8-804-333-71-05
(бесплатно по РФ)
Диплом-центр.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Главная / готовые работы / Дипломные работы / Педагогика

Развитие навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта - Дипломная работа

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

1.2. Особенности развития навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

1.3. Приемы работы по коррекции нарушений фонематического анализа детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИЁМОВ ДЛЯ РАЗАИТИЯ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

2.1. Первичная диагностика уровня фонематического анализа детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии

2.2 Использование приемов по коррекции нарушений фонематического анализа детей младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

2.3. Повторная диагностика сформированности навыка фонематического анализа

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение (выдержка)

Современная педагогика направлена на создание при обучении равных условий для развития детей, как не имеющих особенностей и ограничений здоровья, так и тех, кто имеет ограниченные возможности интеллектуального развития. При этом, для детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии особую значимость имеет овладение родной речью, лексикой, говорением, чтением, письмом, так как именно эти умения и навыки определяют успешность усвоения школьных знаний в будущем.

Однако проблема развития соответствующих умений у детей, имеющих отклонения в умственном развитии состоит в том, что восприятие ими речи взрослых с раннего возраста отличается от того, которое присутствует у здоровых детей. «Ошибочный» импринтинг речи взрослых обуславливает нарушения фонематического анализа, нарушения в лексической дифференциации.

Многие отечественные специалисты, которые изучают проблему детской речи отмечают, что одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка следует считать уровень владения родным языком. Определение этого уровня осуществляется на основе анализа комплекса используемых ребенком языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических, фонетических. Усвоение фонетической и фонологической системы языка наряду с лексической и грамматической – это немаловажный критерий овладения родным языком.

Фонематический слух - это способность слышать, различать обобщенный образ звука - фонему, четко воспроизводить близкие по звучанию звуковые ряды. Фонематический слух тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Формируется с 6-ти месячного возраста до 1,7 мес. в норме.

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и звуковой состав слов. Это специально воспитанное действие, направленное на овладение звуковым анализом и синтезом слова, анализ собственной речи. Фонематическое восприятие, как умственная операция формируется в процессе специального обучения.

В этой связи особого внимания требует коррекционная работа именно по формированию навыков фонематического анализа, который обуславливает навык распознавания речи на слух. При этом, формирование этого навыка необходимо осуществлять у детей уже в возрасте начальной школы, с тем, чтобы в дальнейшем устранить препятствия в обучении в средней и старшей школе.

На основании актуальности, цель исследования – подбор и апробация приемов, способствующих развитию навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

Для реализации поставленной цели следует решить несколько задач:

.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии

Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения личности. В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В отечественной системе образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Дошкольный возраст ученые определяют, как период значительных сдвигов в формировании личности ребенка.

Благодаря своей активности ребенок вступает в практические, действующие отношения с окружающими предметами и в общение с людьми [1, с 14].

Содержание, формы и побуждение к активности ребенка, которые изменились в результате его развития в предыдущие периоды жизни, становятся условием дальнейшего формирования личности. В активности дошкольника происходят заметные изменения. Благодаря произвольному подражанию и обучаемости активность дошкольника чаще приобретает форму различных видов деятельности.

Время дошкольного детства является оптимальным для развития личности ребенка, каждый год которого является важной ступенью его роста, что позволило назвать его «золотой порой жизни». В этом возрасте ребенок особенно нуждается в полноценном общении со взрослыми и сверстниками, возможности самовыражения, удовлетворении потребностей.

Преуспеют в воспитании те родители и педагоги, которые гуманно связывают решение задач воспитания ребенка с его развитием. В первые годы дошкольного детства предметная деятельность в качестве ведущей уступает место игре [13, с 56].

Проблемой развития детей младшего дошкольного возраста в норме развития и с нарушением интеллекта занимались и занимаются многие известные ученые, например, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Флерина и мн. др. Тем не менее, в этой проблеме существует много нерешенного. В первую очередь следует назвать имена классиков научной мысли: Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, О. Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна, а также современных исследователей – А.Н. Гвоздева, Р.И. Жуковской, А.Л. Корпева, Л.В. Лопатиной, С.А. Мироновой, Н.В. Нищевой, Л.Н. Смирновой, О.В. Трошиной и др.

Нарушения в интеллектуальном развитии могут иметь различную этиологию, и быть как обратимыми и «легкими», так и трудно обратимыми и только купируемыми (например, в случае генетически-детерминированных нарушений).

Внимание и память носит у таких детей достаточно непроизвольный характер, ребенку трудно концентрировать его на «нужном» объекте запоминания. Повышение или понижение внимания напрямую связано с ориентировкой ребенка во внешней среде и определенным эмоциональным отношением к окружающему.

Заключение (выдержка)

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению развития навыка фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии на уроках русского языка. Исследование проведено на теоретическом уровне и эмпирическом уровне.

В заключение следует отметить, что развитие навыка фонематического анализа у обучающихся с нарушением в интеллектуальном развитии должно быть целенаправленным и одновременно воздействовать на все компоненты фонематического анализа.

Кроме того, необходимо использовать различные методы, технологии и средства формирования фонематического анализа. В частности, в данной работе использованы следующие методы, технологии и средства:

 активные и интерактивные методы обучения;

 игровые технологии;

 занятия с использованием поговорок, скороговорок и т.д.

Занятия с обучающимися строились с учетом требований системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС.

Многие обучающиеся допускаю ошибки в смешивании букв и звуков – шипящих и свистящих, мягких твердых, глухих и звонких согласных.

Достаточно характерны для обучающихся с тяжелыми нарушениями и ошибки в области повторения слогов в слове или «опускания» слогов (например, «лопата» – «лота»).

Многие обучающиеся допускают перестановку звуков в слове в разговорной речи, например: «петерь» - «теперь».

Существуют проблемы при прочтении или воспроизведении длинных слов (более трех слогов). Представляется, что некоторые обучающиеся испытывают в том числе психологические трудности, своего рода «страх» перед чрезмерно длинным словом.

Затруднения при составлении слов, характерные для всех учащихся, говорят о несформированной способности к синтезированию, восстановлению в своём представлении разделённых на звуки (слоги) слов.

В зависимости от характера ошибок, допущенных при аудировании фонемы, все учащиеся были разделены на две группы:.

Литература

1. Агаркова Н.Г., Цукерман Г.А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2015. - 211 с.

2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Владос, 2015. - 21 с.

3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие / В. Н. Белкина – Ярославль : ЯГПУ, 2017. - 249 с.

4. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2016. - 112 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2 – М.: Просвещение, 1982. - 455 с.

6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.

7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. - М.: Книга по требованию, 2012. - 368 с.

8. Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. - М.; Л.: АПН РФСР, 1969. - 183 с.

9. Данилкина Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение., 1999. - 233 с.

10. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. - 455 с.

Примечания

Работа авторская, высокого качества.

Информация о работе

Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Год: 2019
20000 p.
Не подошла эта работа?

Узнайте стоимость написания
работы по Вашему заданию.
ПОСМОТРЕТЬ ЦЕНЫ
Оформление заявки БЕСПЛАТНО и
ни к чему не обязывает.
Закажите авторскую работу по Вашему заданию!
Контрольная работа
от 100 p.
cрок: от 1 дня
Реферат
от 600 p.
cрок: от 1 дня
Курсовая работа
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Дипломная работа
от 6000 p.
cрок: от 6 дней
Отчет по практике
от 1000 p.
cрок: от 3 дней
Решение задач
от 150 p.
cрок: от 1 дня
Лабораторная работа
от 200 p.
cрок: от 1 дня
Доклад
от 300 p.
cрок: от 2 дней
Заказать работу очень просто!
Вы оформляете заявку
Получаете доступ в лк
Вносите предоплату
Автор пишет работу
Получаете уведомление
о готовности
Вносите доплату
Скачиваете готовую
работу из лк
X
X