Дипломная работа

«Развитие эмоционального интеллекта как фактор профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте»

  • 169 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 8

1.1. Понятие эмоционального интеллекта: основные подходы 8

1.2. Структура и компоненты эмоционального интеллекта 11

1.3. Возрастные особенности развития эмоционального интеллекта подростков и риски девиаций 15

1.4. Методы развития эмоционального интеллекта 20

1.5. Развитие эмоционального интеллекта как способ профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте 23

Выводы по первой главе 26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ОТРОЧЕСТВЕ 28

2.1. Организация и методы исследования 28

2.2. Программа развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 32

2.3. Анализ результатов исследования 41

Выводы по второй главе 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время проблема влияния и взаимодействия разума и чувств, рационального и эмоционального все больше вызывает к себе интерес. Особенно «эмоционально насыщенным» считается подростковый возраст, в связи с чем проблема развития эмоциональной сферы подростков в психологии занимает одно из ведущих мест.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что возникающие в данный возрастной период эмоциональные нарушения имеют последствия, как, например, разного рода отклонения в поведении, неуспеваемость, трудности общения со сверстниками и взрослыми и более грубые девиации. Кроме того, непонимание и запрет на выражение эмоций приводит к невозможности их психологической переработки и способствует разрастанию психосоматических расстройств. Основным процессом по решению и профилактики таковых проблем могут выступать элементы целенаправленной работы с эмоциональным интеллектом в подростковом возрасте [4, 38].

В настоящее время издается много работ на тему эмоционального интеллекта юношеского возраста. В связи с чем можно судить о недостаточной изученности методов развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

Существенные перемены в эмоциональной, мотивационной и интеллектуальной сфере личности, а также нестабильность, наблюдающаяся у подростков, требуют целенаправленного развития, психологического сопровождения и коррекции.

Подростковый возраст является кризисным периодом развития индивида. Одновременно является и сензитивным по отношению к среде воздействия, так как происходит активное формирование личности как субъекта [7].

Вместе с тем, именно в этом возрасте девиации поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива и впервые начинают представлять проблему, а иногда угрозу для общества.

Можно предположить, что изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков позволит понять и создать предпосылки для минимизации дезадаптивных форм поведения подростков и использовать полученные данные для профилактики данного явления подрастающего поколения в целом.

Цель исследования: изучение развития эмоционального интеллекта как фактора профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Объект исследования: эмоциональный интеллект.

Предмет исследования: развитие эмоционального интеллекта как фактор профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: развитие эмоционального интеллекта

способствует профилактике отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику понятия «эмоциональный интеллект», описать основные подходы в изучении и структуру.

2. Описать возрастные особенности и проблемы развития эмоционального интеллекта подростков.

3. Рассмотреть основные методы развития эмоционального интеллекта (общие и конкретные).

4. Выявить особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и риски девиаций.

5. Разработать и реализовать программу развития эмоционального интеллекта как фактора профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте;

6. Провести сравнительный анализ уровня развития эмоционального интеллекта до и после программы

Теоретико-методологическая основа исследования: труды П. Сэловея и Дж. Мэйера, а также исследования в отечественной психологии,

направленные на изучение понятия «эмоциональный интеллект»: работы С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского. На современном этапе изучения

эмоционального интеллекта -труды Д.В.Люсина, И.Н.Андреевой, О.В.Белоконь, Д.В.Ушакова, О.А.Гулевич.Работы Г.В. Абрамовой, А.А. Амелькова, И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан - по проблемам возрастной психологии, девиантного поведения подростков.

Методы исследования:

I. Теоретические методы: теоретико-методологический анализ, обобщение, синтез научной литературы по проблеме исследования.

II. Эмпирические методы: тестирование. При подготовке программы эмпирического исследования были использованы следующие методики:

1. Опросник Н. Холла для оценки эмоционального интеллекта.

2. Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина.

3. Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» Б.И. Додонова.

4. «Шкала манипулятивного отношения» Т. Банта

111. Методы статистической обработки результатов:Т - критерий Стьюдента, ф- угловое преобразование Фишера.

База исследования:«МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Надыма» ЯНАО Тюменской области.

Выборка исследования: 70 учеников 7-х и 8-х классов в возрасте от 12 до 15 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта подростка и его склонностью к различным девиациям.

2. Разработанная программа по развитию эмоционального интеллекта подростков способствует повышению уровня EQ, а значит более успешной социальной коммуникации и продуктивной эмоциональной направленности, что в совокупности способствует профилактике девиантного поведения.

Научная новизна исследования заключается в том, что на базе среднеобразовательной школы была исследована взаимосвязь развития эмоционального интеллекта и отклоняющегося поведения подростков. Разработана коррекционная программа по развитию эмоционального интеллекта и профилактике отклоняющегося поведения в подростковом возрасте

Теоретическая значимость: полученные в результате исследования данные дополняют теоретически построения, относящиеся к темам эмоционального интеллекта и клинической психологии. Сформирована авторская позиция по проблеме отклоняющегося поведения в подростковом возрасте и его взаимосвязи с эмоциональным интеллектом, который играет значительную роль в формировании личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы практическими психологами, работающими с подростками. Подготовленная программа развития эмоционального интеллекта будет способствовать успешной социальной адаптации, выстраиванию эффективной коммуникации, развитию эмпатии и улучшению успеваемости школьников, в чем и заключается профилактика девиантного поведения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием совокупности методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; применением стандартизированных методик исследования; репрезентативностью и объемом выборки; использованием методов математической статистики, адекватных задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного исследования были представлены на XVI международной научно-практической конференции «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике», г. Москва; на XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Будущее клинической психологии - 2020», г. Пермь; на VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Мой профессиональный стартап», г. Нижний Новгород.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, коррекционно-развивающей программы, выводов, заключения, списка использованной литературы из 80 источников. Работа изложена на 176 страницах, включает 10 таблиц, 7 диаграмм и 6 приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1.1. Понятие эмоционального интеллекта: основные подходы

С начала XX века психология занимается поиском и изучением ответвлением традиционного общего интеллекта - социально-эмоциональной сферы человеческого существа. У истоков стояли ведущие специалисты в области исследования интеллекта, в т.ч. социального - Э. Торндайк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Ч. Спирмен, Г. Айзенк. Они утверждали, что люди имеют различия по умению взаимодействовать с другими, давая разные эмоциональные реакции [5, 40, 49].

Но особенно тщательно к понятию эмоционального интеллекта в 1996 г. подошёл Х. Гарднер. В рамках личностного интеллекта он различал межличностный и внутриличностный интеллект. Аспекты, которые он включил в эти понятия, непосредственно имеют связь с эмоциональным интеллектом. Например, внутриличностный интеллект определяется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением" [6, 53].

Рувен Бар-Он в 1988 г. ввел такое понятие, как интеллект эмоционально- социальный и предположил, что он состоит из многих особенностей, как определенно личных, так и межличностных.И данные навыки, умения и способности, объединяясь, формируют поведение человека. Бар-Он впервые предложил использовать значение EQ - emotionalquotinent, коэффициент эмоциональности, с аналогией IQ - коэффициентом интеллекта [11].

Затем в 1990 г. Кэролин Саарниввела понятие эмоциональной компетентности. Она объединила вкупе социальные навыки, когнитивные способности, эмоциональный опыт и выделила 8 навыков, представляющих данную область. Но смешение характеристик структур эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта в дальнейшем способствовало неопределенности в методах. Вследствие чего Д. Гоулман позже выделил два компонента, составляющих эмоциональную компетентность: личностную и социальную, куда включил элементы, входящие в структуру EQ[18].

В научной, специальной и популярной литературе стало печататься много работ на тему эмоциональной и социальной сфер. Проводились исследования, наблюдения, эксперименты, чтобы собрать как можно больше фактов. Было сделано достаточное количество теоретических разработок.Как верно подметил американский академик Кэррол Изард, уже можно было с полным правом говорить о перевороте в традиционном изучении интеллекта [8, 60].

Стоит отметить, проблемой понимания и идентификации эмоциональных реакций занимались не одни психологи. Психиатры, эволюционные биологи, программисты и т.д., которым удалось выявить различные человеческие способности в изучаемой сфере [12].

Чтобы прийти к общему знаменателю и избежать недопонимания, а также разночтений в области эмоционального интеллекта, в 1990 году ученые США Сэловей П. и Мейер Дж. сделали предложение, чтобы все эмоциональные и социальные навыки и способности составляли единое целостное понятие - "эмоциональный интеллект". Сами же авторы его выделяют как подструктуру интеллекта социального, куда входит отслеживание собственных и чужих эмоций и чувств, умение различать их и пользоваться этой информацией для регуляции действий и мышления [9].

По их мнению, эмоциональный интеллект определяется усвоением, пониманием, умением воспринимать и выражать эмоции, это относиться как к своим эмоциям, так и к эмоциям других[64].

В 1990-х годах стали появляться другие модели, в которых эмоциональный интеллект рассматривался по-другому. Самыми известными являются модели Д. Гоулмана. Он интерпретирует «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетенций, которые создают возможности для эффективной жизни человека[26].

Заключение

Эмоциональный интеллект является психическим образованием, имеющим две составляющие: регулятивную и когнитивную. Регулятивная составляющая обеспечивает возможность регуляции собственных эмоциональных процессов, помогает контролировать эмоции окружающих. Когнитивная составляющая важна с позиции дифференцирования индивидом своих эмоций и чувств других людей.

Эмоциональный интеллект является способностью распознать чувства, а так же вызвать нужные положительные эмоции и управлять негативными чувствами.

В подростковом возрасте возрастает роль межличностного общения, которое является ведущей деятельностью. В этом контексте роль эмоционального интеллекта становится чрезвычайно значимой, обеспечивая успешность общения, осознания своего социального статуса, адаптации в любом коллективе, а значит профилактики девиантного поведения. Кроме того, EQ играет важную роль и в учебной деятельности: умение понимать свои эмоции и управлять ими помогает справиться со страхом перед проверочными испытаниями и показать более высокие результаты.

Целью исследования было доказать возможность целенаправленного развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и изучить его влияние на различные формы отклоняющегося поведения.

Были выдвинуты предположения, что развитие и повышение уровня эмоционального интеллекта у подростков будет эффективно при соблюдении ряда условий (учет возрастных особенностей, использование разнообразных методов развития, регулярность занятий) и будет способствовать профилактике девиантного поведения.

Были получены следующие результаты:

1. Исходный уровень эмоционального интеллекта подростков имеет такие особенности как средний уровень развития, низкий уровень направленность на альтруизм и романтизм, высокий уровень манипулятивного отношения.

2. Была разработана и реализована долгосрочная программа развития эмоционального интеллекта, включающая разнообразные методы, учет возрастных особенностей, регулярность занятий.

3. Разработанная программа развития эмоционального интеллекта показала свою результативность: у подростков стал выше общий уровень эмоционального интеллекта, снизилось манипулятивное отношение, изменилась эмоциональная направленность личности в сторону общения и познания.

4. Развитие эмоционального интеллекта положительно сказалось на успеваемости в подростковом возрасте: в процентном соотношении после программы развития эмоционального интеллекта изменилось число учащихся на оценки «удовлетворительно» и «хорошо». Стало значительно меньше подростков, учащихся на оценки «удовлетворительно» и больше учащихся, имеющих оценки «хорошо».

5. Явления социальной дезадаптации зависят от уровня эмоционального интеллекта: чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем в меньшей степени проявляются социальная дезадаптация, сопутствующие индивидуально-психологические свойства.

6. Существует зависимость между умением выражать и понимать эмоции, стрессочувствительностью ребенка и проявлениями отклоняющегося поведения. Дезадаптация в поведении, трудности в социализации подростков проявляются в большей степени при неумении ребенка выражать и

понимать эмоции и чувства, при его повышенной реакции на обстоятельства, склонности все усложнять.

Таким образом, развитие эмоциональной сферы подростков, эмоционального интеллекта как индивидуально-психологического фактора является условием успешной социальной адаптации, профилактикой отклоняющегося, асоциального поведения.

Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Изд. центр "Академия": Раритет, 2015. - 702 с.

2. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования, 2014. - 250 с.

3. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки, 2013. - 177 с.

4. Амельков, А.А. Основы возрастной психологии: учеб.-метод пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С Плюс, 2016. - 147 с.

5. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии, 2016. - 186 с.

+ еще 75 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта как фактор профилактики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 169
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика