Курсовая работа

«Характеристика агрессивности обучающихся в в промышленно-экономическом техникуме»

  • 19 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы проблемы агрессивности обучающихся 6

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у студентов первого курса 12

Глава 2 Материал и методы исследования агрессивности обучающихся в промышленно-экономическом колледже 19

2.1 Материал исследования 19

2.2 Методы исследования 20

Глава 3 Результаты изучения агрессивности, обучающихся в промышленно-экономическом колледже 25

3.1 Задачи курсовой работы 25

3.2. Анализ полученных результатов 26

Заключение 31

Список литературы 33

Приложения 39

Введение

Проблема агрессивного поведения актуальна на протяжении всего существования человечества, потому что она касается каждого и является причиной многих катастроф и преступлений. Современное общество повсеместно сталкивается с проблемами, связанными с проявлениями агрессивного поведения и агрессивности. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное сосуществование людей в различных сферах социальной жизни.

Несмотря на большое количество исследований, в которых изучаются причины агрессивного поведения и агрессивности, закономерности формирования и проявления устойчивой склонности к агрессивному поведению и т.п., большинство поставленных вопросов еще далеки от окончательного решения: до сих пор нет общепризнанной теории агрессивного поведения, и, что самое главное, дискуссионным остается вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) человеческую агрессивность.

В наше время можно увидеть очень яркие проявления агрессивного поведения, и мало кто оказывается в состоянии управлять собственной агрессивностью. Агрессивность сопровождают раздражительность, нетерпеливость. Плохо контролируемая агрессивность может обернуться против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения. Чаще всего агрессивность выходит наружу тогда, когда человек не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему или отсутствие, недостаток желаемых предметов [50, с.26].

Агрессивное поведение нельзя однозначно считать "плохим". Возникая во фрустрирующей ситуации, оно выполняет защитную функцию, иногда функцию разрешения ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у людей в критические возрастные периоды. Любую трудную ситуацию в момент кризиса человек переживает сложнее и поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов в поведении. Дети, которые в раннем возрасте были агрессивными, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению. Проявление агрессивного поведения в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует общественность. Сильно возрастает молодежная преступность. Нет такой газеты, журнала, программы, радио - или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о насилии или агрессивного поведения.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие ученые как: А. Адлер [2], А. Басс, Р. Бэрон, Н.Ю. Дмитриева [20], С.Н. Еникополов [26], К.З. Лоренц [41], Ф. Перлз [53], А. Пиз, С.Г. Пилецкий [56], Д. Ричардсон, Л.Д. Столяренко [60], Р.А. Уилсон, С. Фешбах, Э. Фромм [64], З. Фрейд [63] и др.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения студентов первого курса.

Объект исследования – личность студентов первого курса СПб ГБПОУ «ПЭК».

Предмет исследования – агрессивное поведение у студентов первого курса СПб ГБПОУ «ПЭК».

Гипотеза исследования – уровень агрессивного поведения у студентов первого курса изменится после проведения психолого-педагогической коррекции.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический материал по проблеме агрессивного поведения.

2. Изучить теоретический материал по проблеме особенностей проявления агрессивного поведения у студентов СПО первого курса.

3. Определить методы, методики и этапы исследования.

4. Охарактеризовать выборку, провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты исследования с помощью математического анализа.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, моделирование.

Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, опрос, наблюдение, тестирование по методикам:

- Опросник А. Басса-А. Дарки для проверки агрессивности [62];

- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» И.Б. Дерманова [62];

- Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина, П.А. Ковалева [69].

База исследования - студенты первого курса агрессивное поведение у студентов первого курса СПб ГБПОУ «ПЭК» в количестве 20 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, также имеются приложения к работе.

Фрагмент работы

Глава 1 Теоретические основы проблемы агрессивности обучающихся

1.1 Понятие агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей [58, с. 427]. С точки зрения психоаналитического подхода, основоположником которого является Зигмунд Фрейд, агрессивное поведение по своей природе инстинктивно и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: либидо и танатос. Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [63, c. 112].

Следующим подходом, который исследует агрессивное поведение, является экологический подход. В рамках этого подхода излагал свои мысли К.З. Лоренц. Согласно ему, агрессивное поведение берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени [41, c. 108].

Следующая теория, которую мы изучим - фрустрационная теория. Эта теория, предложенная Д. Доллардом, противопоставляется двум, выше представленным. Здесь агрессивное поведение исследуется как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

Фрустрация всегда приводит к агрессивного поведения в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации [58, c. 546].

Следующий подход - теория социального научения. В отличие от других, эта теория гласит, что агрессивное поведение представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец [5, c. 202].

Приведем примеры определений термина «агрессивное поведение» у различных авторов. По мнению С.Н. Еникополова термином ″агрессивное поведение″ обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств [26, c. 21].

С.Г. Пилецкий определяет Агрессивное поведение как всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда [56, c. 87].

А. Басс определяет агрессивное поведение как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы [10, c. 71]. По Р. Бэрону и Д. Ричардсону агрессивное поведение — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [57, c. 142].

Р.А. Уилсон определяет агрессивное поведение как физическое действие или угрозу такого действия со стороны особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [40, c. 373].

Отличается от остальных определение А. Адлера, который определил причину агрессивного поведения в стремлении преодолеть врожденное чувство неполноценности [2, c. 24].

С другой стороны, Ф. Перлз считает агрессивное поведение не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира [53, c. 108].

Исходя из определений, данных выше, можно утверждать, что агрессивное поведение является внешним проявлением агрессивности как черты личности. Многие исследователи определяют агрессивность как черту личности, приведем несколько примеров.

А. Пиз определяет агрессивность как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам [24, c. 42].

Н.Ю. Дмитриева обозначает агрессивность как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению, а так же склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как агрессивное [20, c. 308]. Также и С.Н. Еникополов определяет агрессивность как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на раздражители различного рода [26, c. 47].

Наряду с понятиями агрессивное поведение и агрессивность, употребляется также понятие агрессия. Приведем раскрытие значения этого понятия с точки зрения Л.Д. Столяренко.

Психолог Л.Д. Столяренко трактует агрессию как однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации [60, c. 201]. В нашей работе мы будем руководствоваться мнением С.Н. Еникополова о том, что причина агрессивного поведения в социальном научении и через социальное воздействие его можно корректировать. Агрессивное поведение проявляется в разных формах. Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная психологом А. Бассом. Он выявил три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия; активная - пассивная агрессия; прямая - косвенная агрессия. Комбинирование этих форм дало ему возможность выявить восемь видов агрессивного поведения, таких как: -физическая агрессия - использование физической силы против другого лица; -косвенная агрессия - действия, направленные на другое лицо, и ни на кого не направленные взрывы ярости; -вербальная агрессия - выражение негативных чувств через форму и содержание словесных ответов; -склонность к раздражению - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении;

-негативизм - оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства; -обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; -подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; -чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [44, c. 264]. Еще одна классификация разработана психологом С. Фешбахом, который выявил три типа агрессивного поведения: враждебное, инструментальное и экспрессивное. Экспрессивное агрессивное поведение представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Целью враждебного агрессивного поведения является главным образом нанесение вреда другому, в то время как инструментальное агрессивное поведение направлено на достижение цели нейтрального характера, а агрессивные проявления используются при этом лишь в качестве средства [15, c. 127].

Последняя представленная классификация разработана Э. Фроммом, он разграничил злокачественное и доброкачественное агрессивное поведение. Доброкачественное агрессивное поведение способствует поддержанию жизни и является адаптивным. К доброкачественному агрессивному поведению относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Доброкачественное агрессивное поведение необходимо для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций.

Злокачественное агрессивное поведение Э. Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Кроме мстительности и специфического характера, он выявляет экстатическую деструктивность,и порождаемую некоторыми религиозными культами, идеологическими движениями [64, c. 300].

В нашей работе мы будем руководствоваться классификацией А. Басса при составлении коррекционной программы. Потому что его классификация охватывает те аспекты агрессивного поведения, которые мы считаем наиболее важными.

Факторы агрессивного поведения - совокупность причин и условий, инициирующих агрессивное поведение или определяющих его характер и отдельные черты.

Среди факторов агрессивного поведения Н.Н. Ежовой определены следующие:

1. социально-психологические факторы;

2. микросоциальные факторы (характеристики родительской семьи, самого индивида, особенности межличностного взаимодействия);

3. макросоциальные факторы (различные групповые атрибуции, экономическая и политическая ситуация в стране, демографическая ситуация);

4. личностно-психологические факторы. (когнитивные, эмоциональные, волевые, качества личности, особенности её бессознательной сферы);

Когнитивные - способ мышления, опосредующий агрессивное поведение.

Эмоциональные - склонность к эмоциям злости и гнева, повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства и эмоциональная неустойчивость.

Волевые - определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.

Факторы бессознательного - стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида.

5. Биолого-психологические факторы (генетические, гормональные, нейромедиаторные, нейроанатомические и половые факторы);

Генетические – генетические особенности организма.

Гормональные - влияние на агрессивное поведение индивида его гормонального статуса.

Нейромедиаторные - норэпинефрин, ацетилхолин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота (GABA) определённым образом связаны с уровнем агрессивного поведения у животных и человека.

Нейроанатомические - влияние патологий гипоталамуса, миндалевидной области, и орбитальной префронтальной коры на человеческую агрессию.

Половые - половые и полоролевые особенности человека напрямую влияют на агрессивное поведение.

Факторов, влияющих на человеческое агрессивное поведение очень много, выявить среди них главный невозможно, поэтому важно отслеживать влияние всех факторов и контролировать их [25, c. 110].

Обобщая все вышесказанное, следует подытожить, что единого понимания таких феноменов человеческой психики как агрессия, агрессивное поведение и агрессивность нет. Мы привели различные точки зрения по этой проблеме, также мы предоставили различные варианты классификаций агрессивного поведения и факторы, определяющие специфику агрессивного поведения и условия его проявления. В дальнейшей работе мы будем руководствоваться мнением С.Н. Еникополова о том, что причина агрессивного поведения в социальном научении и через социальное воздействие его можно корректировать. А также мы будем руководствоваться классификацией А. Басса при составлении коррекционной программы. Потому что его классификация охватывает те аспекты агрессивного поведения, которые мы считаем наиболее важными.

Заключение

Агрессивное поведение нецелесообразно исследовать без его составляющих: агрессивного поведения и агрессивности. Данные понятия имеют различия. Агрессия определяется как любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Агрессивность же понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивного поведения. Агрессивное поведение же, это действие, направленное на причинение вреда другому человеку. Агрессивное поведение юношей проявляется в разных формах. Многие исследователи классифицируют данное явление по различным основаниям.

Психолог А. Басс выявляет три основных параметра, по которым характеризуют формы агрессивного поведения: физическая - вербальная агрессия, активная - пассивная агрессия, прямая - косвенная агрессия. С. Фешбах отмечает три типа агрессивного поведения: враждебная, инструментальная, экспрессивная. Последняя представленная классификация разработана Э. Фроммом, он разграничил злокачественное и доброкачественное агрессивное поведение. Также существует множество факторов, влияющих на агрессивное поведение. Юношество - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Оно колеблется в рамках 12-14 до 25 лет. У студентов первого курса с человеком происходят изменения когнитивных функций, ведущей деятельностью становится подготовка к профессиональной деятельности, а центральным новообразованием является самоопределение. Существует несколько причин и форм проявления агрессивного поведения юношей.

В ходе экспериментального этапа исследования мы раскрыли содержание его подэтапов, дали характеристику использованных методов и методик.

В итоге анализа результатов констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что большинство студентов имеют высокий уровень агрессивности. Это может быть обусловлено относительной новизной коллектива, от недостаточного уровня доверия людям свойственно защищаться, а агрессивное поведение является одной из защитных реакций человека.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2015. 818 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический Проект, 2015. 240 с.

3. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2012. 127 c.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 512 с.

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: Эксмо Пресс, 2010. 512 с.

6. Боуэн М. Теория семейных систем. Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2008. 357 с.

7. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2014. 272 c.

8. Войцеховский С.Г., Орловская И.О. Социология и психология управления. Раздел "Социальное моделирование и программирование". СПб.: Петрополис, 2008. 144 с.

9. Волков Б.С., Волкова Н.К. Методология и методы психологического исследования. Учебное пособие. М.: КноРус, 2014. 344 с.

10. Волкова Л.А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков // Среднее профессиональное образование. 2011. №8. С. 70-72.

11. Габдреев Р.В. Моделирование познавательной деятельности студентов. Казань: КГУ, 2009. 112 с.

12. Гарусев А.В., Дубовская Е.М., Дубровский В.Е. Основные методы сбора данных в психологии. М.: Аспект Пресс, 2012. 158 c.

13. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. 269 с.

14. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для вузов. Изд. 6-е. М.: Академия, 2010. 272 с.

15. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учебное пособие для бакалавров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. 307 с.

16. Гордон Д.З., Доуз Г.Д. Познавая мир. Моделирование структуры опыта. М.: Твои книги, 2012. 272 с.

17. Губанов А.А., Волков Б.С., Волкова Н.К. Методология и методы психологического исследования. М.: Академический Проект, 2010. 384 с.

18. Гуревич П.С. Психодиагностика и психокоррекция. СПб.: Питер, 2008. 457 с.

19. Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения. Теория. Методы. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.

20. Дмитриева Н.Б. Общая психология: конспект лекций. М.: Научная Книга, 2007. 519 с.

21. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологу образования: взаимодействие с родителями: моногр. Челябинск: Атоксо, 2011. 213 с.

22. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. Челябинск: Атоксо, 2010. 111 с.

23. Долгова В.И., Иванова Л.В., Крыжановская Н.В. Регламент аттестационных материалов: методические рекомендации. Изд. 3-е. перераб. и доп. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. 128 с.

24. Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков // Среднее профессиональное образование. 2011. №4. С. 41-44.

25. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Изд. 10-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 315 с.

26. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни. М.: Научная книга, 2014. 496 с.

27. Еремин В.А. Воспитание в испытаниях. М.: Манн, 2011. 175 с.

28. Ерзин А.И. Диагностика и коррекция агрессивного поведения. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012. 254c.

29. Ермошин А.В. Вещи в теле. Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: ИП Стрельбицкий, 2012. 558 с.

30. Загвязинский В.В., Атаханов Р.З. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Academia, 2008. 208 с.

31. Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учеб. Пособие для пед. Вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. 351 с.

32. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 444 с.

33. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: конспект лекций. М.: А-Приор, 2010. 160 с.

34. Копытин А.Г. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. М.: Когито-Центр, 2014. 218 с.

35. Корнилова Т.П. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2006. 382 с.

36. Корягина Н.Г. Социальная психология. Теория и практические методы. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 318 с.

37. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Трикста: Академ. Проект, 2011. 420 с.

38. Левандовская Л.В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 1. С. 42-46.

39. Леонтович О.П. Методы коммуникативных исследований. М.: Аспект Пресс, 2011. 224 с.

40. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, Academia, 2010. 511 с.

41. Лоренц К.З. Агрессия. М.: РИМИС, 2009. 352 с.

42. Малкина-Пых И.Н. Возрастные кризисы. М.: Эксмо, 2011. 896 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Характеристика агрессивности обучающихся в в промышленно-экономическом техникуме»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 19
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика