Дипломная работа
«Организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности»
- 87 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании гармонично развитой личности 10
1.2. Всероссийская олимпиада школьников как механизм выявления и развития одарённости 19
1.3. Современное состояние и перспектива развития олимпиадного движения по основам безопасности жизнедеятельности 26
Выводы по первой главе 38
Глава 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 2019-2020 УЧЕБНОМ ГОДУ И РАЗРАБОТКА УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 39
2.1. Анализ результатов подготовки обучающихся к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в Республике Башкортостан 39
2.2. Трудности и мотивационные факторы при подготовке участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 54
2.3. Организационно-методические условия подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 63
Выводы по второй главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме развития и поддержки детской одарённости. Одним из инструментов выявления и развития одарённости являются различные конкурсы и олимпиады. В то же время «десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Однако они не всегда находят себя во взрослой жизни. В связи с этим задача обеспечения "социального лифта" для талантливой молодежи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной» [37]. Таким “социальным лифтом” может стать Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ) по основам безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ). С одной стороны, в процессе подготовки к олимпиаде участнику приходится выходить за рамки предмета, развивать внимание, широкий кругозор, умение действовать в нестандартной ситуации. С другой стороны, ВсОШ по ОБЖ также даёт призёрам и победителям преимущества при поступлении в целый ряд высших учебных заведений. Однако, чтобы получить эти преимущества, нужно выдержать огромную конкуренцию и стать призёром или победителем заключительного этапа. От того, насколько качественно проходит подготовка к региональному этапу олимпиады, зависит результативность на заключительном этапе, как участника, так и представляемого им региона.
До сих пор в педагогической теории не разработан единый методический подход к решению вопроса по организации подготовки к региональному этапу олимпиады по ОБЖ.
Некоторые педагоги (Гафурова Г.М., Исмагилова А.Р., Лебедева Н.В. и другие) считают, что необходимо правильно организовать самостоятельную работу обучающихся по подготовке к олимпиаде [19,20,30,41]. Другой подход выражается во мнении части исследователей (Абасов З.А., Калашова А.А., Кулюткин Ю.Н. и другие) в том, что работа в группах способствует лучшему усвоению знаний и создаёт более благоприятные условия для здоровой конкуренции [1,32,38,39]. Еще одна группа педагогов (Мадьярова 3
Л.И., Старчилина И.С. и другие) считают, что учить школьников необходимо не только побеждать, но и принимать неудачу как возможность для переоценки и адаптации [44,80].
Но, каков бы ни был подход к решению вопроса об эффективных методиках подготовки обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников, большинство исследователей сходятся в том, что подготовка школьников должна быть серьезной, многолетней и систематической [40,77,81].
Актуальность исследования заключается в необходимости повышения качества подготовки участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в Республике Башкортостан в условиях отсутствия единого методического подхода к организации подготовки обучающихся к участию в региональном этапе олимпиады.
Цель исследования: разработать организационно-методические условия обеспечения эффективной подготовки обучающихся к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее - РЭ ВсОШ по ОБЖ).
Объектом исследования является Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности.
Предметом исследования выступают организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности.
Гипотеза исследования.
С целью повышения эффективности олимпиадного движения в Республике Башкортостан требуется разработка комплекса организационно-методических условий для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать результаты РЭ ВсОШ по ОБЖ и условия подготовки в Республике Башкортостан за 2019-2020 учебный год.
3. Выявить круг проблем, связанных с подготовкой к ВсОШ по ОБЖ в Республике Башкортостан.
4. Определить организационно-методические условия подготовки обучающихся к РЭ ВсОШ по ОБЖ.
5. Разработать комплекс методических рекомендаций по подготовке к региональному этапу ВсОШ по ОБЖ.
Теоретико-методологической основой исследования является:
- компетентностный подход, определяющий формирование у педагога компетенций, как обобщенных способов решения профессиональных задач (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, А.В. Золотарева, Л.В. Шкерина и другие) [2,3,4,29,93];
- структурно-функциональный подход, отражающий обеспечение формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми в виде реализации организационно-педагогических условий (Л.А. Барановская, Н.В. Гафурова, В.В. Игнатова, С.И. Осипова, М.Г. Янова и другие) [9,19,68,98]; - системно-диагностический подход, ориентирующий на выделение и обоснование критериев, показателей и уровней сформированности готовности педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования (В.Д. Беспалько, Л.В. Мищенко, А.Н. Майоров, А.А. Реан, О.Г. Смолянинова, А.В. Усова, М.И. Шилова, О.А. Шушерина и другие) [11, 74,78,92,94].
Для реализации поставленной цели и задач был использован комплекс современных теоретических и эмпирических методов исследования: - теоретический анализ, систематизация и синтез научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: непосредственное наблюдение за организацией и проведением регионального этапа ВсОШ по ОБЖ; социологический - анонимное анкетирование педагогов и обучающихся, принимавших участие в олимпиаде, а также участников учебно-тренировочных сборов; контент- анализ бланков ответов на задания теоретического тура и технологических карт практического тура участников РЭ ВсОШ по ОБЖ; статистический - расчет средних, относительных величин их ошибок, среднего квадратического отклонения (а), оценка достоверности различия (t) по критерию Стьюдента, графические изображения полученных данных.
Организация и основные этапы исследования.
Теоретико-проектировочный этап (2018-2019 гг.) включал изучение нормативно-правовых документов, научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, что позволило выявить степень изученности исследуемой области и определить имеющиеся противоречия и затруднения; составлен терминологический анализ основных понятий; сформулированы цель и задачи, определены предмет и объект исследования, выдвинута рабочая гипотеза; составлены план и программа исследования.
Экспериментальный этап (январь - август 2020 г.) был направлен на изучение итогов регионального этапа ВсОШ по ОБЖ в Республике Башкортостан в 2019-2020 учебном году. На данном этапе осуществлено проектирование методики исследования, проведён контент-анализ бланков ответов на задания теоретического тура и технологических карт практического тура участников РЭ ВсОШ по ОБЖ; разработаны анкеты для участников ВсОШ по ОБЖ и преподавателей-организаторов (учителей) ОБЖ; адаптированы анкеты по выявлению мотивации к участию в олимпиаде; проведено анкетирование; подтверждена актуальность проблемы исследования; проведена проверка гипотезы и обобщены результаты исследования.
Заключительный этап (сентябрь-декабрь 2020 г.) включал выявление организационно-методических условий подготовки обучающихся к участию в региональном этапе ВсОШ по ОБЖ; проведение качественного и количественного анализа полученных результатов; систематизацию и обобщение экспериментальных данных; формулировку выводов; оформление материалов выпускной квалификационной работы (далее - ВКР); прохождение предварительной защиты и проверки работы по программе «Антиплагиат»; внедрение результатов теоретической и экспериментальной работы в систему лекционных занятий. Результаты работы представлены в виде выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тезисов, статей, докладов, выступлений.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведён анализ эффективности подготовки к региональному этапу ВсОШ по ОБЖ в муниципальных образованиях Республики Башкортостан; выявлены затруднения со стороны педагогов и обучающихся; разработаны методические рекомендации по подготовке обучающихся к региональному этапу.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- доказано положение о результативности обеспечения методической поддержки педагогов к работе с интеллектуально одарёнными детьми, что обогащает теорию общей педагогики в части раскрытия сущности, содержания исследуемого процесса и обоснования обеспечения его реализации в виде условий в муниципальной системе образования;
- подобран и результативно использован оценочно-диагностический инструментарий изучения проблем подготовки к муниципальному и региональному этапу ВсОШ по ОБЖ;
- разработаны рекомендации по модернизации процесса подготовки педагога к работе с интеллектуально одарёнными детьми в муниципальной системе образования посредством теоретически обоснованных и разработанных организационно- педагогических условий.
Практическая значимость. Разработанные методические рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по ОБЖ могут быть полезными организаторам школьного и муниципального этапов олимпиады, преподавателям-организаторам (учителям) ОБЖ, педагогам дополнительного образования, осуществляющим подготовку к региональному этапу ВсОШ по ОБЖ, а также в процессе преподавания дисциплины «Теория и методика обучения ОБЖ» студентам - бакалаврам профиля «Безопасность жизнедеятельности».
Положения, выносимые на защиту:
1. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности может рассматриваться как один из действенных инструментов воспитания личности безопасного типа, а также как инструмент выявления, поддержки и развития одарённости.
2. В Республике Башкортостан требуется разработка комплекса организационно-методических условий для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности.
3. Значимыми организационно-методическими условиями подготовки обучающихся к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ являются нормативно-правовые, научно-методические, кадровые, информационные, мотивационные, морально-психологические, здоровьесберегающие, материально-технические.
Апробация работы: основные положения и результаты научно-исследовательской работы заслушаны на заседаниях кафедры Охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО БГПУ им. М.Акмуллы (протоколы №4 от 30.100.2020г. и №5 от 10.12.2020г.), доложены на Межвузовском международном конгрессе «Высшая школа: научные исследования» (г. Москва, 12 ноября 2020 г.), XI Международной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее образование - 8
залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения» (Челябинск, 12-13 нояб. 2020 г.); III Международной научно-практической конференции «Образование 2020: Актуальные вопросы и современные аспекты» (Пенза, 20 ноября 2020г.). По итогам регионального этапа ВсОШ по ОБЖ в 2019-2020 учебном году автором исследования был подготовлен отчёт для Центра развития талантов «Аврора» Республики Башкортостан, проведён вебинар. Опубликованы 4 статьи в сборниках материалов научнопрактических конференций.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании гармонично развитой личности
Негативные тенденции современного общества, проявляющиеся в разрушении сложившейся системы воспитания и формирования ценностей, привели к падению нравственных ориентиров [21]. Результаты социологических исследований, проведенных среди молодежи, показывают, что современного молодого человека характеризует слабая сформированность основных социально-культурных ценностей [89]. Среди ценностей, приносящих большое удовлетворение, выделяются материальный достаток, свобода, самостоятельность и независимость [42]. В то же время у нашей молодежи слабо выражены высшие социально-нравственные чувства, в том числе выполнение гражданского и патриотического долга. Существенно недооценивается, принижается роль и значение патриотизма в жизни общества [16].
Сложившаяся ситуация заставила определять новые воспитательные ориентиры в образовательном процессе. Цели воспитания в системе образования определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», где воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям 10
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [86, ст. 2]. В результате грамотно построенного учебно-воспитательного процесса из стен образовательного учреждения должен выйти человек не только с образованием, соответствующим принятому минимуму, но прежде всего личность с государственным уровнем мышления, умеющая ценить и сохранять свои здоровье и жизнь, готовая отдать их ради высших интересов: сохранения жизни своих близких, своего народа [14].
С другой стороны, социальная среда и запросы родителей ориентируют подрастающее поколение на академическую успешность, личностное самоопределение, развитие лидерских качеств [91]. Достижение этих целей зачастую происходит без учёта формирования духовно-нравственных качеств личности и гражданской ответственности. Однако, никакое образование и личностное развитие не должно идти в разрез с формированием человеческих качеств. Развитие духовного мира ребёнка и взрослого - единственный путь, ведущий к проявлению таких особенностей человеческой природы, какими являются одарённость, талант.
В этой связи одной из наиболее значимых задач сегодняшнего времени становится воспитание личности безопасного типа, реализующееся через формирование бережного и ответственного отношения к своей жизни, своей семье, малой родине, народу, государству.
Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015г. № 683 [82] одной из стратегических целей в области культуры является, в том числе, «создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности». В этой связи предназначение предмета ОБЖ:
- Способствовать формированию у обучающихся социальных качеств [79], свойственных человеку XXI века, гражданину Российской Федерации и 11
патриоту России, которые создадут для обучающихся возможность реализовать отдельные положения стратегических национальных приоритетов.
Появившийся в начале 90-х годов в общеобразовательных организациях предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) является одним из наиболее действенных средств управления мировоззрением человека и общества, призванным решить данную задачу и сформировать гармонично-развитую личность, способную предвидеть и предотвращать опасности.
Одним из действенных инструментов формирования личности безопасного типа является Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности. Однако, в ходе исследования мы выявили, что данному направлению олимпиадного движения не уделяется должного внимания, а также в ходе теоретического анализа литературы по данной тематике была вскрыта проблема отсутствия системности в подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ.
Резюмируя итоги научного исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу о необходимости корректировки организационно-методических условий подготовки обучающихся к региональному этапу ВсОШ с обязательным учетом организационно-методических и личностных условий, влияющих на подготовку обучающихся к участию в РЭ ВсОШ по ОБЖ.
В результате исследования нами выявлены ряд сложностей, затруднений в процессе подготовке к региональному этапу ВсОШ по ОБЖ:
- отсутствие единого методического подхода к подготовке обучающихся к олимпиаде по ОБЖ;
- недостаточность инструментов подготовки и мотивации педагогов, занимающихся развитием детской одарённости в области ОБЖ;
- недостаточное привлечение ресурсов психологического сопровождения одарённых детей.
Анализ результатов, проведенного нами эмпирического исследования позволил нам составить рекомендации для организаторов регионального этапа ВсОШ по ОБЖ:
1. необходимо создать систему мотивации к участию и информирования школьников о возможностях (поступление, профориентация, личностный рост и пр.), открывающихся для участников ВсОШ по ОБЖ. Нами были проанализированы 20 наиболее популярных олимпиадных направления, в число которых, к сожалению, не входит предмет ОБЖ.
2. требуется начать работу по созданию сообщества педагогов, которые владеют методиками подготовки к олимпиадам (педагогические, психологические) и могут быть наставниками для педагогов и участников олимпиады по ОБЖ.
3. для успешного формирования олипмиадного движения необходимо привлекать к составлению заданий, а так же подготовке участников представителей Государственного комитета по ЧС, Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, общественные организации, а также задействовать другие межведомственные связи.
В целях совершенствования олимпиадного движения, с учетом проанализированного в рамках нашего исследования передового педагогического опыта организации, подготовки и проведения олимпиад школьников, а также проблем, возникающих при подготовке к ним, нами разработаны методические рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по ОБЖ. Считаем целесообразным реплицировать наш опыт и на другие предметные области. Данные рекомендации представлены в качестве отдельного приложения к ВКР.
1. Абасов, З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке. Режим доступа: https://cybe**eninka.ru/article/n/proektirovanie-i-organizatsiya-gruppovoy-raboty-uchaschihsya-na-uroke/viewer.
2. Адольф, В.А. Особенности профессиональной деятельности педагога по работе с одарёнными детьми в системе общего образования/ В.А. Адольф, Е.В. Голубничая // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2016. — №1. — С. 610.
3. Адольф, В.А. Отношение субъектов образовательного пространства школы к ценностным приоритетам учащихся в условиях современного общества / В.А. Адольф, Е.В. Голубничая // Воспитание школьников. — 2016. — №2. — С. 19-24.
4. Адольф, В.А. Система организации работы с интеллектуально одарёнными детьми в муниципальном образовании / В.А. Адольф, Е.В. Голубничая // Инновации в образовании. — 2013. — №10. — С. 5-18.
5. Айзман, Р.И., Королев, В.А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. 2012. №7. С. 21-215.
+ еще 98 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности» | |
Раздел: | Безопасность жизнедеятельности | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 87 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Приемственность двух этапов государственной итоговой аттестации по обществознанию (гиа – 9, егэ)»Дипломная работа
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной организации»Магистерская работа
«Организационно-методические условия формирования имиджа музыкального руководителя дошкольной образовательной организации»Дипломная работа
«Психолого-педагогические условия обучения школьников основам безопасности жизни деятельности»Дипломная работа
«Планирование и осуществление мер по противодействию экстремисткой деятельности в образовательных организациях среднего профессионального образования»