Дипломная работа

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной организации»

  • 137 страниц(ы)
  • 333 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Опубликовано: 5 ноября 2023, 18:08

Введение 4

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11

1.1. Терминологический анализ основных понятий в области гражданско-патриотического воспитания 11

1.2. Гражданско-патриотическое воспитание в нормативно - правовых документах Российской Федерации 14

1.3. Предпосылки и основания гражданско-патриотического воспитания молодежи 22

1.4. Содержание гражданско-патриотического воспитания 27

1.5. Система гражданско-патриотического воспитания 30

1.6. Роль преподавателя-организатора ОБЖ в формировании гражданско- патриотического воспитания 33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 44

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 46

2.1. Характеристика условий для гражданско-патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной организации 46

2.2. Отношение школьников к различным аспектам гражданско- патриотического воспитания 48

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 73

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Актуальность. Современное реформирование Российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и морально-нравственных ориентиров среди молодежи. С либерализацией всех сфер жизни, принятием курса на построение правового государства и формированием гражданского общества, прежняя система воспитания подрастающего поколения как будущих защитников Отечества была разрушена. Возникла острая необходимость создания новой технологии гражданско-патриотического воспитания (ГПВ) молодежи к воинской службе, основанной на исторически сложившихся духовнонравственных, боевых, трудовых и культурных традициях, новых конституционных ценностях.

Результаты социологических исследований, проведенных среди молодежи, позволяют сделать заключение о том, что современного молодого человека характеризует слабая сформированность основных социально-культурных ценностей. Среди ценностей, приносящих большое удовлетворение, выделяются материальный достаток, свобода, самостоятельность и независимость. В то же время у нашей молодежи слабо выражены высшие социально-нравственные чувства, в том числе выполнение гражданского и патриотического долга. Существенно недооценивается, принижается роль и значение патриотизма в жизни общества [21].

Можно сказать, гражданско-патриотическое воспитание (ГПВ) - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [34].

Задачи ГПВ детей старшего школьного звена более ответственны: юноши на пороге самостоятельной жизни, не за горами служба в армии. У школы есть последняя возможность исправить недочеты, пробелы в воспитании будущих защитников Отечества. Именно на данном этапе активно формируется личность. Психофизические особенности юношеского возраста таковы, что появляется реальная возможность придать гражданско- патриотическому воспитанию большую прикладную направленность, а это требование может быть реализовано только существенным расширением диапазона военно-спортивной деятельности учащихся [21].

В результате грамотно построенного учебно-воспитательного процесса из стен образовательного учреждения должен выйти человек не только с образованием, соответствующим принятому минимуму, но прежде всего личность с государственным уровнем мышления, умеющая ценить и сохранять свои здоровье и жизнь, готовая отдать их ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, своего народа [17].

Все вышеизложенное определило актуальность выбранной темы исследования в рамках выпускной квалификационной работы

Цель исследования. Разработать комплекс рекомендаций специалистам общеобразовательных организаций по совершенствованию работы с учащимися по гражданско-патриотическому воспитанию.

Объект исследования. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

Предмет исследования. Организация гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Теоретический анализ нормативно-правовой, научной и

методической литературы по проблеме исследования;

2. Дать характеристику организации гражданско-патриотического

воспитания обучающихся в общеобразовательных учреждениях населенных пунктов разного типа;

3. Изучить отношение старшеклассников к различным аспектам гражданско-патриотического воспитания;

4. Разработать программу гражданско-патриотического воспитания обучающихся старшей ступени обучения в условиях общеобразовательной организации (ОО).

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой гражданско-патриотическое воспитание учащихся школьного возраста будет результативной (эффективной), если:

- в обществе обеспечена соответствующая морально - нравственная основа для воспитания молодежи в духе патриотизма;

- в сложившейся системе урочной, внеурочной и внеклассной работы оно будет основываться на принципах гражданственности, научности, преемственности, последовательности, систематичности,

дифференцированного подхода с учетом поло - возрастных и других социальных особенностей ребенка;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- представлено теоретическое обобщение понятия «гражданско- патриотическое воспитание»

- дана характеристика организации гражданско-патриотического

воспитания в общеобразовательных организациях города и села;

- выявлено отношение городских и сельских учащихся к гражданско- патриотическому воспитанию.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке планов и программ ОО по гражданско- патриотическому воспитанию обучающихся, преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в школах, а также дисциплины «Основы военной службы» у студентов БГПУ им. М. Акмуллы по профилю «Безопасность жизнедеятельности».

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа № 38 городского округа город Уфа Республики

Башкортостан (МАОУ школа № 38) и Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с. Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (МОБУ лицей с. Булгаково).

Объем исследования: 79 обучающихся

Единица наблюдения: обучающийся.

Настоящее исследование проводилось в несколько этапов, на каждом из которых использовались адекватные задачам методы исследования (таблица 1).

С целью проведения социологического опроса среди школьников нами была разработана анкета, состоящая из 26 вопросов открытого и закрытого типа (приложение 1). Вопросы были направлены на изучение отношения учащихся к своему здоровью, к физической культуре (ФК), к спорту, к различным аспектам гражданско-патриотического воспитания.

Кроме того, для изучения уровня сформированности у респондентов - учащихся старших классов общекультурных компетенций посредством самооценки, нами использована методика, разработанная специалистами МГИУ (Московский государственный индустриальный университет) «Гражданственность и патриотизм»[12].

Данная методика позволяет оценить сформированность у обучающихся представлений о своих правах и обязанностях как гражданина своей страны; умение использовать действующее законодательство Российской Федерации (РФ), правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.

Содержание анкеты приведено в приложении 2.

При статистической обработке собранной информации, с целью последующего сравнительного анализа, были использованы методы расчета экстенсивных показателей относительных величин, средней арифметической взвешенной (М). Для наглядности полученных данных были применены графические изображения - секторные, столбиковые.

Апробация и внедрение результатов исследования.

По материалам исследования подготовлены и опубликованы 3 статьи в материалах научно-практических конференций разного уровня:

1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся - кадет.

//Экологическая безопасность, здоровье и образование: сборник статей

XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. - Челябинск, 2020;

2. Роль преподавателя - организатора ОБЖ в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения //Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: сборник статей XI Международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 12-13 ноября 2020 г.). - Челябинск, 2020. - С.

3. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности как инструмент гражданско-патриотического воспитания //Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник III-й Международной научно-практической

конференции (20 ноября 2020 г., г. Пенза). - Пенза, 2020. - С.

Результаты исследования заслушаны на заседаниях кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности (протокол № 4 от 30.11.2020 г. и № 5 от 10.12.2020г.)

Кроме того, апробация прошла на педагогическом совете МОБУ лицей с. Булгаково (протокол № 34 от 25 мая 2020 года), на заседании

расширенного педагогического совета МОБУ лицей с. Булгаково (протокол № 4 от 1 декабря 2020 года).

Структура выпускной квалификационной работы: работа изложена на 105 страницах, состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария и трех приложений. В работе содержится 20 рисунков и 13 таблиц.

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Терминологический анализ основных понятий в области гражданско-патриотического воспитания

Основными задачами гражданско-патриотического воспитания являются:

- повышение престижа государственной и особенно военной службы;

- создание новой, эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей развитие у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- создание механизма, обеспечивающего эффективное

функционирование системы гражданско-патриотического воспитания.

Прежде чем изучить структуру гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования нами проведён терминологический анализ основных понятий, входящих в данное определение. Согласно толковому словарю русского языка Ефремовой Т.Ф., воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни [25].

- Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт [31].

1) Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

2) Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни [15].

Следующее понятие, которое мы подвергли анализу это гражданственность.

Согласно изложению в политическом словаре термин «гражданственность» означает качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности [35].

Гражданское воспитание - это часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На личностном уровне гражданственность выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически нравственно и политически дееспособным. Основная цель ГВ воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. ГВ тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим и правовым воспитанием [37].

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. В современных условиях развития нашей страны данный термин используется вместо термина «военнопатриотическое воспитание». Военно-патриотическое воспитание (ВПВ) это ". часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к государственной военной службе, государственной службе, связанной с правоохранительной деятельностью, и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков." [8].

".Военно-патриотическое воспитание - комплекс мероприятий, направленных на формирование у граждан осознанной необходимости защиты Отечества, подготовку к военной службе, воспитание гордости за принадлежность к своему народу, к его свершениям, за Вооруженные силы своей страны, уважения к отечественной истории, военной службе и форме одежды, формирование ориентации на сохранение, приумножение славных воинских традиций предков, увековечение памяти воинов, погибших при защите Родины." [9].

Современное реформирование Российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и морально-нравственных ориентиров среди молодежи. С либерализацией всех сфер жизни, принятием курса на построение правового государства и формированием гражданского общества, прежняя система воспитания подрастающего поколения как будущих защитников Отечества была разрушена. Возникла острая необходимость создания новой технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи, основанной на исторически сложившихся духовно-нравственных, боевых, трудовых и культурных традициях, новых конституционных ценностях.

Анализ нормативно-правовой, научно-методической литературы свидетельствует, что сущность гражданско-патриотического воспитания - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Успешность этой многоплановой деятельности обусловлен систематической, целенаправленной и скоординированной деятельностью государственных органов, общественных объединений и организаций, а также системы образования.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. В России основные задачи патриотического воспитания молодежи решаются на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан [26].

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы. Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством различных форм и методов урочной, внеурочной и внешкольной работы (ДЗД, ВПК, кружки, факультативные занятия и т.д.). Одной из основных задач гражданско-патриотического воспитания является укрепление здоровья и развитие физических качеств обучающихся.

Учитывая актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания, нами на базе двух общеобразовательных организаций города и села: МАОУ школа № 38 г. Уфа и МОБУ лицей с. Булгаково Уфимского района Республики Башкортостан проведено специальное исследование, целью которого явилось изучение:

- плана по патриотическому воспитанию;

- кабинета ОБЖ;

- учебных наглядных пособий и оборудования по предмету ОБЖ.

Исследование проводилось поэтапно, использовался социологический метод при помощи двух видов анкет среди 79 респондентов. Непосредственное исследование общеобразовательных организаций показало, что в них созданы достаточно хорошие условия: имеется кабинет ОБЖ, квалифицированный преподаватель, также имелись все необходимые материальные и методические условия в рамках воспитательной работы общеобразовательных учреждений для организации деятельности школ по гражданско-патриотическому воспитанию в урочное и внеурочное время. В то же время, результаты социологического изучения позволили выявить ряд проблем в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Исходя из выше изложенного, в заключении можно констатировать о том, что гражданско-патриотическое воспитание находится в состоянии возрождения. Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности», включая курс ОБЖ, может и должна стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа российскому образованию на формирование гражданских и патриотических качеств личности и культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения. В отличие от других предметов в дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности обеспечен безусловный приоритет воспитания. Прежде чем сломается стереотип антироссийского сознания среди подрастающего поколения, государству руками педагогов нужно будет сделать еще очень многое в данном направлении. В связи с этим, нами была разработана программа «Патриот однажды - патриот навсегда» [приложение 3]. Разработанная нами программа по ГПВ может быть включена в комплексный план по воспитательной работе общеобразовательной организации. Данная программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций, клубов по формированию у обучающихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, города, школы. Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина и патриота Родины, города, школы и способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности педагогического коллектива школы, общественных объединений, патриотических клубов.

1. Конституция Российской Федерации ред. от 21.07.2014 г.

2. Конституция РФ ст. 59 п. 1 ред. от 21.07.2014 г.

3. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ ред. от 07.03.2018 г. с изм. от 22.05.2018 г.

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». ред. от 28.12.2016 г.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» ред. от 24.12.2014 г.

+ еще 56 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной организации»
Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Тип: Дипломная работа
Страниц: 137
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика