыкальные традиции русского народа

Самобытность форм народного музыкального искусства, их многообразные взаимосвязи с традициями культур родственных и соседних этносов позволили ученым рассматривать фольклор как особый эстетический феномен, имеющий свою неповторимую этническую художественную специфику, а также формы отражения действительности. В связи с этим изучение национального музыкального фольклора создает важные предпосылки для формирования национального сознания, культуры межнационального общения, а это, в свою очередь, воспитывает в молодом человеке толерантную личность.

Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения должны стать художественные ценности музыкальной традиционной культуры каждого народа.

Термин «фольклор» появился в Англии в середине XIX века. Он происходит от английского Folk-lore («народная мудрость») и обозначает народную духовную культуру в различном объеме ее видов.

Фольклор – массовое творчество. Произведения в фольклоре не имеют автора, их автор – народ. Традиция требовала от фольклора идейной направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека.

Сказочники (исполнители сказок), песенники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стремились прежде всего донести до слушателей то, что соответствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволило отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, сотворчество, в котором любой представитель народа мог быть участником.

Развитию фольклора способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим даром. Их хорошо знали и ценили окружающие.

Обычаи, обряды, поверья, заговоры – одна из первых звучащих страниц прошлого России, отразившая в характерном складе речи, в строе и образности стихов, в песенных напевах приметы Родины, черты духовной жизни народа. Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действах, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении, в хореографии и пантомиме. Наивно веря во всемогущество обрядов и заклинаний, неграмотный человек, еще полуязычник, искал в них защиту от злых стихийных сил, от бед и напастей мечтая о сохранении урожая, здоровья, жизни. Большинство из этих обрядов, поверий уходит корнями в языковую Русь, поклонявшуюся Солнцу и Земле, Ветру и Дождю, растениям и животным. Особенно много обрядов и обычаев было связано со сменой времен года, с крестьянским земледельческим календарем. В них отражались почти все стадии полевых работ. Зимние, весенние, осенние обряды вносили в обыденную жизнь крестьян яркость праздника, красоту искусства.

После принятия на Руси христианства следы древних языческих верований сохранились в семейно-бытовых традициях и праздниках, которые наряду с устно-поэтическим и музыкальным творчеством, является средством народного воспитания подрастающего поколения.

Обряды изображали некое символическое поведение людей в определенных обстоятельствах жизни и делились на три группы. К первой относились обряды, отмечавшие наиболее вехи в жизни человека: рождение, вступление в брак, смерть. Этнографы называют их обрядами жизненного цикла. Ко второй группе, получившей название обряды годового цикла, относятся обряды, проводившиеся всей общиной в течение года в определенные народным календарем дни. Третья группа включает в себя окказиональные обряды – исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю – например, засухи, мора скота. Они должны были предотвращать несчастье, прекратить его.

Праздники составляли важную сторону общественной и семейной жизни русского народа. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». В праздник люди должны были достичь особого психофизического состояния полноты жизни, мироощущения, ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское сознание праздника на бытовом уровне закрепилось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества [32, с.11-12].

Профессиональная светская музыка ко времени образования Киевского государства не имела развитых форм и поэтому важное место в общественной жизни занимала народная песня: песни, сопровождавшие труд людей различное время года, исполнявшиеся во время свадебных, похоронных и других обрядов вместе с игрой на музыкальных инструментах, плясками и театральными действиями. Известный исследователь истории древнерусской музыки Б. Д. Греков в своей книге «Киевская Русь» писал: «…древним славянам были известны музыкальные инструменты различного вида: ударные – бубны – барабаны, металлический орган (набор металлических пластинок или полушарий); из духовых глиняные свистульки, продольные флейты, флейты Пана…» Византийский хронист Феофан в своей хронике сообщает о племени в 583 году трех славян «без всяких железных доспехов, с одними только гуслями…» [цит. по 14, с.94]. Издревле неотъемлемой частью богослужения восточных славян являлись игрища. Они стали проводиться независимо от языческих праздников.

Живая культура народа, глубоко коренящаяся в языческой культуре была представлена в виде песен, сказок загадок, пословиц, поговорок, обрядов – поэтически, ритмически, песенно и танцевально оформленных – запечатлелась в народной поэтической и песенной традициях.

В X-XI века достиг высокого развития героический эпос – героический былинный эпос, который часто исполнялся в сопровождении гусляров. Главная тема былин – борьба народов с иноземными захватчиками – способствовала воспитанию и формированию у взрослых и детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Народная культура средневековья представлена деятельностью профессиональных музыкантов – скоморохов, которые ходили от одной деревни к другой, пели и играли на музыкальных инструментах, устраивали представления, впитывая при этом особенности различных земель и музыкальных традиций на Руси. Они были основными носителями как народной, так и профессиональной музыки. Вечно гонимые и преследуемые церковью, лишенные защиты закона, часто бездомные и не имеющие имущества, были желанны и любимы во всех слоях общества. Они создавали и совершенствовали народные музыкальные инструменты, культивировали ансамблевую игру на них.

Гусли играли важную роль в русской музыкальной культуре. На Новгородской, Тверской, особенно Псковской земле народная гусельная традиция сохранилась и продолжает жить сегодня. Не малую роль в этом играет и современная система музыкального образования детей и юношества.

Наряду с песней в сопровождении инструментальной музыки, на Руси проводились народные праздники, связанные с календарным циклом: «радуница», «купало», «масленица» и другие обязательно с участием музыки справлялись свадебные обряды, братчины сельских и городских общин. Широко использовались народные духовые и ударные инструменты в русском войско. Если пением можно было заниматься и в процессе труда, то игрой на музыкальном инструменте - только в часы досуга. Наивысшего расцвета народное инструментальное творчество достигло лишь в среде древних бродячих музыкантов – скоморохов и у пастухов – условия труда последних во многом способствовали их занятиям на духовых музыкальных инструментах.

В конце XV- начале XVI века в Москве была создана государева Потешная палата. В ее стенах были собраны лучшие скоморохи той поры, которые играли на сурнах, трубах, гуслях, домрах, гудках, барабанах, бубнах, накрах; здесь же были сконструированы семейства домр (домришко, домра, домра басистая) и гудков (гудочек, гудок, гудище). В Потешной палате в искусстве народных исполнителей профессионалов русская народная инструментальная музыка достигла своей вершины к XVII веку. Дальнейшего развития их искусство не получило. По мнению церковных служителей, скоморохи, являвшиеся во многом хранителями древних языческих обрядов и традиций, отрывали народные массы от церкви. Уже в наши дни ученые – археологи при раскопках в Новгороде нашли немало музыкальных инструментов, принадлежавших когда-то скоморохам, среди которых есть духовые (свистулька, сопель, дуда, труба, рог), а также один из предшественников народной скрипки – гудок.

Русская инструментальная музыка теснейшим образом связана с народным песенным началом. Чаще всего народные исполнители – инструменталисты играют мелодии народных песен. Наиболее ярко это связь прослеживается в искусстве ансамблей владимирских рожечников. Хоры рожечников явились своеобразным инструментальным отражением искусства распева русской многоголосной песни. Как считают исследователи – фольклористы их зарождение относится к XVI-XVII векам, к периоду расцвета искусства распева многоголосной русской песни. Исследователь русской народной музыки Е. Н. Линева, записавшая на фонографе в начале XX века ряд бесценных памятников народной инструментальной музыки в исполнении хора рожечников под управлением Н. В. Кондратьева, отметила, что каждая песня начинается запевом высокого рожка, который ведет основную мелодию, а потом вступают все остальные рожки. Такая разработка главного мотива в виде его вариантов есть в высшей степени интересная и характерная черта, составляющая отличительный признак гармонизации великорусской народной песни [14, с.7].

В народной практике обучению игре на рожке предшествовало освоение жалейки (одинарной и парной), так как характер и условия пастушеского труда способствовали тому, что жалейка и владимирский рожок выполняли одинаковые функции сигнальных инструментов. Менее распространена в народном инструментальном творчестве свирель (парная свистковая флейта, но при игре на ней народные исполнители редко использовали двузвучия).

Одним из наиболее древних духовых инструментов, сохранившихся до наших дней, является кугиклы (набор 3-5 дудочек разной длины без пальцевых отверстий), в которых каждая дудочка издает только один звук. Традиция игры на кугиклах сохранилась до сегодняшнего дня в некоторых селениях Курской и Брянской областей, где играют исключительно женщины и дети (женский и детский инструмент, как кубыз у башкир), чаще всего ансамблем из 4-5 человек: двое исполняют основной напев, остальные «придувают», то есть аккомпонируют. В ансамбле с кугиклами нередко звучат жалейка, дудка-пыжалка, народная скрипка. Играют на кугиклах напевы только быстрых плясовых песен, сопровождая исполнение целым «ударным оркестром», притопыванием ног, ритмичными ударами в ладоши, выкриками («фиф», «каф», «га») игрух-кугикальниц. Доступность игры на этих инструментах всегда привлекала детей к музицированию на них, развивая тем самым их музыкальный вкус и приоритеты в области народного музыкального творчества.

В практике русского народного музицирования видное место занимали иструнные смычковые инструменты – гудок и скрипка. К концу XIX века гудок полностью вышел из употребления, не сохранились и записи наигрыша на нем, то народная скрипка «удержалась» в народном музыкальном быту Псковской, Курской, Смоленской областях. Внешне народная скрипка не отличалась от классической скрипки. Ее самобытность проявляется в исполнительской традиции, манере и приемах игры народных музыкантов. Прихотливая смена штрихов, виртуозное исполнение орнаментальных украшений, лапидарный звук без vibrato – это характерно для народной манеры игры на скрипке, которую слушали, воспринимали, а в дальнейшем и осваивали юные музыканты, дети из простонародья.

Обращаясь к русским народным праздникам, имевших особое социально-воспитательное значение на протяжении многих веков, следует отметить новогодние святочные обряды, с которыми было связано исполнение песен колядок. Колядование как обычай известен еще со времен Древней Руси, сюжетно песенном-колядок было величание членов семьи, пожелание им доброго здоровья, богатого урожая, приплода скота, надежды на добро и благополучие новом году. Празднику всегда предшествовала подготовка детей знатоком песен, которым мог быть учитель местной церковной приходской школы (церковь не запрещала колядования) или любой из взрослых. Дети и взрослые колядовали отдельно, что способствовало творческим поискам их исполнителей, социальное неравенство между людьми, мечтать о лучшем будущем. Сам акт пожелания чужим людям счастья, богатства, здоровья и благополучия проповедовал гуманистические мотивы, способствовавшие воспитанию у детей доброты, уважения к людям, щедрости, сострадания и понимания.

Практически все события в жизни человека – рождение, детские игры, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая, свадьба и так далее – сопровождались пением, музицированием, плясками и театральными представлениями. Например, жанры музыкально-поэтического фольклора, передававшиеся из поколения в поколение. Поэтическая фантазия затрагивала сознание и чувства детей и молодежи – исполнителей колядок, помогала осознавать им существующее устным путем, носившие импровизационный и вариационный характер, способствовали развитию творческих способностей детей, выполняли социально-воспитательные и нравственно-эстетические функции в процессе формирования основ личности ребенка.

XVIII век - время больших преобразований в России. Музыкальные традиции и обряды выступают как две взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение в области образования. В это время происходит перелом в русской культуре, так, начало развиваться светское искусство, на которое значительно повлиял фольклор. Народная музыка не запрещалась, а включалась в официальные празднества.

Повседневное и повсеместное музыкальное звучание, прежде всего певческое, влекло к себе воспитывая, влияло на человека, а значит и на подрастающее поколение, способствовало формированию его мировоззрения, нравственности, потребности в общении с миром музыкального искусства.

На рубеже XVII-XVIII веков в русском народном музыкальном творчестве происходит смена музыкальных стилей, вкусов, привязанностей. Зарождается новая русская песня с присущей ей гармонической (аккордовой) основой. Наступает время расцвета так называемой «частой» песни частушки. Вместе с этим на смену древним музыкальным инструментам с бурдонным сопровождением мелодии пришли инструменты, более соответствующие новым зарождающимся формам народной музыки – балалайка, а позднее – гармоника. Однако балалайка становится едва ли не самым распространенным музыкальным инструментом русского народа. Основной прием игры – бряцание – нес четкую ритмическую организацию балалаечных наигрышей, ритмическая определенность как нельзя лучше соответствовала характеру народных танцев, плясовых песен и частушек.

Искусство гармонистов находится в теснейшем взаимодействии с частушкой. В своих наигрышах музыканты не дублируют напев песни или частушки, а создают собственные мелодические варианты – «переборы», по своему характеру часто контрастные мелодическому строю основного напева. Яркую характеристику наигрышей русских гармонистов дал Б. В. Асафьев: «В одних этих наигрышах стало непосредственного народного юмора, смеха, лукавой издевки, острой наблюдательности, что из этого содержания составляется в его музыкальном отражении целый громадный короб ритмических, мелизматических, колористических и гармонических « новостей», свидетельствующих о неистощимой изобретательности народной музыкальной творческой практики. По моему ощущению, в них есть жизнерадостные чувства душевного приволья, широкий приветливый жест, полнота дыхания, даль и размах горизонта» [цит. по 43, с. 16].

Испокон веков музыкальная культура народа была действенным средством народной педагогики. Песня помогала скрашивать долгие зимние вечера, сопутствовала труду, была желанной гостей на праздниках и торжествах. Лев Толстой утверждал: «Воспитание есть воздействие на сердце…» [44, с. 78].

Каждый из детей – личность; одна выявленная, другая затаенная. Душа ребенка, открытая нам, - вот оно, поле деятельности. Выявляй, рассекречивай, помогай детям справиться с внутренними конфликтами. Мы воспитываем через искусство, знакомя детей с шедеврами мировой культуры, сокровенно и ответственно.

Фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа. Он отражает особенности исторического развития народа.

Сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизацию основу и синкретическую форму бытования, ограниченно сочетающую поэзию, музыку и пластику движений. Слово, несущее смысл песни, играет ведущую роль в музыкальной речи. Вызванное им эмоциональное состояние находит у исполнителей отклик, проявляющийся в способах передачи через характерные интонации и движения. В результате одна и та же песня может иметь разную жанрово-стилевую окраску, зависящую от исполнения в той или иной песенной традиции.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребенка, способствует гармоничному сочетанию интонационно выразительного пения с обрядовыми элементами.

Крестьянский быт русского народа был буквально пропитан фольклором. Художественно-эстетические формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные. Именно через них формировалось художественно-образное мышление детей. Педагогический опыт народа закреплялся в обычаях и обрядах, с его приобщением к интересам семьи, общества.

Участие детей в календарных обрядах было для них своего рода школой освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, школой освоения их традиций, обычаев, приобщало ребят к родной национальной культуре. Осваивались традиционные приемы исполнения, диалект. Постепенно выполнение некоторых обрядов во многих местностях переходило к детям, как например, обряд святочного колядования, ранее выполнявшийся исключительно взрослыми.

Весьма распространенные повсюду подвижные коллективные игры зачастую сопровождались песнями и речитативами. В этих играх совершенно естественно «редактировался» фольклор взрослых.

Характерные особенности русского народного песенного творчества.

Русское народное песенное творчество представляет одну из важнейших областей культуры страны в целом. Традиции народного пения уходят в далекое прошлое.

Песни рождались устно, переходя от одного певца к другому, от старшего поколения к младшему. В процессе бытования песен видоизменялись и их слова, и напевы, так как каждый исполнитель стремился внести в песню что-то свое. Очень многое из того, что было создано народом на протяжении веков, не сохранилось. То же, что было сохранено, представляет собой огромное, неисчерпаемое богатство для собирателей слов и напевов народных песен, « скромных и бескорыстных тружеников, которые с неослабленным постоянством, с величайшими трудами и пожертвованиями собирают драгоценности народной поэзии и спасают их от гибели забвения». Среди собирателей русских народных песен отметим Н.А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. лядова, В. Ф. Одоевского, Д. Н. Кашина, Ю.Н.Мельгунова, Е. Э. Линеву и многих, многих других.

Можно перечислить основные жанры русских народных песен. Календарные земледельческие песни прикреплялись к определенному времени года, порой к конкретной календарной дате (например, ко дню весеннего равноденствия), а также определенному циклу земледельческих работ (покосу, жатве и так далее). Зимние, весенние, летние, осенние обряды имели целью создавать условия, наиболее приятные для хозяйственного благополучия человека, вносили в обыденную жизнь яркость праздника;

Семейно-бытовые и обрядовые песни отражали события семейной жизни и домашний быт (величания новорожденных, колыбельные, прибаутки, свадебные песни, плачи, причитания);

Хороводные и плясовые песни сопровождались движением, пляской. В одних песнях разрабатывалась тема земледельческого труда, высмеивались ленивые работники, в других шла речь о семейных неурядицах и так далее;

Трудовые песни имели ярко выраженное практическое значение и были связаны с какой-либо трудовой деятельностью: валкой леса, выкорчевыванием пней, строительством крепостей, храмов. Особенно широкий размах получили трудовые песни у бурлаков. Очевидно, описывая их нелегкий труд, полагали, что песня не только служила средством согласования работающей артели, но и помогала «не дремать и не спотыкаться от усталости»;

Эпические песни, былины – героические повествования о далеком историческом прошлом, действующими лицами которых являлись герои, богатыри. В основе этих песен лежит идея защиты родины, борьба за единство русской земли. Былины северные и южнорусские отличаются друг от друга манерой исполнения, широтой мелодики;

Исторические песни, как и былины воплощали идеи единства и независимости русской земли, борьбы с иноземными захватчиками, но в отличии от былин имели большую конкретность. Одна из тем исторических песен – народная борьба против крепостнического гнета;

Протяжные лирические песни выражали разнообразные переживания, исповедь души. В народе их называли также долгими, строгими, тяжелыми, широкими, проголосными ввиду того, что песни эти отличались широтой мелодического развития, выразительностью распевов, свободой ритмического изложения;

Частушки разнообразны по содержанию (лирические, шуточные, сатирические), отличаются легкой запоминаемостью и могут исполняться под пляску;

городские песни отличаются от крестьянских использованием в них гармонического минора, а также подчиненностью напева гармоническому мышлению;

революционные песни отличаются драматическим характером, внутренней энергией, ритмической четкостью, напряженной целеустремленностью развития.

Для русского национального исполнительского стиля характерно хоровое пение без сопровождения. Это очень важный момент в музыкальном развитии русского народа: как доказано современными исследованиями, пение без музыкального сопровождения обеспечивает наилучшие условия для развития тонкого музыкального слуха, следовательно, и голоса.

Таким образом, характерными особенностями русского народного песенного творчества в целом являются: отсутствие инструментального сопровождения, подголосочный склад, диатонические лады, ладовая переменность, внутрислоговые распевы, смещение ударений, смена размеров.

Заключение

Фольклор должен стать ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в них такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Мы сегодня учащиеся, а завтра – педагоги, должны знать и понять, что фольклор как народная педагогика, а теперь одно из основных «орудий» всей педагогики, должно неотъемлемо сопутствовать с нами по всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передадим нашим потомкам.

Проведя исследование среди детей, нам стало понятно то, что дети, когда занимаются творчеством: поют, играют, рассказывают сказки, загадывают загадки — жизнерадостны, им очень нравится участвовать в тех или иных народных праздниках, обрядах, но они не знают, что фольклор это и есть народное творчество. Поэтому очевидно, что фольклор должен стать ценным средством воспитания ребенка, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Список литературы

1. Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки. – М.: Гуманит. Изд-во Владос, 1992.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Издательство центр Владос, 2000.

3. Асафьев Б. В. О народной музыке Сост. И. Земцовой, А. Кунакбаева. –Л.: Музыка, 1987. -248.

4. Ахияров К. Ш. Народная традиция в трудовой подготовке молодежи: Монография. – Нижнекамск: Изд-во НМИ Чишмэ, 2001.

5. Бачинская Н.М., Попова Т. В Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. – М.,1974.

6. Башкирское народное творчество: Т.9. Песни. – Уфа: Китап, 1989.

7. Башкортостан: Краткая энциклопедия.- Уфа: Башкирская энциклопедия,1996.

8. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

9. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Составитель Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. – М.: Просвящение, 1991.

10. Волынкин В. И. Теория и практика воспитания художественных потребностей (Текст): автореферат диссертация … д-ра пед. наук .-Сочи, 2001. – 45.

11. Галин С. Культура народов Башкортостана как часть мировой культуры Ватандаш. -2000 № 11 с.172-177.

12. Головинский М. Мусоргский и фольклор (Текст) .- М.: Музыка, 1994.-220с.

13. Голова В. Музыкальный фольклор в формировании национального самосознания (Текст). Журнал «Учитель» №1, 2009.

14. ГеоргиеваТ. С. Русская культура: история и современность. – М.: Юрайт,1999.

15. Груббер Г. История музыкальной культуры (Текст). -М. –Л. 1941.-С. 372.История русской культуры. – М., 1990.

16. Зезина М. Р. И другие. Галин С. Культура народов Башкортостана как часть мировой культуры Ватандаш. -2000 № 11 с.172-177.

17. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального образования. – Учебное пособие. –М.: Академия, 1998. – 240 с.

18. Ефремов А. И. Народность эстетического воспитания в педагогической мысли России XVIII-XIX веков:

19. Енговатова М. А. Особые формы совместного пения в русской народной культуре// Живая старина. 1997.№2

20. Ефремов А. И. Народность эстетического воспитания в педагогической мысли России XVIII-XIX веков.

21. Ибрагимов Г. Г. Развитие чувства музыкального ритма школьников на фольклорной основе (Текст): монография Г. Г. Ибрагимов. Астрахань, 2007.

22. Ибрагимов Г. Г. Старинушка (народные песни России) (Текст) Г. Г. Ибрагимов. –Астрахань,2005. -160 с.

23. Кабалевский Д.Б. Музыка 1-8 классы: Программа для общеобразовательных учреждений / Под научным руководством Кабалевского Д. Б. – М.:Просвещение,2004

24. Кабалевский Д.Б. О творческой свободе учителя // Музыка в школе, 1984. -№4 – с.27.

25. Камаев А. Ф., Камаева Т. Ю. Народное музыкальное творчество: учебное пособие. – М., 2005.

26. Кашапова Л. М. Национальное музыкальное образование школьников: история, теория и практика. – Уфа.Изд-во БГПУ,2004.

27. Куприянова Л.Л., Шамина Л.В. Музыкальный фольклор (1-4 классы)

28. Лобанов М. А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни: учебное пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений. СПБ., 1996.

29. Мурзабулатов М. В., Баязитова Р. Р. Этнография народов Башкортостана Учебник для студентов выс. Уч. Зав. – Уфа: изд-во БГПУ 2012.

30. Народное музыкальное творчество: хрестоматия со звуковым приложением / авторский коллектив: ДороховаЕ. А., Кастров А. Ю., Марченко Ю. И., Пашина О. А.,(отв. Ред.). Спб., 2007.

31. Народное музыкальное творчество: учебник /отв. Редактор О. А. Пашина СПб., 2005., нот., прим., ил.

32. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Часть 1. М., 1987.

33. Науменко Г. Русское народное музыкальное творчество – М.,1988.

34. .Попова Т. Основы русской народной музыки /Т. Попова. - М.,1977.

35. Павлова Н. Русская песня – душа народа. (Текст) Дошкольное воспитание №12 2010

36. Ражников В. Г. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. – М.:Просвещение, 1986.

37. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы: учебное пособие для муз. Вузов /вступ. Статья, сост и комментарий П. А. Вульфиуса. М., 1979.

38. Русские народные песни. Образцы для пения к курсу «Русское народное музыкальное творчество» /сост. Н. Н. Гилярова. М., 1988.

39. Русская философия второй половины XVIII века ( Текст): хрестоматия. – Свердловск: Изд-во Урал ун-та, 1990. -400 с.

40. Русский фольклор. Хрестоматия для высших учебных заведений. – М. Изд-во «Флинта». 2002.

41. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество / А. В. Руднева – М., 1994.

42. Сухомлинский В. А. Об эстетическом воспитании. – М.: Просвещение,1973.

43. Смирнов Б. Искусство сельских гармонистов. –Москва, 1962.

44. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах: т. 21. – М, 1987.

45. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

46. Фраенова Е. М. Русское музыкальное творчество: хрестоматия. М., 2000.

47. Харисова Л. Л. Национальная культура в содержании образования: Пособие для учителей, преподавателей и учащихся. – Казань, 1995

48. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учебное пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2 частях. М., 2007.

49. Энциклопедический музыкальный словарь. 2-е издание. – М.: Просвещение, 1966.

50. Энциклопедический словарь юного музыканта. Составитель Мудушевский В. В., Очаковская О. О. – М.: Педагогика, 1985.

51. Якубов М. Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана (Текст) М. Якубов. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. -240 с.

52. Ямалетдинова Н. Г., Хусаинова Р. Х. Музыка 1-8 классы: Программа для общеобразовательных учреждений. –Уфа, Информреклама, 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение музыкальных традиций русского народа»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика