Курсовая работа

«Народный эпос в русской литературе»

  • 28 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3-4

ГЛАВА I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА

1.1. Исторические условия возникновения русского эпоса….….5-10

1.2. Поэтика русского фольклора ….…11-16

ГЛАВА II. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ЭПОС

2.1. Былины в русской народной поэтики.….17-21

2.2. Богатыри как главные герои героического эпоса….…22-24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25-26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…26-28

Введение

Актуальность исследования обусловлена обращением к классическим произведениям и к национальной культуре в целом. На протяжении лет возрастает внимание к народной культуре не как к архаическому феномену, а как к одному из факторов, влияющих на современную жизнь страны в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Народная культура является источником и важнейшим базовым компонентом духовной культуры народа.

Особое место в русской литературе занимает героический эпос или былины. Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.

Эпос русский народный – устные эпические произведения героического характера [21; 58].

Объект исследования – народны эпос.

Предмет исследования – былины как жанр народной культуры.

Цель – изучить эпическое наследие народной художественной культуры русского народа.

Из цели работы выводятся следующие задачи исследования:

провести анализ народного героического эпоса, рассмотреть особенности поэтических фольклорных произведений русского народа, рассмотреть жанровую структуру и особенности былин.

Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор – синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства – словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Фольклор очень интересен для исследования как искусство слова. В этой связи первостепенное значение имеет изучение, знание и понимание поэтики фольклора.

Теоретической базой курсовой работы стали труды С. Г. Лазутина, В. М. Сиделъникова; Т. М.Акимовой и других исследователей русского фольклора.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА

1.1. Исторические условия возникновения русского эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами. Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий. Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях – олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Миллер, Афанасьев). Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин). Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие – Запада (Веселовский, Созонович).

Былины делятся на социально-бытовые или новеллистические (былины, посвященные общественной жизни в стране), героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны).

Композиция былин: зачин (указываются время и место действия, называются герои, о которых идет речь в былине), основная часть (дается описание героя показывается его необычное поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему дается), заключение (подводится итог всему сказанному, еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины).

Эпос формировался разными путями. Лиро-эпические, а на их основе и эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений (Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов. Например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

Становление прозаических жанров эпоса, в частности сказки, связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов).

На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания.

Эпос вмещал в себя древнюю мудрость, знание его считалось необходимым для каждого члена общества.

Эпосы так же разнообразны, как судьбы стран и народов, как национальные характеры, как язык.

Русский героический эпос – одно из величайших созданий русского народного гения. Между тем он мало известен в широких читательских кругах. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это киевская эпоха, а вот в новгородское время – это Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев.

Возникновение русских былин связано со временем становления Древней Руси как государства. Они стали выражением исторического сознания русского народа, когда главными городами у славян были Киев и Новгород, а Москва только возникла как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства той роли, которая ей была отведена позднее. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них отражаются нравственные и социальные идеалы народа.

Известный исследователь русского творчества Халанский так говорит о возникновении богатырей в русском эпосе: «В XIV веке устраиваются пограничные крепости, острожки, устанавливается пограничная стража, и в это время сложился образ богатырей, стоящих на заставе, оберегающих границы Святорусской земли». Поэтому богатыри в былинах не являются захватчиками, они лишь хранители земли русской. Халанский считает, что образы русских богатырей сложились еще в те времена, когда российский народ не начал освободительного движения от татарского ига, а был только лишь на стадии оборонительной войны.

Другой исследователь русского творчества, Майков, предположил, что в былинных сюжетах отобразились события, произошедшие не с одним воином, пусть даже и знаменитым в свои времена, а с целою дружиной, представителем которой является тот или иной богатырь.

Русский эпос близок не только к песенному творчеству. Былины по своему содержанию теснейшим образом примыкают к сказкам. В первую очередь это обусловлено тем, что в них присутствует элемент чудесного. Деятельность былинных героев проникнута элементом чудесного. Однако волшебство здесь играет иную роль, нежели в сказках. Сказочный сюжет предполагает чудесные представления в качестве главной завязки. В былине же элементы чудесного только дополняют содержание, взятое из действительного быта, с целью прославления богатырского образа, а вместе с ним и всей земли Русской.

Фольклор (англ. folklore – народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период. Этот термин впервые был введен в научный обиход английским археологом У. Дж. Томсом в 1846 г. И понимался широко, как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств. С течением времени содержание термина суживалось [2].

Заключение

Изучение вопросов исторической поэтики русского фольклора убеждает в том, что поэтика русского устного народного творчества отличается яркой жанровой спецификой на всех уровнях художественной структуры фольклорных произведений. Можно отметить, что роль сюжета в различных жанрах фольклора далеко не одинакова. В эпических жанрах фольклора сюжет является основным средством выражения содержания в отличие от лирической песни.

Главная цель эпического рода поэзии – отразить определенные жизненные явления, показать те или иные события, поступки героев.

В былине же сюжет менее развит, и, как правило, излагается какое-нибудь одно событие.

Назначение былинного сюжета – сообщить о каком-то важном событии. Это определяется и в самом тоне повествования. Сказитель повествует об явно вымышленном как о совершенно достоверном.

В результате всего вышесказанного можно подвести итоги данной работы:

При рассмотрении поэтики отдельных эпических произведений или в целом взятых жанров необходимо как можно глубже раскрывать их жанровую специфику.

Не следует забывать о том, что историческая поэтика русского фольклора очень устойчива, но в то же время она не является совершенно неизмененной. Поэтому одной из важнейших задач современной фольклористики является разработка вопросов исторической поэтики фольклора, и прежде всего исследование исторических изменений поэтики отдельных фольклорных жанров.

На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня – это путь духовно-нравственного развития общества.

Героический эпос русского народа – это совершенно особенный жанр. Былина является ценнейшим источником для изучения народной истории. И все же самое главное в русском эпосе то, что он донес до нас думы, мысли и чувства российского народа прошлых времен. Сохранилось все самое важное, имевшее цену во времена минувшие, оставшееся актуальным и в жизни позднейших поколений.

Список литературы

1. Акимова Т. М. О поэтической природе народной лирической песни.- Саратов, 1966.

2. Аникин В.П. Теория фольклора. – М.,1996

3. Аникин В. П. Русская народная сказка.- М., 1977.

4. Астахова А. М. Былины. Итоги и проблемы изучения.- М., 1966.

5. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.- М., 1954.

6. Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

7. Веселовский А. Н. Историческая поэтика.- Л., 1940.

8. Земцовский Д.К. Поэзия народных праздников. – М.,1970.

9. Зыкова М.Н. Фолклоротерапия . - М.- Воронеж, 2004.

10. Зырянов И. В. Поэтика русской частушки.- Пермь, 1974.

11. Лазутин С. Г. Очерки по истории русской народной песни.- Воронеж, 1964.

12. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора.- Воронеж, 1964.

13. Народная художественная культура / Под ред. И.Т. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – М.,2000.

14. Проблемы детской литературы и фольклор: сб. научных трудов.- Петрозаводск,1995.

15. Сидельников В. М. Поэтика русской народной лирики.- М., 1959.

16. Терещенко А. В. Быт русского народа. – Спб., 1848. Ч. 1-7.

17. Хализев В.Е. Теория литературы. [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.textologia.r* – (Дата обращения: 10.06.2014).

18. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции [Электронный ресурс] Режим доступа: h**t://w*w.gumer.info – (Дата обращения: 10.06.2014).

19.Чичеров В.И. Русское народное творчество. – М.,1959.

20. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986

21. Шумов К.Э. Уральская историческая энциклопедия. — УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига. Гл. ред. В.В. Алексеев. – 2000.

Покупка готовой работы
Тема: «Народный эпос в русской литературе»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 28
Цена: 1450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика