Дипломная работа

«Конкурентоспособность организации в условиях рынка»

  • 98 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 7

1.1 Понятие, условия и виды конкурентоспособности 7

1.2 Критерии, факторы и параметры конкурентоспособности 17

1.3 Методика оценки конкурентоспособности 28

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ 40

2.1 Организационно-правовая характеристика организации 40

2.2 Организационно-экономическая характеристика 44

2.3 SWOT-анализ ООО «Стройматериалы» 49

2.4 Анализ эффективности и проблемы управления производством 52

2.5 Использование форм и методов управления в ООО «Стройматериалы» 62

3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 67

3.1 Оценка объема реализованной продукции и ее ассортимента 67

3.2 Анализ маркетинговой деятельности и конкурентоспособности организации 69

4 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 79

4.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Стройматериалы» 79

4.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96

ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Введение

В последнее время Российская экономика переживает сложный период становления, промышленные предприятия проходят трудный эволюционный путь перехода от командно-административной к рыночной системе. Рост, развитие и повышение конкурентоспособности – эти вопросы волнуют в настоящее время каждого руководителя. В наших условиях чаще всего управляемость предприятий отстает от темпов их развития, а увеличение доли рынка тормозится неэффективными производственными процессами, что приводит к серьезным проблемам. Каждый руководитель предприятия выбирает свой путь, но существуют общие тенденции и законы промышленного роста и повышения конкурентоспособности. Чаще всего они заключаются в необходимости установления и поддерживания баланса между различными его составляющими: развитием организационной структуры и систем управления, обновлением оборудования, ведением научно-технологических разработок новых видов продукции, увеличением объемов выручки, наращиванием рыночной доли и ускорением темпов развития общества, усилением мотивации работников и повышении их квалификационного уровня. Другими словами рекомендуется проявлять инновационную активность, для обеспечения роста производства и конкурентоспособности.

Конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что повышение конкурентоспособности предприятий необходимо для их успешного функционирования в условиях рыночной экономики и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе. Другими словами, чтобы добиться успеха в условиях жесткой конкурентной среды организация должна четко представлять свои рыночные позиции и уровень конкурентоспособности. Это знание поможет ей не только удержаться на плаву, но позволит спланировать стратегию и тактику ведения успешной конкурентной борьбы.

Исходя из вышесказанного, определим цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования – анализ конкурентоспособности предприятия с дальнейшим определением путей ее повышения.

Объект исследования – организация ООО «Стройматериалы», пос. Яблоновский Республика Адыгея.

Предмет исследования – пути повышения конкурентоспособности организации в условиях рынка.

Задачи исследования:

― изучение теоретических основ анализа качества и конкурентоспособности продукции;

― оценка организационно-экономического состояния организации ООО Стройматериалы;

― анализ качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

― составление рекомендаций по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых и исследователей по проблеме управления качеством продукции и его значения в обеспечении спроса и предложения, таких как: Басовский Л. Е., Протасьев В.Б., Бочаров В.В., Павлова Л.Н., Михайлова Р., Cюч Э.О., Дульнева В.В. и др.

Информационной базой исследования явились материалы периодических изданий, электронной сети Internet и материалы организации ООО «Стройматериалы».

В ходе написания дипломной работы были использованы следующие основные методы исследования:

― обзор литературы по проблеме исследования;

― статистико-математический анализ;

― структурно-логический анализ.

Структура работы обусловлена ее задачами и включила в себя: введение, четыре раздела, заключение, список использованных источников и приложения.

Заключение

В ходе написания выпускной квалификационной работы, были составлены следующие основные выводы:

1) под конкурентоспособностью понимают свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке; способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке; характеристику, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

2) на конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы: нормативные; технические; экономические; организационные. К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят: экономический потенциал и темпы роста экономики; уровень развития науки техники; участие в международном разделении труда; динамичность и емкость внутреннего рынка; социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию; гибкость финансовой системы; государственное регулирование экономики; обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

3) в настоящее время существует большое количество методик анализа конкурентоспособности организаций. Оценка конкурентоспособности должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата. Основополагающей при анализе конкурентоспособности является методика, предложенная Белоусовым В.Л.

4) схема организационной структуры управления ООО «Стройматериалы» является линейно-функциональной. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. ООО «Стройматериалы» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствие с существующими нормами и законодательством РФ.

5) ООО «Стройматериалы» осуществляет свою деятельность недостаточно полно и эффективно и в его деятельности существуют моменты, которые должны быть решены с помощью грамотного управления, как капиталом предприятия, так и трудовыми ресурсами.

6) результаты SWOT-анализа по ООО «Стройматериалы» позволяют более объективно дать оценку состояния предприятия и спланировать комплекс действий направленных на повышение конкурентоспособности производства и определить приоритеты совершенствования системы управления предприятием и оптимизации организационной структуры предприятия.

7) проанализировав показатели эффективности управления в динамике, можно говорить о том, что управление в анализируемой организации осуществляется недостаточно эффективно. Данную ситуацию подтверждают и такие итоговые показатели, как коэффициенты экономической эффективности результативности и управления, не соответствующие рекомендуемым нормам, но имеющим дальнейшую позитивную тенденцию роста.

8) активность организации характеризуется низкой эффективностью управления производством и использованием имущества предприятия ООО «Стройматериалы». Другими словами, показатели эффективности управления производством ООО «Стройматериалы» оцениваются как неудовлетворительные, не обеспечивающие его стабильную производственно-коммерческую деятельность в предстоящем и последующих годах.

9) полученные в ходе анализа эффективности производственной и управленческой деятельности ООО «Стройматериалы» результаты, свидетельствуют о том, что предпринимателю необходимо продумать свою стратегию деятельности на рынке в целом, так как в деятельности организации существует довольно большое количество проблем.

10) ООО «Стройматериалы» не имеет собственного отдела маркетинга, но функции маркетолога и директора по маркетингу выполняются администратором и менеджером по сбыту организации, с расчетом, на то, что они наилучшим образом поспособствуют достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса, географическое расширение рынка, выявление новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Показатель конкурентоспособности ООО «Стройматериалы» имеет высокий показатель, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности организации по результатам 2009 г. При расчетном значении КФ = 1,5 организации ООО «Стройматериалы» по итогам 2009 г. занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Для организации характерно тесное взаимодействие с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы

На основании составленных выводов, были разработаны следующие основные рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности организации ООО «Стройматериалы».

Для повышения конкурентоспособности организация должна обратить внимание на следующие моменты:

― технический и технологический уровень производства;

― высокое качество продукции при сравнительно низких издержках на всех стадиях производственного цикла;

― применение современных методов организации и управления, информационных технологий;

― квалификация персонала;

― активная инновационная деятельность;

― наличие финансовых ресурсов;

― четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание);

― наличие высокой организационной культуры, благоприятной репутации, имиджа.

Итак, организации необходима информационная система, которая бы обеспечивала сбор и надлежащий учет всех доходов и расходов всюду, где это возможно. Решить эти задачи позволит создание системы учета и отчетности, структуры измерителей результатов работы руководителей, которые, как правило, далеки от совершенства в любых производственных организациях.

В условиях высокой конкуренции среди производителей, важнейшими факторами, определяющими успех на рынке, являются повышение производительности труда и качества продукции как факторов конкурентоспособности. Кардинальным решением проблемы конкурентоспособности производства для России является автоматизация.

Еще одним мероприятием, повышающим эффективность управления производством в ООО «Стройматериалы» является реструктуризация организационной структуры управления.

Еще одним направлением повышения эффективности управления производством, влекущим за собой повышение конкурентоспособности, станет его наращивание. Так, например, уставный капитал может быть увеличен либо за счет дополнительной эмиссии акций, либо без привлечения дополнительных инвестиций. Увеличение уставного капитала без привлечения дополнительных инвестиций возможно только в пределах суммы нераспределенной прибыли. Для повышения собственных финансовых гарантий общества целесообразно увеличить размер его уставного капитала до 20% от общей суммы собственного капитала за счет части средств добавочного капитала.

Список литературы

1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Под ред. П.П. Табурчака – Ростов–на-Дону: Феникс, 2009.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2009.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2007.

5. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007.

6. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. / М.А. Вахрушина. – М.: Омега-Л, 2007.

7. Вествуд Дж. Маркетинговый план. — СПб: Питер, 2009.

8. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. – М.: Элит, 2009.

9. Грачёв А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Финпресс, 2010.

10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2009.

11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М., 2007.

12. Ковалык В.Н. Теория и практика управления. – М.: Канди, 2009.

13. Костылев В.А. Бухгалтерский и налоговый учет в организации // Аудиторские ведомости. – 2007. - № 4.

14. Лифиц И. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт – М, 2009.

15. Нищев С.К. Маркетинг: необходимость и проблема анализа конкурентного положения предприятия на рынке (российская специфика). // Вопросы менеджмента. – 2007. - № 1.

16. Одинец В.П., Тарасевич В.М., Цацулин А.Н. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. – СПб.: СПбУЭФ, 2007.

17. Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2010.

18. О' Шоннесси Дж. ПринцОООы организации управления фирмой. - М., 2008.

19. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

20. Родионов Н.В., Радионова С.П. Основы финансового анализа: Математические методы. Системный подход. – СПб.: Альфа, 2009.

21. Романов А.Н., Корлютов Ю.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Банки и Биржи, 2008.

22. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 2009. - 415 с.

23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – Минск: Новое знание, 2008.

24. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Подхватилин Н.В., Амшунас М.Р. Новые технологии управления персоналом. - СПб., 2007.

25. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2010.

26. Cюч Э.О., Дульнева В.В. PI System: от интеграции к эффективному управлению производством. // RM Magazine. – 2007. - № 6.

27. Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009.

28. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

29. Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления. - М.: Дело, 2010.

30. Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007.

31. Экономика. / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2007.

32. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. - М.: Проспект, 2007.

33. Этрилл П. Финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2007.

Примечания

Отличная работа, в наличие приложения (бух. отчетность за 3 года).

Покупка готовой работы
Тема: «Конкурентоспособность организации в условиях рынка»
Раздел: Финансы
Тип: Дипломная работа
Страниц: 98
Цена: 580 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика