Дипломная работа
«Формирование у учащихся основной школы межкультурной компетенции посредством видеоматериалов на английском языке»
- 53 страниц
Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к формированию межкультурной компетенции 7
1.1 Определение термина «межкультурная компетенция» 7
1.2 Признаки и структурная модель межкультурной компетенции 16
1.3 Возрастные и психологические особенности детей средней школы 20
Выводы по главе 1 27
Глава II. Практическое использование видеоматериалов на английском языке в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся основной
школы 28
2.1 Роль, классификация и функции видеоматериалов в преподавании английского языка в основной школе 28
2.3 Анализ УМК по английскому языку 34
2.4 Методическое обоснование разработки к фильму «Wonder» 41
Выводы по главе II 48
Заключение 51
Список литературы 53
Приложения 57
Темой нашей научной работы является: «Формирование у учащихся основной школы межкультурной компетенции посредством видеоматериалов на английском языке». Проблема формирования межкультурной компетенции при обучении иностранному языку является одной из основополагающих проблем в педагогике, методике обучения иностранным языкам, социолингвистике и лингво-культурологии. В разное время этой проблеме посвящали свои труды В.Г. Апальков, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г. В. Елизарова, О. А. Леонтович, П. В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, M.Byram, A.Nichols и другие отечественные и зарубежные ученые.
В современных условиях глобализации и расширения культурных и языковых границ представляется актуальным исследование теоретических и практических основ, а также особенностей формирования межкультурной компетенции личности как системы знаний о культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, качеств личности, необходимых для достижения взаимопонимания и эффективного общения с учащимися, представителями изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры.
Увеличившийся статус иностранного языка как средства общения побуждает мощное движение общества навстречу новым формам и моделям обучения ему как предмету. Школа и семья стремятся как можно раньше приобщить ребенка к иностранному языку и иноязычной культуре, дав тем самым ему (ребенку) дополнительный шанс сориентироваться в современном динамично развивающемся обществе со всё более ярко выраженными тенденциями к интеграции всех сфер общественной жизни.
Актуальность тематики использования видеоматериалов в процессе формирования межкультурной компетенции личности определяется тенденциями развития современного общества и образования. Сегодня общество находится на информационном этапе своего развития и характеризуется интенсификацией взаимодействия различных культур, широким применением компьютерной техники и ростом межкультурного и межличностного общения.
Объектом нашего исследования выступает процесс формирования межкультурной компетенции учащихся.
Предметом исследования является использование видеоматериалов в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся.
Целью нашего исследования является изучение понятия межкультурной компетенции и разработка эффективной методики использования видеоматериалов на уроках английского языка.
Цель исследования определила следующие задачи:
1) дать определение межкультурной компетенции;
2) рассмотреть признаки и структуру межкультурной компетенции;
3) выявить возрастные и психологические особенности детей средней школы;
4) выявить роль и методические характеристики видеоматериалов;
5) разработать эффективную методику формирования межкультурной компетенции;
6) провести анализ УМК по английскому языку для основной школы.
Теоретической базой исследования послужили:
- труды в области теории и методики преподавания иностранных языков (Н.Д.Гальскова, Ф.Ш.Мустафина, Е.И.Пассов, Е.Н.Соловова, J. Harmer и др.);
- труды, посвященные вопросам формирования межкультурной компетенции (В.Г.Апальков, М.О.Волошко, А.В. Высоковский, П.В. Сысоев, С.Г.Тер-Минасова, О.А.Шабанов, M.Byram, A.Nichols, D.Stevens и др.);
- публикации по проблеме использования видеоматериалов в процессе иноязычного образования (О.И.Барменкова, Т. П.Леонтьева и др.).
Методы, которые мы использовали в нашей научной работе: критический анализ литературных источников, изучение и обобщение передового педагогического опыта, беседа с учителями.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в процессе разработки заявленной методики:
- обоснована эффективность использования видеоматериалов при формировании у школьников межкультурной компетенции:
1) знание общекультурных понятий (мир, дружба, свобода, любовь, долг, справедливость, и т.д.) и культурных явлений (образование, социально-экономическое устройство, мировоззрение, материальная культура, искусство, язык и параязык и т.д.);
2) умение представлять свою культуру и язык, вступать в межкультурное общение, приспособить привычную модель поведения к особенностям иноязычной культуры и критически подходить к оценке культурных реалий;
3) отношение (отказ от стереотипов, способность к сопереживанию, правильное отношение к переменам, неопределенности, конфликтам);
- изучено понятие межкультурной компетенции как цели и ее структура, что позволяет определить содержание обучения английскому языку с использованием видеоисточников.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В нашей работе мы исследуем понятие межкультурной компетенции, взгляды отечественных и зарубежных лингвистов на данную проблему, рассматриваем признаки, структуру межкультурной компетенции, выявляем возрастные и психологические особенности детей средней школы и разрабатываем эффективную методику работы с видеоматериалами при формировании межкультурной компетенции на уроках английского языка в основной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлено подробное описание методики формирования у школьников межкультурной компетенции с использованием видеоматериалов, разработаны упражнения к фильму «Wonder», формирующие межкультурную компетенцию в рамках средней школы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования обсуждались с учителями английского языка МБОУ лицей №161 г.Уфа (ноябрь-декабрь 2018 г.).
Глава I. Теоретические подходы к определению понятия «межкультурная компетенция»
1.1 Определение термина «межкультурная компетенция»
Межкультурное обучение нацелено на развитие способности к межкультурной коммуникации, помогает школьникам осознать свою принадлежность к определенному этносу и знакомит с традициями и культурными особенностями представителей иноязычной культуры. В современном мире человек, владеющий иностранным языком, вовлечен в процесс общения с другими людьми. В связи с этим изучающим иностранный язык необходимо иметь не только богатый лексический запас и качественное произношение, но и развивать в себе межкультурную компетенцию. Ведь иноязычная культура - это не только языковой багаж знаний, но и новый взгляд на мир, самоощущение в иной системе ценностей и традиций.
Понятия «компетенция» и «компетентность» сегодня являются ключевыми в рамках модернизации российского образования. Включение этих понятий в педагогическую практику средней школы подразумевает изменение содержания и методов образования, конкретизацию видов деятельности, которыми школьникам необходимо овладеть к окончанию школы при освоении иноязычной культуры.
В работе В.Ф. Аитова и Г.Н. Туржановой понятие компетентность представляется «.как интегрированная характеристика качеств личности, базирующаяся на знаниях и умениях, которые проявляются в деятельности (реальной или смоделированной), и имеющая процессуальную направленность и мотивационный аспект. Она предполагает наличие минимального опыта применения компетенций». При этом имеет место предположение, что компетентность несет личностный характер, а компетенция - деятельностный характер.
Иноязычная профессиональная компетентность понимается как готовность и способность специалиста к применению иноязычных лингвострановедческих, научных и предметных знаний для осуществления полноценной иноязычной профессиональной межкультурной коммуникации с целью своего профессионального и карьерного роста [Аитов В.Ф., Туржанова 2018: 213]
Межкультурная компетенция подразумевает достижение такого уровня владения языком, позволяющего, во-первых, ловко реагировать на различные неожиданные повороты в ходе беседы; во-вторых, обозначить адекватное речевое поведение; в-третьих, абсолютно точно выбрать нужные языковые средства из обширного словарного запаса и, наконец, в-четвертых, употребить данные средства целесообразно текущей ситуации.
Как показал анализ литературы, формирование межкультурной компетенции предполагает взаимодействие двух культур в нескольких направлениях:
- знакомство с культурой страны изучаемого языка средствами самого иностранного языка и усвоение модели поведения носителей иноязычной культуры;
- влияние иностранного языка и иноязычной культуры на развитие родного языка и модель поведения в рамках родной культуры;
- формирование личности под влиянием двух культур [Лимова 2009].
Термин «межкультурная коммуникация» в зарубежных и отечественных работах по методике преподавания иностранных языков и культур толкуется по-разному. Тем не менее, определение межкультурной коммуникации кажется очевидным из самого термина: это общение людей, представляющих разные культуры. Е.М Верещагин и В.Г Костомаров дают следующее определение данному понятию: это адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам [Верещагин, Костомаров 1990].
Целью нашей исследовательской работы было изучение понятия «межкультурная компетенция» и разработка эффективной методики ее формирования у учащихся основной школы с использованием видеоматериалов. В рамках реализации этой цели мы изучили базовые для данного исследования категории, такие как «признаки и структура межкультурной компетенции», «роль видеоматериалов при формировании межкультурной компетенции» и «возрастные и психологические особенности детей средней школы», а также провели анализ УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 6 класса. Проанализировав взгляды отечественных и зарубежных исследователей, мы определили, что межкультурная компетенция предполагает выход индивида за рамки своей культуры и овладение иноязычной системой концептуализации картины мира. Это соответствует творческой природе языка и реализует творческую составляющую в речевой деятельности человека.
Формирование основ межкультурной компетенции предполагает определенную последовательность обучающей деятельности педагога, которая строится в соответствии с определенными этапами и основывается на использовании ситуативных речевых упражнений, позволяющих обеспечить целенаправленное и постепенное овладение знаниями, навыками и умениями, необходимыми для полноценного развития способности общаться на изучаемом языке.
Как показал анализ литературы, правильно подобранный видеоисточник помогает:
- достигнуть цели урока, стоящие перед педагогом, такие как: воспитательные, познавательные, развивающие, учебные;
- организовать интересный мотивирующий урок;
- сформировать открытое и дружелюбное отношение к иной культуре, умение вступать в межкультурный диалог, познать иноязычную культуру, как совершенно другую картину мира.
В своей методической разработке мы уделили большое внимание лингвострановедческому аспекту обучения. Эффективность его использования в процессе обучения иноязычной культуре очевидна. При таком подходе происходит более глубокое осознание специфических явлений изучаемого языка, культуры народов, являющихся непосредственными носителями этого языка. Незнание этой информации ведет к недостаточному пониманию реалий, явлений самого языка, что затрудняет погружение в культуру другого народа. Лингвострановедческий аспект является необходимым звеном в цепочке достижения данной цели. Применение лингвострановедческого аспекта на уроках английского языка позволяет улучшить не только межкультурную коммуникацию, но и воспитывает толерантную личность, имеющую положительное отношение к культурным различиям и особенностям другого народа.
Учитывая преимущества использования фильма в классе изучения языка, неудивительно, что многие преподаватели стремятся использовать фильм со своими учениками. До недавнего времени было трудно найти педагогически обоснованные киноматериалы, которые помогли бы обучающимся улучшить свой язык через просмотр фильмов, и учителям приходилось тратить много часов на создание своих собственных материалов. Тем не менее, с появлением интернета в настоящее время существует множество онлайн-ресурсов как для преподавателей языков, так и для их обучающихся. Однако среди всего множества предлагаемых разработок представляется трудным подобрать то, что соответствует определенной тематике и уровню языковой подготовки учащихся. Поэтому мы создали собственную разработку, учитывая все факторы отбора материала.
Следует отметить, что школьники среднего звена, т.е. подростки, это действительно особая категория детей, которая зачастую не нацелена на обучение в принципе. Их сложно мотивировать. Потенциал у них больше, чем у младших школьников, но справляться бывает труднее. Учителю приходится прилагать огромное количество усилий, чтобы заинтересовать учеников. И именно на этом этапе обучения видеоисточники могут выступить в роли мощного средства мотивации, способной и привнести в традиционный урок новизну.
Теме формирования межкультурной компетенции у школьников посвящено большое количество литературы, что свидетельствует об огромной востребованности в знаниях данного раздела науки у педагогов, а также, в связи с постоянной изменчивостью этого мира, о необходимости поисков новых и новых методов и подходов к пониманию современного и эффективного урока.
1. Английский в фокусе. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [Ю.Е Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс]. - 5-e изд. - M.: Express Publishing: Просвещение, 2015. - 144 c.: ил. - (Английский в фокусе).
2. Аитов В.Ф., Киреева З.Р., Аитова В.М. Проблемно-проектные задания как средство управления проблематизацией содержания и процесса иноязычного образования// Гуманитарные науки и образование. 2016. №4. С.123-129.
3. Аитов В.Ф., Туржанова Г.Н. Межкультурная компетенция как составляющая компетентностной модели специалиста вуза// Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы XII Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2018. - II том. - С. 212-215.
4. Апальков В.Г., Сысоев П.В. Компонентный состав межкультурной компетенции //Вестник ТГУ. - 2008. - № 8 (64) - С. 89-93.
5. Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи //Иностранные языки в школе. - 2010. - № 3. - С. 20-25.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Формирование у учащихся основной школы межкультурной компетенции посредством видеоматериалов на английском языке» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 53 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Формирование у учащихся готовности к самообразованию»Дипломная работа
«Проблема передачи культурных реалий при переводе с русского языка на английский язык»Дипломная работа
«Лексическая объективация концептов «хитрость» и «коварство» в русских и английских текстах»Дипломная работа
«Способы формирования умений говорения на французском языке»Дипломная работа
«Совершенствование навыков чтения у обучающихся начальной школы»