Дипломная работа

«Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения»

  • 124 страниц
Содержание

Введение 3

ГЛАВА I. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 11

1.1. Профессиональное выгорание как психологическая проблема 11

1.2. Организация деятельности, индивидуальный стиль саморегуляции преподавателей высшей школы 20

1.3. Профессиональное выгорание и психологические особенности педагогической деятельности преподавателей высшей школы 31

Выводы по первой главе 39

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 40

2.1. Организация и методы исследования 40

2.2. Анализ результатов исследования 48

2.3. Программа профилактики профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения 60

Выводы по второй главе 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Введение

Актуальность исследования. Профессиональное выгорание преподавателя - это особый тип стресса на работе, состояние физического, эмоционального или умственного истощения в сочетании с сомнениями в отношении компетентности и ценности работы.

Проблематика профессионального выгорания относится к числу актуальных, поскольку оказывает негативное влияние на многие показатели деятельности организации. Нельзя недооценивать негативные последствия профессионального выгорания, а реализуемые мероприятия в данной области в ряде случаев носят формальный характер.

Сегодня можно наблюдать противоречивые процессы в сфере высшего образования. С одной стороны, многие преподаватели вузов боятся потерять работу и, следовательно, работают интенсивнее, чтобы доказать свою ценность. С другой стороны, все большее количество преподавателей не справляются с трудностями и вынуждены увольняться. В результате, дополнительная нагрузка ложится на оставшихся работников, которые, в свою очередь, должны работать сверх нормы. Однако, в большинстве случаев они не получают благодарности и профессионального признания от своих руководителей вследствие чего растет их разочарование в выбранной профессии на фоне нарастающего стресса.

Зачастую преподаватель не понимает, что процесс выгорания начался. Во многом это связано с особенностями его трудового процесса, который характеризуется ненормируемой величиной затрат рабочего времени. Кроме учебной работы, преподаватель должен заниматься научно - исследовательской, научно-организационной, профориентационной и воспитательной видами деятельности. Дистанционное обучение, которое массово практикуется в настоящее время, тоже оказывает свое влияние на деятельности преподавателей. Это требует дополнительных физических усилий и эмоционального напряжения.

Для того чтобы выявить признаки начавшегося профессионального выгорания преподаватель должен задать себе ряд вопросов: стал ли я циничным или критичным на работе; появилась ли у меня раздражительность в отношениях с коллегами; хватает ли мне энергии для выполнения рабочих заданий; изменились ли у меня привычки в поведении или аппетит; беспокоят ли меня необъяснимые головные боли, боли в спине или другие физические жалобы. Если он ответит «да» на любой из этих вопросов, можно говорить о начальной стадии профессионального выгорания.

На первый план вышли предположения об активности, о возможности осознанного саморегулирования на основе рефлексивных представлений о цели, способах и средствах саморегуляции, о самодетерминации как о способности и потребности самостоятельно выбирать направления собственного развития.

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

В этой связи возрастает интерес к изучению взаимосвязи стиля деятельности, саморегуляции педагогов высшей школы. Основные вопросы, посвященные стилю деятельности педагогов освящены в работах 4

Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина, В.А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. В работах данных авторов освещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к стилю педагогической деятельности: психологическая структура деятельности, стиль деятельности педагога, процесс формирования личности учителя и др. Вместе с тем недостаточно полно представлены исследования, освещающие связь стиля саморегуляции педагога с эмоциональными состояниями. Педагогу приходится противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды.

Все это обусловило выбор темы исследования «Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессонального выгорания преподавателей высшего учебного заведения».

Проблему профессионального здоровья изучали В.А. Пономаренко, А.Г. Маклаков, Г.С. Никифоров, С.А. Дружилов, Н.Е. Водопьянова, Р.А. Березовская, Е.С. Старченкова и др. Исследования психологов показывают, что существует взаимосвязь между работой и личной жизнью, однако, проблема отдыха, как восстановление профессионального здоровья до сих пор остается малоизученной. Поэтому эта тема требует более подробного и глубокого изучения.

Степень научной разработанности темы: В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что результат учебной и дальнейшей профессиональной деятельности педагога зависит от уровня развития осознанной саморегуляции, то есть такими навыками, которые помогают им регулировать процесс реализации внешней и внутренней активности и управлять им (O.A. Конопкин, Н.Ф. Круглова, А.К. Осницкий). И.М. Сеченов и И.И. Павлов были первыми, кто стал изучать регуляторный характер протекания психических процессов. Огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблем психическим саморегуляции принадлежит В.Н. Бехтереву, а также его ученикам и последователям в лице А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. Идеи 5

произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов были развиты в работах Л.С. Выготского. Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением. В.И. Селиванов включал регуляцию эмоций и психических состояний, создание психической устойчивости, обеспечивающей успешность деятельности. В.И. Моросанова одна из первых в рамках структурно-функционального подхода сформулировала гипотезу о том, что личностные особенности влияют на деятельность посредством сложившихся индивидуальных способов саморегуляции.

Синдром «психического» или «эмоционального» выгорания, став предметом широкого научного анализа зарубежных авторов с 60-хгг. прошлого века, не утратил своей актуальности и в условиях современной действительности. Об этом свидетельствует большое число публикаций и аналитических обзоров, как отечественных (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А.А. Рукавишников и др.), так и зарубежных авторов (Aronson Е., Pines A., Brill P., Burisch М., Maslach С, Jackson S.; Chemiss С. и др.). В частности, М.В. Борисова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и другие исследователи большое внимание уделяют определению сущности, описанию структуры, причин возникновения, проявления и развития синдрома выгорания. В конце 90-х годов двадцатого века в отечественной психологии исследовалось профессиональное выгорание под названием «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) в разных сферах профессиональной деятельности человека. Изучались особенности трудовой деятельности педагогов, психологов, врачей, работников социальной сферы. Было выявлено, что все эти «помогающие» профессии объединяет наличие стрессогенных факторов, повышающих риск возникновения профессионального выгорания. В последнее время к видам профессиональной деятельности с повышенной стрессогенностью стали относить и научно-преподавательскую деятельность работников профессиональной школы (Н.А. Аминов, Н.В. Мальцева и др.). До настоявшего времени углубленных научных исследований по развитию профессионального выгорания у преподавателей, особенно у преподавателей высшей школы крайне мало (И.И. Серегина, Е.С. Старченкова, Л.И. Щербич).

Цель исследования - изучение взаимосвязи организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения.

Объект исследования: индивидуальный стиль саморегуляции и профессиональное выгорание преподавателей высшего учебного заведения.

Предмет исследования: взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессонального выгорания преподавателей высшего учебного заведения.

Гипотезы исследования:

1) различные организационные условия труда (порядок и содержание деятельности, требования работы, ресурсы работы) и индивидуально-стилевые особенности саморегуляции деятельности преподавателей вуза могут выступать как факторы развития синдрома профессионального выгорания.

2) Педагоги с высоким уровнем выгорания характеризуются низким уровнем развития саморегуляции.

3) Профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль деятельности преподавателя.

Задачи:

1. Рассмотреть феномены «профессионального выгорания» и «индивидуального стиля деятельности», саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе.

2. Определить типичные стили деятельности, саморегуляцию и профессиональное выгорание педагогов.

3. Выявить взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения.

4. Разработать программу профилактики профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения.

Этапы исследования:

1. Анализ теоретической литературы по проблемам организации деятельности, стиля саморегуляции и профессонального выгорания педагогов.

2. Изучение стиля деятельности, саморегуляции и профессионального выгорания педагогов. Эмпирическое исследование взаимосвязи организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы».

3. Разработка программы профилактики профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения. Оформление научно-исследовательской работы.

Методологической основой исследования являлась совокупность методов и методик исследования, включающих в себя использование: теоретического метода (описательный метод, анализ теоретической и эмпирической информации), эмпирического метода (тестирование), методов математической и статистической обработки.

В состав психодиагностического инструментария вошли следующие психодиагностические методики:

1. Опросник выгорания В.В. Бойко.

2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» в модификации В.И. Моросановой.

Методы математической статистики (непараметрический статистический U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Пирсона). Процедура обработки данных осуществлялась с помощью пакета MS Excel и SPSS-22 с использованием общепринятых методов вариационной статистики.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научные представления о психологическом преодолении синдрома профессионального выгорания педагогов высшей школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, выявление оптимальных условий работы преподавателя высшего учебного заведения и значимых характеристик стиля его деятельности (в частности, особенности стиля саморегуляции) позволяет выделить факторы, препятствующие развитию профессионального выгорания. Значимость работы заключается также в возможности использования результатов исследования как в процессе профилактики профессионального выгорания педагогов, так и при проведении научных исследований подобной тематики. Исследования, направленные на выявление и профилактику профессионального выгорания педагога высшей школы, повышение субъективного благополучия и удовлетворенности своей работой и качеством жизни профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения могут быть использованы в своей жизнедеятельности, в процессе консультативной работы их ближайшего окружения, а также при проведении тренингов и семинаров, направленных на оказание психологической помощи педагогам. Материалы исследования могут стать основой для проведения просветительской работы.

Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось в период с сентября 2018 года по сентябрь 2020 года на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы». Совокупная выборка исследования составила 50 человек: 34 женщины и 16 мужчин в возрасте от 28 до 67 лет.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась научно-методологической обоснованностью исследования, применением разнообразных и адекватных методов организации исследования, сбора и статистической обработки полученных данных, репрезентативностью эмпирической выборки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-личностными характеристиками, позволяющими предупредить развитие синдрома профессионального выгорания эмоциональная устойчивость, саморефлексия, уверенность в себе, потребность в личностном и духовном и профессиональном росте, способность к свободному выражению своих чувств, осознание своего единства с окружающим миром и ценностное отношение к себе, к другим людям, к профессиональной деятельности.

2. Чем выше показатели саморегуляции, а именно процессы планирования, моделирования, программирования, оценивания результатов, и в целом чем выше уровень сформированности умений и навыков осознанной саморегуляции, тем ниже уровень развития профессионального выгорания преподавателей.

Апробация материалов исследования:

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии во время проведения научно-практических конференций и организации тренингов среди профессорско- преподавательского состава ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» и нашли отражение в опубликованных статьях:

1. Guzel Nabiullina, Alfiya Yusupova, Rasim Khusnutdinov, Nuriya Khaliullina. The representation of verbal aggression in tatar linguistic culture // HPEPA 2019 Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age 2019. -

2. Халиуллина Н.У. Влияние профессионального выгорания педагогов высшей школы на стиль их деятельности /Н.У. Халиуллина //Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании (XV Акмуллинские чтения): материалы

Международной научно-практической конференции. - 14-15 декабря 2020, г. Уфа (в печати).

Фрагмент работы

Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1.1. Профессиональное выгорание как психологическая проблема

Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов, звучит с экранов телевизоров и мелькает на страницах популярных изданий. Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.

«Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [22: 182].

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Селье, а позднее - Лазаруса, Розепмана и Фридмана было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений. Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник» описывающий состояние психической перегрузки в социальных профессиях.

В начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог X. Фрейденбергер впервые употребил словосочетание «эмоциональное выгорание» в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей различных профессий [56: 97].

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и прежде всего - эмоциональной. Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяемся разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Приспособительным назначением «выгорания» является возможность снижать расходование энергетических ресурсов и предохранять тем самым организм от угрозы истощения. Однако, как многие адаптационные реакции, этот защитный механизм обладает лишь относительной целесообразностью и его негативные последствия проявляются в снижении успешности профессиональной деятельности и ухудшении отношений с партнерами, а в некоторых случаях могут сопровождаться появлением различного рода психосоматических расстройств. Таким образом, достигнутое состояние «защищенности», на самом деле приводит к профессиональной дезадаптированности и нарушению контактов с другими людьми. Поэтому можно считать достаточно обоснованным подход к проблеме «эмоционального выгорания» как особому виду профессионального заболевания («болезнь общения») [10: 106].

Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как «неспецифическую защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства» [51]. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение - его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение - оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [40].

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [22: 140].

Заключение

Интерес к проблемам стиля в психологии стабилен и постоянен на протяжении многих десятилетий. Изучаются стиль жизни и стиль личности, стиль когнитивных процессов.

Проблема индивидуального стиля саморегуляции педагогической деятельности обсуждается достаточно широко. Изучаются стили осуществления отдельных сторон педагогической деятельности (общения, оценивания, воспитательного воздействия и др.); выделяются различные группы операций стиля педагогической деятельности; установлены уровни, этапы формирования, структура стиля; исследуется характер детерминации стилевых проявлений индивидуальными свойствами педагогов; предприняты попытки рассмотрения индивидуального стиля педагогической деятельности как целостной системы разнообразных педагогических действий. В исследованиях педагогической деятельности проблема взаимосвязи индивидуального стиля и профессионального выгорания обсуждается менее широко.

В связи с этим становится актуальным экспериментальное исследование, целью которого является изучение влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога высшей школы.

В ходе данного исследования были выдвинуты следующие гипотезы: 1) различные организационные условия труда (порядок и содержание деятельности, требования работы, ресурсы работы) и индивидуальностилевые особенности саморегуляции деятельности преподавателей вуза могут выступать как факторы развития синдрома профессионального выгорания. 2) Педагоги с высоким уровнем выгорания характеризуются низким уровнем развития саморегуляции. 3) Профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль деятельности преподавателя.

Данные гипотезы нашла подтверждение в исследовании.

Были сделаны следующие выводы:

Индивидуальный стиль деятельности преподавателя - это интегральная динамическая характеристика индивидуальности, представляющая собой относительно устойчивую открытую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально своеобразных действий и отражающая специфику взаимодействия преподавателя с учащимися в процессе профессиональной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности служит способом реализации творческого потенциала преподавателя и существенно влияет на эффективность его профессионального труда, становление профессионального Я.

Структура индивидуального стиля деятельности преподавателей представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов во всем многообразии существующих между ними отношений и связей.

Оптимальный стиль деятельности обеспечивает эффективное взаимодействие преподавателя и учащихся при наиболее рациональном использовании индивидуальных возможностей и средств в конкретных условиях педагогической деятельности, т.е. оптимальный индивидуальный стиль деятельности обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Он в высшей степени соответствует возможностям педагога, рассматриваемого как индивид, личность и субъект деятельности.

Доминирующими являются такие симптомы как:

«переживание психотравмирующих обстоятельств» (52,5 %), это означает, что педагоги испытывают воздействие психотравмирующих факторов, нарастающее напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование, неразрешимость ситуации приводит к развитию выгорания;

«расширение сферы экономии эмоций» (47,5 %) говорит о том, что данная форма защиты осуществляется вне профессиональной сферы, т.е. в общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся в соответствии с нормативами, а дома замыкаются или, еще хуже готовы послать всех подальше;

«неадекватное эмоциональное реагирование» (32,5%) говорит о том, что педагог перестает улавливать разницу между экономным проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При этом человеку кажется, что он поступает допустимым образом, а учащийся при этом чувствует совсем другое - эмоциональную черствость, равнодушие, неуважение.

Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом, находится в фазе «резистенции» - сопротивления 35% у них происходит сопротивление нарастающему стрессу, педагоги осознанно или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.

При сравнительном анализе групп со сложившимся выгоранием и с несложившимся можно сделать следующие выводы:

- педагоги с несложившимся выгоранием имеют более высокие показатели компонентов индивидуального стиля деятельности, чем педагоги со сложившимся выгоранием.

Статистически значимые различия отмечены по следующим компонентам:

1) подготовительный (I);

2) организационный (II);

3) коммуникативный (III);

4) стимулирующий (VI);

5) дисциплинирующий (V);

6) контрольный (VIII).

Педагоги, со сложившимся выгоранием сложно осуществить содержательную подготовку к занятиям, так как у них рассеяно внимание, их одолевает чувство усталости. У данных испытуемых менее выражена 70

потребность в планировании. Саморегулятивная подготовка так же не может быть эффективной из-за отсутствия положительного настроя на работу.

Педагоги со сложившимся выгоранием испытывают трудности во время решения организационных и коммуникативных задач, так как не всегда адекватно реагирует на ситуацию, рабочие контакты становятся выборочными. Возникают жалобы на «недостаточное признание заслуг и ценности работы педагога». Организационные недостатки они склонны воспринимать как «некомпетентность и/или ригидность начальников и проверяющих».

Группа педагогов с высоким уровнем профессионального выгорания отличается следующими особенностями: менее развитой потребностью в планировании, более частой сменой целей труда, более низким уровнем достижения целей, меньшей реалистичностью планирования, менее адекватной оценкой внутренних условий и внешних обстоятельств труда, менее стабильным отношением к последствиям своих действий, частыми затруднениями в выделении цели и построении программы действий, адекватных текущей ситуации, неспособностью выявлять значимые изменения в ситуации, менее развитой способностью составлять программу (алгоритм) собственных действий, склонностью действовать путем проб и ошибок, большей импульсивностью действий, менее развитым системным видением ситуации, меньшей критичностью к собственным действиям, менее развитой способностью замечать свои ошибки и оперативно реагировать на них, неумением формулировать критерии достижения поставленных целей и отслеживать их выполнение, тенденцией к ухудшению качества и эффективности профессиональной деятельности при увеличении объема работы, ухудшении психофизиологического состояния или возникновении внешних трудностей, меньшими ресурсами для компенсации неблагоприятных для профессиональной деятельности личностных особенностей.

Индивидуально-личностными характеристиками, позволяющими предупредить развитие синдрома профессионального выгорания преподавателя высшей школы являются: высокий самоконтроль,

эмоциональная и стрессоустойчивость, саморефлексия, уверенность в себе, потребность в личностном и духовном и профессиональном росте, способность к свободному выражению своих чувств, осознание своего единства с окружающим миром и ценностное отношение к себе, к другим людям, к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. - 464 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность с позиций системного подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1990. - С. 7-17.

3. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». - 1995. № 4. - С. 45-54.

4. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

5. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990. - 186 с.

+ еще 52 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь организации деятельности, стиля саморегуляции и профессионального выгорания преподавателей высшего учебного заведения»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 124
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика