ВКР

«Изучение лексических средств выразительности в песенном дискурсе на уроках английского языка в сош»

  • 79 страниц
Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы описания лексических средств выразительности 7

1.1. Понятие стилистического приема 7

1.2. Понятие лексических средств выразительности 10

1.3. Классификация метафоры, сравнения и эпитета как средств выразительности 14

1.4. Функции лексических средств выразительности в художественном тексте 19

Выводы по главе I 24

Глава 2. Особенности песенного дискурса в лингвистике 25

2.1 Понятие дискурса и песенного дискурса в лингвистике 25

2.2 Лингвистические особенности англоязычного песенного дискурса 30

Выводы по Главе 2 33

Глава 3. Практический анализ стилистических средств выразительности песенного дискурса 35

3.1. Анализ лексических средств выразительности рок-жанра 35

3.2. Анализ лексических средств выразительности поп-жанра 45

3.3. Методическая разработка урока английского языка с привлечением песенного материала 56

Выводы по главе 3 66

Заключение 68

Список литературы 70

Приложение 1 75

Приложение 2 76

Введение

Со времен Элвиса Пресли и The Beatles рок и поп-музыка широко рассматривались как что-то, что молодое поколение использовало в качестве средства самовыражения. Музыкальные композиции повлияли не только на мировоззрение подрастающего поколения, но и на современный английский язык. Звуковая составляющая композиции, конечно, влияет на восприятие. Но не меньшее влияние производит и сама лирика, которая эмоционально воздействует на аудиторию, в том числе и благодаря стилистическим средствам выразительности. Усиление выразительности речи может достигаться различными средствами, в первую очередь, использованием таких лексических средств выразительности, как метафора, сравнение или эпитет. Нет ни одного автора рок и поп-лирики, который не воспользовался бы этими средствами. Так, метафоры способствуют созданию оценочной характеристики чувств, мыслей, эмоций, внешних данных, поступков героев; сравнения - сопоставлению вышеназванных составляющих и различных явлений действительности, передаче особенностей поведения, черт характера; эпитеты придают выражению образность, а также эмоциональность, авторскую окраску и дополнительный смысл.

В связи с этим актуальность исследования продиктована необходимостью исследования стилистических особенностей лирики рок и поп-направления, пользующихся популярностью среди учащихся средних общеобразовательных организаций.

Объектом исследования являются лексические средства

выразительности в песенном дискурсе поп- и рок-направления.

Предметом исследования являются механизмы создания эмоциональности и образности песенной лирики.

Цель исследования состоит в выявлении и описании особенностей стилистических средств выразительности англоязычных песен и методической разработке урока английского языка с привлечением 4

песенного материала. Цель исследования определила следующие задачи исследования:

- определить понятие стилистического приема.

- проанализировать понятие песенного дискурса.

- описать лингвистические особенности песенного дискурса.

- провести анализ текстов англоязычных песен последнего десятилетия на предмет выявления стилевых особенностей и средств языковой выразительности.

- предложить методическую разработку по изучению лексических средств выразительности на основе песенного материала на уроках английского языка в СОО.

Материалом исследования послужили тексты англоязычных песен, занявших первые строчки в списке рекордов хит-парада Billboard топ-100 рок-направления, а также тексты поп-песен из лучших альбомов премии Grammy Awards за последнее десятилетие.

Теоретической основой исследования являются работы, посвященные анализу песенного дискурса (Ю.Е. Плотницкий, О.В. Шевченко), понятиям стилистики (В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, В.А. Кухоренко), а также другие труды отечественных и зарубежных лингвистов в области теории дискурса (Т.А. ван Дейк, М.Л. Макаров) и теории тропов (М. Блэк, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Мороховский, М.Д. Кузнец, Л.В. Щепилова). Функции тропов в художественном тексте были описаны с помощью исследований метафоры и сравнения Дж. Лакоффа, М. Джонсона, И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталя.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе раскрываются теоретические основы описания лексических средств выразительности, подходы к определению понятия стилистического приема и его классификации, теоретическое описание метафоры и сравнения, классификации метафоры и сравнения как средств выразительности, функции метафоры и сравнения. Во второй главе проанализированы особенности песенного дискурса в лингвистике, рассмотрено понятие дискурса, описаны лингвистические особенности англоязычного песенного дискурса, определена роль стилистических средств выразительности песенного дискурса. В третьей главе представлены результаты практического анализа стилистических средств песенного дискурса и методическая разработка урока английского языка с привлечением песенного материала. Каждая глава сопровождается выводами проделанного исследования. В заключении выпускной квалификационной работы изложены наиболее важные выводы и обобщения по исследуемой теме. В приложении представлены упражнения для работы с песенным материалом на уроке.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы описания лексических средств выразительности

1.1. Понятие стилистического приема

Такой раздел лингвистики, как стилистика, посвящен изучению и описанию стилистических особенностей и средств, используемых для создания художественных образов. Стилистика является одной из самых спорных наук языкознания, что вызвано множеством трактовок понятия стиля. Так, русский лингвист В. В. Виноградов рассматривает его в контексте литературного языка и дает следующее определение стилистики: «Стилистика - это раздел языкознания, который изучает особенности функционирования, употребления языковых единиц и категорий в рамках литературного языка и соответствие с его функциональным расслоением в различных условиях и ситуациях речевого общения, а также функционально-стилистической системы литературного языка в его истории и современном состоянии» [Виноградов 1963: 68]. В то же время, И. Р. Гальперин выделяет стилистику в отдельную науку: «Лингвистическую стилистику можно определить как науку о природе специальных маркированных элементов, специальных сочетаниях языковых единиц, которые могут предоставить дополнительную информацию к основному содержанию высказывания (текста), а также об отношении одних средств выражения к другим в данном типе текста» [Гальперин 1958: 78].

Исследованиям стилистики посвятили свои труды отечественные и зарубежные ученые-лингвисты. Наибольший вклад в развитие стилистики внесли В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, Л.В. Щерба, Шарль Балли, И.А. Бодуэн-де Куртенэ, Дж. Лич и другие.

Основной языковой единицей стилистики является стилистический прием. Он существует для того, чтобы придать тексту выразительность и вызвать у читателя определенные ассоциации и эмоции. В понимании И. Р. Гальперина «Стилистический прием - это преднамеренное и сознательное усиление каких-либо типичных структурных и/или семантических особенностей языковой единицы (нейтральной или экспрессивной), достигшее обобщения и типизации и тем самым ставшее генеративной моделью» [Гальперин 1958: 85].

В «Экспериментальном системном толковом словаре стилистических терминов» С.Е. Никитиной и Н.В. Васильевой стилистический прием трактуется как «способ организации высказывания текста, усиливающий его выразительность» и отмечается, что фигуры речи «употребляются как стилистический прием», при этом стилистический прием и фигура речи рассматриваются как родовидовые понятия. [Никитина, Васильева 1996: 131, 141]. Аналогично В.Я. Пастухова рассматривает соотношение этих двух понятий: «Стилистический прием мы понимаем как способ, который сознательно, с определенной целью используется поэтом, для более точного выражения своей мысли, для усиления образно-выразительной функции речи. Он выступает как общее, родовое по отношению к частному, видовому - троп, фигура» [Пастухова 1980: 176].

Стилистический прием также принято назвать языковым средством выразительности. «Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами. Это такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Они призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься» [Николаев 2011: 131].

Стилистические средства выразительности принято делить на изобразительные и выразительные средства. И.В. Арнольд дает следующие определения: «Изобразительными средствами языка при этом называют все виды образного употребления слов, словосочетаний и фонем, объединяя все виды переносных наименований общим термином «тропы» [Арнольд 2002: 91]. Изобразительные средства описывают образы на основе переносного смысла и являются по преимуществу лексическими. Сюда входят такие тропы, как метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, перифраз и т.д.». «Выразительные средства, или фигуры речи, не создают образов, а повышают выразительность речи и усиливают ее эмоциональность при помощи особых синтаксических построений: инверсия, риторический вопрос, параллельные конструкции, контраст и т.д.» [Арнольд 2002: 91]. Из определения следует, что выразительные средства, в отличие от изобразительных, строятся на основе грамматических трансформаций текста.

Заключение

В данной выпускной квалификационной работе были изучены стилистические особенности современных англоязычных песен рок и поп- направления. Изучая теоретический материал, подтвердилась актуальность данного исследования: данная область недостаточно изучена и на данный момент существует достаточно большое количество открытых вопросов.

Анализируя теоретическую основу данного исследования, было определено понятие стилистического приема и изобразительно-выразительных средств, было выявлено значение текстов современных англоязычных песен, как типа дискурса. Были проанализированы разные классификации метафоры, сравнения и эпитета. В данной работе мы придерживаемся классификации языковых и речевых метафор, а также классификации метафор и эпитетов А.В. Кухаренко.

Было проанализировано понятие дискурса и песенного дискурса. Мы придерживались понятия песенного дискурса, выдвинутого Ю.Е. Плотницким: «Песенный дискурс - родовое понятие по отношению к текстам песен, характеризующихся определенными языковыми особенностями, отражающими культуру представителей той или иной страны». Следует отметить, что песенный дискурс обладает своими лингвистическими особенностями: отклонение от грамматической нормы, широкое употребление побудительных предложений, использование сниженной лексики, сокращение и опущение слов.

В практической части исследования были проанализированы стилистические особенности современных англоязычных поп и рок песен. Было определено, что популярными тематиками рок-песен являются время, межличностные отношения, взаимоотношения с внешним миром и поиск себя в мире. В поп-песнях превалируют темы любви, грусти, одиночества, потери, расставания. Были проанализированы стилистические средства, с помощью которых раскрывается тема в песне. Так, в рок-жанре концепт времени прослеживается в метафорах: The clock ticks life away, And now I see, we're still kids in buses longing to be free. Проблему межличностных отношений и отношений с миром демонстрируют такие метафоры, как Your bridges are burning down| They're all coming down, Put under the pressure of walking in your shoes; сравнения You rained down, like. Pain!, Like a stone| And I fell heavy into your arms; эпитеты: Triumphant in your mind, Snow is falling down on this glorious land, Natural | A beating heart of stone?

Метафора составляет 56 случаев употребления, что составляет 75 % от общего числа стилистических приемов. Из 56 случаев употребления метафоры речевая метафора составляет 42 случая, что еще раз доказывает индивидуальность песенного дискурса.

В поп-лирике также превалируют метафоры, которые раскрывают тему любви: The scars of your love, they leave me breathless, Get butterflies when he says my name, 8) I will leave my heart at the door, Our sun is set, our day is done, You were the wind beneath my wings; Walls are closing in on me; I would walk through fire. Данный троп составляет 51 случай, т.е. 40 % от случаев лексических средств выразительности. В лирике поп-жанра большую популярность получили языковые метафоры: 28 случаев из 51.

В рамках нашего исследования мы разработали интегрированный урок с использованием песенного материала, целью которого является изучение лексических средств выразительности, что отвечает заявленной теме исследования. Основной целью урока является организация деятельности учащихся по первичному усвоению лексических средств выразительности английского языка. Типы упражнений соответствуют этапам урока и этапам работы с песней.

Список литературы

1. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы. — СПб. : Российский Госудаственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена, 1993. - 91 с.

2. Арнольд И.А. Стилистика. Современный английский язык. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 384 с.

3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс// Теория метафоры. - М.: 1990. - 5 - 32 с.

4. Афанасьева О.В. УМК “Spotlight 9”. 9 класс [Текст]: учеб. для

общеобразоват. учреждений / О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. - 3-е изд. - М.: Express Publishing : Просвещение, 2011. - 76 с.

5. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Университетская книга, 2000. - 31 с.

+ еще 41 источник

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение лексических средств выразительности в песенном дискурсе на уроках английского языка в сош»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: ВКР
Страниц: 79
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика