ВКР

«Методика организации и проведение различных форм телекоммуникации для обучения информатике»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 7

1.1 . Место телекоммуникаций в учебном процессе 7

1.2 Основные формы телекоммуникаций 17

Выводы по первой главе 30

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 32

2.1. Анализ использования форм телекоммуникаций в учебном процессе 32

2.2. Организация уроков информатики с применением телекоммуникаций 45

Выводы по второй главе 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Современное образование России определяет цели и основные задачи модернизации, среди которых главной является обеспечение современного качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования.

Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин. Современные телекоммуникации не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы и даже в процесс обучения информатике.

Курс информатики с использованием современных телекоммуникаций в общеобразовательной школе, несмотря на его «молодость», «необустроенность» и динамизм, является ключевым звеном в решении многих проблем модернизации образования.

Проблемам формирования содержания и методики обучения информатике с помощью телекоммуникаций в школе посвящены исследования С. А. Бешенкова, А. Г. Гейна, А.П. Ершова, А. А. Кузнецова А. Г. Кушниренко, М.П. Лапчика, В.М. Монахова, И. Г. Семакина, А. Л. Семенова, А. Ю. Уварова, Н. Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и др.

При этом авторы используют различные методологии построения базового курса информатики с помощью телекоммуникаций. Анализ ситуации в школьном образовании показывает, что образовательный процесс представляет собой набор определенных областей знаний, которые, как правило, не связаны с использованием современных телекоммуникаций и не учитывают специфику подросткового возраста и современного общества.

Учебный процесс строится через жестко заданную классно-урочную систему в отрыве от многих видов будущей профессиональной деятельности ученика.

Исходя из этого, формулируются новые принципы и методологии организации учебного процесса, учитывающие индивидуализированные формы учебной деятельности и нацеленные на выработку проектноисследовательских навыков, создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и телекоммуникационного пространства.

При проектировании учебных программ необходимо учитывать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса в школе;

- возможность выбора учащимися элементов содержания и соответствующих им форм учебной деятельности

- практическую ориентацию образовательного процесса, усиление деятельностного компонента (освоение проектно-исследовательских и телекоммуникационных умений).

Реализация указанных целей может быть обеспечена:

- разгрузкой учебного материала, т.е. отказа от ориентации на усвоение знаний, которые не усваиваются большинством учащихся;

- изменением структуры существующих учебных предметных программ, построенных на выделение ключевых, смыслообразующих понятий и схем;

- систематизацией многочисленных форм дополнительного образования;

- определением внешнего пространства, нацеленного на повышение роли телекоммуникационной деятельности социальной практикой учащихся.

В последнее время в практике школ распространяется модель «телекоммуникационного курса информатики», представляющая

интегрированный учебно-методический комплекс, который включает учебный процесс по информатике с использованием разных телекоммуникационных форм (электронная почта, телеконференция, списки рассылки, чат, форум, ICQ, гостевая книга, вебинар).

В традиционном учебном процессе (в курсе информатики) освоение компьютерных коммуникаций затруднено в силу того, что, как правило, обучение протекает в рамках локальных сетей, в лучшем случае в Internet сети. Эффективное же освоение компьютерных коммуникаций может быть осуществлено в рамках глобальной сети Internet. Опыт использования Internet в учебных целях показал высокий педагогический потенциал телекоммуникационных проектов.

Цель: Выявить и обосновать реализацию форм телекоммуникаций на уроках информатики.

Объектом является процесс обучения информатике в общеобразовательной школе.

Предметом является методика использования телекоммуникаций в базовом курсе информатики.

Задачи:

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить возможности, особенности и педагогические условия использования телекоммуникаций в школьном курсе информатики.

2. Провести отбор тематики и содержания форм телекоммуникаций для использования в базовом курсе информатики.

3. Разработать методические рекомендации по использованию телекоммуникаций в школьном курсе информатики.

Для решения поставленных задач и проверке исходных данных используются следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, проектов образовательных стандартов по информатике и информационным технологиям, изучение состояния проблемы в практике преподавания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,

списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

1.1. Место телекоммуникаций в учебном процессе

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

- 1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

- 2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель

технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

- 3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология,

инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

- 4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

- 5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

- 6-й этап - «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet [19].

Заключение

С каждым годом все больше российских образовательных учреждений подключается к действующим на территории нашей страны телекоммуникационным сетям. Как правило, подобное «подключение» означает на практике работу в сети одного-двух учителей информатики (поскольку модем чаще всего оказывается там, где есть компьютеры, — в кабинете информатики) и учащихся, которым просто интересно все новое, что связано с современными средствами вычислительной техники. Большой проблемой до сих пор остается такая организация работы в учебном заведении, при которой телекоммуникации стали бы доступны всем желающим — и учителям, и учащимся, и превратились в реальный инструмент для работы с разнообразной информацией в специфике организации работы с телекоммуникациями.

На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнили возможности, особенности и педагогические условия использования телекоммуникаций в школьном курсе информатики. Провели отбор тематики и содержания форм телекоммуникаций для использования в базовом курсе информатики. Разработали методические рекомендации по использованию телекоммуникаций в школьном курсе информатики.

Таким образом, можно констатировать, что методика организации сотрудничества учащихся на уроках информатики на основе применения форм телекоммуникаций позволяет получить не только высокие предметные результаты, но и помогает достичь личностных результатов. Направленность 69

методики состоит не столько в усвоении обучающимся определённой суммы знаний, сколько в развитии его личности, его познавательных и созидательных способностей, учит применять знания и технологии в новых, нестандартных ситуациях.

Одна из важнейших целей образования - научить детей работать в коллективе. В некоторых самых передовых учебных заведениях мира Интернет - технологии уже влияют на традиционные отношения учащихся между собой и преподавателями, способствуя навыкам коллективной работы. Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения.

Список литературы

1. Айламозян, А.К. Образование и телекоммуникации [Текст] / А.К. Айламозян // Педагогическая информатика. 2011. - №1.- С. 5-11

2. Андрианова, Г. А. Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке [Электронный ресурс] / Г.А. Андрианова - Режим доступа: www.e**os.ru/journal/2007/0705-1.htm

3. Бешенков, С. А. Гуманитарная информатика: от технологий и моделей к информационным принципам [Текст] / Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Шутикова М. И. // Информатика и образование. 2008. - №2.

4. Болотько, Л. Л. Информационные ресурсы Internet для педагогов: Метод. пособие для слушателей системы последиплом. пед. Образования [Текст] / Л.Л. Болотько.- Минск: Акад. последиплом. образования, 2007. - C. 231-240

5. Булгаков, М.С. Компьютерные сети, электронная почта и информационные ресурсы [Текст] / М. С. Булгаков - М., 2009.-С.124-165

+ еще 27 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Методика организации и проведение различных форм телекоммуникации для обучения информатике»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 72
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика