Магистерская работа

«Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования»

  • 93 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования научно-исследовательских компетенций будущих учителей изобразительного искусства 9

1.1. Цель и задачи формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 9

1.2. Понятие о научно-исследовательских компетенциях будущих учителей изобразительного искусства 14

1.3. Организационно-педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 18

ГЛАВА II. Методика организации процесса формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 29

2.1. Описание и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня научно-исследовательских компетенций студентов художественно-графического факультета 29

2.2. Методика формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования 38

2.3. Методы и приемы формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов-художников 46

Заключение 54

Список литературы 56

Приложение 64-93

Введение

Актуальность темы исследования. Многоуровневая система образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура), внедренная сегодня в российскую высшую школу, требует освоения новых форм организации не только учебного процесса, но и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это комплекс мероприятий, включающий обучение студентов основам научно-исследовательской деятельности в целях формирования у них навыков и опыта научной работы и собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей вуза.

Художественно-творческая деятельность студентов - способ организации учебного процесса, направленный на овладение студентами методов и приемов художественно-творческой деятельности и усвоение опыта творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Научно-исследовательские компетенции студентов - это комплекс знаний, умений и навыков в научной сфере, приобретенных в процессе обучения, который дополняется в дальнейшем определенными ценностными ориентирами, практическим опытом и способностью к решению сложных задач в избранной сфере деятельности.

Проблемы эффективности научно-исследовательской работы студентов в педагогических вузах, поиска способов и методов формирования у них опыта научной работы достаточно широко рассматриваются в научной среде. В частности, основы организации НИРС в ходе освоения профессии учителя отражены в трудах В.И. Загвязинского, Р.Атаханова и др. Авторами освещаются как теория, так и практика опытно-поисковой и экспериментальной работы студентов - от определения научной проблемы,

выбора темы исследования, анализа имеющихся теоретических положений и вплоть до апробации полученных материалов и оформления работы в соответствии с установленными требованиями. В их работах описываются правила постановки гипотезы, ход работы от первоначальной идеи по разработке конкретной психолого-педагогической проблемы, охарактеризованы основные пути и методология поисковой работы, способы апробации результатов научной работы, главные условия, при которых развиваются творческие и исследовательские способности будущих учителей. Проблемы организации студенческой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы и формирования исследовательских умений студентов также изучались В.А. Сластёниным, И.Ф.Исаевым и др. В целом вопросам активизации и повышению эффективности НИРС посвящен целый ряд публикаций, рассматривающих те или иные аспекты данной проблемы (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Л.Ф. Авдеева, В.П. Журавлев, А.И. Кочетов и др.).

Несмотря на значительное количество теоретических разработок, а также широкую нормативно-правовую базу в данной сфере, отечественная студенческая наука, как правило, еще не испытывает сколь-нибудь существенного обновления как по форме, так и по содержанию. На практике наблюдается противоречие между объективными потребностями школы в педагогических кадрах с высоким научно-исследовательским потенциалом и недостаточной разработанностью вопросов освоения будущими педагогами опыта научной работы на требуемом ФГОС уровне, в частности, в системе высшего художественно-педагогического образования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка модели организации научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в вузе.

Предмет исследования: методы и приемы формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования.

Гипотеза: процесс профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства через освоение ими профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности будет эффективным, если:

- в обучающий процесс будет внедрена система поэтапного вовлечения студентов в научную и художественно-творческую деятельность;

- будет разработана и внедрена модель организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов в области искусства и художественной педагогики;

- будет теоретически обоснована и практически реализована технология развития научно-исследовательского потенциала студентов.

В частности, 1 этап - участие в работе студенческого научного кружка с освоением основ анализа художественных произведений, работой с литературными источниками, написанием научных рефератов, выступлениями с докладом, презентацией результатов исследований, ведением коллективной научной работы и проектной деятельности; 2-й этап - исследовательская работа в художественных музеях и выставках; 3-й этап - участие в научно-практических конференциях, публикация тезисов в сборниках конференций; 4-й этап - участие в конкурсах на лучшую студенческую научную работу, конкурсах среди студентов на соискание грантов различного уровня с освоением навыков работы с заявками, конкурсной документацией и другими атрибутами научных конкурсов.

Задачи исследования:

- разработка содержания, специфики и технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов, изучающих искусство и дизайн;

- разработка модели управления деятельностью студентов, направленной на развитие научно-исследовательских компетенций студентов в системе художественного образования, их подготовку к руководству проектной деятельностью учащихся;

- разработка активных обучающих технологий, основанных на таких методах, как работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

Методологическая основа исследования: Методологической

основой исследования послужили работы по методологии педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов, Л.Л. Алексеева, А.Д Алехин, Д.О. Иванов), системному подходу к проектированию педагогических процессов и систем (Ф.Ш Галиуллина, И.Ю. Данилова, И.А. Зимняя), а также идеи, изложенные в работах по научным основам организации учебного процесса в вузе (Н.В. Ардашева, В. А. Сластенин, М.И. Колдина, С.В. Криводенченков), по компетентностному подходу в педагогическом образовании (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) и другие.

Теоретическая основа исследования: труды В.И. Загвязинского, Р. Атаханова и др. об основах организации НИД в процессе профессионализации личности учителя, В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева о проблемах организации студенческой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы и формирования исследовательских умений студентов, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, Л.Ф. Журавлева, А.И.

Кочетова. - о вопросах активизации исследовательской деятельности обучающихся, и другие.

Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и технологической литературы и нормативных документов, систематизация, проектирование, моделирование, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ студенческих работ, обобщение, работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

База исследования: Художественно-графический факультет

Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы с участием студентов 3 курса (бакалавриат), направление «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство и технология» и направление «Профессиональное обучение», профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн».

Научная новизна исследования: Впервые проведено исследование, посвященное разработке модели управления научно-исследовательской деятельностью студентов в художественном образовании, способствующей формированию у них научно-исследовательских компетенций, их роли в развитии критического мышления, способностей к восприятию искусства и руководству исследовательской деятельностью обучающихся.

Данное исследование призвано восполнить пробел в педагогической науке, связанный с отсутствием теоретического обоснования содержания и технологии развития научно-исследовательского потенциала студентов в художественном образовании за счет разработки инновационных подходов к организации учебного процесса, объединяющих как художественно-творческую, так и рационально-логическую, интеллектуальную составляющую.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке организационно-педагогических условий управления научно-исследовательской деятельностью студентов в системе современного художественного образования; обосновании потребности в технологии активного обучения, основанной на таких методах, как работа в творческих группах, критической практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в процессе организации научно-исследовательской работы студентов художественных направлений, охватывающей учебную и внеаудиторную деятельность, самостоятельную работу на основе единого подхода к пониманию и оценке искусства и художественного образования. В ходе исследования опубликованы научные статьи и разработаны методические материалы по технологии развития научно-исследовательских компетенций студентов и учителей изобразительного искусства в процессе выполнения длительных исследовательских проектов.

Структура диссертации. Диссертация объемом 93 стр. состоит из введения, двух глав, заключения, а также 5 таблиц, 4 диаграмм, списка использованной литературы из 71 источника и 4 приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования научно-исследовательских компетенций будущих учителей изобразительного искусства

1.1. Цель и задачи формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно-педагогического образования

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» предъявляет к обучающимся определенные требования, касающиеся научно-исследовательской деятельности. В частности, выпускники магистратуры должны быть готовы решать следующие профессиональные задачи: проводить научные исследования с использованием современных научных методов и технологий, анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований путем применения комплекса исследовательских задач. При этом они должны овладеть такими профессиональными компетенциями, как способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование, готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач [53].

Научно-исследовательская работа студентов призвана способствовать достижению следующих основных целей: формирование и развитие творческих способностей и профессиональных качеств обучающихся, всемерное привлечение студентов к научной, творческой и проектной деятельности, обеспечение улучшения качества подготовки будущих специалистов - выпускников вуза.

Вопросам эффективности научно-исследовательской деятельности студентов в педагогических вузах, изучению методов формирования их готовности к научной работе посвящено достаточно большое число психолого-педагогических исследований.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на значительное количество теоретических разработок, а также широкую нормативноправовую базу в данной сфере, на практике отечественная студенческая наука, как правило, еще не испытывает существенного обновления как по форме, так и по содержанию (за исключением НИДС в ведущих классических и технических вузах). В связи с этим интерес представляет ряд научных исследований, проведенных в последние годы и критически рассматривающих проблемные аспекты студенческой науки в российских вузах.

По мнению некоторых авторов, научно-исследовательская работа студентов, призванная по своей внутренней природе способствовать раскрытию творческого начала будущих специалистов, сегодня большей частью максимально формализована и не осуществляет своего назначения [11]. В основном, подготовка студентами курсовых работ, рефератов, докладов и дипломов - это обязательная часть их учебно-научной деятельности, и зачастую выполнение таких заданий характеризуется низкой мотивацией студентов, а также непониманием смысла выполняемой работы. Студенты в большинстве своем не проявляют самостоятельности в выборе темы исследования, и главной их целью становится лишь получение очередной оценки или рейтингового балла [23]. При этом решающее значение приобретает роль научного руководителя, его профессиональные способности, особенности его личности. Задача научного руководителя - создавать условия для самостоятельного научного поиска, непрерывно обеспечивать борьбу различных мнений, свободу критики, творческое самовыражение студента [30]. В части научных трудов раскрывается противоречие между потребностями современной школы в педагогах с высоким научно-исследовательским потенциалом и крайне малым багажом опыта научной работы у будущих педагогов при существующих подходах к НИРС в вузах [34].

В художественно-педагогических вузах проблема формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов-художников сопряжена с особой спецификой. Эта специфика обусловлена их профессиональной особенностью и существующими технологиями обучения в вузе: при наличии весьма развитого интуитивного, художественнообразного мышления у студентов-художников наблюдается недостаток опыта научно-теоретической и проблемно-поисковой работы. В этой связи художественная педагогика и педагогическое образование в целом требуют дальнейшего изучения и поиска причин нереализованности потенциала студенческой науки, учитывая при этом указанные психологопедагогические аспекты образовательного процесса. В основе этой проблемы, как правило, лежат общефилософские противоречия в самой системе высшего образования, причем во всех категориях - между возможностью и необходимостью, наличием и отсутствием, целью и средствами, идеальной моделью и реальным состоянием, назначением и свойством, объективным и субъективным, общим и особенным [17, стр.15].

Заключение

Основным итогом нашего исследования является систематизация, теоретическое и методологическое обоснование новых способов организации и управления научно-исследовательской деятельности студентов в системе высшего художественно-педагогического образования как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, выявление принципиальных подходов к построению обучающих технологий в художественном образовании. Эффективность применения разработанной методики и методических рекомендаций в практической работе художественно-педагогических направлений вузов будет отражаться в результатах организации студенческой научно-исследовательской деятельности и влиять на формирование и развитие новых компетенций студентов в сфере науки, а также в целом на развитие исследовательского творчества будущих педагогов-художников. Эти характеристики ожидаемо будут дополняться такими навыками и компетенциями студентов, как навыки «проблемного видения» в работе с материалом, независимость и научный уровень суждений и оценок, коллективная рефлексия, постановка личностно-значимых целей.

В результате реализации данного проекта подтверждается наша гипотеза, предполагающая, что процесс профессиональной подготовки студентов-художников в педагогических вузах в части освоения ими профессиональных компетенций в сфере научно-исследовательской деятельности является эффективным при соблюдении следующих условий: - при теоретическом обосновании и практической реализации технологии развития научно-исследовательского потенциала студентов в художественно-педагогическом образовании;

- при внедрении предложенной нами модели управления деятельностью студентов по развитию научно-исследовательских навыков;

- на основании указанной модели в обучающий процесс будет внедрена система поэтапного вовлечения в научную деятельность студентов.

В ходе проведения нашего исследования решаются задачи:

- разработки содержания, специфики и технологии организации научно-исследовательской деятельности студентов, изучающих искусство и дизайн;

- разработки модели управления деятельностью студентов, направленной на развитие научно-исследовательских компетенций студентов в системе художественного образования, их подготовки к руководству проектной деятельностью учащихся;

- разработки и апробации активных обучающих технологий, основанных на таких методах, как работа в творческих группах, критический практикум, конструктивный диалог, метод проектов.

Полученные результаты исследования не противоречат существующим теоретическим положениям и послужат инновационным звеном, расширяющим и дополняющим возможности педагогических методов и технологий в сфере высшего художественно-педагогического образования.

Список литературы

1. Алексеева Л.Л. Художественно-эстетическое образование в профильной школе: эволюция и перспективы развития: автореф. Дисс. . д.п.н. 13.00.02 / Алексеева, Лариса Леонидовна. - М., 2009, 416 с.

2. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: автореф. дисс. . д.п.н. 13.00.02 / А.Д. Алехин. - М., 1993.

3. Ардашева Н.В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности. // Дисс канд.пед.наук.

13.00.01. Кемерово, 2011, 187 с.

4. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С. 24

5. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

+ еще 66 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций студентов в системе высшего художественно педагогического образования»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 93
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика