Дипломная работа

«Основы управления хором в подготовке будущего педагога музыканта»

  • 58 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Основы управления хором в подготовке будущего педагога музыканта 6

1.1. Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта к управлению хором 6

1.2. Особенности управления хором 9

1.3. Формирование навыков управления хором у будущих педагогов-музыкантов 13

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ХОРОМ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ИХ ПРОВЕРКА 21

2.1. Содержание, формы и методы управления хором 21

2.2. Опытно-экспериментальная работа 24

Выводы по второй главе 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время вокально - хоровое пение является одним из востребованных видов деятельности. В связи с этим растут требования к будущим учителям музыки. Появляется необходимость в многообразии его профессиональной деятельности процессе обучения.

В современных условиях в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего учителя музыки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности. Для успешной деятельности хоровому дирижеру необходимо быть мобильной, динамичной, конкурентоспособной личностью, способной предвидеть, планировать, организовывать, координировать и контролировать творческий процесс, в связи с чем в процессе подготовки будущего учителя музыки важно формирование у него дирижерской установки.

В процессе дирижерско-хоровой подготовки будущий учитель приобретает знания, умения и навыки, способствующие будущей успешной творческой деятельности, которая во многом зависит от дирижерской установки, т.е. его готовности к организации и управлению процессом вокально-хорового исполнения.

В своих работах «Хор и управление им» П.Г. Чесноков, «Хороведение и управление хором» Г.А Дмитриевский изложили собственный опыт работы с хорами и запечатлели устоявшие традиции и методические принципы практических работ выдающихся мастеров прошлого: Г. Я. Ломакина, С. И. Мераполького, Д.И. Зарин и многих других.

В XX столетии проблема работы с хором изучалась во многих научно-методических исследований, осуществленных такими известными деятелями хорового искусства, как: Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Б. Бартенева, Г.А, Дмитриевский, А.А. Егоров, Л.М. Жарова, В.И. Краснощеков, П.П. Левандо, Д.Л. Локшин, Т.Н. Овчинникова, В.С, Попов, К.Б. Птица, В.И. Сафонова, В.Г. Соколов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков и др. В Широко применялись методики по освоению музыкальной грамотности, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т.д.

Цель исследования теоретически изучить и экспериментально проверить педагогические условия управления хором и опытно-экспериментально проверить их.

Объект исследования система вузовской подготовки будущего педагога-музыканта.

Предмет исследования - содержание, формы и методы подготовки будущего педагога-музыканта к управлению хором.

Гипотеза исследования-в основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что в современное время педагог-музыкант должен быть разносторонне развит.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по теме исследования.

2. Выявить особенности управления хором

3. Раскрыть содержание, формы и методы управления хором в подготовке будущего педагога-музыканта.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психологические концепции процесса управления хором. Так же основы обучения студента-музыканта на современном этапе.

Теоретические основы исследования хорового искусства, определились в работах таких личностей как: Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Б. Бартенева, Г.А, Дмитриевский, А.А. Егоров, Л.М. Жарова, В.И. Краснощеков, П.П. Левандо, Д.Л. Локшин, Т.Н. Овчинникова, В.С, Попов, К.Б. Птица, В.И. Сафонова, В.Г. Соколов, Г.А. Струве, Г.П. Стулова, П.Г. Чесноков и др.

Методы исследования: теоретические(анализ литературы, изучение, обобщение научной литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, педагогические эксперимент)

Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной работы в системе общего образования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты управления хором - подготовка будущего педагога музыканта

1.1. Основы управления хором в подготовке будущего педагога музыканта

Профессиональная деятельность педагога-музыканта является очень многогранной и полифункциональной. Педагог-музыкант является мыслителем, создающий истолкование сочинениям, инженером, планирующим звуковое воплощение данного истолкования, своего рода диспетчером, точно распределяющим время и качество звучания, контролёром качественной стороны исполнения. Также она совмещает в себе функцию актера и режиссёра, задумывая и ставя музыкальный спектакль и одновременно играя в нём главную роль. К тому же педагог- музыкант, изучающий хоровую дисциплину, является организатором, воспитателем, сплачивая исполнителей в единый коллектив, и помогая каждому развивать необходимые качества.

А.А. Егоров отмечает: «Дирижер должен обладать большой волей, настойчивостью, необходимой выдержкой и уменьем правильно подойти к разучиваемому музыкальному произведению. Он должен уметь добиваться точного и безусловного выполнения всех своих указаний. Ни одна малейшая интонационная, ритмическая, динамическая или же какого-либо иного порядка замеченная неточность не должна быть пропущена. .вести процесс разучивания с неослабной энергией и убедительностью».

Дирижер - это руководитель коллектива, поэтому его деятельность включает в себя все стороны организационной, педагогической и психологической работы с людьми. Прежде всего, это способность общения, где «под влиянием многообразных художественно-психологических контактов дирижера с хором формируется коммуникативная и музыкальная культура его участников» [35, с. 40].

Воспитание педагога-музыканта как дирижера необходимо осуществлять в постоянной связи с практикой пения в хоре. Педагога- музыкант в дирижерской деятельности должен иметь навыки высококвалифицированного певца, знать то, что ему приходится требовать от певцов хора, ибо нельзя учить других тому, чего не знаешь сам. Все что студент узнает на индивидуальных занятиях применяет в работе с хором. На занятиях вокала говорят о дыхании и культуре звука, при пении в хоре он сталкивается с этим практически.

То же самое в отношении понятий о строе и ансамбле. Всевозможные гармонические сочетания, которые студент узнает на уроках гармонии в фортепианном звучании, он учится слышать в хоровом звучании.

Особенно близко соприкасается в работе с хором класс дирижирования. Приемы управления хором, приобретаемые при дирижировании произведения под фортепиано, недостаточны для усвоения специфики хора, особенности звучания. Дирижируя под фортепиано студент не познает трудности работы с хором.

Многие педагоги-музыканты современности, осознавая это, пришли к логическому выводу о необходимости создания системы преподавания дирижерско-хоровых дисциплин, которая является одновременно и искусством, и наукой, и управлением. Здесь значительным является не только освоение студентами широкого спектра профессиональных компетенций, но и развитие у них умения целенаправленно воздействовать на коллектив.

«Сегодня познание основных механизмов управления действиями музыкального коллектива единодушно определяется как важнейший залог успешной профессиональной деятельности руководителя-дирижера» [11, с. 184].

Основным средством управления хором является дирижерский аппарат - руки, лицо дирижера, корпус. Руки дирижера действуют в соответствии с характером хорового произведения, его музыкальным содержанием.

Действия дирижерского аппарата во время исполнения произведения на эстраде всегда являются результатом большой предварительной работы, длительного общения дирижера с хором. Понимание певцами дирижерской руки, умение коллектива точно и четко следовать жестам дирижера являются показателем степени исполнительской культуры хора.

Главная воздействующая сила - дирижерский жест, подкрепленный выразительным взглядом, общей подтянутостью педагога-музыканта. При исполнении произведения жесты являются единственным средством управления, они, не теряя эмоционального начала, должны быть при этом предельно отчетливыми, ясными, понятными. Дирижерский жест должен быть всегда оправдан, целесообразен и содержателен. Это значит, что каждое движение руководителя как при работе с хором, так и при исполнении хорового произведения на концерте должно преследовать определенную цель, выражать и подтверждать конкретные требования дирижера.

Создать сплоченный хоровой коллектив, который отличается единством во мнениях, во взглядах и установках его участников - одно из важных задач педагога-музыканта в хоровой деятельности. Но для создания данного коллектива хормейстеру необходимо изучить историю хорового образования как в России, так и за рубежом; знать строение хора, строение голосового аппарата и процесс звукообразования; обладать информацией о строе, о ансамбле хора, о работе над дикцией с хором.

Заключение

Практический опыт показывает, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Успешное проведение ансамблевых занятий и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью преподавателя и студентов. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения студентов между собой по схеме: субъект (студент) - объект (предмет) - субъект (студент). При этом в ходе обучения самостоятельно.

В процессе подготовки хоровых дирижеров в педагогическом университете вузовские педагоги в сотрудничестве со студентами решают задачу формирования общекультурных и профессиональных компетенций, составными частями которых являются умения. Невозможно представить себе профессионального музыканта без определенных исполнительских умений и навыков. Множеством профессиональных умений необходимо обладать будущим руководителям вокально-хоровых коллективов для успешного ведения творческой, организаторской, исполнительской и педагогической деятельности.

В исследовании была определена сущность профессионально-исполнительских умений хормейстеров, как способность к выполнению элементов профессиональной деятельности на высоком качественном уровне, но не требующая автоматизированного выполнения всех его частей, совершаемая сознательно и допускающая нестандартные решения.

Данная глава посвящена экспериментальной части исследования. В ходе анкетного опроса и констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: а) разработать систему критериев и показателей и провести диагностику современного состояния проблемы, б) апробировать систему методов проведения диагностики сформированности комплекса профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров.

После проведения опросов и анализа полученных результатов, были разработаны критерии и показатели уровня сформированности у студентов- хормейстеров профессиональных умений. На основе критериев и показателей исследователи разработали комплексы тестовых заданий для определения уровня сформированности пяти профессиональных умений.

Далее, описывается констатирующий эксперимент, проведение которого происходило на занятиях по «хоровой практике» и «хоровому классу». Так как для занятий по названным дисциплинам необходимо наличие студенческого хора с большим количеством хористов, занятия проходят, как правило, у всех курсов одновременно, что позволило привлечь к участию в эксперименте наибольшее количество респондентов.

Другим аргументом в пользу проведения констатирующего эксперимента на занятиях по «хоровой практике» и «хоровому классу» послужило то, что именно во время работы с хором проявляется наличие или отсутствие основных профессиональных умений дирижера-хормейстера.

Цели данного эксперимента, представляли собой общий «срез», показывающий исходный следующего этапа исследования - этапа формирующего эксперимента. При проведении формирующего эксперимента основная задача заключалась в определении уровня эффективности, методики формирования профессиональных умений дирижеров- хормейстеров, названной выше методики и доказана справедливость выдвинутой диссертантом гипотезы исследования.

Задача формирования профессиональных умений студентов хормейстеров в процессе вузовской подготовки решалась в блоке специальных дирижерско-хоровых дисциплин путем создания необходимых педагогических условий для полноценного ведения учебных занятий.

Список литературы

1. Арчажникова Л.Г. «Теоретические основы профессионально -

педагогической подготовки учителя музыки». - Москва, 1986. - 36 с.

2. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве/ Под редакцией Б. А. Кац. - Л.: Издательство «Музыка», 1980. - 216 с.

3. Анисимов А.М. Дирижер - хормейстер. - Л.: Музыка, 197. - 159 с.

4. Безбородова Л.А. Дирижирование: учебн. пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей/Л.А. Безбородова. - 2-е издание., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - 213 с.

5. Богданова Т.С. Основы хороведения: учебное пособие/ Т.С. Безбородова. - Минск.: БГПУ, 2009. - 132 с.

+ еще 32 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Основы управления хором в подготовке будущего педагога музыканта»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 58
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика