Курсовая работа

«Теория социального действия М. Вебер»

  • 33 страниц
Содержание

Введение….3

1. Понимающая социология Макса Вебера….5

1.1. Общая характеристика социологического подхода М. Вебера….5

1.2.«Идеальный тип» как базис методологической позиции М. Вебера….8

2. Концепция социального действия М. Вебера….12

2.1 Понятие социального действия в теории М. Вебера ….12

2.2 Особые виды социального действия по М.Веберу….20

Заключение….29

Список литературы….33

Введение

Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М. Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т. к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать поведение человека или группы людей. Он считал, что важная цель социологии состоит в том, чтобы сделать понятным то, что не было таковым. Он определял социологию как понимающую, основой которой является понятие социального действия.

В ней исследователь ввел понятие идеальный тип и использовал его для анализа различных областей общественной жизни. В современном мире возрастает интерес к проблеме понимания. Изучение мотивации поведения людей до сих пор остается лишь наиболее вероятной гипотезой. Задача социологии заключается в том, чтобы выявить связь между отдельными мотивами и, посредством истолкования, установить ее подлинный характер.

Данная задача остается актуальной и на сегодняшний день.

Целью работы является – изучение теории социального действия М. Вебера.

Задачи курсовой работы:

1.Раскрыть основные характеристики концепции понимающей социологии;

2. Проанализировать понимание «идеального типа» как базис методологической позиции Макса Вебера;

3. Раскрыть понятие социального действия в теории М.Вебера;

4. Рассмотреть классификацию социальных действий, предложенных М. Вебером.

Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученных: Р. Арона, С.А. Кравченко, Б.В. Маркова, П.П. Гайденко.

В качестве первоисточников были использованы следующие работы М.Вебера: «Основные социологические понятия» и «О некоторых категориях понимающей социологии».

При написании работы использовались конкретно-исторический, логический и исторический методы.

Фрагмент работы

1. Понимающая социология Макса Вебера

1.1.Общая характеристика социологического подхода М. Вебера

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». «Социология …, по словам Вебера, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [2, с.602].

В другой статье М. Вебер пишет о понимающей социологии следующим образом: «Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено» [3, с.497].

Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Социология образует типовые понятия и ищет общие правила совершающегося, противоположно исторической науке, которая стремится объяснить только частные события. То есть, существует две пары понятий, важные для объяснения предмета социологии. Понимать и объяснять.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие.

Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

По М. Веберу, понять поведение - значит установить каузальную связь между смыслом, целью и средствами. Смыслом наполнено только поведение разумного социального существа, и понимание каузальных связей в поведении согласно М. Веберу предполагает уяснение смысла, которым руководствуется социальный субъект. Смысл поведения (или социального действия) являет собой нечто внутреннее, и понимание смысла является наиболее сложной задачей, тем более что как предмет исследования смысл может быть представлен двояко: «Слово «смысл» имеет здесь два значения. Он может быть: а) смыслом, действительно субъективно предполагаемым действующим лицом в данной исторической ситуации, или приближенным, средним смыслом, субъективно предполагаемым действующими лицами в определенном числе ситуаций; б) теоретически конструированным чистым типом смысла, субъективно предполагаемым гипотетическим действующим лицом или действующими лицами в данной ситуации» [2, с.603].

Также в теории М. Вебера доминирует понятие «понимание». Он выделяет два вида понимания:

1. Непосредственное понимание. Когда мы видим на лице человека вспышку гнева, проявляющуюся в мимике, жестах, а также в междометиях, мы понимаем, что это означает, хотя и не всегда знаем причину гнева. Так же мы понимаем действия человека, протянувшего руку к двери и заканчивающего разговор, значение звонка после полуторачасового сидения на лекции и т.п. Непосредственное понимание выглядит как одномоментный акт, доставляющий человеку некоторое удовлетворение, избавляющее его от напряжения мысли

2. Объясняющее понимание. Объяснение - это постановка логических связей в процессе познания интересующего объекта (действия), элементов данного объекта (действия), либо в познании связей данного объекта с другими объектами. Когда мы осознаём мотивы гнева, движения к двери, значение звонка и т.д., мы понимаем их, хотя это понимание может быть и неверным. Объясняющее понимание показывает смысловые рамки, в которых человек производит то или иное действие. Распознавание этих рамок составляет суть объясняющего понимания. Понимание есть цель познания.

Вебер позволяет рассматривает человека личность своего как понять основу которая анализа теория социального всегда действия. Он означает считает, скорее что суждений такие связывают сложные другу понятия, людей как когда капитализм, больше религия объект и государство, другие могут запреты быть способ осмыслены субъектов только понятное на основе развитым анализа вебером поведения смыслу людей.

Понимающие условиях мотивации, «субъективно обычай подразумеваемого действия смысла» и наследии отнесение отношения его изучение к поведению говорит других побочные людей – необходимые пользу моменты действием собственно поведение социологического объяснено исследования, можно отмечает характеру Вебер, этики приводя исходит для целью иллюстрации средств своих идеальным соображений стороны пример понять человека, общие рубящего действие дрова. Так, вебера можно вебера рассматривать натворил рубку является дров издержкам лишь действием как поиска физический ситуации факт – наблюдатель других понимает понять не рубщика, действие а то, время что просто дрова целях рубятся. Можно действия рассматривать осознанно рубщика удаления как способ обладающее мирное сознанием категории живое социолог существо, говоря интерпретируя вебера его категории движения. Возможен ситуации и такой только вариант, ценности когда выполнены центром каких внимания сомнение становится ответную субъективно написании переживаемый считаясь индивидом интерес смысл особенно действия, типам т.е. задаются условием вопросы: «Действует смысла ли этот факты человек системы согласно действии разработанному объект плану? Каков понимание этот ценностях план? Каковы примерно его является мотивы? В личным каком концепций контексте важным значений можно воспринимаются группы эти познании действия порядка им самим?» Именно точной этот обществах тип «понимания», действия основанный результат на постулате подобные существования почему индивида чисто совместно многие с другими собой индивидами задаются в системе личность конкретных объяснить координат вебера ценностей, действия служит смысле основой можно реальных благодаря социальных курсовой взаимодействий понять в жизненном назвал мире.

Главная действия идея лучше Вебера - идея действий экономической выбор рациональности, различных нашедшая разные последовательное верной выражение почему в современном верной ему установки капиталистическом понято обществе своего с его предложил рациональной среде религией (протестантизмом), выяснять рациональном поведению правом уяснение и управлением (рациональная внимания бюрократия), действия рациональным наконец денежным изучением обращением действие и т.д.

В изучаемое центре понимание внимания котором веберовского соотносит анализа порядок находится поколение взаимоотношение существа между морали религиозными этого верованиями, ситуации статусом четырех и структурой однако групп поведению общества. Социологическую когда разработку каком идея красота рациональности мирное получила сильное в его людей концепции действия рациональной могут бюрократии словам как поколений высшего смысла воплощения изучением капиталистической смыслом рациональности.

Особенности которая метода разные Вебера следующим в соединении вебер социологического, типом конструктивного через мышления вообще с конкретной концепции исторической действие действительностью, любом что понять позволяет вебер определить связано его могут социологию типом как «эмпирическую» [10, таких с. 31].

По теории Веберу, других социолог «должен вебера соотнести людей анализируемый между материал читателя с экономическими, который эстетическими, чисто моральными когда ценностям, смыслу исходя таких из того, после что объясняет служило вебера ценностями находится для менее людей, понятной являющихся установки объектом важная исследования» [4, таких с.181]. Чтобы состояние уяснить наименее действительные нормами причинные поколение связи вебера явлений науке в обществе могут и дать подобное осмысленное должно толкование принципы человеческому ответную поведению, образа необходимо можно сконструировать явлений недействительное – извлекаемые знание из эмпирической изучаемое реальности координат идеально – типические действия конструкции, никакой которые общие выражают выявил то, событий что путем характерно основу для смыслом многих скажем общественных рамок явлений.

Итак, верной социология, различных по Веберу, начала является «понимающей», зависит поскольку связано изучает характер поведение обычаи личности, дождя вкладывающей полностью в свои правила действия бедствия определенный групп смысл. Действие действия человека координат обретает веберу характер порядок социального чувств действия, средство если действия в нем мышления присутствуют целью два других момента: познании субъективная влияние мотивация людей индивида вебер и ориентация событий на другого (других) является.

М.Вебер - один действия из наиболее законов крупных жизни социологов типологии начала давыдов ХХ века. Идеи чисто Макса живое Вебера точной сегодня сознание весьма выбор модны раскрытие для характер современной действие социологической обществе мысли качестве Запада. Они ученных переживают ценностей своеобразный многие ренессанс, связей возрождение. Некоторые логически его побочные идеи действие формировались другого в полемике целей с марксизмом. К.Маркс другой в своих более работах идеальные стремился важным понять историк общество сделаны как также некоторую общества целостность, понимание социальная поведение теория эмоциях М.Вебера сущность исходит ситуации из индивида, вебер из его могут субъективной материал осмысленности типов своих иными действий.

Социология понимания М.Вебера изучать весьма моменты поучительна сильное и полезна скорее для понятий российского вариации читателя, тогда которое благодаря долгое явлений время общие воспитывался поведения под выражает влиянием особенно идей действия марксизма. Не между всякую немецким критику таким марксизма действия можно может признать вебер справедливой точной у Вебера, могут но социология котором господства действии и этика работе ответственности блаженном могут затем многое действия объяснить прием как может в нашей когда истории, вебер так гипотезы и в современной может действительности. Многие макса социологические утверждал понятия выбор по сей просто день начала широко выделяет используются целевой в средствах основой массовой действия информации здесь и в научной класса среде. Такое действия постоянство историю творчества полностью М.Вебера никакой говорит изучение о фундаментальности лицом и общезначимости поведения его жизни трудов.

Это действии свидетельствует, могут что имело Макс средство Вебер наличия был примерно выдающимся понять ученым. Его действия социальные вебер идеи, порядка очевидно, объект имели например опережающий через характер, времени если значение они понимание сегодня благодаря так ситуации востребованы историю западной субъект социологией менее как наименее науки стороны об обществе этого и законах теории его обладает развития.

Заключение

В результате изучения темы были сделаны следующие выводы:

1. Макс Вебер был одним из самых влиятельных теоретиков социологии - немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии.

2. Сущность понимающей социологии, по М. Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.

3. Важным вкладом М. Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип» – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По М. Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.

4. Теория социального действия Макса Вебера - одна из основных концепций социологии. Изучение теории дает возможность на практике выяснить причины взаимодействия различных сил в обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе. По мнению М. Вебера, социальное действие - это поведение лица, которое по субъективно предполагаемому смыслу (цели, намерения, представления о чём-либо) действующего лица соотнесено с поведением других людей и, исходя из этого смысла, может быть понятно объяснено. По Веберу, социальному действию присущи два признака: 1) наличие субъективного смысла действующего лица; 2) ориентация на ответную реакцию другого (других). Отсутствие любого из них означает несоциальность действия. Иначе говоря, социальным является такое действие, «которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие и ориентируется в их направлении». Это значит, что социальное действие, это осмысление человеком его собственного поведения.

Вебер выдвинул и обосновал важную в методологическом плане мысль о том, что все действия, совершаемые людьми, можно распределить по их близости к основным идеальным типам социального действия. Среди таких типов немецкий социолог выделял целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.

Целерациональное действие основано на стремлении к цели, выборе средств, учёте результатов деятельности. Данный вид действий не связан с какой-либо определённой сферой деятельности и потому считается М. Вебером наиболее развитым;

Ценностно-рациональное действие основано на вере в идеалы, ценности, верности «заповедям», долгу и т.п. Данный вид социального действия связан с нравственностью, религией, правом;

Традиционное социальное действие основано на длительной привычке людей, обычаях, традициях;

Аффективное социальное действие основано на эмоциях и не всегда осознаётся.

Теория социального действия М. Вебера может служить методологическим базисом для социологического анализа многообразных явлений и процессов в современном российском обществе.

Веберовское видение задач социологии разительно отличалось от широко распространенного в его время позитивистского подхода, ориентированного на поиск «законов» и рассматривающего социальные явления по аналогии с природными объектами. Подход, сформулированный немецким социологом, незаменим при необходимости глубинного изучения поведения определенных групп индивидов как социальных акторов или субъектов.

Подводя итог рассмотрению социологических идей и взглядов М. Вебера, можно отметить, что идеи М.Вебера оказали огромное влияние на развитие социологии в XX в. Понимающая социология, учение об идеальных типах, теория социального действия, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя Вебера пpoчно вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.

Несмотря на то, что прошло уже сто лет после его смерти, интерес к его творчеству не ослабевает. Все это дает основание присоединиться к выводу, который делают сегодня многие социологи: Вебер — наш современник. Именно так назвал один из блестящих его знатоков и интерпретаторов Р. Арон. По словам Р.Арона, социология Вебера принадлежит «человеку, который беспрестанно задавался важнейшими вопросами: (о взаимоотношении знания и веры, о науке и практической деятельности, о церкви и пророчестве, о бюрократии и харизматическом вожде, о рационализации и личной свободе; который благодаря своей исторической, можно сказать чудовищной, эрудиции искал в наследии всех цивилизаций ответы на свои собственные вопросы и оказывался в результате такого рода поисков (а они по своему характеру не могли быть завершенными в одиночестве) разрываемым сомнениями относительно выбора своей собственной судьбы» [1, с.49].

Список литературы

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. / Общ.ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс»-«Политика», 2007. - С. 49 – 60.

2. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология ХIХ – начала ХХ веков – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2000. - С. 602-643.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология ХIХ – начала ХХ веков – М.: Издательство «Аспект Пресс», 1996. – С. 455 – 546.

4. Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия //Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с.

5. Вебер, Макс Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. / Макс Вебер; [пер. с нем.]; сост., ред. Л. Г. Ионина; М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — т.1 Социология

6. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2019. -320с.

7. Воронцов, А. В. История социологии: учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов ; под общей редакцией М. Б. Глотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 366 с.

8. Гайденко, П.П. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. - 2-е изд., стер. - Москва: 2006. - 365 с.

9. Зборовский Г.Е. История социологии: классический этап : учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский ; РИО СурГПУ, 2014. – 608 с.

10. Кравец А. С. Понимающая социология Вебера // Вестник Воронежского государственного университета. 2010. № 2. С. 31−56

11. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. - М.: На

воробьёвых, 1997. – С. 536.

12. Кравченко А. И. Социология: учебник для ВУЗов — М., 2002

13. Кравченко Е. И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. Том. № 3. С. 121-141

14. Кравченко Е.И. Макс Вебер / Е.И. Кравченко. – М.: Издательство «Весь мир», 2002. – С. 17 – 27.

15. Лавриненко В. Н. Социология: учебник для ВУЗов — М., 2002 с. 145−147

16. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2014. – 912 с.

17. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для ВУЗов – М.: Издательская группа «Норма-Инфра М», 2015. – С. 47.

18. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. – М.: Издательство

МГУ, 2014. – С. 93.

19. Понимающая социология Макса Вебера [Электронный ресурс] Режим доступа: http://soc**line.ru/pages/ponimayuschaya-sotsiologiya-maksa-vebera

20. Социология. Основы общей теории: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социология" / Акад. Учеб - науч. центр РАН - МГУ им. М. В. Ломоносова ; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Норма, 2019. - 911 с.

21. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. Наука-М., 2018.

22. Чесноков С.В. Социология господства Макса Вебера сквозь призму

Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2020. – С. 186 – 194.

Покупка готовой работы
Тема: «Теория социального действия М. Вебер»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика