Дипломная работа

«Герой-денди в творчестве О. де Бальзака: методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ДЕНДИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЕ 19 ВЕКА 5

1.1. Денди как явление в европейской культуре и литературе 5

1.2. Денди во Франции первой половины 19 века 10

1.3. О. де Бальзак и его отношение к дендизму 16

Выводы по главе 1 20

Глава 2 ГЕРОИ-ДЕНДИ В ТВОРЧЕСТВЕ О. ДЕ БАЛЬЗАКА 21

2.1. Образ денди в повести О. де Бальзака «Гобсек» 21

2.2. Образ денди в романе О. де Бальзака «Отец Горио» 24

Выводы по главе 2 28

Глава 3 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О. ДЕ БАЛЬЗАКА 29

3.1. Методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе 29

3.2. Методика работы с текстом на уроке французского языка на примере отрывка из романа «Отец Горио» 36

3.3. Методические рекомендации по организации заключительного урока, посвященного анализу фрагмента романа «Отец Горио» О. де Бальзака . 39

Выводы по главе 3 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 53

Введение

На современном этапе одним из компонентов изучения иностранных языков является понимание и усвоение системы ценностей иноязычной культуры. Одним из решений данной задачи является использование художественных текстов на уроке иностранного языка, так как именно в нем находит свое отражение культура страны.

Актуальность темы обусловлена несколькими факторами. Часто, на уроках иностранного языка основное внимание уделяется стилистическому аспекту и различным языковым явлениям, в то время как обращение к историко-культурному контексту произведения позволяет не только понять текст, но и формирует фоновые знания страноведческого и культурологического плана. Мы придерживаемся мнения, что для полного понимания смысла текста необходимо обеспечить полноценный предтекстовый этап работы, в котором происходит знакомство учащихся с культурным компонентом, что обеспечивает адекватное понимание текста.

Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть образ денди как социокультурный феномен в эссеистике и художественном творчестве О. де Бальзака, а также разработать методические рекомендации по анализу и интерпретации произведений О. де Бальзака на уроках французского языка в старших классах.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Дать обзор научно-критической литературы, посвящённой творчеству О. де Бальзака и феномену дендизма в европейской культуре первой половины XIX века;

2. Проанализировать портрет денди в творчестве О. де Бальзака на примере повести «Гобсек» и романа «Отец Горио», рассмотреть проблему фокализации (точки зрения) и системы оценок персонажей;

3. Разработать методику обучения интерпретации художественного текста с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся старших классов.

Объектом исследования является образ героя-денди в художественной литературе 19 века как отражение социокультурного феномена дендизма

Предметом исследования являются лексикостилистические приёмы репрезентации образа денди в произведениях О.де Бальзака «Гобсек» и «Отец Горио».

Изучение дендизма как явления культуры, в котором сходятся многие тенденции в развитии социума, в том числе и литературы, в настоящее время только начинается. К этой теме в последнее время обратились как зарубежные, так и отечественные культурологи и литературоведы. В нашей работе мы опирались на исследования таких ученых и исследователей, как Отто Манн «Дендизм как консервативная форма жизни», Ольга Вайнштейн «Поэтика дендизма: литература и мода», «Денди: Мода, литература, стиль жизни», «Европейский дендизм XIX века», «Зрительные игры XIX века: оптика английских денди» и другие работы. Основной упор в источниках делается на английский дендизм, на рассмотрение основоположника дендизма Д. Браммелла. Однако заинтересовавший нас вопрос о дендизме в творчестве Бальзака рассмотрен в меньшей степени. Эта тема и была рассмотрена в первой главе.

Структура ВКР: Выпускная квалификационная работы состоит из введения, трех глав с выводами по каждой главе, заключения, приложения и списка литературы.

Фрагмент работы

Глава 1. ДЕНДИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ КУЛЬТУРЕ 19 ВЕКА

1.1. Денди как явление в европейской культуре и литературе

Для того чтобы в полной мере оценить значимость и правдоподобность использования в литературе 19 века такого социально-культурного явления, как дендизм, необходимо дать четкую характеристику и исчерпывающее определение этому модному направлению и, в частности, его представителям - денди.

Денди (англ. dandy) - социально-культурный тип мужчины XIX века, который тщательно следит за эстетикой своего внешнего вида, поведения, а также изысканностью речи. Все исследователи дендизма однозначно пишут, что первоначально данное направление возникло в Англии на рубеже XVIII-XIX веков. Постепенно, с 1820-х годов, дендизм занимает важное место в общеевропейской моде, сохраняя при этом в себе национальные британские черты - сдержанный минималистский стиль в одежде, спортивность, клубную культуру, джентльменский кодекс поведения [Вайнштейн 2005b].

Немецкий исследователь Отто Манн в работе «Дендизм как консервативная форма жизни» пишет о том, что «основоположником и теоретиком дендизма является Джордж Браммелл, современники которого признавали его «премьер-министром элегантности». Ольга Вайнштейн отмечает, что Браммелл вошел в историю как создатель современного классического мужского костюма, но для современников он был влиятельной светской персоной - без его участия не обходился ни один прием в начале XIX века [Вайнштейн 2004: 180]. Именно благодаря Браммеллу был

сформирован полноценный образ денди, завершенный во всех сферах - телесности, костюма и поведения.

Согласно Браммеллу, основное правило денди, которое лежало в восприятии эстетики мужского костюма - это принцип «заметной незаметности» (conspicuous inconspicuousness). В своем образе денди не позволяет себе пышной роскоши, а лишь дополняет его одной примечательной и выразительной деталью. Изящным предметом модной маскировки были монокли, очки, лорнеты и бинокли. Использование одного из этих аксессуаров подчеркивало безупречный вкус истинного денди. Именно этот принцип минимализма пронизывает все сферы бытия денди [Манн 1998: 5].

Второй принцип, также предложенный Браммеллом, - продуманная (деланная) небрежность. Денди может тщательно и долго создавать свой образ, но, в конце концов, все должно получиться так, словно это была случайная импровизация. Соблюдая эти два принципа создаются эффект естественности облика, которая исключает разные мелкие ухищрения, заставляющие человека держаться скованно [Вайнштейн:

http://arzamas.academy/courses/11/].

Принцип минимализма пронизывает и основные правила дендизма, так как он подчеркивал аристократическое спокойствие, внутреннее достоинство и умение скрывать свои эмоции. Наконец, денди никогда не проявляли, в какой бы то ни было степени, своей навязчивости. Они чётко «дозируют» свое присутствие в обществе и удаляются, как только достигнуто впечатление [Венгерова 1990].

Заключение

Тема дендизма в творчестве французского писателя Оноре де Бальзака очень обширна, но при этом существует сравнительно мало исследований в данном направлении. Возможно, это связано с тем, что сам Бальзак являлся не самым удачным примером денди, не смотря на различные свидетельства о его дендизме. Многие не считали его авторитетом в области моды, хотя Бальзак и был автором «Трактата об элегантной жизни» (1830) - это было обусловлено тем фактом, что многие идеи и принципы бальзаковского трактата в действительности принадлежат его коллегам-современникам.

Во французской культуре, одной из отличительных черт которой была откровенная и даже «интимная» взаимосвязь между литературой и модой, происходило формирование дендизма в эстетическое движение и особую философию жизни. Ко второй половине 19-го столетия дендизм полностью стал частью литературы и эстетики. Новый период в формировании дендизма был связан с творчеством авторов второй половины 19 и рубежа 19-20-х столетий.

Художественный текст позволяет нам познакомиться с культурой страны изучаемого языка, понять ее ценности, представить с помощью художественных образов другую эпоху, был, представления о мире. Именно через текст обучающийся имеет возможность получить новые знания, усвоить ценности, духовную культуру как своего, так и другого народа, сравнить их, научиться быть терпимым в отношении других людей, непохожих взглядов и обычаев.

Бальзак описывает своих героев в мельчайших подробностях, старается обратить внимание на самые характерные черты, чтобы от глаз читателя не спряталась ни малейшая деталь. Для Бальзака важно ничего не упустить из виду, и в этом ему помогают абсолютно точные детали, характерные для костюмов его героев, историки моды и культурологи находят в текстах О. де Бальзака бесценные сведения о быте и образе жизни парижан XIX века. Костюм в творчестве О. де Бальзака позволяет безошибочно определить социальный статус героя и является ключом к пониманию его характера.

Социально-культурное явление дендизм помогало создать особый колорит, и максимальную приближенность к эпохе.

Часто лингвостилистический анализ текста сводится к анализу языковых явлений и стилистических средств, но обучающиеся не получают представления об иноязычной культуре. Между тем именно художественный текст открывает нам возможности познания культуры страны изучаемого языка, понимания ее ценностей. Именно через текст обучающийся имеет возможность усваивать новые знания, ценности, духовную культуру своего и другого народа, сравнивать свои ценности и позиции с принятыми в другой культуре.

Таким образом, для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки: игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнения поставленной задачи; вычленять смысловую информацию; читать по ключевым словам; работать со словарем; использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте; интерпретировать и трансформировать текст. Работа над художественным текстом позволяет развивать языковые навыки - лексические и грамматические. Позволяет преодолеть языковой барьер, давая учащемуся возможность выражать свое мнение о прочитанном, оценивая ситуации, героев, события.

Список литературы

1. Бальзак О. де. Предисловие к «Человеческой комедии». // Зарубежная литература 19 века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов / Перевод К.Локс. М.: Издательство

художественной литературы, 1990. С. 119-133.

2. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М. Новое литературное обозрение, 2005. 640 с.

3. Вайнштейн О.Б. Европейский дендизм XIX века: Литературная традиция и поэтика поведения: автореф. дис. док. филол. наук. М. 2005. 44 с.

4. Вайнштейн О.Б. Зрительные игры XIX века: оптика английских денди. М.: НЛО, 2004. C. 169-190.

5. Вайнштейн О.Б Поэтика дендизма: литература и мода. // Иностранная литература. 2000. № 3. С. 62-64.

+ еще 40 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Герой-денди в творчестве О. де Бальзака: методы анализа и интерпретации художественного текста в средней общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие работы