Дипломная работа

«МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»

  • 69 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И 8 СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1. Теоретические подходы к проблеме личности в пожилом и старческом возрасте 8

1.2. Психологическое переживание процесса старения и особенности личности пожилого человека 19

1.3. Проблема ресурсов жизнедеятельности личности в пожилом и старческом возрасте 27

Выводы по первой главе 32

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 36

2.1. Организация и методы исследования 36

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39

2.3. Программа тренинга, направленного на комплексную поддержку лиц пожилого и старческого возраста 52

Выводы по второй главе 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 72

Введение

Актуальность. Характерной особенностью развитых стран мира является старение населения. При увеличении продолжительности жизни растет количество лиц пожилого и старческого возраста, являющихся активными участниками профессиональной и общественной деятельности. Продлению жизни и работоспособности пожилого населения способствует успешность в достижениях медицины, но также немаловажное значение имеют психологические факторы, качество жизни, индивидуальные стратегии старения, способность противостоять стрессам и трудным жизненным ситуациям, использование собственных ресурсов для адаптации к возрастным изменениям. Период старения является закономерным этапом онтогенеза, но в настоящее время исследователи рассматривают это возрастной период как особый этап, сущность которого не сводится лишь к инволютивным процессам, ухудшению соматического и психического здоровья, угасанию психических функций. Возникла тенденция исследовать пожилой возраст, как период приобретений, а не только потерь, а также соотносить особенности развития личности на позднем этапе онтогенеза с другими стадиями индивидуального развития [52].

Происходит постепенное расширение представлений об особенностях развития человека в пожилом и старческом возрастах, изменяется традиционное представление старости только лишь как процесса физической и психической инволюции. Взамен дефицитарной модели приходит понятие успешного, благополучного, эффективного старения с сохранением жизненной позиции, включенностью в общественную деятельность, ориентацией на внутренние установки, реализацией своих интересов и потребностей [54]. Изменяются представления о психологическом здоровье в поздний период, которое в современной науке рассматривается с позиции ресурсного подхода, включающем исследования компенсаторных механизмов стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями и стрессом, и иных возможностей этого периода. Несмотря на то, что в процессе старения под влиянием возрастного фактора, физическое здоровье имеет тенденцию к ухудшению, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью на этом этапе могут быть сохранены и даже улучшены.

Таким образом, актуальность исследования определяется тенденцией увеличения доли пожилых людей в современном обществе и, соответственно, повышения их роли в жизнедеятельности общества. Этим обусловлена значимость исследования восприятия старости и отношения к ней, влиянии личностных особенностей на выработку индивидуальной стратегии адаптации и стилей жизнедеятельности в новом периоде жизни, идентификации человека в предпенсионный и пенсионный периоды.

В настоящее время в обществе все большее значение приобретает вопрос о продлении трудоспособного периода и активной социальной жизни на этапе поздней зрелости для развития личности и успешной адаптации, дающих возможность сохранять независимость пожилого человека и обеспечивать диалог между поколениями. В связи с этим, особую значимость приобретает также исследование вопроса активизации личностных ресурсов развития, а также факторов и условий, мешающих или способствующих этому процессу на этапе поздней зрелости. Возможность активизации оптимального ресурса личности связана с активностью и жизненной позицией человека на этапе позднего онтогенеза, и позволяет сохранять контроль, автономность, способность выбирать и иметь собственный выбор [41].

Цель исследования - выявление взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и социально-психологической адаптации у лиц пожилого и старческого возраста.

Объект исследования: психологические особенности личности лиц пожилого и старческого возраста.

Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и социально-психологической адаптации у лиц пожилого и старческого возраста.

Гипотеза исследования состояла в предположении о взаимосвязи уровня социально-психологической адаптации с индивидуальными особенностями личности в пожилом возрасте.

В соответствии с целью исследования определен ряд задач исследования:

1. Изучить психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста.

2. Систематизировать теоретические и эмпирические исследования, рассматривающие концепции и подходы к развитию личности в период геронтогенеза.

3. Проанализировать позитивные аспекты возрастных изменений личности при старении.

4. Выявить взаимосвязь психологических особенностей и социально-психологической адаптации лиц пожилого и старческого возраста.

5. Разработать программу тренинга, направленного на комплексную поддержку лиц пожилого и старческого возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: научные концепции возрастных изменений личности в старости (В.В. Фролькис, 1970; М.Д. Александрова, 1974; Н.Ф. Шахматов, 1987, Л.И.Анцыферова, 2001; О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, 2002; Е. Erikson, 1982; K.W. Schaie, 1983; P. Baltes, 1997); подходы к исследованию личностного самоопределения (Н.С. Пряжников, 1999; Д.А. Леонтьев, 2003), субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, 1957; Б.Г. Ананьев, 1996; Н.Х. Александрова, 2000; К.А. Абульханова-Славская, 2001); теории творческого самовыражения личности (М.Е. Бурно, 1999; А.И. Копытин, 2011; M. Naumburg, 1958, 1985 и др.), положения психологической концепции развития человека в период средней и поздней зрелости, обоснованные в трудах Л.И. Анцыферовой, О.В. Красновой, А.Г. Лидерса, Т.Д. Марцинковской.

Методы исследования:

I. Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;

II. Эмпирические методы: тестирование. Были использованы следующие методики:

1. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

2. Методика «Самоотношение» (С.Р. Пантелеев),

3. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев),

111. Методы математической обработки: Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета SPSS statistics (версия 23.0) с использованием общепринятых методов вариационной статистики. В ходе математической обработки вычислялись: расчет коэффициентов критерия ранговой корреляции rs Спирмена.

Этапы исследования.

Теоретическое и эмпирическое исследования осуществлялись в четыре этапа:

- на первом этапе (2019 - 2020 гг.) проводился теоретический обзор, анализ и обобщение научной литературы по проблемам психологических особенностей лиц пожилого возраста;

- на втором этапе (2019 - 2020 гг.) проведена диагностика и анализ полученных результатов по заявленным методикам исследования;

- на третьем этапе (январь - апрель 2020 г.) осуществлялись математико-статистическая обработка и качественный анализ полученных результатов исследования и их оформление;

- на четвертом этапе (май - август 2020 г.) разработан тренинг, направленный на комплексную поддержку лиц пожилого и старческого возраста.

Эмпирическая база и выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 людей пожилого и старческого возраста 55 - 80 лет. Среди опрошенных были 24 мужчин и 36 женщин. Выборка была представлена тремя возрастными группами по классификации ВОЗ: 55 - 64 года, (n=30), 65 - 74 года (n=20), 75 и старше (n=10). Исследование проводилось на базе ГБУЗ РБ «Поликлиника № 1 г.Уфа».

Научная новизна

Теоретическая значимость работы заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о личностных особенностях лиц пожилого возраста.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в оказании психологической помощи людям пожилого и старческого возраста, создания коррекционных программ с учетом особенностей людей позднего возраста, использовании результатов исследования при разработке психопрофилактических и коррекционных программ с учетом особенностей людей позднего возраста.

Положения, выносимые на защиту:

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и эмпирические положения данной работы обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии; докладывались на ряде научных и научно-практических конференций и семинаров: «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2019), «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа, 2019);

Структура работы. Работа состоит из введения; двух глав; заключения; библиографического списка, включающего 62 наименования. Общий объем выпускной квалификационной работы - 71 страниц.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

1.1. Теоретические подходы к проблеме личности в пожилом и старческом возрасте

В последние годы в связи со значительным ростом продолжительности жизни человека и осознанием проблемы демографического старения населения во всех развитых странах возрастает интерес к проблемам геронтогенеза и геронтопсихологии. Исследования особенностей процесса старения и старости становятся актуальными в условиях изменения демографической ситуации. В настоящее время в обществе все большее значение приобретает вопрос о продлении трудоспособного периода и активной социальной жизни на этапе поздней зрелости для развития личности и успешной адаптации, дающих возможность сохранять независимость пожилого человека и обеспечивать диалог между поколениями [46].

До недавнего времени большинство исследований периода пожилого и старческого возраста было направлено на изучение биологических и физиологических изменений, происходящих в организме человека, на обнаружение телесных причин проявлений процесса старения, определявшихся в терминах «заката» и угасания жизненных функций. Исследователи характеризовали пожилого человека как биологически несовершенное существо, с позиции ущербности по сравнению со зрелостью. [41]. Старость рассматривалась как возраст печали и тоски, как совокупность потерь и утрат - экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерю самостоятельности в этот период жизни. Биологические теории старения выражены в двух основных подходах - теории «программированного старения» и теории изнашиваемости организма. Теории «программированного» старения исходит из положения, заключающегося в том, что старение организма - это биологический процесс, заданный эволюционно и являющийся закономерным результатом реализации генетически заложенной программы, предполагающей, что биологическая активность необходима только в период «биологической полезности», соответственно, быстрая деградация и гибель предопределены природой. Любой живой организм функционирует в период времени, необходимого для достижения половой зрелости и осуществления репродуктивной функции, затем его жизнедеятельность нарушается и происходит «самоуничтожение», «самоликвидация» для освобождения дороги новым поколениям.

С точки зрения второго подхода, в организме человека происходит постепенная потеря функции самовосстановления клеток, он подобен механизму, подверженному изнашиванию от постоянного использования. К этому процессу добавляется накапливание дисгармонии физиологических процессов организма, случайных повреждений, «ошибок и катастроф», что ведет к формированию незапрограммированных мутаций, снижающих возможность эффективного поддержания функциональной активности. Следовательно, появление неблагоприятных внешних факторов необходимо предупреждать и контролировать, так как они оказывают воздействие на причины старения. И.И. Мечников рассматривал старение как аутоинтоксикацию организма. А.А. Богомолец считал главным фактором старения нарушение в работе физиологических процессов организма [9].

По мнению современных антропологов и геронтологов для характеристики процесса старения, типа его течения важно определение биологического возраста. Понятие «биологический возраст» обозначает стадию физического развития организма человека. На начальных этапах онтогенеза это уровень морфофункционального созревания на фоне популяционного стандарта. В период угасания он определяется совокупностью показателей состояния индивида по сравнению с соответствующими показателями здоровых людей того же возраста, данной эпохи, народности, экономических и географических условий. Расхождение между хронологическим и биологическим возрастами позволяет оценить интенсивность старения и функциональные возможности организма. Наиболее сильное различие по биологическому возрасту среди людей одного хронологического возраста наблюдается во второй половине жизни, самая высокая вариативность по показателям биологического возраста отмечается у долгожителей [9].

Б. Стрехлер , на основе анализа биологических исследований, выделил четыре основополагающих критерия старения: универсальность - в отличие от болезни, старение является универсальным процессом, при котором все члены популяции без исключения подвержены этому процессу; прогрессивность - непрерывный во времени процесс накопления и ухудшения; внутренняя сущность - зависит от особенностей биологической организации, это свойство любого живого организма; дегенерация - преобладание деструктивных, дегенеративных процессов над реконструктивными, в сравнении с изменениями организма человека при его взрослении и развитии.

Заключение

В ходе написания выпускной квалификационной работы поставленная цель была достигнута, задачи были выполнены, а гипотеза о наличии взаимосвязи индивидуальных особенностей личности и социально-психологической адаптации в пожилом возрасте и старческом возрасте подтвердилась.

Полученные результаты исследования не противоречат обнаруженным в более ранних исследованиях закономерностям и свидетельствуют о том, что такие особенности как: внутренняя конфликтность, склонность к самообвинению, эмоциональный дискомфорт, низкий уровень самоценности и самопринятия, неудовлетворенность прожитой жизнью, отсутствие целей в жизни являются ведущими в картине личности пациентов пожилого возраста с нарушениями социально-психологической адаптации. Среди социальных условий жизни особую роль играет возраст, уровень образования.

Полученные нами данные о взаимосвязи психологических особенностей свидетельствуют о том, что личностные особенности таких пациентов откладывают отпечаток на их отношение к самоорганизации деятельности, способствуют большему ощущению эмоционального дискомфорта, меньшему ощущению удовлетворения от жизни, а также способствуют большему напряжению.

Разработанную и представленную в исследовании программу тренинга комплексной поддержки для лиц пожилого и старческого возраста, представляется возможным использовать для оптимизации состояния пожилых людей и активизации личностного ресурса жизнедеятельности, с целью психокоррекции психоэмоциональных состояний и улучшения социально-психологической адаптации.

Список литературы

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [Текст] / М.Д. Александрова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 135 с.

2. Александрова М.Д. Старение человека и его индивидуальные проявления [Текст] / М.Д. Александрова // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2014. - №2. - C.81 - 86.

3. Алексеева К.В. Психологические особенности пожилого возраста [Текст] / К.В. Алексеева, Л.Г.Шигапова // Международный студенческий научный Вестник. - 2016. - №5. - С. 120.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - М.: ИПП, 1996. - 160 с.

5. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития психологии личности в период поздней зрелости /Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. №3. - С. 86 - 99.

+ еще 58 источников

Покупка готовой работы
Тема: «МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 2600 руб.
Не подошла эта работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Узнайте стоимость
написания вашей работы
Скидка 20% по промокоду Y2022

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Нужна уникальная работа?
Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям
Скидка 20% по промокоду Y2022
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

84 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика