Курсовая работа

Методы раннего выявления детей первых 3-х лет жизни с психическими отклонениями в развитии

  • 30 страниц
  • 9 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы ранней диагностики нарушений психического развития у детей первых 3-х лет жизни 5

1.1 Особенности психологического развития ребенка 3х лет 5

1.2 Виды нарушения в психическом развитии 8

1.3 Причины нарушения психического развития у детей первых 3-х лет жизни 12

Глава 2. Методы ранней диагностики отклонения в психическом развитии у детей первых 3-х лет 16

2.1 Обзор существующих подходов в диагностике психических отклонении у ребенка первых 3-х лет. 16

2. 2 Психолого – педагогическая изучение детей первого года жизни 18

2.3 Психолого – педагогическое изучение детей 2-3 лет 19

2.4 Анализ результатов и составление заключения 20

2.5 Возрастные нормативы развития общения. Основные направления коррекционной работы 24

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Введение (выдержка)

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.

Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

Полученные современной медициной данные свидетельствуют об эффективности ранних коррекционно-воспитательных мероприятий. Это связано с тем, что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно.

Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое заключается, во-первых, в его коррекционной направленности, во-вторых, в неразрывной связи коррекционных мероприятий с формированием практических навыков и умений. Конкретные особенности воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, а также компенсаторных и возрастных возможностей ребенка.

Многие дети с отклонениями в развитии помимо правильного воспитания, обучения и коррекции нарушенных функций нуждаются также и в специальном лечении. Все это обусловливает необходимость ранней диагностики различных отклонений в психомоторном развитии.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что при диагностике аномального развития мало только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную или сенсорную недостаточность, необходимо поставить клинический диагноз, который отражал бы причину и механизм нарушения развития, определял бы школьный и социальный прогноз, а также намечал пути и методы.

Цель работы: выявить, теоретически обосновать особенности методов ранней диагностики нарушений развития у детей первых 3-х лет жизни.

Объект исследования: нарушения психического развития у детей первых 3-х лет жизни.

Предмет исследования: особенности процесса ранней диагностики нарушений развития у детей первых 3-х лет жизни.

Основные задачи:

 осуществить теоретический анализ литературы по теме исследования;

 раскрыть понятие и причины нарушения психического развития;

 рассмотреть методы ранней диагностики нарушений психического развития у детей первых 3-х лет жизни.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В конце работы дается список использованной литературы.

Основная часть (выдержка)

1.1 Особенности психологического развития ребенка 3х лет

Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности определяет главный принцип в рассмотрении проблем ее становления – принцип развития.

Развитие трехлетнего ребенка имеет свои закономерности и особенности. Также необходимо отметить, что этот возраст является переходной стадией развития: ребенок переходит из преддошкольного возраста к дошкольному. К трем года происходит переход от естественного к социальному типу развития, на основе развития речи.

Характерными особенностями развития речи трехлетнего ребенка является начало интенсивного формирования грамматической структуры предложений. В это время слова становятся зависимыми составными частями предложения, и таким образом осуществляется переход к флексивной речи. Одновременно отмечаются сохранение и усложнение предложений, состоящих из цепочки неизменяемых слов.

Ребенок от 2,5 до 3 лет еще не может следовать сложной инструкции взрослого, требующей реакции выбора («когда будет красный огонек, то нажмешь на мячик, а когда будет зеленый — не будешь нажимать»). Только к 3,5-4 годам ребенок может выполнить подобную задачу по предварительной инструкции, отвлекаясь от случайных влияний.

К трем годам складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности, такие, как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме путем активного экспериментирования решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели. В развитии мыслительной способности важную роль играют речь и практическая деятельность ребенка[1].

Психическое развитие в процессе непосредственного практического взаимодействия с объектами внешнего мира позволяет ребенку не только накапливать разнообразную и все более усложняющуюся информацию, но и становиться субъектом познавательной и практической деятельности. В преддошкольном возрасте закладываются существенные компоненты субъективной структуры деятельности в виде способов ее осуществления, которые на начальном этапе включают элементарные орудийные и неспецифические манипулятивные действия с предметами. Другой существенный компонент субъекта деятельности, заключающийся в программировании и реализации намеченных последовательных действий для достижения цели, также начинает возникать в преддошкольный период в связи с усвоением и выполнением элементарных инструкций взрослых, в которых в качестве цели выступает перцептивный эффект (например, зажигание лампочки). Эту начальную форму можно рассматривать как объектно-субъектную, поскольку проявление самостоятельности ребенка есть результат его непосредственного сотрудничества со взрослыми. Но социальное формирование человека не ограничивается генезом субъекта общения, познания и практической деятельности. Оно проявляется также в том, что в преддошкольном возрасте создаются предпосылки для развития личности [12].

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, благодаря которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни[12].

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров — произвольности и вербальности — в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степени выраженности процесса социализации. Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека [1].

Характерной чертой интересующего нас периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые, в то же время, являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

Заключение (выдержка)

В настоящее время психологи во всем мире уделяют всеобщее внимание проблемам психического развития детей в раннем возрасте. И это является обоснованным, так как первые три года жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, как физического, так и нравственного здоровья. От того, в каких условиях ребенок будет развиваться, зависит его будущее.

В результате теоретического анализа литературы по данной теме было выяснено, что нарушением психического развития у детей первых 3-х лет обозначают различные формы нарушений онтогенеза, действующие в пренатальный, натальный, постнатальный периоды. К основным типам нарушений психического развития относятся: отклонения по типу ретардации и дисфункция созревания (недоразвитие, задержка психического развития); отклонения по типу повреждения структур (органическая деменция, тяжелые нарушения анализаторных систем); отклонения с преобладанием эмоционально-волевых нарушений (ранний детский аутизм, психопатии).

Каждый этап развития малыша имеет свои особенные черты. Но именно в период первых трех лет закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья.

Дети с нарушением психического и психофизического развития различного генеза составляют 5 % от общего числа детей, обращающихся за медицинской помощью по данной проблеме. Поэтому одной из важнейших задач современной практической психологии является ранняя психологическая диагностика и ранняя коррекция отклонений развития, специализированная врачебная помощь детям, имеющим нарушения в развитии. Картину психического развития ребенка понять достаточно сложно, для этого необходимо определить факторы, влияющие на психическое состояние ребенка. В первую очередь, такими пусковыми механизмами является течение беременности и родов, а также та социальная среда, в которой дальнейшем будет находиться младенец.

В настоящее время эти механизмы очень часто не соответствуют должным критериям. Причиной этого является нарушение экологии, снижение физического здоровья родителей, воздействие внешних неблагоприятных факторов и т.д. Влияние данных факторов не остается бесследно на состоянии малыша. Результатом таких сбоев может являться увеличение числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Таким образом, одной из важнейших задач психологов является выявление таких отклонений в первые три года жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.

Список литературы

1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.

3. Барашнев Ю.И. Гипоксическая энцефалопатия: гипотезы патогенеза церебральных расстройств и поиск методов лекарственной терапии / Ю.И. Барашнев // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. – 2002. – № 1. – С. 6 – 13.

4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: монография [Текст] / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017 – 526с.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Че Ро, Юрайт, 2002. – 336 с.

6. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.

7. Дубровина М.В. Психология : учебник / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2011 – 464 с.

8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: монография [Текст] / Д.Н. Исаев. – СПб.: Спец Лит, 2001. – 463 с.

9. Зверева, Н.В. Детская клиническая психология: история и современное состояние / Н.В. Зверева, Т.Г. Горячева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – №2(31). – Режим доступа: http://el**rary.ru/ item.asp?id=25122417 (дата обращения 30.03.2022)

10. Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе / Жан-Мишель Кинодо ; пер. с фр. О.Я. Журавлева ; под науч. ред. Н.И. Кигай. – Москва : Когито-центр, 2012. – 416 с.

11. Коломинский Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.// Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер, 2004. —480 с.:

12. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.

13. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.

14. Пальчик А.Б. Современные представления о перинатальной энцефалопатии / А.Б. Пальчик, Н.П. Шабалов, А.П. Шумилина // Рос. педиатр. журн. – 2001. – № 1. – С.31 – 35

15. Решетников А.В. Особенности подготовки и проведения медико-социологических исследований / А.В. Решетников// Экономика здравоохранения. – 2001. – №1. – С.38 – 41.

16. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.

17. Ульенкова У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностикокоррекционных групп в дошкольном учреждении / У.В. Ульенкова, Е.Н. Васильева // Дефектология. – 2001. – № 5. – С. 35 – 43

18. Фрухт Э.Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы / Э.Л. Фрухт, Р.В. Тонкова-Ямпольская // Рос. педиатр. журн. – 2017. – № 1. – С. 9 – 12.

19. Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.

20. Ярославцева, И.В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития / И.В. Ярославцева // Сибирский психологический журнал. – 2013. – №47. – С. 33–40. – Режим доступа: http://el**rary.ru/item.asp?id=18822686 (дата обращения: 30.03.2022)

1000 руб.
Купить работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.