Реферат

«Развитие теории организации во второй половине 20 века.»

  • 37 страниц
Содержание

Введение 4

1 Классическая теория организации 5

1.1 Научное управление 5

1.2 Теория организации 9

1.3 Бюрократическая теория организации 12

2 Всеобщая организационная наука - тектология 13

3 Факторы эффективной организации 14

4 Теории организации второй половины 20 века 17

4.1 Теория административного поведения 17

4.2 Теория Гласиер 19

4.3 Формирование жизнеспособной структуры 21

4.4 Теория организационного потенциала 23

4.5 Теория институтов и институциональных изменений 29

4.6 Ресурсная теория организации 31

5 Современные направления теоретических разработок 33

Заключение 37

Библиографический список 38

Введение

Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими.

Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования - формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.

Рассмотрение развития искусства управления является важной и актуальной темой так как от изученности этой проблемы зависит успешность функционирования компаний.

Цель данной работы раскрыть основные теории организации во второй половине 20 века, однако начинать рассмотрение этого вопроса без рассмотрения классических теорий с моей точки зрения - неправильно. Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций.

Фрагмент работы

1 Классическая теория организации

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г.Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, ГЛ. Таун, М.Л. Кук; собственно теории организации - А. Файоль, Дж.Д. Лизни, А.С. Рейлц, Л. Урвик; бюрократической теории - М. Вебер.

Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф.У. Тейлором и его последователями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого - работа, выполняемая в низовом звене организации. Исследования по собственно теории организации стали проводиться на систематической основе в период 1890 - 1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований - вся организация, а не просто работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности. Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в трудах Макса Вебера. Рассмотрим более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.

2 Всеобщая организационная наука - тектология

В изданных в 1920-е годы научных работах, в том числе в монографии «Всеобщая организационная наука (тектология)», выдающийся русский ученый Александр Александрович Богданов сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества в целом и разработать концепцию триединой организации - вещей, людей и идей. Богданов сформулировал задачу - вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех систем. Был выдвинут целый ряд идей, таких, как понятия «управляющей и управляемой системы», «обратной связи», «моделирования», универсальный закон физиологических затрат энергии.

По мнению Богданова, предметом научного обобщения должны стать организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в психических и физических комплексах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они, по мнению Богданова, действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей). Он высказал идею необходимости системного подхода к изучению организации, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организованное целое оказывается больше простой суммы его частей. При этом элементы всякой организации проявляются в «активностях» и «сопротивлениях». Их сочетания сводятся к трем типам организации - организованным, дезорганизованным и нейтральным комплексам.

3 Факторы эффективной организации

Исследования Ренсиса Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Согласно Лайкерту, эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Разработанная Лайкертом «система-4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через:

• процесс выдвижения целей;

• принятие решений;

• контроль;

• децентрализацию.

Менее эффективные организации побуждают руководителей к следующим действиям:

• разбить общие действия на простые составные части или задания;

• разработать наилучший способ выполнения каждой из этих составных частей;

• нанять людей с соответствующими способностями и квалификацией для выполнения каждого из этих заданий;

• обучать этих людей выполнению задания особым наилучшим способом;

• осуществлять руководство, контроль выполнения заданий, хронометрирование работ;

• использовать поощрения в форме индивидуальной или групповой сдельной оплаты труда.

4 Теории организации второй половины 20 века

4.1 Теория административного поведения

Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принципам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового человека» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом. Саймон предложил концепцию «административного работника», который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.

С точки зрения Саймона, организации могут упростить процесс принятия решения организацией - ограничить цели, на которые направлена деятельность. Саймон указывает, что цели влияют на поведение, только когда они являются частью решения о том, каким должно быть поведение. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений. Ценностные предпосылки являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения. Четко установленные цели позволяют различать приемлемые и неприемлемые (или более приемлемые и менее приемлемые) варианты решений.

Конечные цели организаций могут служить отправной точкой для конструирования цепочек «средства - цели», включающих следующий комплекс действий:

• выбор общей цели, которую необходимо достичь;

• нахождение набора средств из широкого спектра для достижения данной цели;

• принятие средств достижения цели, в свою очередь, в качестве новых подчиненных целей и поиск более детальных средств для их достижения и т.д.

Заключение

Подведем итоги рассмотренного материала.

Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными. Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными.

Существующие теории различаются по способу их разработки. Некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пытаются описывать «лучшую» организацию. В литературе различают также теории, в которых сделан акцент на задачах подразделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом. Эти различия в подходах и предмете анализа затрудняют разработку общей теории формирования организаций. Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы ниже.

Доминирующие факторы XX века:

• Отделение управления от собственности

• Рост крупных организаций

• Развитие наук о человеке

• Развитие точных наук

• Утверждение рыночных отношений

• Доминирующие факторы II половины XX века

• Революционные перемены в технологии

• Сложность и наукоемкость продуктов

• Глобализация производства и рынков

• Информационные технологии

• Многообразие потребительского спроса

• Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций

Последние десятилетия, ознаменовавшиеся стремительными переменами в технологии, возрастающей сложностью и наукоемкостыо производства, его глобализацией и распространением современных информационных технологий, дали новый мощный толчок теоретическим обобщениям и прикладным научным исследованиям в управлении.

Список литературы

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: 2000. – 366 с.

2. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

3. Коренченко Р.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ПГУ, 2001. – 527 с.

4. Латфуллин Г. Р. Теория организации: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, А. В. Райченко – СПб.: Питер, 2003. – 400 с.

5. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД., 2001 с. 552.

6. Милнер Б. З. Теория организации [Текст]: Учебник. 5 – е изд. пер. и доп. – М.: Инфра – М, 2006. – 720 с.

7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1999. - 480 с.

8. Ойхман Е. Г. Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 2004 с. 642.

9. Поршнев А. Г. Управление организацией: Учебник/под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатиной. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 420 с.

10. Прокофьева Ж. В Менеджмент. Учебное пособие/ под ред. Прокофьевой Ж. В. – М.: 2000. – 254 с.

11. Румянцева З. П. Общее управление организацией: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2001.

12. Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений-М. «ЮНИТИ», 2005. – 463 с.

13. Смирнов Э. А. Теория организации [Текст]: Учебное пособие для вузов – М.: Аудит, Юнити 2003. – 375 с.

14. Уколов В.Ф. Теория управления: Учебник. М.: экономика, 2003., с. 576.

15. Чуйкин А. М. Основы менеджмента: Учебник / А.М. Чуйкин - Калинингр. - 2001. – 525 с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика