Дипломная работа

«Административно-правовое регулирование организации и проведения публичных мероприятий»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ» 7

1.1. Понятие публичных мероприятий и их классификация 7

1.2. Законодательное регулирование проведения публичных мероприятий

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ» 29

2.1. Принципы и подходы изучения публичных мероприятий в рамках дополнительного профессионального образования 29

2.2. Формы проведения занятий программы ДПО 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Введение

Актуальность темы исследования. Современная политико-правовая ситуация в России и за ее пределами характеризуется активным использованием гражданами инструмента публичных мероприятий как способа выражения их общественных интересов. При этом стабильный рост числа данных мероприятий, возрастание их конфликтности и протестной направленности наблюдается в связи с важными государственными событиями, в том числе, в рамках подготовки, проведения и подведения итогов общегосударственных, региональных и муниципальных выборов. Возможности участия в публичных мероприятиях большого количества людей и использования ими немирных форм выражения интересов объясняют особую уязвимость публичных мероприятий к нарушениям прав и свобод человека и гражданина, что вынуждает российское государство к проведению реформирования законодательства о публичных мероприятиях, как правило, в части введения ограничительных мер.

Так, в 2012 году в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» были внесены изменения, которыми ограничивались возможности лиц в области организации публичных мероприятий и выбора мест их проведения, а также вводились повышенные требования к внешнему виду, численности участников публичных мероприятий и порядку проведения одиночных пикетирований . В 2016-2017 годах состоялось законодательное признание возможности организации и проведения публичных мероприятий с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, а также с целью информирования депутатами избирателей о своей деятельности . Между тем, конституционность норм российского законодательства, закрепивших практически все из обозначенных новых правил, стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по жалобам граждан на нарушения данными нормами гарантированного статьей 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования . В период с 2007 по 2017 год Конституционный Суд РФ рассмотрел в общей сложности более двадцати дел, связанных с оценкой на предмет соответствия Конституции РФ отдельных положений Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что является показателем неоднозначности их восприятия в правоприменительной практике, а значит, низкого качества. Разрешая подобные споры, Конституционный Суд РФ в подавляющем большинстве случаев признавал оспариваемые положения отвечающими требованию правовой определенности и подтверждал их конституционность.

Различная оценка положений российского законодательства о публичных мероприятиях на внутригосударственном и международном уровнях, равно как и неоднозначное восприятие данных положений в российской правоприменительной практике, выявляет острую потребность в проведении научного анализа правового регулирования публичных мероприятий в Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, настоящее исследование направлено на разработку проблем, связанных с конституционно-правовым регулированием публичных мероприятий.

Целью данной дипломной работы выступает теоретическое раскрытие содержания административно-правового регулирования организации и проведения публичных мероприятий и выявление особенностей преподавания данной темы в ДПО.

Достижению данной цели служит решение следующих задач:

1) определить понятие «публичные мероприятия»;

2) рассмотреть виды публичных мероприятий: «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие» и «пикетирование»;

3) проанализировать основные нормативно-правовые акты РФ и РБ, регламентирующие организацию и проведение публичных мероприятий;

4) разработать учебно-методические материалы по изучению темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения публичных мероприятий.

Предметом исследования является изучение нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений.

Научная новизна исследования предопределена его комплексной методологией, позволившей выработать критерии отграничения публичных мероприятий от иных форм активности граждан и на их основе сформулировать интегративное определение понятия публичного

мероприятия.

Теоретическую основу исследования составляют труды С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Р. Алекси, Л.В. Андриченко, Н.С. Бондаря, В.А. Виноградова, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Е.В. Гриценко, А.В. Дайси, В.Ф. Дерюжинского, Г. Джефсона, В.Н. Карташова, М.М. Ковалевского, В.В. Комаровой, М.А. Краснова, В.И. Крусса, В.А. Лебедева, Я.М. Магазинера, А.В. Малько, М.Н. Марченко, В.Ф. Матвеева, М.С. Матейковича, Т. Маунца, Л.А. Нудненко, О. Салат, Э. Рекоша, В.В. Субочева, Ю.А. Тихомирова, А.А. Троицкой, К. Хес- се, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, А. Шайо, Е.С. Шугриной, Б.С. Эбзеева и других отечественных и зарубежных ученых в области общей теории права и конституционного права.

Эмпирическую основу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, материалы отечественной правоприменительной практики, аналитические исследования и обобщения национального законодательства, публикации в интернет-источниках.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВАВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

1.1 Понятие публичных мероприятий и их классификация

Публичные мероприятия в России представляют собой сложные и очень значимые социальные явления. Тем не менее, все еще отсутствуют общепризнанное определение понятия «публичные мероприятия» и единая классификация таковых, поскольку они далеко не однородны.

Демократические преобразования, которые произошли в нашей стране за последние 20 лет, привели к кардинальным изменениям в жизни российского общества. Однако далеко не все демократические преобразования имели положительные результаты в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного характера. Одним из демократических завоеваний современной России является реализация права граждан на организацию и проведение мирных собраний, митингов, демонстраций и пикетирований.

Для претворения в жизнь права граждан на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций и пикетирований принят целый ряд законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако говорить о том, что в настоящее время сформирован эффективный административно-правовой механизм реализации права граждан на проведение мирных собраний пока не приходится. Кроме отдельных проблем в механизме административно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с организацией и проведением собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий, существует еще и ряд организационных вопросов, связанных с охраной общественного порядка при проведении публичных мероприятий.

Социальная и политическая напряженность в обществе способствует росту акций протеста со стороны социально незащищенных слоев граждан, экстремистски настроенной молодежи. В ходе массовых публичных мероприятий все чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядка осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, осуществляется посягательство на собственность физических и юридических лиц и др.

Известно, что понятие и термин (терминологическое словосочетание) «публичное мероприятие» произошли от слов «массовое действо», т. е. публичное массовое зрелище, в котором участвуют большие массы народа (исполнители и зрители).

К данному понятию близко примыкает понятие «манифестация» — обнаружение, проявление, изъявление чего-либо, например, патриотических чувств; публично-массовые выступления, шествия.

После событий октября 1917 г. возникли новые формы народного празднества, которые приобрели новое качество: публичные театрализованные шествия, представления на улицах и площадях и т. п. Они проходили во многих городах и собирали под открытым небом десятки тысяч участников и зрителей. Не случайно эти мероприятия вызывали огромный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. В этой связи представляется необходимым определить, что именно понимается под понятием публичного мероприятия в науке.

Как отмечает В.В. Ларин, публичное мероприятие - это организованное действие (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, совершающееся в интересах трудящихся с целью удовлетворения их политических, духовных, физических и других потребностей, являющееся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива, общества в целом.

На наш взгляд, В.В. Ларин верно определил границы этого социального явления, позволяющие отличить его от других явлений, предложив основные признаки публичного мероприятия: наличие больших масс людей; организованность действия (действий); наличие цели (целей). Нам представляется, к данным признакам следует также присоединить такой признак, как публичность.

В.Ф. Дерюжинский отмечал, что публичное собрание - собрание, доступное неопределенному числу лиц или хотя бы определенному числу лиц, но лично не заинтересованных устроителем собрания. Собрания же, в которых участвуют одни члены законно существующего общества или союза и посторонние лица не присутствуют, он относит к публичным.

Следовательно, опираясь на вышеизложенное, считаем необходимым обратить внимание на то, что массовое мероприятие будет всегда являться публичным.

Заключение

В нынешних условиях развития России свобода собраний - это значимый и важный элемент жизни общества, одна из форм непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Данное политическое право выступает как средство прямой и обратной связи между гражданами, их добровольными объединениями, с одной стороны, и государством в лице органов власти - с другой.

Различная оценка положений российского законодательства о публичных мероприятиях на внутригосударственном и международном уровнях, равно как и неоднозначное восприятие данных положений в российской правоприменительной практике, выявляет острую потребность в проведении научного анализа правового регулирования публичных мероприятий в Российской Федерации.

Поставленные задачи, а именно: определение понятия «публичные мероприятия», рассмотрение видов публичных мероприятий: «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие» и «пикетирование», анализ основных нормативно-правовых актов РФ и РБ, регламентирующих организацию и проведение публичных мероприятий, и, наконец, разработка учебно-методических материалов по изучению темы были полностью решены.

Согласно Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

Как следует из названия закона - «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в нем регулируется пять видов публичных мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников. Виды публичных мероприятий указаны в статье 2 данного федерального закона.

Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Особую озабоченность вызывает факт отсутствия в России средств защиты права на мирные собрания. Судебные органы не обеспечивают разбирательства, находясь в зависимости от государственных органов. А сами органы власти проявляют очевидную нетерпимость к публичным, а особенно - к протестным акциям граждан. При этом, политическими и административными средствами обеспечивается безнаказанность представителей власти за чинимые препятствие в проведении мирных собраний и за уголовные преступления, совершаемые в отношении активистов.

Изучение юридической литературы показало, что в настоящее время механизм конституционно-правового регулирования свободы собраний разработан недостаточно, что отрицательно сказывается на законодательном оформлении и реальном пользовании этим правом субъектами исследуемых правовых отношений.

Обеспечение свободы мирных собраний следует рассматривать как важную гарантию участия граждан в управлении делами демократического государства. Ограничение этой свободы иначе как на основе разумных, понятных всем гражданам и универсально применяемых законов - есть отступление от базовых принципов конституционного строя демократического государства, угроза его подлинной стабильности.

Анализ практики применения Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» показывает, что при всей своей прогрессивности он, к сожалению, недостаточно технологичен.

Так, в силу некоторой недоговоренности отдельных формулировок он наделяет органы власти 20 излишне широкими дискреционными полномочиями в рамках процедуры согласования планируемого публичного мероприятия.

Высказанные замечания позволяют говорить о необходимости закрепления в указанном законе:

- обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления по отслеживанию информации о готовящихся публичных мероприятий, с целью доведения до сведениях организаторов информации об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения акции;

- определение терминов «непосредственно прилегающая территория» и «стихийный митинг».

Определенных изменений требует и формулировка статьи 20.2КоАП РФ. Так, в диспозиции статьи 20.2 КоАП РФ используется словосочетание «несанкционированное мероприятие». Изучение семантического значения слова «санкция» позволяет говорить, что его использование прямо противоречит замыслу Федерального закона №54-ФЗ, что требует внесения изменений в часть 7 статьи 20.2. КоАПРФ, где слово «несанкционированных» следует заменить на «несогласованных».

Также, определенные трудности возникают в привлечении к административной ответственности участников мероприятий, изначально не являющихся публичными. Отсутствие умысла на нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия делает невозможным установление организатора и правовую квалификацию действий участников мероприятия. На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации может стать изменение редакции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, и изложение ее в следующей редакции: «.5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а равно участие в несогласованном или стихийном проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.».

И, совершаемые в ходе публичных мероприятий административные правонарушения требуют адекватной реакции государства. На наш взгляд, статью 4.3 КоАП РФ необходимо дополнить, отнеся к числу отягчающим административную ответственность обстоятельств «совершение административного правонарушения в ходе собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования».

Также, результатом данного исследования, стали методические рекомендации по теме «Административно-правовое регулирование организации проведения публичных мероприятий» в рамках программы дополнительного профессионального образования.

В качестве наиболее удачных методов обучения при изучении нами были выбраны: Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», предполагающая непосредственный контакт преподавателя с аудиторией Лекция с разбором конкретных ситуаций Лекция — визуализация Семинар-обсуждение Семинар - решение практических задач Семинар — дебаты Семинар - комментированное чтение первоисточников Активные и интерактивные методы обучения. Выбранные нами методы обучения являются практикоориентированными и предполагают непосредственное вовлечение студента в учебный процесс, что является очень важной компонентой образовательной деятельности.

Исследовав нормативные правовые акты России в современных условиях, мы отметили то, что граждане России после реформ конца XX столетия приобрели большое количество прав и свобод, которые характеризуют развитие гражданского общества и демократического государства. Большое количество экономических, а также политических прав граждан стало доступно.

На наш взгляд, тема является недостаточно разработанной, имеет свои особенности, при этом постепенно претерпевает определенные изменения и требует постоянной актуализации.

Однако остаются неразрешенными многие проблемы. К примеру, в нашем законодательстве необходимо провести работу по ликвидации несостыковок в различных нормативных правовых актах.

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Административно-правовое регулирование организации и проведения публичных мероприятий»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика