Курсовая работа

«Профилактика девиантного поведения подростков»

  • 44 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения подростков….5

1.1 Изучение девиантного поведения в психолого-педагогической литературе….5

1.2. Классификация и причины девиантного поведения подростков….8

Глава 2. Профилактика девиантного поведения подростков….17

2.1. Специфика системы профилактики девиантного поведения и правонарушений подростков….17

2.2. Влияние социально-педагогических факторов на поведение подростков….21

2.3. Современные стратегии профилактики девиантного поведения подростков

…23

Глава 3. Экспериментальное исследование и разработка мероприятий по профилактике девиантного поведения подростков….27

3.1. Экспериментальное исследование влияния уровня стресса на девиантное поведение подростков….27

3.2. Рекомендации по разработке системы профилактики девиантного поведения подростков…29

Заключение….39

Список литературы….42

Приложения…

Введение

Девиантное (отклоняющееся) поведение вызывает интерес психологов, врачей, социальных педагогов, работников правоохранительных органов. В связи с этим, проблема профилактики девиантного поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер.

В настоящее время существуют различные виды дезадаптации, связанные с девиантным поведением и детской безнадзорностью. В результате девиантного поведения, позитивная социализация детей нарушается, и развитие начинает идти по асоциальному или криминальному типу. Это приводит к серьёзным деформациям в структуре личности подростка, нарушениям в эмоциональной и поведенческой сфере, принятию правил и ценностей асоциального и аморального характера.

Анализ научных работ по теме исследования показал преобладание в исследованиях большинства авторов акцента на социально-психологических факторах и условиях, объясняющих возникновение девиантного поведения.

Девиантное поведение в большинстве работ рассматривается как результат воздействий, проявляющийся в разного рода отклонениях в эмоционально-волевой сфере и поведении подростка.

В работах по этой теме оказались недостаточно изучены социально – педагогические факторы и условия возникновения девиантного поведения, причинно – следственные связи между девиациями и детской безнадзорностью, а также динамика данного процесса, способы диагностики и предупреждения на каждом этапе деградационного развития. В этих работах была обозначена стратегия предупреждения правонарушений и помощи детям, находящихся в сложной жизненной ситуации, но не достаточно рассматриваются проблемы профилактики девиантного поведения подростков.

Психолого – педагогические аспекты отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (И.В. Сеньчукова, А.И. Малафеева и др.).

Указанные исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения, как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.

В связи с многообразием параметров и характеристик отклоняющегося поведения детей и подростков, наличием различных подходов к изучению данной проблемы в психологии, педагогике, криминалистике и медицине в современной научной литературе невозможно найти однозначное определение этого явления.

Различные авторы приводят целый ряд проявлений девиантности у детей и подростков, находящихся на различных стадиях девиации поведения и деформации личности. В.Ф. Матвеева выделяет следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков: страхи навязчивости; двигательная расторможенность; заикание; побеги из дома и бродяжничество; расстройство аппетита; патологическое фантазирование; страх перед своей физической неполноценностью; патологические увлечения (хобби-реакции).

Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения подростков разрабатывался Б.Н. Алмазовым, Ю.В. Гербеевым, М.Н. Голоднюк, В.И. Зубковой, В.В. Ковалёвым, Л.С. Ясман и др.).

Учитывая все выше изложенное, тема курсовой работы является актуальной.

Целью исследования в курсовой работе является рассмотрение теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по профилактике девиантного поведения подростков.

Объект исследования – девиантное поведение.

Предмет – подходы к профилактике девиантного поведения подростков.

Гипотеза исследования в курсовой работе: уровень депрессии взаимосвязан с девиантным поведением подростков.

Заключение

В настоящее время, в научной литературе при характеристике девиантного поведения подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются следующие термины: склонность к правонарушениям или противоправным действиям; совершение безнравственных поступков.

Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.

Девиантное поведение – определяется большинством исследователей как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В настоящее время существует несколько классификаций причин отклоняющегося от нормы поведения. Ряд исследователей отклоняющееся поведение и девиантное поведение связывают воедино.

Традиционно причины отклоняющегося от нормы поведения подразделяются на две группы: 1 – причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; 2 – причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам в отдельную группу выделяют причины, связанные с возрастными кризисами.

Таким образом, в курсовой работе были рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию причин девиантного (отклоняющегося) поведения подростков.

Организация системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних регламентируется в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99, №120.

Исследования, проведённые Л. В. Ясман показали, что одной из причин неэффективности системы профилактики в новых условиях является понимание детской преступности исключительно как социально детерминированного явления. Кроме того, проведенный указанным исследователем анализ состояния преступности выявил социально-экономические и культурные факторы, выступающие мощным провоцирующим основанием совершения подростками правонарушений.

Одновременно с этим был зафиксирован целых комплекс личностных предпосылок, среди которых с одной стороны, выступают психические нарушения, алкоголизация, наркотизация, с другой, неблагоприятное воздействие семьи и иного ближайшего окружения, которым во многом определяется формирование и заострение негативных личностных особенностей в неблагоприятных социальных условиях.

Одним из выводов исследования стало определение понятий социально-психологическая дезадаптация и социально-психологическая профилактика как взаимосвязанных компонентов, наиболее адекватно отражают специфику возникновения и предупреждения различного рода девиаций в детской и подростковой среде на уровне взаимодействия личности с обществом и микросредой. В данной курсовой работе эти явления рассматривались как целостная система, имеющая свои собственные закономерности и уровни развития.

Значение социально-педагогических факторов в совершении правонарушений и преступлений в подростковой среде подтверждается в ряде исследований, в которых выявляется связь между противоправным поведением детей и недостатками учебно-воспитательного процесса в школе. Педагогические ошибки и недоработки семейного и школьного воспитания в формировании личности дополняются и усугубляются другими социально-педагогическими факторами, способствующими в известной степени закреплению отрицательных качеств.

Базой для проведенного экспериментального исследования являлась Средняя общеобразовательная школа № 40 города Кемерово. Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики: 1. САН (опросник).; 2. Прогноз; 3. Методика определения уровня депрессии (УД).

Гипотеза подтверждена: уровень депрессии взаимосвязан с девиантным поведением подростков. Был сделан вывод: необходима разработка системы профилактики девиантного поведения подростков.

Одним из путей прерывания воспроизводства негативного социального опыта может стать специальная работа по развитию конкурентоспособной личности, самостоятельно ставящей и решающей задачи саморазвития и самореализации в условиях современного общества (Г.А. Цукерман, Л.М. Митина). Основной идеей такой работы должно стать выявление негативно-заряженных сценариев жизни и выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетентности и создание собственного жизненного плана.

Для получения устойчивых результатов необходимо использовать личностно – ориентированную стратегию в профилактике.

Данная стратегия профилактики, ориентирована на помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации в освоении навыков успешного решения возникающих проблем и затруднений, в личностной самореализации.

Работу на первых двух этапах сопровождения целесообразно поручить специалистам школ, подключая на стадии реализации программ специалистов других ведомств, а эффективность деятельности команды специалистов оценивать комиссией по делам несовершеннолетних с помощью привлечённых специалистов.

Список литературы

1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков//Семья в России – 2005. - №2. – С. 146.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 2006. – 284с.

3. Антонов В.В. О Всеобщей декларации прав человека. – М., 1995. -239 с.

4. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. - М.,1993. -123-147 с.

5. Байков Н.М., Каширина Л.В. и др. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении /опыт комплексного анализа/ Хабаровск 2002.

6. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. № 2. с. 76-89.

7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2003.

8. Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике //Педагогика. – 2000., №7.

9. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков. - 2005. - 224 с.

10. Босанац М. Внебрачная семья. М. - 2001. -96 с.

11. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М. - 2004. -234 с.

12. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г., Проблемы

социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

юных одиноких матерей. Кн. 1. - М., 2008. -86с.

13. Быков А.В. Шульга Т.И., Психологическая служба в утверждениях

социально-дедагогической помощи и поддержки детей и подростков. -М., 2002. -64 с.

14. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности, М. - 1968.-263 с.

15. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988. -184 с.

16. Воспитание детей в неполной семье. - М.,2001.

17. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением. /Учебно- методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

18. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых//под редакцией А.Усачева, 1992. -180с.

19. Всероссийское совещание директоров детских домов и школ

интернатов для детей сирот. – М., - 2006. - 164 с.

20. Вульфов Б.З. Семенов В.Д. Школа и социальная среда

Взаимодействие. - М., 2001. – 213 с.

21. Галагузова М.А. Эволюция понятия «воспитание». //Понятийный

аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр./Отв. Ред. Е.В.Ткаченко. Екатеринбург, 2005. -344 с.

22. Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде.//

Педагогика. - 2009. - № 2. - 292с.

23. Голоднюк М.Н. Зубкова В.И. Предупреждение преступности: Учеб.

Пособие. - М., 1990. -344 с.

24. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: Науч.-метод. сб. / Под редакцией М.А. Галагузовой. - Екатеринбург, 2005. -184с.

25. Государство и дети: Реальности России: Материалы Международной

научной практической конференции - М., 2005. - 320с.

26. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние проблемы. Хабаровск, ДВАГС, 2003.

27. Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г. //Международная

защита прав и свобод человека. - М., 1990. -184 с.

28. Зарецкий В.К., Дубровская М.О. и др. Пути решения проблемы сиротства в России. М., 2002.

29. Иващенко Г.Н. Плоткин М.М. Помочь детям выжить. //Педагогика.- 2003. - №11, С. 64.

30. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М., 2006.

31. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. – М., 2003.

32. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43

33. Ковалёв В.В. «Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., «Медицина». 2002.

34. Крысько В.Г. Социальная психология. Словарь-справочник. Минск, 2001.

35. Конвенция ООН о правах ребенка // ОНН. - Нью-Йорк, 1991г. - 94с.

36. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально психологический и психиатрический аспекты. - Минск, 1988. -184 с.

37. Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи.

//Социал. Работа.-2004.-№1. – С. 86.

38. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

39. Матвеева В.Ф. Социальная педагогика – М., 2003.

40. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М., 1997. -243 с.

41. Наш проблемный подросток. Учебное пособие. /Под ред. Л.А. Реуш. СПб, 2008.

42. Преодоление трудностей социализации детей сирот: Учеб. Пособие.

-Ярославль, 2007. -274с.

43. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.

44. Раттер М. Основы общей психологии. СПб, 2002.

45. Социальная педагогика/Под ред. В.А. Никитина. М.: 2002.

46. Социальная защита молодёжи: вопросы теории и практики. М., 2004.

47. Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.

48. Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 2002

49. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.

50. Ясман Л.С. Психологические аспекты системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Автореферат диссертации д. пс. н., Комсомольск-на-Амуре, 2005.

Примечания

9 Приложений

Покупка готовой работы
Тема: «Профилактика девиантного поведения подростков»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 44
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика