Курсовая работа

«Сравнительный анализ современных теорий лидерства»

  • 45 страниц
Содержание

Введение …3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА….5

1.1 Понятие и характерные черты лидерства….5

1.2 Классические подходы к лидерству….8

1.3 Классификация существующих теорий….13

Глава 2. СРАВНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА….18

2.1.Концепция атрибутивного лидерства ….18

2.2. Концепция харизматического лидерства…20

2.3.Концепция преобразующего лидерства ….24

2.4 Новейшие теории лидерства….27

Заключение ….35

Список использованной литературы….38

Приложения….41

Введение

Актуальность темы исследования объясняется тем, что теории лидерства, являются важной составляющей эффективного управления в различных организациях.

Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Осмысление проблем лидерства началось еще в древние времена. Однако объектом исследования и экспериментов лидерство стало лишь в начале двадцатого столетия. В 1930–1950 гг. было проведено ряд крупномасштабных исследований лидерства. Основателями первых концепций лидерства являются Л.Бернард, В. Бинхам, О. Тид, С. Килбоурн, Г. Юкл, Э. Гизелли, Р. Стогдилл, У.Беннис, К. Левин, М. Вудкок, Д. Френсис, З. Фрейд и др.

Начиная с 1970-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Д. Макгрегора, Р.Лайкерта,Р. Блейка и Д. Мутона, Ф. Фидлера, П. Херси и К. Бланшара, В.Врума и Ф. Йеттона, Т. Митчелла и Ф. Хауса, Р. Танненбаума и У.Шмидта и др

Мнение ученых едино: для успешной деятельности компании необходим лидер. Так, Дж. Льюис пишет: «…мне трудно вообразить компанию, в которой не требовалось бы лидерство» (Льюис Дж., 2004). По мнению Дж. Коллинза «успешно функционирующая компания во многом зависит от ее руководителя, однако это должен быть не просто менеджер, а руководитель «5 уровня» - лидер своей команды (Коллинз Дж., 2001). С точки зрения Дж. Коттера «лидерство обеспечивает адаптивные или полезные изменения, реализуемые в компании, в то время как роль менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и устойчивость функционирования организации» (Kotter J. P., 1990).

В нынешнем кризисе тема нового лидерства приобрела особую актуальность. Анализ текущего состояния компаний и бизнесов показывает, что старые подходы перестают работать, в том числе потому, что люди коммуницируют через виртуальные средства. Но это не единственная причина того, почему меняется лидерство, — есть и другие объективные факторы. Сейчас и в нашей стране, и на Западе мы наблюдаем серьёзный кризис лидерства на всех уровнях: и государственном, и корпоративном.

Обобщая, можно сказать, что проблема лидерства сегодня является ключевой для достижения организационной эффективности.

Объектом настоящего исследования являются – теории лидерства.

Предметом исследования - сравнительный анализ современных теорий лидерства.

Целью данной курсовой работы является анализ и сравнение современных теорий лидерства.

Задачи:

1. рассмотреть понятие и характерные черты лидерства;

2. охарактеризовать классические подходы к лидерству;

3. выделить классификацию существующих теорий лидерства;

4. проанализировать современные теории лидерства, выделить положительные и отрицательные положения.

Теоретическую основу курсовой работы составляют исследования отечественных и некоторых зарубежных ученых: Виханского О.С., Наумова А.И., Кричевского Р.Л., Мескона М.X., Фрэнсиса Д., Ласкона М., Х. Дэвида, Максвелла Д. и др.

Методы работы: общенаучные методы (анализ и синтез, сравнение, метод комплексного подхода и др.): специально-научные (метод социологического исследования, статистический метод).

Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в управлении организацией.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА

1.1 Понятие и характерные черты лидерства

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер –ведущий, идущий впереди. Лидер – человек, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

В социологическом словаре, определение лидерства трактуется так: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» [27, с.335].

Проблема определения понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

В отличие от управления лидерство – это способность влиять на людей для достижения целей организации.

Американский психолог Стогдилл Р. отмечает, что лидерство - это процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей.

По словам M. Чемерса, лидерство - это «Процесс социального влияния, в котором один индивид затребует помощь и поддержку других индивидов для достижения общей цели» [2].

При этом лидером нельзя стать по воле организации, лидер влияет на людей независимо от своего формального положения во внутренней иерархии организации. Лидерство не может быть ограничено полномочиями или структурами. О.С. Виханский, А.И. Наумов дают следующее определение: «лидер – это член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций» [7, с 176].

Природа лидерства связана с процессом социальной организации и управления внутри любых организационных структур, в том числе коммерческих и некоммерческих предприятий, государственных учреждениях и т.д. Лидер – это конкретный человек, который признан всеми членами группы и пользуется правом принимать решения, затрагивающие всех членов данной группы и определяющие действия группы. По мнению О.В. Евтихова, организационный лидер – «это член группы, который лучше других способен объединить и организовать ее на выполнение какой-либо деятельности на основе общих интересов и приверженности общим ценностям. При этом группа наделяет лидера правом принятия группового решения» [11, с 39].

Заключение

В результате изучения проблемы лидерства были сделаны следующие выводы:

1. Лидерство сегодня рассматривается с двух точек зрения. С одной стороны, лидерство рассматривается как «наличие определенного набора качеств», приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс межличностного влияния, благодаря которому человек или группа делает то, что хочет лидер, иными словами лидерство – это процесс, преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

2. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс Считалось, что лидеры имели какой - то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Теория черт обладает рядом недостатков: перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, во-вторых не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагают объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность.

Традиционные концепции лидерства предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

В настоящее время происходит изменение существующей системы взглядов и представлений о лидерстве или, иными словами (ОС Виханского), «смена парадигмы лидерства».

К современным теориям лидерства относят: теорию атрибутивного лидерства, теорию харизматического лидерства, концепцию преобразующего лидерства, и новейшие теории: теория конституентов (последователей) и интерактивный анализ, психологические теории, теория U, совмещенная с более гуманистическими характеристиками — экосистемностью и экологичностью и современными практиками.

Сравнительный анализ существующих теорий лидерства показывает, что современные теории лидерства охватывают все стороны явления лидерства: личность лидера, социальную и персональную стороны его становления; типы лидерства; взаимодействие и взаимоотношение лидера и его окружения.

Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подхода Эти подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

Современный менеджмент переходит в «гуманистическую» и «ценностно-ориентированную» плоскость Процветают новые, «хорошие» концепции лидерства, основанные на ценностях. Ведь именно ценности обусловливают поведение индивидов, и именно лидеры могут выступать в качестве проводников новых ценностей, так необходимых организациям.

Лидерство – это сложный социальный феномен, объяснение которого, на наш взгляд, невозможно в рамках одной теории, а наиболее объективно раскрывается при синтезе различных концепций.

Список литературы

1. Адизес И. 2017. На пороге управленческой революции. В сб.: Как развивать бизнес в эпоху изменений. Harvard Business Review Россия; 4-7.

2. Альберт М., Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. 800 с.

3. Балабанова Е. С., Деминская В. Э. Руководитель как трансформационный лидер: роль личностных качеств и управленческих практик. Российский журнал менеджмента 2017. 15 (3): 263-288.

4. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

5. Виханский О. С., Наумов А. И. 2014. «Другой» менеджмент: время перемен. Российский журнал менеджмента 2 (3): 105-126. ВкусВилл. 2017. Официальный сайт компании. [Электронный ресурс]. http:// vk**vill.ru/mission (дата обращения: 29.03.21).

6. Виханский О. С. 2015. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом. В: Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: век ХХГ. Сборник статей. М.: Магистр; 17-36.

7. Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент.- М.: Гардарики,- 2016. - 528с.

8. Дафт Ричард Менеджмент. Издательство: Питер, Серия: Классика МВА, 10-е издание, 2012. - 656.

9. Дафт Ричард, Патрисия Лейн Уроки лидерства, Эксмо-Пресс , 2008. - 480 с.

10. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: ИД «Вильямс». 2012. -272 с.

+ еще 21 источник

Покупка готовой работы
Тема: «Сравнительный анализ современных теорий лидерства»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика