8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Контрольные работы / Педагогика

Диагностика детской одаренности. Основные варианты организации диагностического обследования. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей. Детская одаренность и формы организации учебной деятельности. Учебное исследование в детском саду: методика проведения со старшими дошкольниками. - Контрольная работа

Содержание

Диагностика детской одаренности 3

Основные варианты организации диагностического обследования 5

Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей 13

Детская одаренность и формы организации учебной деятельности 16

Учебное исследование в детском саду: методика проведения со старшими дошкольниками 18

Список литературы 26

Введение (выдержка)

Диагностика детской одаренности

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Принято считать, что диагностика детской одаренности - не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. Но современная образовательная практика, требующая личностно-ориентированного подхода, заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.

В педагогической психологии эта проблема традиционно рассматривается на двух уровнях, которые условно можно назвать «теоретическим» и «методическим» (психометрическим). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.

Первый, теоретический, уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй, методический, включает в себя разработку в соответствии с принятой концепцией самих диагностических процедур - методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так.

Основная часть (выдержка)

Основные варианты организации диагностического обследования

Тестологический подход. К числу самых распространенных вариантов организационно-педагогического относятся разовые обследования. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах, «единой оценке» одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда - сочетание того и другого.

Со времен А. Бине и в течение долгого времени «высокий интеллект», определяемый с помощью стандартизированных тестов (IQ), играл роль универсального показателя одаренности. Процесс диагностики предполагал разовые или периодические обследования детей, как правило, с последующей их селекцией.

Естественно, что эта практика не могла не быть подвергнута жесткой критике со стороны как специалистов, так и общественности практически во всех государствах мира. Однако, несмотря на резкую критику и вполне очевидную теоретическую несостоятельность (отсутствие «надежной» концептуальной модели одаренности, низкая прогностичность большинства диагностических методик, зависимость результатов от действия средовых факторов и многое другое), возможность этого подхода к диагностике одаренности не только не исключается, но вполне серьезно обсуждается в современной популярной и даже специальной литературе.

Частично смягчает негативное влияние этого подхода стремление к комплексной оценке, характерное для его представителей в последнее время. Однако это не следует рассматривать как радикальное решение проблемы. Одномоментная, даже многомерная оценка уровня одаренности - крайне ненадежное основание для социально-педагогического прогноза.

При многомерной, комплексной оценке (когда оцениваются кроме интеллекта и креативности еще и личностные особенности) меняются лишь требования к методическому аппарату. Это, безусловно, повышает надежность полученных данных, но не делает их настолько надежными, насколько этого требуют социально-педагогические задачи.

Подчеркнем, что диагностическое обследование может быть вполне объективным с точки зрения сегодняшнего дня. Ведь оно, словно фотография, может точно зафиксировать уровень, показанный в данный момент, в данных условиях ребенком. Но всегда ли можно по фотографии ребенка предсказать, каким будет его внешний облик, когда он станет взрослым? Построить прогноз развития на таком ненадежном основании практически невозможно. Потому-то и необходимы специальные организационно-педагогические решения.

Таким образом, минусами тестологического подхода можно отметить одномоментные исследования, отсутствие концепции, невозможность прогнозирования результатов.

«Принцип турникета». С целью преодоления названных сложностей предпринимаются попытки поставить этот процесс на более надежную, научно подтвержденную основу. Разрабатываются так называемые долговременные организационно-педагогические модели диагностики детской одаренности. Одна из наиболее известных получила название «принцип турникета». Авторы ее - американские ученые Дж. Рензулли, С. Рис и Л. Смит. Одна из их основных идей заключается в том, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а длительным, предполагающим продолжительное наблюдение за ребенком.

Кроме того, в условиях этого подхода отпадает сама необходимость жесткой селекции детей. Эта система создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка может осуществляться в течение всего года, в зависимости от его достижений.

Авторами применяются как традиционные методы оценки, так и методы, основанные на использовании трех параметров деятельности учащегося (способности, интересы и стили обучения). Особо подчеркивается, что собирается информация, акцентирующая внимание на достоинствах ученика, а не на его недостатках. В итоге создается «портфель данных об ученике».

В дальнейшем эта информация используется при принятии решения о возможностях развития способностей на обычных школьных занятиях, в группах обогащения и в условиях специальных дополнительных программ.

Заключение (выдержка)

Учебное исследование в детском саду: методика проведения со старшими дошкольниками

Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобятся два-три тренировочных занятия с группой. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования.

Подготовка. Для этого понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования (подумать, спросить у взрослого, прочитать в книге, посмотреть видеофильм и т. д.). Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа.

На таких же по размеру карточках надо заготовить картинки -«темы» будущих исследований, т. е. наклеить изображения животных, растений, зданий и др.

Первый этап - тренировочные занятия

Посадим детей на ковер кружком и объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа; все остальные дети на первом занятии будут участвовать только как зрители.

Определение темы исследования. Выбранные добровольцы определяют тему своего исследования. Чтобы они смогли это сделать, предложим им заготовленные заранее карточки с различными изображениями - темами исследований. После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме, например «Попугай». Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину образованного сидящими детьми круга (остальные аналогичные карточки с «темами исследования» нужно пока убрать).

Объясним «исследователям», что их задача - подготовить сообщение, доклад. Но для того чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это сделать? Естественно, что для детей это сложно. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации -методов исследования. Конечно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно воспитателю подвести детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Эти вопросы задаются не только тем, кто у нас выделен специально для проведения исследования, но всем детям. Они начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать.

Литература

1. Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум /В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 283 с.

2. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов //Новая школа. 2003 № 1. С. 80─83.

3. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.

4. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема//Педагогика. 2000. №10. С. 87─94.

5. Сергеева Т.Ф. Система работы с одарёнными детьми: теория и практика/Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарёва.─ Ростов н/Д: Феникс, 2011.-284 с.

Информация о работе

Тип: Контрольная работа
Страниц: 25
Год: 2020
300 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X