Дипломная работа

«Формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДМШ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА 7

1.1. Общее понятие компетентности личности 7

1.2. Сущность понятия «Музыкально-творческие компетенции» и особенности их формирования у учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора 18

1.3. История развития музыкального инструмента «клавишный синтезатор» и его внедрение в учебный процесс ДМШ 21

Выводы по первой главе 48

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДМШ В КЛАССЕ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА 50

2.1 Организация процесса формирования музыкально-творческих компетенций учащихся старших классов ДМШ в процессе обучения игры на клавишном синтезаторе 50

2.2 Анализ результатов педагогического эксперимента 63

Выводы по второй главе 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

ЛИТЕРАТУРА 79

Введение

Актуальность темы исследования. Одним из главных направлений модернизации системы отечественного образования является внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс. В качестве основного средства достижения целей образования выступают принципиально новые конструкты - компетентности. Развитие музыкально - творческих компетенций становятся залогом личностного развития учащихся.

В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указано, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Особую значимость приобретает способность личности применять средства информационных технологий в различных видах деятельности (В.А. Адольф, МБ. Лебедева, А.В. Хуторской, О.Н. Шилова).

Развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом, на удивление быстро проложившим себе путь в мир музыкального искусства. За последнее десятилетие особую актуальность в содержании учебных программ муниципальных бюджетных

образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей, к которым относятся детские школы искусств и детские музыкальные школы, приобрели новые дисциплины: «клавишный синтезатор» и «ансамбль клавишных синтезаторов».

Инструмент имеет большой багаж функциональных возможностей, которые требуют знаний и навыков. Интерфейс и кнопки (режимов, стилей и т.д.) синтезатора полностью обозначаются на английском языке, что в свою очередь тоже затрудняют работу с ним.

Обучение в классе клавишного синтезатора даёт более современный и продуктивный способ развития музыкально - творческих компетенций учащихся детской музыкальной школы, благодаря огромному арсеналу возможностей художественно - технических ресурсов инструмента.

Огромное значение электронного музыкального творчества в современной культуре, предопределяющее насущную необходимость приобщения к этой деятельности самых широких масс учащихся учреждений системы художественного образования, с одной стороны, и слабая научно-теоретическая и методическая база, способная обеспечить решение этого педагогического вопроса, с другой стороны, составляют противоречие, на котором построена проблема исследования.

Основателем использования синтезатора в современном музыкальном образовании детей и одним из первых авторов многочисленных учебных пособий, материалов и программ является И.Красильников. Так же впоследствии данные вопросы развивались и освещались А.Алемской,Е.Будкиной, Н.Михуткиной, И.Клипом, В.Чудиной.

Вопросами педагогических проблем связанных с развитием творческих способностей личности ребёнка занимались такие исследователи как: Б.М.Теплов, Л.В.Выготский, П.Эдварде, К.Роджерс. На сегодняшний день данную проблему исследуют: Л.Футлик, А.Мелик-Пашаева, Г.В.Ковалёва, Н.А.Тереньтьева и др.

Исходя из этого, актуальность данного исследования и выявленные проблемы обусловили тему нашего исследования «Формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора».

Цель исследования - изучить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить содержание, формы и методы формирования музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора.

Объект исследования - формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ в классе клавишного синтезатора.

Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора.

Гипотеза исследования. Формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора будет протекать эффективно, если:

- на занятиях будут созданы условия, способствующие развитию интереса к музыкальному творчеству и способности ученика к художественному самоконтролю.

- будет применяться комплексный метод обучения, основанный на сочетании творческой музыкально-практической деятельности и постижения закономерностей теории музыки.

Для решения цели исследования разрешаются следующие задачи:

1.Изучить историю развития клавишного синтезатора, его внедрение в учебный процесс детской музыкальной школы.

2.Определить сущность понятия «музыкально - творческие компетенции» и особенности их формирования у учащихся детской музыкальной школы в классе синтезатора.

З.Провести опытно - экспериментальную работу по апробации содержания, форм и методов формирования музыкально - творческих компетенций учащихся старших классов детской музыкальной школы в процессе обучения игре на клавишном синтезаторе.

Методологическая база исследования: исследования в области системы методов обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер); психологии музыкального восприятия (Л.С.Выготский, Е.В.Назайкинский, Д.К.Кирнарская и др.); психологии музыкальных способностей (Б.М.Теплов, В.И.Петрушин); научные труды в области электронного музыкального творчества в образовании (И.М.Красильников, М.С.Заливадной, И.Р.Черешнюк, С.В,Пучков и др.); историко-теоретические исследования в области электронной музыки (М.В.Нагих, И.Б.Горбунова);

Для решения данных задач использовались такие методы исследования как: анализ научной литературы по методическим, психологическим и педагогическим вопросам, касающимся цели исследования, отечественных и зарубежных источников, наблюдений; творческий проект.

Теоретическая значимость исследования: изучены труды,

посвящённые особенностям формирования музыкально - творческим компетенциям обучающихся детской музыкальной школы при помощи художественно - технических возможностей синтезатора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные методические материалы могут применяться в практической работе педагога в классе клавишного синтезатора.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО - ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДМШ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА

1.1. Общее понятие компетентности личности

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. Пути его становления кратко описывает И.А. Зимняя в своей работе «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования» [58]. Проанализировав исследования основоположников и разработчиков компетентностного подхода (Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.Н. Кунициной, Г.Э. Белицкой, Л.И. Берестовой, В.И. Байденко, А.В. Хуторского, Н.А. Гришановой и др.), автор выделяет в его развитии три этапа:

1) Для первого этапа (1960-1970 гг.) характерно введение в научный аппарат категорий «компетенция» и «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс), а также создание предпосылок для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

2) На втором этапе (1970-1990 гг.) отмечается активное использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку (особенно не родному), а также при анализе профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, общении. В этот период разрабатывается содержание понятий «социальные компетенции» и «социальная компетентность», Дж.Равен определяет понятие компетентности как специфической способности, необходимой для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, и включающей узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [34]. Дж.Равеном дается и первое развернутое толкование феномена компетентности, состоящей, по мнению автора, «из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга. некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной. эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [34, с. 253]. Как подчеркивает автор, сущность всех видов компетентности заключается в том, что они являются «мотивированными способностями», проявляющимися в личностно значимой для субъекта деятельности, причем ценностный аспект является решающим при определении компетентности [34, с. 258]. В этой же работе ученый приводит 37 видов компетентностей, среди которых: тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели, эмоциональное отношение к деятельности, готовность и способность к самообучению, уверенность в себе и адаптивность, некоторые характеристики мышления (в частности, привычка к абстрагированию, критичность, реакция на существующую проблему), готовность к инновациям и способность к принятию решений, способность к коллективной деятельности и др.

К этому же этапу относится и начало активного участия российских ученых (Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.А. Петровской и др.) в разработке теории компетентности, в конкретизации теории применительно к определенным профессиям. В частности, в 1990 г. вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности», включающее 5 элементов (видов компетентности):

1. Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [23].

3) Наконец, начало третьего этапа в исследовании компетентности как научной категории в России связывается с выходом в свет работ А.К. Марковой (1993, 1996), где профессиональная компетентность всесторонне и целенаправленно рассматривается с позиций психологии труда. Анализируя профессиональную компетентность учителя, автор выделяет в ее структуре четыре блока:

а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [23, с. 7].

(В более поздней работе А.К. Маркова использует термин «компетенция» и выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальную виды профессиональной компетенции [23]).

В этот же период Л.М. Митина, развивая идеи Л.А. Петровской и акцентируя внимание на социально-психологическом и коммуникативном аспектах компетентности учителя, в понятие «педагогическая компетентность» включает «знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности (саморазвитии) личности», и выделяет две подструктуры профессиональной компетентности: деятельностную и коммуникативную.

Заключение

Подводя итоги исследования можно сделать определенные выводы:

Во-первых, синтезатор - это электронный музыкальный инструмент, создающий звуки при помощи того или иного метода синтеза звука. Синтезатор позволяет имитировать звучание различных акустических музыкальных инструментов, создавать искусственные звуки и звуковые эффекты.

В современной музыке синтезатор - популярный инструмент. Из-за простоты использования сейчас его используют все, кто хоть чуть-чуть умеет играть на фортепиано.

Во-вторых, синтезатор может быть эффективно использован в различных областях музыкального воспитания, так как по технике игры он во многом близок фортепиано - основному инструменту для учеников- музыкантов, что позволяет трактовать его именно как дополняющий и развивающий; умение пользоваться различными модификациями синтезатора в наше время чрезвычайно актуально, ведь этот инструмент широко задействован в сфере школьной внеучебной деятельности; практический опыт работы с синтезатором повышает исполнительский уровень ученика, что поможет ему в будущем активизировать свою концертную деятельность и подобный выбор оправдан дидактически, т. к. позволяет полно и всесторонне охватить межпредметные связи учебного цикла.

В-третьих, широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания ставит педагогов перед необходимостью разработок соответствующих программ, методик, учебных пособий. Вопрос о необходимости создания программы для синтезатора в последние годы встает очень остро. Быстрое развитие электронных музыкальных инструментов, имеющих неограниченные возможности, привело к тому, что синтезатор становится не только популярным, но и незаменимым во многих случаях музыкальным инструментом. По сути, синтезатор - это инструмент-оркестр. Его многогранность, безграничность в совершенствовании, глобальная применимость и подвели к мысли о создании данной программы как для общемузыкального развития детей, так и для подготовки учащихся к обучению в средних специальных музыкальных заведениях.

Обучение в классе клавишного синтезатора даёт более современный и продуктивный способ развития музыкально - творческих компетенцийучащихся детской музыкальной школы, благодаря огромному арсеналу возможностей художественно - технических ресурсов инструмента.

Отсюда следует, что богатый музыкально-творческий потенциал клавишного синтезатора обеспечивает развитие музыкально

композиционных компетенций. Этот инструмент имеет широкие возможности применения в различных формах занятий - хоровом пении, ансамблевой игре, восприятии музыки. Синтезатор и компьютерное программное обеспечение представляют собой мощные инструментальные средства, которые облегчают всем участникам музыкально-творческого процесса выражение своих музыкальных идей.

Таким образом, гипотеза подтвердилась, цели и задачи исследования выполнены.

Список литературы

1. Бажов С. Школа игры на синтезаторе. - СПб., 1998.

2. Бояков А. Краткий экскурс в индустрию синтеза звука. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tech**fresh.ru/technics/technostory/phonosynthesis.htm

3. Брылин Б. А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для учителя. - М., 1990.

4. Володин А. Электромузыкальные инструменты. - М., 1999.

5. Володина Э. Ю. Образовательная программа дополнительного образования детей «Клавишный синтезатор». - Степногорск - 2010г. - С. 8.

+ еще 49 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование музыкально - творческих компетенций учащихся ДМШ с использованием клавишного синтезатора»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика