Дипломная работа

«Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

  • 79 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 9

1.1. Характеристика детей, с ограниченными возможностями здоровья 9

1.2. Факторы, предрасполагающие к развитию эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья 13

1.3. Арт-терапия в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей, с ограниченными возможностями здоровья 15

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 19

2.1. Методы исследования эмоционального нарушения младших школьников ограниченными возможностями здоровья 19

2.2. Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья 31

2.3. Анализ результатов коррекции нарушений эмоциональной сферы младших школьников 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Введение

Актуальность исследования. Проблема психического здоровья детей и подростков относится к категории социально значимых и актуальных для современной России. В литературе описан целый комплекс неблагоприятных факторов, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание ребенка, ведущих к широкой распространенности пограничных нервно-психических расстройств.

Политические и социально-экономические изменения, переживаемые в нашей стране в последние десятилетия, оказывают дестабилизирующее влияние на состояние здоровья всех членов общества и, в первую очередь, подрастающего поколения. Нарушение стационарности жизни семьи в связи с пандемией, угрозой безработицы, упадком материального уровня, частыми нервно-психическими напряжениями родителей, их загруженностью и усталостью; изменение привычной системы норм и ценностей, утрата идеалов; социальное расслоение общества на "богатых и бедных" и многое другое, — это те деструктивные тенденции микро- и макросоциума, которые на уровне семьи, школы, других социальных групп неизбежно отражаются в психике детей и подростков. Действие этих социально-психологических факторов усугубляется определенным ослаблением органических предпосылок психического развития детей в результате осложнения беременности, родовых травм, алкоголизма родителей, влияния неблагоприятной экологической обстановки, недостаточности медицинского контроля и помощи. С одной стороны, эти негативные явления находят свое выражение в саморазрушающих типах поведения (ранней алкоголизации, наркомании, ауто-агрессии, делинквентном поведении, сексуальной распущенности, религиозном фанатизме, фашизме), прежде всего у подростков. Во все времена болезни пугали людей, вызывали отчаяние и страх. Страх оказаться беспомощным и никому не нужным, страх смерти. И в древние времена, и в настоящее время, болезнь рассматривали, как наказание, посылаемое человеку за его грехи.

При этом важно отметить, что ребенок и вся семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья долгое время переживают последствия стресса, вызванного заболеванием. Актуальность данного исследования обусловлена прежде всего практической потребностью в оказании особенным детям психологической помощи и поддержки в период обучения детей с ОВЗ: важно определить, какие эмоциональные нарушения происходят в момент диагностирования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, какого рода психологическая коррекция необходима для оптимизации адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с вышесказанным, представляется оправданным более пристальное изучение эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования: изучить эмоциональное нарушение у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: эмоциональные нарушения.

Предмет исследования: эмоциональное нарушение у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования: коррекция эмоциональных нарушений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья будет эффективной при своевременном проведении коррекционной работы с элементами арт-терапии, обеспечивающей создание психолого-педагогических условий гармоничного развития младших школьников.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме;

2. Наблюдение;

3. Тестирование: «Пальцем окрашивания тест», «Дом, Дерево, Человек», «Детская тревожность».

В соответствии с целью исследования определен ряд задач исследования:

1. Рассмотреть характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Определить факторы предполагающие к развитию эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Изучить арт-терапию в психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей, с ограниченными возможностями здоровья.

4. Эмпирически исследовать эмоциональные нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Разработать коррекционную программу психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

6. Провести анализ результатов исследования эмоциональных нарушений у младших школьников в ходе коррекционной работы.

4. Методы исследования:

- Теоретические: анализ синтез и сравнение психологической, медицинской и педагогической литературы;

- Эмпирические: тестирование с использованием следующих психодиагностических методик::«Пальцем окрашивания тест», «Дом, Дерево, Человек», «Детская тревожность».

- Статистический: Т-критерий Вилкоксона. Обработка осуществлялась с использованием электронных расчетных таблиц MicrosoftExcel и программных модулей SPSS 17

Теоретико-методологической основой исследования составили работы по изучению эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Научная новизна исследования:

- В работе проведено исследование поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и изучены образные представления детей о и.х заболевании, его перспективах, метода.х лечения и коррекции. Показан.о несоответствие свойственных детям эмоциональных переживаний п о поводу болезни (страх, ощущение угрозы и тревожность) и когнитивной оценки ими сложившейся ситуации.

- Установлено, что осведомленность ребенка о сущности поставленного диагноза и лечения имеет положительное значение для формирования у него развернутых образных представлений о болезни.

- Показана важность конструктивной позиции родителей в проблеме

информирования ребенка о поставленном диагнозе.

Этапы исследования.

Первый этап. Анализ психологической литературы по проблеме исследования. Определение цели, задач исследования, объекта, предметы.

Второй этап. Определение методов и методик для эмпирического исследования эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Проведение эмпирического исследования.Третий этап.Математико - статистическая обработка и качественный анализ полученных данных, формулирование выводов по результатам исследования, разработка коррекционной программы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ, оформление выпускной квалификационной работы.

Описание выборки: В качестве испытуемых выступили мальчики и девочки, младшего школьного возраста с ОВЗ в возраст от 7-11 лет в количестве 30

Эмпирическая база исследования:Муниципальное образовательное учреждение «Башкирский лицей имени Рамазана Уметбаева»

Практическая значимость исследования :данные, полученные в ходе и по результатам эмпирического исследования, а также коррекционная программа, могут быть использованы для дальнейшего практического применения в работе специалистов, работающих по проблемам эмоциональных нарушений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ограниченные возможности здоровья у ребенка представляю.т собой критическую жизненную ситуацию, которая оказывает специфическое воздействие на жизнь и поведение ребёнка и сопровождается эмоциональной перестройкой.

2. Для выработки правильной коррекционной тактики эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо исследование внутреннего мира ребенка, который состоит из сложных сочетаний восприятия, эмоций, конфликтов, размышлений о своем диагнозе, самочувствии и состоянии.

3. Коррекция эмоциональных нарушений возможна средствами художественной деятельности.

4. Комплексная коррекционная программа, построенная на использовании различных видов художественной деятельности, позволяет достичь положительных результатов в коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседании кафедры общей и социальной психологии, были опубликованы две статьи в «Слово педагога»

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (65 источников) и приложения. Общий объем работы составляет 62 страницы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

1.1. Характеристика детей, с ограниченными возможностями здоровья

Возможность знания возможностей и личностных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышает эффективность психолого-коррекционной, медицинской помощи а также социальной адаптации.

Успехи в лечении позволяют добиваться выздоровления больных с ранее неизлечимой патологией и удлиняют жизнь неизлечимо больных детей. На сегодняшний день главной задачей всех, кто обслуживает эти.х больных, является поддержание качественного уровня жизни в условиях болезни с тяжелым течением и неблагоприятным прогнозом.

Советский психолог, врач-невропатологии, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Выготского Л.С., Александр Романович Лурия, дал понятие определению «внутренняя картин.а болезни». Под данным определением А.Р. Лурия понимал самочувствие больного, его ощущения и осведомлённость о причинах, течении и тяжести болезни. Он представлял е.е в вид.е огромного внутреннего мира, который состоит из весьма сложных ощущений, эмоций, конфликтов.

Ребёнок начинает реагировать н.а болезнь с момент.а первой госпитализации, именно тогда происходит осознание того что произошло что-то страшное. На степень страдания ребенка влияют возраст, длительность пребывания в больнице, число госпитализаций, характер заболеваний, состояние здоровья и самочувствие. Страх перед больницей усиливается пропорционально количеству госпитализаций, тревога увеличивается с увеличением срока болезни и госпитализации.

Младших детей тяготит отрыв от дома, родных, игрушек, страшат болезненные манипуляции, а дети постарше проявляют интерес к своему диагнозу, характеру болезни, перспективам лечения. Во врем.я первой госпитализации тревога ребенка выражается в чувстве ненависти к медицинскому персоналу, так как он причиняет им боль. Во время последующих госпитализаций ребенок сближается с медицинским персоналом и его негатив направлен только на медицинские процедуры. Многими детьми болезнь воспринимается, как «наказание» и поэтому они боятся быть «плохими» детьми. Большинство детей причиной болезни считают болезненные проявления, с которых началось заболевание (подъем температуры, слабость, гематомы) или их неправильные действия (промокли ноги, падения и ушибы, долгое пребывание на солнце). Многие дети считают причиной болезни непослушание взрослым. Некоторые больные считают, что причина болезни неизвестна никому. Но все дети считают себя очень больными. Наличие болезни для детей является выраженной психотравмирующей ситуацией. Оценка болезни детьми всегда резко отрицательная. Сразу после госпитализации у них появляется чувство неопределенности, они начинают избегать общения, тревога и страх приобретают конкретные очертания. Дети становятся замкнутыми, пассивными, держатся обособленно. Результаты наблюдений показывают, что тревога и страхи детей связаны с тревожным состоянием их родителей. Родители, напуганные болезнью, испытывают страх и чувство беспомощности перед плохим исходом болезни, теряют самообладание, эмоционально передавая свои страхи и тревогу детям.

Страх-это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Страх сопровождается разными расстройствами и может проявляться по- разному: от чувства неопределенности и опасности до ужаса и паники.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями (учащение пульса и дыхания, мокрый пот, слабость в ногах, выделение желудочного сока и т. д.)

Заключение

Данная работа была посвящена изучению влияния организации психокоррекционной работы по арт-терапии на младшего школьника, имеющего эмоциональные нарушения. В процессе проделанной работы нами были решены следующие задачи.

На основе проанализированного теоретического материала и практического исследования мы исследовали эмоциональную сферу младших школьников. Полученные результаты позволили выявить ряд характерных особенностей и новообразований, свойственных данному периоду онтогенеза, а также следующие особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста:

• произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;

• осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности;

• усвоения социальных норм, нравственного развития;

• развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей;

• формирование мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

На основании этапов эмоционального развития проанализировав особенности психокоррекционной работы эмоциональной сферы младшего школьника с использованием методов арт-терапии, нами были выявлены следующие особенности арт-терапии:

• арт-терапия в достаточно короткие сроки позволяет купировать нарушения эмоциональной сферы;

• снижать эмоциональное напряжение (уровень тревожности);

• помогает младшему школьнику распознавать собственные эмоции;

• позволяет изменить уровень эмоциональной зрелости;

Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной.

Эмоциональное состояние младших школьников в настоящее время отличается от такового в прошлые годы. Преобладающими характеристиками являются агрессивность, высокий уровень тревожности, негативные чувства.

Нами было проведено психодиагностическое обследование младших школьников ГОУ СОШ № 1010 г. Москвы с использованием проективных методик:

1. «Дом. Дерево. Человек»;

2. «Пальцем окрашивания тест»;

3. «Тест тревожности»;

4. целенаправленное наблюдение.

Нами подобрана и адаптирована система занятий, основанная на методах арт-терапии. Эта система занятий, метод целенаправленного наблюдения и через проективные методики способствовала снижению у детей таких показателей как агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, тревожность.

Проведенная практическая работа с детьми способствовала также и изменению эмоционального состояния у младших школьников, а именно: у детей снизились агрессивные проявления, меньше стало раздражительности и тревожности. Использование рисунка в коррекционной работе оказалось более приемлемым в нашей ситуации. Эффективность применения арт- терапии подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей.

В результате проведенной нами работы мы пришли к следующим выводам:

1. Для успешной коррекционной работы у младших школьников необходимо создание психолого-педагогических условий сопровождения.

2. Важный фактор в создании психолого-педагогических условий является коррекционная работа с использованием методов арт-терапии.

3. Коррекционная работа методами арт-терапии, является эффективным психопрофилактическим средством, а также способом своевременного купирования нарушений эмоционального развития.

В настоящей работе мы отразили динамику эмоционального роста младшего школьника в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности применения арт-терапии в качестве коррекционной методики на базе современных общеобразовательных школ.

В дальнейшем мы планируем разрабатывать данную тему и дальше, не ограничиваясь специальной выборкой детей с эмоциональными нарушениями, но и использовать методы арт-терапии в качестве профилактической методики для работы с классом в целом.

Список литературы

1. Агафонова С.А. Арт-терапия как средство психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] /А.С. Агафонова//Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.-2014.№ 1. - С.10-14.

2. Астапов В. М.Тревожность у детей. [Текст] / В.М. Астапов - СПб: Питер, 2004, 2-е издание.

3. Астахов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. [Текст] / В.М. Астахов // Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

4. Баенская Е.Р. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. Метод. пособие для педагогов, психологов, врачей [Текст]/ Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, М.: Экзамен, 2004, Сер. Ранняя помощь / Ин-т коррекцион. педагогики РАО. - 67 с.

5. Бардышевская М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей». [Текст] /М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский, М.: Психология, 2003, Сер.Библиотека студента-психолога, 320 с.

+ еще 60 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика