Дипломная работа

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках музыки»

  • 90 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 7

1.1. Познавательная активность учащихся: к обоснованию понятия 7

1.2. Специфика урока музыки в процессе развития личности учащихся 19

Выводы по первой главе 36

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 40

2.1. Содержание, формы и методы развития познавательной активности учащихся на уроках музыки 40

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 68

Выводы по второй главе 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85

Введение

В настоящее время очень остро стоит проблема заинтересованности детей учебой. Современные дети, увлеченные всевозможными гаджетами, компьютерными играми, социальными сетями, другими компьютерными средствами, не проявляют должного интереса к учебной деятельности, не заинтересованы ее результатами, не видят необходимости в получении знаний в школе. Особенно это касается уроков художественно-эстетического цикла, таких как уроки музыки, ИЗО, МХК.

Однако, в силу, пока еще не сформировавшихся личностных качеств подрастающее поколение не в состоянии оценить необходимость изучения дисциплин, связанных с искусством. При этом именно они направлены на развитие гармоничной личности ребенка, способствуют созданию баланса между технической и эмоциональной, духовной стороной личности.

Среди дисциплин художественно-эстетического цикла особое место занимают уроки музыки, направленные на воспитание душевной чуткости, эмоциональной отзывчивости, формирование всесторонне развитой и гармоничной личности.

Проблема развития познавательной активности школьника предполагает совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающих их активную и самостоятельную практическую деятельность. В связи с этим, с целью активизации интереса к обучению важно внедрить новые формы и методы в уроки музыки.

К сожалению, в научной литературе эта проблема не рассмотрена полностью. Отдельные аспекты развития познавательного интереса у школьников затронуты в работах Д.И. Водзинского, Г.И. Щукиной. Развитию познавательного интереса в музыкальном образовании посвящены работы исследователей таких, как: Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр.

Развитие познавательной деятельности необходимо начать с детского возраста. По мнению педагогов и психологов, детей надо как можно раньше привить к выполнению творческих заданий (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский). Изучением методов обучения и воспитания в музыкальной педагогике занимались Э.Б. Абдуллин, Л.А. Безбородова, Л.Г. Дмитриева.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется следующими противоречиями:

- между запросом общества в гармоничном подрастающем поколении и отсутствием специально направленной системы образования на равновесие духовной и технической сторон личности;

- между необходимостью совершенствования традиционных педагогических форм и методов и отсутствием специальных методических пособий, направленных на развитие познавательного интереса школьников к урокам музыки.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы развития познавательной активности, учащихся на уроках музыки.

Объект исследования: процесс музыкального образования детей в школе.

Предмет исследования: формы и методы развития познавательной активности, учащихся на уроках музыки.

Гипотеза исследования:

Процесс развития познавательной активности учащихся на уроках музыки будет эффективным, если внедрить методы по активизации познавательной активности учащихся, а также следующие формы работы - индивидуально-обособленная, фронтальная, групповая форма организации познавательной деятельности; нестандартные уроки.

Задачи исследования:

1) анализ научной литературы по теме исследования;

2) раскрыть понятие «познавательная активность учащихся»;

3) охарактеризовать специфику урока музыки в процессе развития личности учащихся;

4) выявить содержание, формы и методы развития познавательной активности, учащихся на уроках музыки;

5) провести педагогический эксперимент и выявить его результаты.

Теоретически-методологической основой исследования являются:

- исследования в области развития познавательной активности учащихся на уроках музыки (М.И. Лисина, Г.И. Щукина);

- исследования по оптимизации процесса обучения, организации, совершенствованию структуры учебного процесса и введении в него инноваций (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.К. Дьяченко, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин, И.Ф. Исаев, Г.К. Селевко, Е.Н. Шиянов, А.В. Хуторской и другие);

- исследования в области музыкального воспитания и образования музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б. Асафьев, Л.А. Безбородова, И.Ю. Волосатова, О. Гуминская, Т.А. Затямина, В.В. Медушевский, Е.В. Николаева, Е.Ю. Ривкин, Е.А. Смолина, С.А. Томчук, О.М. Фалетрова и другие);

- исследования в области развития познавательного интереса и творческой самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.Л. Бочкарев, О.С. Булатова, Г.А. Гарипова, А.Ю. Дейкина, Д.К. Кирнарская, А.Н. Леонтьев, В.И.Петрушин, А.М. Прихожан, Л.С. Рубинштейн, В.А. Ситаров, Т.И. Шамова).

Методы исследования: теоретические (поиск, изучение, анализ, обобщение научной литературы), эмпирические (музыкальная викторина, тестирование и анкетирование, дневник педагогических наблюдений, педагогический эксперимент).

Теоретическая значимость исследования: теоретически обобщены формы и методы активизации познавательной активности, учащихся на уроках музыки.

Практическая значимость исследования: результаты исследования, методические рекомендации, разработанные творческие задания могут быть использованы в практической деятельности педагогов-музыкантов.

Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1. Познавательная активность учащихся: к обоснованию понятия

В период модернизации образования приоритетным направлением в развитии ребенка является активная социальная адаптация, самостоятельный жизненный выбор, начало трудовой деятельности и продолжение профессионального уровня, самообразование и самосовершенствование, особенно актуальной является развитие познавательной активности учащихся в учебном процессе. Отличительной особенностью качественного обучения является активность учащихся. Воспитание конкурентоспособной личности является современной проблемой формирования познавательной активности учащихся, умеющих применять самостоятельно знания, умения в различной области.

Несмотря на многовековое историческое развитие этой проблемы, на значительные исследования в области сущностного понимания познавательной активности и предложенные многочисленные способы воздействия на познавательную деятельность учащихся, тем не менее, сущность термина до конца не изучено.

Познание является философским понятием, которое «отображает окружающий материальный мир в сознании человека [49]. Так как окружающая действительность существует объективно, его предметная составляющая отражается в сознании. Материальный мир, воздействуя на наши органы ощущения, воспринимаются человеком через их познание. Восприятие нашими органами чувств, ощущениями становится основным источником получения знания, на основе научных понятий. Воспринимая внешними и внутренними чувствами, ощущениями происходит человеческое познание. Логика как форма познания развивается в том случае, когда чувства сопровождаются осмыслением [51].

Человек познает, начиная от неизвестного к известному, стремясь узнавать что-то новое, ранее ему неизвестное. Так, пополняется запас знаний человека. Чтобы познавать новое, он влияет на окружающую среду, изменяет ее, производит продукцию, и в результате изменяется сам.

Благодаря познанию устанавливаются главные свойства предметов, явлений, их сходство, выясняются различия в результате зрительного восприятия. Например, при изучении проблемы познания, аль-Фараби в основе полагался на естественные науки своего времени, используя свои знания в области математики, физики, астрономии, медицины, физиологии, в том числе теории музыки и других знаниевых отраслей. Он руководствовался теориями о разуме, познания и определил вопросы теории познания научным путем, для их решения он дал объяснение многим проблемам в области психологии, находил пути их решения. Например, к ним относились - ощущения и их связь с органами чувств; сила души и общая схема способностей человека, основная форма познания (чувственное восприятие и мышление) и другие [2].

Учитывая, что процесс познания происходит в ходе практической деятельности, а активная познавательная деятельность учащихся происходит только в том случае, если он заинтересован в приобретении знаний и умеет самостоятельно работать. Сила воли обучающегося формируется в том случае, если он четко видит цель учебной познавательной деятельности и у него есть стремление к её достижению.

Психологом А.Н. Леонтьевым утверждается: «Так как познание является одним из видов деятельности, преодолеть трудности при осуществлении данной деятельности возможно от силы воли личности, ее целеустремленностью» [24].

Познание является сложным процессом, при котором мышление направлено от незнания к знанию. Именно познание развивается при наблюдении, ощущениях, конкретном восприятии, теоретическом открытии законов и применения на практике знаний.

Л.С. Рубинштейн считал, что активность проявляется в сенсорном, перцептивном, мыслительном и эмоционально-волевом познании,

основываясь на «единстве чувственного и логического», или «чувственного и смыслового и мысли» [39]. Активность как внутреннее ядро познавательной деятельности личности, способствует ее самосовершенствованию.

Активность, исходя из психологии, непрерывна и целостна. Она, как и в процессе обучения, имеет множество автономных единиц, имеет свои частные задачи. Автономная единица - познавательная деятельность, которая конкретно проявляется в непрерывной и развивающейся познавательной активности.

Заключение

Актуальность проблемы исследования, подтолкнувшая нас к целенаправленной работе в данной области, заключается в формировании познавательной активности на уроках музыки. Многовековой опыт человечества и специальные исследования в разных науках показали, что музыка, являясь составной частью культуры, влияет на физиологию, психику, мировоззрение человека, в том числе активизирует познавательную активность учащихся. Учащийся должен учиться сам, а учителем музыки должно осуществляться мотивационное управление процессом обучения на уроках музыки, то есть мотивирование, организацию, координацию, консультацию его деятельности, развитие интереса к учению.

Анализ научно-методической литературы и практического опыта показал, что проблема формирования познавательной активности является недостаточно разработанной. Исходя из этого, нами была поставлена цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы развития познавательной активности, учащихся на уроках музыки.

В первой главе нашего исследования нами были рассмотрены важные для нашего исследования понятия. Познание происходит при восприятии внешними и внутренними чувствами, ощущениями, которые сопровождаются осмыслением. Человек познает, начиная от неизвестного к известному, стремясь узнавать что-то новое, ранее ему неизвестное. Процесс познания происходит в ходе практической деятельности, а активная познавательная деятельность учащихся происходит только в том случае, если он заинтересован в приобретении знаний и умеет самостоятельно работать. Познавательная активность является чертой личности, которая проявляется в познавательной деятельности, предполагающая готовность, стремление к самостоятельной деятельности, направленность на усвоение учащимися социального опыта, накопленного человечеством, знаний и приемов деятельности, проявляясь в познавательной деятельности. Познавательная 81

активность является высшей ступенью психологической активности. К задачам при развитии познавательной активности в обучении является формирование у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, а также обработке и восприятию нового. Активизация познавательной деятельности учащихся является одной из основных задач учителя среди всех мотивов в обучении, а самым действенным - познавательный интерес, который возникает в процессе учения. Интерес активизирует как умственную деятельность, так и задает направление на последующее решение различных задач и выступает как многоплановая роль: как средство, сильный мотив для обучения и учения в целом, а также как результат обучения; как личностная черта, которая способствует ее направленности.

Музыка как искусство, направленная на чувства, а через них к познанию, способствует воспитанию определенных стремлений, взглядов, вкусов. Благодаря тому, что музыка представляет собой развивающийся вид искусства (в отличие от живописи, графики, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Музыка познается учащимися как источник положительных эмоций, который расширяет их жизненный опыт, стимулирует к активному самовыражению, демонстрации своих личных качеств в различных видах музыкальной деятельности.

Урок музыки имеет свою специфику, так как это - урок искусства, который организуется с ориентировкой на чувственное познание музыкальной картины мира, а также должны быть направлены на развитие у учащихся познавательной активности. Качество современного урока музыки во многом определяется активностью детей, применением методов, вызывающих их интерес, от индивидуального подхода учителя к каждому ученику. Музыкальное воспитание в общеобразовательных организациях предполагает развитие как интеллектуальных (беседы о музыке), так и музыкальных способностей учащихся - вокально-хоровая деятельность, упражнения на чувство ритма, темпа, развитие тембрового, мелодического, гармонического слуха, развитие музыкально-ритмических способностей, обучение восприятию музыки, а также развитие музыкально-исполнительских навыков. Активный характер занятий музыкой приучает учащихся воспринимать окружающую жизнь, собственный духовный мир. Гибкость структуры урока, отражение в ней особенностей познавательной деятельности учащихся является непременным условием совершенствования эффективности обучения музыки в целом.

Во второй главе большое внимание мы уделили раскрытию содержания, форм и методов развития познавательной активности учащихся на уроках музыки. Развитие интереса учащихся к учебной деятельности не должно полагаться только на изучаемый материал. Если обучающиеся не вовлекаются в активную деятельность, то содержательный материал будет лишь созерцательным интересом к предмету, а не познавательным интересом. Необходимо разбудить в учащихся активную деятельность через организацию системы деятельности. В задачи каждого урока должно быть общекультурное развитие, познавательное личностное развитие и должно входить формирование умения учиться, коммуникативной компетентности. Участие учащихся в музыкальной деятельности, которая вызывает у них эмоциональные переживания и активизирует познавательный процесс, происходит формирование нравственных потребностей, мотивов и интереса у учащихся, развивается способность к рефлексии. Включаясь в групповую работу, музыкальную практическую, игровую деятельность, учащиеся через собственный опыт утверждают личностные позиции, значимость в активной деятельности, при этом получая навыки взаимодействия и коммуникации, расширяя и углубляя свои представления о музыкальной культуре, получают разнообразный жизненный опыт. Основным результатом данной работы на уроках музыки является приобретенные учащимися глубокие знания о музыкальном искусстве.

Исходя из результатов эксперимента, можно сказать, что созданные педагогические условия имеют положительный педагогический эффект в обеих группах (экспериментальной и контрольной). Однако, результаты опытно-экспериментальной работы в экспериментальном классе свидетельствуют о большом влиянии использования на уроках музыки новых методов, форм, приемов, средств обучения, которые ведут к реализации основного закона дидактики - закона об активности обучения позволяет сделать постижение учащимися знаний, умений, навыков разнообразным, мобилизировать все процессы их познавательной активности, обеспечить успешность развития музыкальных и творческих способностей, сформировать кругозор, вызвать интерес, воспитать вкусы, потребности.

Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Обозначена научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Список литературы

1. Абдуллин Э.В. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. В. Абдуллин [и др.]. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

2. Аль-Фараби Социально-этические трактаты / Аль-Фараби. - Алма-Ата.: «Наука» Казахской ССР, 1973. -. 400 с.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. - М.: Музыка, 1971. - 376 с.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

5. Байбородова Л.В. Преподавание музыки в начальной школе: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Л.В. Байбородова, О.М. Фалетрова, С.А. Томчук. - М.: Юрайт, 2017. - 172 с.

+ еще 55 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках музыки»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика