Курсовая работа

«Применение методологии IDEFO при внедрении процессного подхода на предприятии»

  • 57 страниц
Содержание

Введение …. 3

1 Концептуальные положения и возможности языка моделирования

IDEFO …. 7

1.1 Особенности моделирования бизнес-процессов с применением

методологии IDEFO …. 7

1.2 Основные принципы методики разработки функциональных

моделей в среде IDEFO …. 14

1.3 Техника построения и элементы модели IDEFO ….24

2 Проблемы применения методологии IDEFO при внедрении

процессного подхода и пути их решения (на примере сферы услуг) …31

2.1 Рекомендации по внедрению процессного подхода на предприятии

в контексте методологии IDEFO …. 31

2.2 Последовательность действий при моделировании деятельности

предприятия …. 40

2.3 Процессное управление проектами на основе IDEFO-представлений

на примере сферы информационных услуг ….45

Заключение …. 52

Список использованных источников …. 56

Введение

В настоящее время в России многие предприятия пользуются общепринятым на Западе стандартами менеджмента. При этом особенно широко используемыми стандартами описания бизнес-процессов является семейство методологий IDEF. Однако, если еще несколько лет назад, данными стандартами пользовались только аналитики и разработчики информационных систем с целью описания бизнес-процессов на уровне конечных исполнителей, то на данный момент эти стандарты распространяются среди руководителей. Следовательно, встает вопрос использования данных стандартов для управления организацией [1-4].

Отличительной особенностью языка IDEFO является использование в качестве основы естественного языка экспертов, который структурируется с помощью графических средств[5-10].

Это дает возможность эксперту или менеджеру свободно описывать функционирование системы, пользуясь знакомой и удобной терминологией, а, например, системному аналитику (как автору модели) легко и просто перенести описание на естественном языке в графическое представление языка IDEFO. В нотации IDEFO описание системы (модель) организовано в виде иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Вершина этой древовидной структуры представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой, а в ее основании находятся наиболее детализированные описания выполняемых системой функций [12-17].

Методология IDEFO, особенности и приемы применения которой описываются в настоящей курсовой работе, основана на подходе, разработанном Дугласом Т. Россом в начале 70-ых годов и получившем название SADT (Structured Analysis & Design Technique - метод структурного анализа и проектирования). Основу подхода и, как следствие, методологии IDEFO, составляет графический язык описания (моделирования) систем, обладающий следующими свойствами [7-9,17].

1. Графический язык - полное и выразительное средство, способное наглядно представлять широкий спектр деловых, производственных и других процессов и операций предприятия на любом уровне детализации.

2. Язык обеспечивает точное и лаконичное описание моделируемых объектов, удобство использования и интерпретации этого описания.

3. Язык облегчает взаимодействие и взаимопонимание системных аналитиков, разработчиков и персонала изучаемого объекта (фирмы, предприятия), т.е. служит средством «информационного общения» большого числа специалистов и рабочих групп, занятых в одном проекте, в процессе обсуждения, рецензирования, критики и утверждения результатов.

4. Язык прошел многолетнюю проверку и продемонстрировал работоспособность как в проектах ВВС США, так и в других проектах, выполнявшихся государственными и частными промышленными компаниями.

5. Язык легок и прост в изучении и освоении.

6. Язык может генерироваться рядом инструментальных средств машинной графики; известны коммерческие программные продукты, поддерживающие разработку и анализ моделей - диаграмм IDEFO, например, продукт Design/IDEF 3.7 (и более поздние версии) фирмы Meta Software Corporation (США).

Перечисленные свойства языка предопределили выбор методологии IDEFO в качестве базового средства анализа и синтеза производственно-технических и организационно-экономических систем, что нашло свое отражение в федеральных стандартах США.

Тем не менее, многие руководители в России до сих пор расценивают практическое применение моделирования в стандарте IDEFO скорее как дань моде, нежели эффективный путь оптимизации существующей системы управления бизнесом. Вероятнее всего, это связано с ярко выраженным недостатком информации по практическому применению этих методологий и непременным софтверным уклоном абсолютного большинства публикаций [5,11].

Известно также, что практически все проекты обследования и анализа финансовой и хозяйственной деятельности предприятий сейчас в России так или иначе связаны с построением автоматизированных систем управления. Благодаря этому, стандарт IDEF0 в понимании большинства стал неотделим от внедрения информационных технологий, хотя с его помощыо порой можно эффективно решать даже небольшие локальные задачи, буквально при помощи карандаша и бумаги [6,10,12].

Вышеизложенное показывает актуальность выбранной темы, ее значимость на современном этапе развития.

Степень разработанности темы определяется трудами основоположников методологий SADT и IDEF: Дугласа Т.Росса, Дэвиса Марка, Клемента Мак Гоуэна, Р.Дж.Майера, С.П.Мензеля, М.К.Пайнтера, П.С. Де Витте, Т.Давенпорта и др. [1,7,11].

В развитие и практическое применение методологии IDEF при внедрении процессного подхода на предприятиях в нашей стране вносят огромный и бесценный вклад такие ученые и специалисты, как: Г.Верников, О.Волков, Е.А.Галактионов, М.В.Герман, А.В.Дворников, В.Е.Елиферов, В.В.Ильин, Г.Н.Кальянов, М.С.Каменнова, Н.В.Киселева, А.В.Кониченко, В.В.Крохин, О.Г.Лаптева, В.А.Окулесский, В.В.Репин, С.В.Рубцов, Е.Серова, З.А.Темердашев, Ю.А.Цепов. В этом же ряду следует назвать белорусских авторов А.Г.Курьяна и П.С.Серенкова.

Цель выполнения работы: определить особенности применения на современном этапе методологии IDEFО и дать рекомендации по внедрению процессного подхода на предприятии в контексте языка моделирования IDEFО.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач.

1. Выявить отличия методологии IDEFО при ее применении в целях моделирования бизнес-процессов.

2. Сформулировать основные принципы методики разработки функциональных моделей в среде IDEFО.

3. Дать рекомендации по внедрению процессного подхода на предприятии с использованием методологии IDEFО.

4. Определить последовательность действий при моделировании деятельности предприятия и предложить алгоритм процессного управления проектами на основе IDEFО – представлений на примере сферы информационных услуг.

При написании данной курсовой работы использовались:

а) специальная литература в виде научных монографий, практических руководств по методологии IDEFО;

б) публикации из периодических изданий;

в) электронные ресурсы из сети Интернет.

Всего – 17 источников.

Кроме того, использовалась информация о деятельности организаций сферы финансовых услуг и сферы информационных услуг. При этом применялись такие методы ее обработки, как: графической визуализации (14 рисунков), а также методы суперпозиции, сравнительного и системного анализа и моделирования бизнес-процессов

Заключение

Анализ материалов проведенного исследования позволяет сформулировать следующие обобщения и выводы.

1. IDEFO - это, прежде всего метод графического моделирования, результатом применения которого являются карты процессов (диаграммы) и сопроводительные отчеты, описывающие (характеризующие) отдельные элементы карт. Также могут формироваться обобщающие и сквозные отчеты, но это уже зависит от возможностей применяемого для моделирования программного обеспечения.

2. IDEFO моделирует деятельность, основа методологии - построение древовидной функциональной модели деятельности.

3. Методология IDEFO может использоваться для моделирования широкого круга автоматизированных или неавтоматизированных систем или предметных областей, включая любые возможные комбинации аппаратного и. программного обеспечения, машин, процессов и людей.

4. Наглядность графического языка IDEFO делает модель вполне читаемой и для лиц, которые не принимали участия в проекте ее создания, а также эффективной для проведения показов и презентаций. В дальнейшем, на базе построенной модели могут быть организованы новые проекты, нацеленные на производство изменений на предприятии (в системе).

5. При создании новых систем IDEFO можно использовать сначала для задания требований к системе и ее функциям, а затем для разработки собственно системы, которая соответствует заданным требованиям и исполняет заданные функции. При работе с существующими системами с помощью IDEFO можно анализировать выполняемые системой функции и документировать механизмы (средства), которыми это достигается.

6. При проведении сложных проектов обследования предприятий, разработка моделей в стандарте IDEFO позволяет наглядно и эффективно отобразить весь механизм деятельности предприятия в нужном разрезе. Однако самое главное - это возможность коллективной работы, которую предоставляет IDEFO.

7. Управление современными предприятиями и процессами в условиях высокой динамики среды функционирования требует нового подхода – сочетания структурного анализа и синтеза временных диаграмм. При определенных ограничениях можно получить результаты, позволяющие реализовать на базе такого подхода систему процессного управления проектами в сфере информационных услуг. Практический опыт успешного функционирования предприятия в сложных условиях доказывает, что дополнение моделей IDEFO диаграммами Гантта может быть успешно использовано в системе процессного управления проектами.

8. IDEFO – это методика моделирования, основанная на объединении графики и текста. Данная методика обеспечивает понимание системы, ее анализ, логику потенциальных изменений. IDEFO модель составляется из иерархического ряда диаграмм, которые постепенно отображают увеличивающиеся уровни подробных функций описания и их интерфейсов внутри системы. Таким образом, IDEFO представляет собой методику проведения различных видов анализа. А именно: анализа технологий и управления бизнес-процессов, анализа доходов и затрат, функционального анализа при проектировании систем автоматизации.

Предложения, направленные на решение проблем, выявленных в ходе исследования, основываются на сделанных выводах и сводятся, в основном, к следующему.

1. Для описания новых бизнес-процессов рекомендуется тщательно ознакомиться с предметной областью, в которой строится диаграмма. Необходимо также ознакомиться с тем, как решаются аналогичные задачи в других организациях. Особо рекомендуется обсудить предлагаемую схему с предполагаемым конечным исполнителем и со службами, которые, возможно, будут участвовать в реализации данного бизнес-процесса.

2. Механическое следование требованиям стандарта IDEFO приводит, как правило, к игнорированию интерфейсов БП или к неполноте их описания. Основная проблема заключается не в том, что большая часть логики БП оказывается упущенной (ее можно восстановить позже), а в том, что логика операций, которые должны принадлежать одному из БП, часто возлагается проектировщиком на другие БП. Тем самым еще больше разрушается структурная однородность и универсальность представления БП. В данной работе изложен способ унификации описания БП, применение которого проектировщиком позволяет избежать таких рисков. Однако насколько предложенный подход к унификации описания БП будет полезен конкретному проектировщику БП, зависит в сильной степени от его личных пристрастий, опыта успешно реализованных проектов и иных обстоятельств.

3. Сущность рекомендаций, сформулированных в данной работе, выражается в направленном сужении стандартов организационного проектирования. Целью такого сужения является «погружение» проектировщика в мир строгих абстракций, предлагаемых системной идеологией и общей теорией управления.

4. Для поддержания актуальности базы первичных документов целесообразно оформить распоряжение по предприятию, запрещающее использовать документы, отсутствующие в реестре документов, и, в случае необходимости использования таких документов, обязать исполнителей провести их обязательное представление и регистрацию у лица, ответственного за поддержание актуальности и оформление реестра новых документов.

5. Описание и количественная оценка преобразований требуют создания математических моделей, которые должны отображать (имитировать) физические, экономические, организационные, финансовые, логические и т.п. отношения между сущностями, входящими в IDEFO – модель, разворачивающиеся во времени.

6. Исходя из общих соображений, связанных с возможными областями применения функционального моделирования и структурного анализа предприятий и организаций, можно указать несколько классов математических моделей, которые найдут применение в качестве средств описания процессов и явлений, протекающих в IDEFO – блоках. К их числу, в первую очередь, относятся:

а) распределительные модели теории исследования операций (оптимальное распределение ресурсов);

б) модели теории массового обслуживания (детерминированные и статистические);

в) модели теории управления запасами;

г) транспортные модели;

д) динамические модели передачи сигналов (детерминированные и стохастические);

е) регрессионные и корреляционные прогностические модели (в т.ч. модели, предсказывающие вероятность возникновения редких событий);

ж) некоторые модели теории игр

Список литературы

1. Беккер Й., Кугелер М., Роземанн М. Менеджмент процессов SAP. Электронная книга. Формат: pdf. Размер: 41,7 Мб.

2. Дубейковский В.И. Эффективное моделирование с All Fusion Process Modeler. – М.: Диалог – МИФИ, 2007. – 384 с.

3. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 319 с.

4. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 240 с.

5. Кониченко А.В., Цепов Ю.А. Дополнение IDEFO-моделей диаграммами Гантта при управлении проектами // НТ сборник. Владимир ГТУ (Муромский институт). – 2005. Ч. I, с. 47-53.

6. Курьян А.Г., Серенков П.С. Использование IDEFO для описания и классификации процессов в рамках системы качества МС ПСО семейства 9000 версии 2000. – Минск: Электронный ресурс, 2002. – 7 с.

7. Марка Д.А., Мак Гоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования SADT. – М.: Метатехнология, 1993. – 240 с.

8. Методология IDEFO/Стандарт. Русская версия. – М.: Метатехнология, 1993. – 220 с.

9. Методология функционального моделирования IDEFO. Руководящий документ. Изд. официальное. – М.: Госстандарт России, 2000. – 74 с.

10. Окулесский В.А. Функциональное моделирование – методологическая основа реализации процессного подхода. – М.: Электронный ресурс, 2002. – 11 с.

11. Программа дисциплины «Моделирование и анализ бизнес-процессов» для направления 080700.62 «Бизнес-информатика» (вторая ступень ВПО). – Пермь: ГУ ВШЭ, Пермский филиал, 2008. – 9 с.

12. Серова Е. Современные методологические и инструментальные подходы моделирования бизнес-задач // International Book Series «Information Science and Computing» Электронная версия доклада на XIV Международной конференции «Knowledge-Dialogue-Solution» KDS-2008, Varna, Bulgaria, июнь-июль 2008. – 11 с.

13. Темердашев З.А., Киселева Н.В., Лаптева О.Г. Анализ современных инструментов процессного моделирования при построении системы управления окружающей средой. – Краснодар: ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет». Электронный ресурс. – 8 с.

14. Алпатова Н. Процессный подход как основа ISO 9001:2000 // w*w.ippnou.r*/print/002426.

15. Герман М.В., Галактионов Е.А. Применение методологии структурного анализа и проектирования SADT/IDEFO как инструмента менеджмента качества // w*w.hsb.tsu.r*/content.

16. Методика реализации матричного принципа организации управления на основе процессного подхода // w*w.ftcom.r*/articles.

17. Стандарты и методологии моделирования бизнес-процессов // w*w.connect.r*

Примечания

Отличная работа, написанная на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза.

Покупка готовой работы
Тема: «Применение методологии IDEFO при внедрении процессного подхода на предприятии»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 57
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика