Курсовая работа

«Обучение аудированию на иностранном языке»

  • 31 страниц
Содержание

1. Теоретические основы обучения аудированию иноязычного текста

1.1 Аудирование как вид речевой деятельности

1.2. Психологические механизмы и особенности аудирования иноязычной речи

2. Организация работы по обучению аудированию на уроках иностранного языка

2.1. Система обучения аудированию в общеобразовательной школе

2.2. Методические рекомендации по обучению аудированию обучающихся начальных классов

Введение

В контексте современного компетентностного подхода цель обучения иностранному языку (ИЯ) в средней школе – формирование иноязычной коммуникативной компетенции [2].

Иноязычная коммуникативная компетенция предполагает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (диалогом, монологом), письмом [25]. Владение иноязычной коммуникативной компетенции является условием эффективного межкультурного общения, реализации диалога культур.

Следует отметить, что достижение взаимопонимания в процессе межкультурного общения обусловлено, помимо прочего, умениями и навыками аудирования.

Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, состоит из одновременно восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания [7,с 21].

Следует отметить, что роль развития навыков аудирования в процессе обучения ИЯ остается не до конца раскрытой. Педагоги в большинстве сфокусированы на проблемах обучения говорению для компетентного общения учащихся на иностранном языке [9].

В реальной жизни обучающиеся могут столкнуться с аудированием (слушанием) иноязычного контента как самостоятельным видом речевой деятельности в следующих ситуациях:

1) различные объявления;

2) новости радио и телевидения;

3) различные инструкции и поручения;

4) лекции;

5) рассказы собеседников;

6) выступления актеров;

7) разговор по телефону и т.п. [20].

Однако недостаточный уровень сформированности навыков аудирования может вызвать трудности в понимании в процессе межкультурного общения.

Владение навыками аудирования является обязательным условием общения в любой его форме, поэтому основная задача обучения аудированию при изучении ИЯ – формирование умений воспринимать и распознавать иноязычную речь.

Согласно требованиям ФГОС среднего общего образования по учебному предмету «Иностранный язык» (базовый уровень) овладение аудированием означает: «воспринимать на слух и понимать звучащие до 2,5 минут аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, не препятствуют решению коммуникативной задачи, с разной глубиной проникновения в содержание текста: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/интересующей/запрашиваемой

информации [31].

Проблемы обучения аудированию рассматривают исследователи и педагоги как в России, так и за рубежом: Дж Браун (1977 г.), И.Л. Бим (2016 г.), Н.Д. Гальскова. (2017 г.), И.А. Зимняя (2017 г.), К.В. Фокина (2009 г.), Н.В. Елухина (2009 г.) И.А. Андреева (2019 г.), Д. Павловский (2015 г.) и др.

Однако, несмотря на растущее количество публикаций, затрагивающих данную тематику, в настоящее время вопрос формирования навыков и умений аудирования в процессе обучения ИЯ в общеобразовательной школе остается еще недостаточно разработанным. В особенности это касается стратегий обучения аудированию на уроках английского языка (АЯ) в начальных классах.

Согласно ФГОС начального общего образования (пр.№ 286 от 3105 2021) в разделе аудирования по учебному предмету «Иностранный язык» учащиеся обязаны «воспринимать на слух и понимать речь педагогического работника и одноклассников в процессе общения на уроке; воспринимать на слух и понимать основное содержание звучащих до 1 минуты учебных и адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале; понимать запрашиваемую информацию фактического характера в прослушанном тексте» [31].

Как показывает обзорный анализ учебно-методических комплексов по АЯ для 2-4 классов, формирование умений и навыков аудирования представлено небольшим количество упражнений на контроль навыков аудирования в каком модуле.

Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между современными требованиями к овладению навыками аудирования по иностранному языку для компетентного межкультурного общения и недостаточной разработанностью практических материалов и методических рекомендаций по данному вопросу для обучающихся начальной ступени обучения.

Объектом исследования является аудирование как вид речевой деятельности в иноязычном образовании.

Предметом исследования является организация обучения аудированию на уроках ИЯ в общеобразовательной школе.

Целью данной работы является определение стратегии обучения аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по обучению навыкам аудирования на уроках иностранного языка;

2) проанализировать практические материалы и рекомендации по обучению аудированию в педагогической практике;

3) на основе изучения методической литературы и учебно-методического комплекса “Forward” (М. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд) для 3 класса составить методические рекомендации начинающему педагогу по обучению аудированию.

Для решения поставленных задач использована совокупность методов исследования:

- теоретических: теоретико-методологический анализ научной литературы по методике преподавания иностранных языков, психолингвистике, обучению аудированию на уроках иностранного языка; анализ и синтез опыта формирования и развития навыков аудирования в общеобразовательной школе, вероятностное прогнозирование хода и результатов исследования;

- эмпирических: анализ учебников и учебных пособий, опрос, интервью с преподавателями, наблюдение за деятельностью субъектов образовательного процесса.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют:

- основные положения психологии обучения иностранному языку (З. А. Кочкина, В. А. Артемов, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Б. А. Бенедиктов);

- положения лингводидактики и методики обучения иностранным языкам (И.Л Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, Е. А. Соловова, Е. И. Пассов, Н. В. Елухина);

- исследования и практические материалы по обучению навыкам аудирования (L. Van Lier, Gillian Brown, M.Rost, УМК «Forward” - М. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд);

- материалы научно-практических конференций по тематике исследования и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.

Фрагмент работы

1. Теоретические основы обучения аудированию иноязычного текста

1.1 Аудирование как вид речевой деятельности

В контексте компетентностной парадигмы в образовании и коммуникативно-деятельностного подхода в обучении ИЯ формирование навыков и умений аудирования выступает в качестве одной из ведущих целей обучения ИЯ, наряду с обучением чтению, письму и говорению, т.к. без умения понимать и слышать иноязычную речь невозможно осуществлять эффективный межкультурный диалог.

Термин «аудирование» был введен в методику не так давно американским психологом Джилианом Брауном. В английском языке употребляется понятие «Listening comprehension», что, по мнению зарубежных методистов, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности [28].

В отечественной методике обучения ИЯ долгое время использовались термины «слушание с пониманием» и «понимание на слух».

Российский психолог З.А. Кочкина, ссылаясь на мнения ряда исследователей, говорила о «неудовлетворенности исследователей речи термином \\\"слушание\\\"» и необходимости нивелирования «этого многозначного, а потому не вполне точного термина», и замены его на термин «аудирование», который, по существу, просто подменяет отвергнутый вариант и обозначает все тот же «процесс восприятия и понимания слышимой речи.» [12] .

Е.И. Пассов представляет противопоставление «слушание - аудирование», где в первом случае определение понимается как «восприятие речевого материала на слух без цели извлечения информации», а второе требует обязательного наличия цели при восприятии. [13]

Всё же обучение пониманию на слух как часть преподавания ИЯ – это относительно недавнее развитие, история которого относится в основном к последним пятидесяти годам (8).

Аудирование как вид речевой деятельности является предметом пристального внимания как зарубежных, так и отечественных методистов, психологов.

К вопросу о смысловой соразмерности содержания понятий «слушание» и «аудирование» в современной лингводидактике существуют различные мнения и определения, слушания и аудирования как вида речевой деятельности.

Е.И. Пассов, В.Ф Сатинова и др. полагают, что аудирование в отличие от простого слушания – это процесс восприятия речи на слух, целью которого является понимание получаемого сообщения [15]. Другие учёные рассматривают аудирование как гораздо более сложный когнитивный процесс, включающий в себя многие другие речемыслительные операции. В.А. Бухбиндер и В. Штраус определяют аудирование как речемыслительную деятельность, которая сформировалась благодаря пребыванию и развитию человека в социуме и, с помощью которой индивидуум способен понимать на слух окружающую его информацию, копить её в памяти и использовать в своей собственной речи, основываясь на поставленных коммуникативных задачах [15].

Согласно Н.Д. Гальсковой, Н.И Гез аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [6].

По определению Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи, включающее:

- перцептивную деятельность (так как происходит непосредственное восприятие речи органами слуха);

- мыслительную деятельность (так как воспринимаемая информация анализируется);

- мнемическую деятельность (так как происходит сравнение полученных образов с теми, что уже имеются в памяти слушателя) [18].

Как вид речевой деятельности аудирование имеет свои отличительные черты. И.А. Зимняя выделяет следующие признаки:

1) аудирование обеспечивает общение в устной и непосредственной форме;

2) аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, отвечающий на воздействие извне;

3) аудирование протекает в неравномерной, внутренней форме [10].

Заключение

Аудирование – это неотъемлемая часть овладения процессом общения, развитие аудитивных навыков вносит большой вклад в построение правильной во всех смыслах межкультурной коммуникации.

При работе над каждым видом речевой деятельности задействуются механизмы аудирования. Поэтому очень важно повышать мотивацию школьников к пониманию иноязычной речи на слух.

Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, который осуществляется посредством восприятия на слух, анализа и переработки информации в момент ее предоставления. Психологические механизмы аудирования включают: речевой слух; память; вероятностное прогнозирование и артикулирование.

Организация обучения аудированию в общеобразовательной школе включает:

1) соблюдение 3 этапов работы с аудиотекстами (подготовительный, основной, этап контроля);

2) включение 4 типов упражнений в рамках каждого этапа (а) предтекстовых упражнений, б) упражнений, сопровождающих восприятие аудиотекста; г) репродуктивно-продуктивных упражнений, д) упражнений продуктивного характера, базирующихся на прослушанном тексте);

3) преодоление часто возникающих трудностей в обучении аудированию, связанных с условиями аудирования, языковыми особенностями воспринимаемого материала; обусловленными индивидуальными особенностями источника речи; обусловленные формой предъявления аудиотекста; восприятием определенного вида речевой деятельности и типа высказывания.

4) реализацию условий успешного обучения аудированию (объективных, связанных с подготовкой текстового материала, и субъективных, т.е. - активизация познавательного интереса и мотивации, индивидуально-топологические особенности обучающихся и их уровень их языковой в т.ч. – фонетической подготовки и др.).

Аудирование на ИЯ относится к числу умений, которые нельзя сформировать раз и навсегда. Оно требует постоянной тренировки с использованием постепенно усложняющегося материала и в условиях возрастающей трудности.

Практика подтверждает, что чтобы добиться результатов в развитии аудитивных навыков, преподаватель должен систематически работать с аудиоматериалами, тщательно подбирая задания для обучающихся.

Трудности, с которыми сталкивается начинающий педагог, могут быть преодолены с помощью правильного подбора текстов и методически целесообразной организации деятельности обучающихся.

Общая стратегия обучения аудированию в начальной школе требует от педагога ИЯ:

1) продуманной организации учебного процесса, четкости и логичности изложения заданий,

2) систематической мотивационной установки на понимание иноязычной речи на слух, включая систематическое использование ИЯ в общении с обучающимися на уроке,

3) максимальной опоры на активную мыслительную деятельность обучающихся, учета психологических особенностей младших школьников,

4) тщательного отбора аудиотекстов,

5) разнообразие приемов и заданий на контроль аудирования и устно-речевую практику на основе аудиотекста.

Таким образом, принимая во внимание выше изложенное, следует отметить, что процесс обучения аудированию является многоуровневым, поэтапным процессом, результатом которого является сформированность навыков и умений аудирования.

В заключении отметим, что предпринятое исследование не претендует на исчерпывающее решение поставленной проблемы. Полагаем, что оно может стать стимулом для дальнейшей научно-педагогической разработки таких вопросов как роль аудирования в обучении фонетическим навыкам, устно-речевым умениям и навыкам; отбор аудиоматериалов в обучении аудированию и других.

Список литературы

1. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., «Наука», 1979, 453 с. [Эл. ресурс: https://www.phant**tike.com/other/system_mechanisms/djvu/view/]

2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения английскому языку в средней школе / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2016.- 227 с.

3. Вербицкая М.В., Английский язык. Forward. 3 класс. Учебник (в 2-х частях)/ [Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.], под ред. Вербицкой М.В. - М : Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2021. -ил. – (Forward).

4. Вербицкая М.В., Английский язык: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ [М.В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл и др.]; под ред. М.В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2013. - 96 с.: ил. – (Forward).

5. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.

+ еще 26 источников

Примечания

Также есть доклад и презентация к курсовой работе.

Покупка готовой работы
Тема: «Обучение аудированию на иностранном языке»
Раздел: Иностранные языки
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 1720 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика