Курсовая работа

Семья как объект социально-педагогической деятельности

  • 41 страниц
  • 24 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты семьи, как объекта социально-педагогической деятельности 5

1.1 Семья как социальный институт 5

1.2 Поправки в конституцию – защита традиционной семьи 10

1.3 Семья как объект социально-педагогической деятельности 16

2. Анализ существующих социально-психологических методов работы с семьей, как объекта социально-педагогической деятельности 24

2.1 Психологические и социально-психологические методы социальной работы с семьей 24

2.2. Метод информирования в социальной работе, опоры на традиции и привлечения к труду и метод привлечения к труду 33

Заключение 38 Список используемой литературы 40

Введение (выдержка)

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы определяется тем, что роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с кото-рым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Данную проблему изучали М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, В.Н. Гурова, М.В. Шакурова и В.А. Никитина.

Объектом данной курсовой работы является педагогика в работе с семьей.

Предметом данной курсовой работы служит социально-педагогическая деятельность с семьей.

Целью данной курсовой работы является анализ семьи, как объекта социально-педагогической деятельности.

Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить семью как социальный институт

2. Рассмотреть семью, как объект социально-психологической деятельности.

3.Апроанализировать психологические и социально-психологические методы социальной работы

4. Изучить методы информирования в социальной работе.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Основная часть (выдержка)

1. Теоретические аспекты семьи, как объекта социально-педагогической деятельности

1.1 Семья как социальный институт

Как и красота, семья находится в глазах смотрящего. Понятие \"семья\" относится к области большинства социальных, поведенческих и биологических наук.

Для биолога семья – это группа людей, связанных генетически. Для адвоката семья – это юридически определённая группа или родословная лиц, которые имеют юридически определённые права и обязанности друг перед другом, основанные на рождении и законном браке или усыновлении.

Для специалиста по коммуникациям семья – это группа близких людей, которые кодируют и декодируют вербальные и невербальные символы, имеющие общие значения, взаимодействие выражает как содержание, так и информацию об отношениях между этими людьми.

Для капиталистического макроэкономиста семья – это домашнее хозяйство, которое производит товары и услуги и потребляет товары и услуги. Для микроэкономиста (или домашнего экономиста) семья – это домашнее хозяйство, члены которого имеют разделение труда (некоторые виды труда ценятся больше, чем другие) как внутри, так и вне домашнего хозяйства.

Для социолога семья – это самая маленькая ячейка общества и группа людей, которые ведут себя в соответствии с конкретными семейными ролями, которые разделяют прошлое и будущее и связаны браком, биологией или обязательствами.

Семья – это место увеличения популяции (размножения) и важнейшая сила в социализации детей. Семьи классифицируются по демографическим характеристикам, таким как социальный класс, культура, состав, иммиграционный статус, религия, возрастная когорта, городское или сельское население и стадия развития (например, рождение первого ребёнка) [3, с.94].

Для психолога семья – это группа людей, которые связаны друг с другом эмоционально, когнитивно и обычно поведенчески, независимо от юридических связей и физического местоположения, потенциально даже включая умерших людей. Психологи объясняют, как дети социализируются и как семьи способствуют просоциальному и антисоциальному поведению, психическому здоровью и психическим заболеваниям.

Определение семьи не просто. Например, некоторые дети не рассматривают своих биологических родителей, с которыми они не общались в течение многих лет, в качестве семьи, но включают в состав родителей не родных, которые жили с ними много лет и финансово поддерживали.

Хотя определение семьи широко варьируется, существует определённое согласие, по крайней мере среди социологов и психологов, относительно функции семьи.

Функциональные семьи [10, с.63]:

а) поддерживают физическое развитие членов семьи, включая питание, одежду, жильё,

b) обучают и социализируют детей,

с) создают условия, способствующие удовлетворению сексуальных потребностей супружеских пар,

d) заботятся о потребностях молодых, старых, больных и нетрудоспособных членов семьи;

e) заботятся об эмоциональных потребностях человека в отношении установления связей, принадлежности (месту, роли в семье) и ощущения ценности.

Функции семьи как социальной группы

Мало кто понимает, что семья – это не просто понятие, а она существует в двух формах: как малая социальная группа и как социальный институт.

Ну так вот, семья как малая группа – это конкретная какая-то семья. Например: семья Ёлкиных, Ивановых и прочие. Сегодня превалируют (господствуют) нуклеарные семьи. И следует различать функции семьи как группы от функций одноименного института.

Заключение (выдержка)

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с семьёй как самостоятельный вид обеспечивающей деятельности.

Существенные продвижения за последние годы наметились в подготовке специалистов социальных служб по программе базового дополни-тельного образования. В частности, образовательный процесс социальных ВУЗов всё больше становится практикоориентированным, усиливаются тенденции подготовки функционала, способного гибко реагировать на динамичный характер социальных услуг семье.

Практика становления профессии «социальный работник» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.

Сверхзадача социального работника – всемерное развитие творческого потенциала семьи. Он присущ каждому семейному коллективу, но далеко не каждая семья может догадываться об этом. Социальный работ-ник должен уметь апеллировать к таким важнейшим психологическим категориям, как самоотношение, самоуважение, самооценка личности, уровень ее притязаний, направленность, развитие, совершенствование, формирование, адаптация, социализация, интеграция и дезинтеграция. В поле его зрения должны быть взаимоотношения людей, стратегии их взаимодействия, в том числе и конфликтного. Процесс общения – самый важный и определяющий для семейного микроклимата, и его исследование может много дать специалисту социальной сферы.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных и экстремальных условиях жизнедеятельности в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи в условиях коренных социально-экономических преобразований общества

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М.: «Наука» 2018. - 294 с.

2. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2017. - 110 с.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 2017. - 207с.

4. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2017. - 284 с.

5. Винтин И.А., Кузьменко Т.В. Роль социальных служб в планировании семьи. Аспект перинатальной психологии. - Саранск, 2016. -105 с.

6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2017. - 164 с.

7. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2019. - 232 с.

8. Желтушко Р. Работа социального педагога в неблагополучной семье: программа деятельности // Социальная педагогика в России. – М.: Со-временное образование, 2017. - 137 с.

9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 492 с.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб, заведений. - 2-е; стереотип. - М.: Академия, 2018. - 160 с.

+ еще 14 источников

900 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.