ВКР

«Социально-психологические предикторы субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома»

  • 107 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 10

1.1. Благополучие: понятие, подходы, механизмы формирования 10

1.2. Виды и компоненты благополучия 16

1.3. Исследование субъективного благополучия в разных профессиональных группах 26

1.4. Влияние профессиональной деятельности на особенности формирования субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома 31

Выводы по главе 1 37

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ДЕТСКОГО ДОМА 38

2.1. Организация и методы исследования 42

2.2. Анализ результатов исследования 55

2.3. Корреляционный анализ субъективного благополучия и его предикторов 55

2.4. Факторный анализ субъективного благополучия 63

2.5. Программа тренинга по развитию субъективного благополучия у сотрудников детского дома 68

Выводы по главе 2 71

Заключение 73

Список литературы 75

Приложения 83

Введение

Актуальность проблемы исследования. Исследования субъективного благополучия личности представляются одними из наиболее перспективными, поскольку раскрывают вопросы поиска основания равновесия личности, ее самореализации и самоактуализации, участия в регуляции поведения. В ситуации нестабильности политических и социальных условий приобретает все большую актуальность.

Проблематика благополучия личности является едва ли ни одной из самых популярных тем исследования. Существует большое количество концепций благополучия: эвдемонистические (А. Маслоу, Э. Эриксона, Г. Олпорта, К. Роджерса и т.д.), гедонистические (Н. Брэдберн, Э. Динера и др.), компонентные (К. Рифф, М. Селигман и др.), теории преломления внешних и внутренних показателей личности (Л. В. Куликов и др.), теория самодетерминации личности (Р. М. Райан и Э. Л. Деси), теория эквивалентности (О. В. Авилов).

Значимость приобретает изучение субъективного благополучия у лица, профессиональная деятельность которых связана с детьми с особыми потребностями. Субъективное благополучие снижает количество рисков в процессе оказания воспитательных и обучающих мероприятий, повышает стремление противостоять негативным влияниям.

Изучение субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома, выявление закономерностей позволит определить содержание мероприятий, направленных на поддержание и коррекцию субъективного благополучия у данной категории работников.

В настоящее время особенности благополучия личности раскрываются в рамках ее взаимосвязи с другими личностными психологическими характеристиками, в соответствии с особенностями возраста, профессии и т.д.

Цель исследования: изучение социально-психологических предикторов субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома.

Объект исследования: субъективное благополучие.

Предмет исследования: предикторы субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома.

Гипотезы исследования:

1. Субъективное благополучие - это сложное интегративное образование, имеющее характерные особенности проявления и структурное своеобразие.

2. Существуют социально-психологические факторы, детерминирующие субъективное благополучие сотрудников коррекционного детского дома: механизмы психологической защиты, жизненная удовлетворенность, тревожность.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами определены задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению субъективного благополучия в зарубежной и отечественной психологической науке, опираясь на которые описать основные характеристики данного феномена.

2. Систематизировать виды благополучия.

3. Рассмотреть особенности исследований субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома.

4. Исследовать субъективное благополучие у сотрудников коррекционного детского дома, проанализировать полученные результаты.

5. Выделить и исследовать предикторы субъективного благополучия личности сотрудников коррекционного детского дома, с помощью корреляционного анализа доказать взаимосвязь субъективного благополучия и его предикторов, с помощью факторного анализа выявить структуру изучаемых переменных, сформулировать выводы исследования.

6. Выделить социально-психологические предикторы субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома.

Теоретико-методологические основы исследования. Фундаментальные положения общей, социальной психологии и позитивной психологии: принцип системной организации психики человека (Б. Ф. Ломов, Б. В. Швырков и др.), принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн и др.).

Частными основаниями исследования явились подходы к изучению субъективного благополучия с позиции позитивного функционирования личности (Э. Динер, К. Рифф, Г. Пэруэ-Баду, Р. М. Шамионов и др.).

Методы исследования.

Методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома.

Методы эмпирического исследования - тестирование с применением следующих валидных и надежных психодиагностических методик:

- «Шкала субъективного благополучия» (Г. Пэруэ-Баду, адаптация М. В. Соколова),

- методика диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова),

- «Тест-опросник механизмов психологической защиты» (Р.Плутчик совместно с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом),

- «Тест индекс жизненной удовлетворенности» (Н.В. Панина),

- «Шкала ситуативной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер).

Результаты по методикам представлены в приложении 2.

Методы математико-статистического анализа: расчет среднего арифметического, стандартного отклонения, корреляционный анализ (Спирмен), факторный анализ.

Все расчеты выполнены в программе Excel, статистической программе - SPSS (версия 22,0).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:

1. На первом этапе проводился теоретический анализ современной научной литературы по проблеме субъективного благополучия личности, определены цель исследования, заявлены объект и предмет, осуществлялось выдвижение гипотезы и разработка плана эмпирического исследования.

2. На втором этапе подобраны и использованы методики исследования субъективнго благополучия и его предикторов, выявлены их представленность в структуре личности сотрудников коррекционного детского дома.

3. На третьем этапе осуществлялись математико-статистическая обработка результатов исследования с целью проверки выдвинутой гипотезы и их оформление.

Эмпирической базой исследования стало коррекционное учреждение для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей

Эмпирическая выборка исследования представлена сотрудниками коррекционного детского дома. Общее количество - 60 человек. Все женщины.

Теоретическое значение работы. Полученные результаты исследования позволили расширить и уточнить понятие «субъективное благополучие» в психологии. Впервые субъективное благополучие исследовано в отношении лиц, работающих в условиях коррекционного детского дома.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что на основе зарубежных и отечественных исследований выделены и охарактеризованы основные особенности и закономерности субъективного благополучия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут служить теоретико-методологической базой для построения эффективной и целенаправленной работы по формированию положительного субъективного благополучия личности; могут быть использованы специалистами в консультировании сотрудников коррекционного детского дома, в том числе и при эмоциональном выгорании. Также полученные результаты могут быть использованы при разработке программ личностного развития, для создания программ социально-психологических тренингов. Результаты эмпирической части диссертационного исследования могут быть включены в программы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии социальной адаптации личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предикторами субъективного благополучия названы и доказаны психологические механизмы, жизненная удовлетворенность и тревожность. Впервые проведен корреляционный и факторный анализ субъективного благополучия, механизмов защиты, жизненной удовлетворенности, тревожности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обнаружены корреляционные связи субъективного благополучия и механизмов защиты у сотрудников коррекционного детского дома: субъективное благополучие и интеллектуализация, субъективное благополучие и отрицание, экзистенциально-деятельностное благополучие и проекция, эго-благополучие и отрицание.

2. Обнаружены корреляционные связи субъективного благополучия и жизненной удовлетворенности у сотрудников коррекционного детского дома: субъективное благополучие и интерес к жизни, эмоциональное благополучие и интерес к жизни, экзистенциально-деятельностное благополучие и согласованность между поставленными и реализуемыми целями.

3. Обнаружены корреляционные связи субъективного благополучия и тревожности у сотрудников коррекционного детского дома: эмоциональное благополучие и ситуативная тревожность, гедонистическое благополучие и ситуативная тревожность, социально-нормативное благополучие и ситуативная тревожность, социально-нормативное благополучие и личностная тревожность.

4. В ходе факторного анализа выделено 5 групп факторов изучаемых переменных. В первый фактор вошли переменные: «последовательность в достижении целей», «согласованность между целями», «общий фон настроения». Второй фактор включил в себя «эмоциональное благополучие», «эго-благополучие», «гедонистическое благополучие», «ситуативная тревожность». Третий фактор образован следующими переменными: «субъективное благополучие», «проекция», «замещение», «интеллектуализация», «интерес к жизни». Предпоследний фактор имеет следующую структуру: «экзистенциально-деятельностное благополучие», «социально-нормативное благополучие», «отрицание», «регрессия», «компенсация», «личностная тревожность». Последний фактор имеет такие переменные: «подавление», «реактивное образование», «положительная оценка себя».

5. Эмпирическое исследование, основанное на корреляционном и факторном анализе, позвонило выделить следующие предикторы субъективного благополучия и его показателей у сотрудников коррекционного детского дома:

- предикторами субъективного благополучия в целом являются психологические механизмы защиты - отрицание и интеллектуализация, интерес к жизни,

- предикторами эмоционального благополучия являются интерес к жизни и ситуативная тревожность,

- предикторами экзистенциально-деятельностного благополучия являются Согласованность между поставленными и реализуемыми целями, механизм защиты - проекция,

- предиктором эго-благополучия является механизм защиты - отрицание,

- предиктором гедонистического благополучия является ситуативная тревожность,

- предикторами социально-нормативного благополучия являются ситуативная и личностная тревожность.

Структура и объем диссертационной работы.

Текст диссертационной работы изложен на 79 страницах; состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы из 62 наименований; приложения.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ» В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

1.1. Благополучие: понятие, подходы, механизмы формирования

Благополучие личности: экономическое, социальное, профессиональное, психологическое и другие, являются высшей социальной ценностью в любом обществе. Любой человек стремится к благополучию, которое ассоциируется с возможностью саморазвития, самореализации, личностным ростом.

Проблема благополучия всегда была актуальна, вызывала пристальный интерес ученых. Изначально проблема благополучия человека является чисто философской, затем перекочевавшей в социологию и психологию. В определенном смысле проблематика нова для психологии. Заметим, что чаще в поле исследовательского зрения психологов оказываются вопросы различного рода отклонений. Изучение вопросов благополучия личности является исключением и, скорее, относится к позитивной стороне, чем к негативной.

Обратимся к энциклопедическому словарю, в котором благополучие определяется как «благо, добро, счастье». Согласно данному определению благополучие человека зависит от имеющихся у него благ.

Рассматривая вопросы благополучия, Р. Б. Квеско и С. Б. Квеско пишут о том, что «благополучие людей в единстве его различных форм является интегральным выражением уровня благосостояния, показателем эффективности социальной деятельности, степень удовлетворенности собственной жизнедеятельностью и удовлетворения различного рода потребностей, качество жизни, социального и личностного комфорта, конкурентоспособности» (Квеско Р. Б., 2014). В определенном смысле фраза оправдана, ведь не возможно рассмотрение благополучия человека без всех перечисленных составляющих. Согласно авторам, благополучие человека не может иметь место быть без благополучия психологического, финансового, социального и т.д.

В поддержку данного положения Т. Риф и Дж. Хартер в качестве элементов благополучия выделяют такие сферы жизнедеятельности человека как: профессиональная, физическое благополучие, благополучие в сфере проживания, финансовое (Риф Т, 2010).

В настоящее время существует большое количество исследований благополучия в психологии. Скорее всего, такое положение может быть связано с тем, что психологи находятся в поисках основания равновесия личности, ее развития и самореализации.

Активно проблема благополучия получила развитие во второй половине XX века. В это время появились работы, связанные со здоровьем личности. Само понятие «благополучие» исследуется в тесной связи с такими феноменами как «счастье», «оптимизм», «удовлетворенность», «качество жизни».

Традиционно основы изучения феномена «благополучие» заложено зарубежными учеными-психологами.

Р. М. Райан на основе анализа всех подходов к изучению благополучия личности разделила их на эвдемонистические (условием благополучия считают личностный рост) и гедонистические (описывают феномен в рамках удовлетворенности-неудовлетворенности).

Большинство исследований благополучия в рамках гедонистического подхода были проведены в 80-е годы XX века. Основоположником их считается американский автор Н. Брэдберн, а позже Э. Динера. Наиболее полно теоретическая основа явления заложена в работах Н. Бредберна. Он понимал психологическое благополучие личности как баланс между комплексом эмоций, которые накапливаются в течение жизни человека - негативные и позитивные (Н. Бредберн, 1969). Н. Брэдберн рассматривал благополучие как состояние человека, которое отражает его счастье или несчастье. В свою очередь его последователь Э. Динер вводит новый термин: «субъективное благополучие». Формируется последнее из субъективного ощущения человеком удовлетворенностью жизнью, негативного и позитивного аффекта. Исследования благополучия, проведенные Н. Брэдберон и К. Риффом, сейчас оформлены в полнее самостоятельные концепции данного феномена.

Согласно второму подходу - эвдемонистическому, критериальным показателем благополучия личности является удовлетворенность самореализацией. В рамках данного подхода известны работы А. Маслоу, Э. Эриксона, Г. Олпорта, К. Роджерса и т.д.

Иной взгляд на природу благополучия отражен в работах К. Риффа и его коллег. На основе проведенного исследования он описал компонентностный состав благополучия личности. В него вошли такие качества как компетентность, автономность, позитивные отношения с другими людьми, личностный рост, цели в жизни и самопринятие (по Бессонова Ю. В., 2013).

М. Селигман изучая проблематику благополучия пришел к выводу, что его составляющими являются смысл, вовлечение, положительные эмоции, отношения с другими людьми и вовлечение. Данные составляющие должны рассматриваться в комплексе, само «благополучие не сводится ни к одной из составляющих» (Селигман Н., 2013, с. 37).

Заключение

На современном этапе развития общества изучение субъективного благополучия у лица, профессиональная деятельность которых связана с детьми с особыми потребностями приобретает особую значимость. Субъективное благополучие снижает количество рисков в процессе оказания воспитательных и обучающих мероприятий, повышает стремление противостоять негативным влияниям. Тем более, что в настоящее время особенности благополучия личности раскрываются в рамках ее взаимосвязи с другими личностными психологическими характеристиками, в соответствии с особенностями возраста, профессии и т.д. Однако вопросы предикторов субъективного благополучия у сотрудников коррекционного детского дома изучены не были.

В ходе проведенного исследования раскрыты теоретические вопросы субъективного благополучия, его влияние на профессиональную деятельность специалистов.

Эмпирическое исследование позволило выделить взаимосвязи субъективного благополучия и его показателей с механизмами психологической защиты, жизненной удовлетворенностью, тревожностью, которые обозначены как предикторы.

Так предикторами субъективного благополучия в целом являются психологические механизмы защиты - отрицание и интеллектуализация, интерес к жизни, предикторами эмоционального благополучия являются интерес к жизни и ситуативная тревожность, предикторами экзистенциально-деятельностного благополучия являются Согласованность между поставленными и реализуемыми целями, механизм защиты - проекция, предиктором эго-благополучия является механизм защиты - отрицание, предиктором гедонистического благополучия является ситуативная тревожность, предикторами социально-нормативного благополучия являются ситуативная и личностная тревожность.

Факторный анализ позволил выделить структуру изучаемых переменных. Так, в ходе исследования выделено 5 групп факторов. В первый фактор вошли переменные: «последовательность в достижении целей», «согласованность между целями», «общий фон настроения». Второй фактор включил в себя «эмоциональное благополучие», «эго-благополучие», «гедонистическое благополучие», «ситуативная тревожность». Третий фактор образован следующими переменными: «субъективное благополучие», «проекция»,

«замещение», «интеллектуализация», «интерес к жизни». Предпоследний фактор имеет следующую структуру: «экзистенциально-деятельностное благополучие», «социально-нормативное благополучие», «отрицание», «регрессия», «компенсация», «личностная тревожность». Последний фактор

имеет такие переменные: «подавление», «реактивное образование», «положительная оценка себя».

Результаты исследования могут служить теоретико-методологической базой для построения эффективной и целенаправленной работы по формированию положительного субъективного благополучия личности; могут быть использованы специалистами в консультировании сотрудников коррекционного детского дома, в том числе и при эмоциональном выгорании. Результаты эмпирической части диссертационного исследования могут быть включены в программы лекционных и практических курсов социальной психологии, психологии социальной адаптации личности.

В ходе исследования решены задачи, цель достигнута.

Перспективами дальнейшего исследования может стать изучение субъективного благополучия у различных групп населения, этнических, гендерных, профессиональных групп в связи с механизмами психологической защиты, тревожностью, жизненной удовлетворенностью.

Список литературы

1. Авилов О. В. Психологическое благополучие с точки зрения теории функциональной эквивалентности // Психологическое благополучие современного человека. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет. Отв. ред. С. А. Водяха. - 2018. - С. 182-191.

2. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 4-14.

3. Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: авотреф. . канд. психол. наук: 19.00.01 - Общая психология. - Хабаровск, 2004.

4. Березовская Р. А. Проблемы и перспективы исследования профессионального благополучия в современной психологии // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д. Б. - 2015. - С. 141-144.

5. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / составитель: Ю. В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013. - 146 с.

+ еще 57 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-психологические предикторы субъективного благополучия сотрудников коррекционного детского дома»
Раздел: Разное
Тип: ВКР
Страниц: 107
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика