Курсовая работа

«Типы рыночных структур»

  • 39 страниц
Содержание

Содержание

Введение 3

1. Типы рыночных структур 5

1.1 Чистая конкуренция 5

1.2 Чистая монополия 8

1.3 Монополистическая конкуренция 14

1.4 Олигополия 17

2. Современное состояние монополистической конкуренции на Российском рынке. Российский рынок торговли лекарствами 23

Заключение 35

Список литературы 38

Введение

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

В рыночной экономике имеют место четыре рыночных структуры: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией и занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. Монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что наличие рыночных структур и их способность работать в режиме рыночной конкуренции определяет конкурентоспособность страны, которая является показателем состояния и перспектив развития национальной экономики, основой для участия в международном разделении труда и торговле.

Развитие рыночной экономики и обеспечение равной конкуренции требует проведения целенаправленной и последовательной государственной политики по обеспечению экономической свободы. Повышение эффективности хозяйственной системы в современных условиях связано с преодолением противоречия между необходимостью, с одной стороны, государственной поддержки национальных монополистов на мировых рынках и развитием конкурентной среды для участников внутреннего рынка, с другой.

Основная цель работы состоит в изучении характеристик рыночных структур и особенностей их развития.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать понятие рыночных структур и рассмотреть их типы.

2. Показать сущность каждой рыночной структуры.

3. Раскрыть особенности развития рыночных структур на практике.

Объектом для исследования послужил рынок, а также различные рыночные структуры, осуществляющие свою деятельность на рынке.

Предметом исследования является деятельность, осуществляемая различными типами рыночных структур и взаимодействие между ними.

При написании данной курсовой работы использовались следующие методы исследования: сравнение, фактический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование.

Источниками информации послужили труды ученых-специалистов.

Фрагмент работы

1.1 Чистая конкуренция

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Рынок, где господствует чистая конкуренция, - исторически самый развитый и простой для ценообразования и обмена. Он состоит из множества продавцов и покупателей одноимённого товара. Ценообразование здесь складывается на основе спроса и предложения. Механизм обмена прост и удовлетворяет всех продавцов и покупателей. Если кто-то из продавцов назначает повышенную цену, его товар не покупается или не реализуется. В то же время некоторые продавцы определяют цену ниже рыночной, т.к. не хотят терять часть дохода. Продавцы на таких рынках не тратят много времени и средств на реализацию политики цен.

Так как на рынке совершенной конкуренции имеется в наличии большое число продавцов и покупателей, множество фирм, отсутствие ценовой дискриминации, когда производители и покупатели приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели, то доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна. Ни одна из фирм не способна сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта. Поэтому в условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (т.е. абсолютно эластична).

Важным фактором также является мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё. В качестве предпосылки рассматривается однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции и абсолютная информированность всех производителей и потребителей.

В чисто конкурентной экономике предприниматели в интересах получения прибыли стремятся к такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение запросов потребителей. Равенство долговременного периода цены и минимума средних издержек показывает, что фирмы заинтересованы использовать самые совершенные технологии и с учётом своих издержек производства назначать самую низкую цену на производимую продукцию. Конкурентная система цен будут перераспределять ресурсы в ответ на изменения в потребительских вкусах, технологии или запасах ресурсов с тем, чтобы поддерживать эффективность такого распределения длительное время.

Поскольку доход, приносимый фирме каждой дополнительной единицей продукции, достаточен для покрытия средних переменных издержек, каждая единица, проданная по определённой цене, вносит хотя бы небольшой вклад в покрытие постоянных издержек и фирме выгоднее продолжать процесс производства, ибо убытки будут меньше, чем в случае приостановки производства.

В ситуации, когда цена единицы продукции опустилась до самого низкого уровня, и фирма уже не может получать прибыль, выгоднее приостановить производство на неопределённый срок.

Таким образом, фирма будет вести производство, когда валовый доход превышает совокупные переменные издержки, что позволяет покрывать их. Она может минимизировать расходы за счёт ведения производства в случае, если простой экономический расчёт покажет, что она должна закрыться ввиду убыточности, так как в результате производства покрываются часть или все постоянные издержки производства. Прибыль фирмы максимизируется при таком объёме производства, когда валовый доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма будет минимизировать убытки при производстве такого объёма продукции, при котором валовые издержки превышают валовый доход на минимальную величину. Вместе с тем, если нет возможности обеспечить превышение валового дохода над переменными издержками, фирме целесообразно минимизировать убытки путём закрытия производства.

1.3 Монополистическая конкуренция

Конкуренция в условиях монополистической конкуренции выражается в том, что на рынке выступает не один, а несколько десятков производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист и не масса продавцов, их число умеренное. Каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь рынок, а его часть и имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка не позволяет им достичь сговора в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает их действия независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значимыми.

Лёгкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. В отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

Важную роль в дифференциации продукции играет неценовая конкуренция. Если купленный товар постоянно ломается, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

В условиях научно-технического прогресса стремительно увеличивается число предлагаемых услуг и товаров. Важную роль в их проталкивании играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, различающиеся качеством, объемом оказываемых услуг при продаже товаров, размещением торговых точек относительно маршрута движения покупателей, стимулированием сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы делают акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и клейма оберегает товары от копирования и подделок.

Таким образом, товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными свойствами, качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизованным. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных различий между продуктами или из-за предполагаемых различий.

Дифференциация продукта вытекает из многих условий: особенности конструкции товара, его формы, окраски и упаковки, оригинальной рекламы, особой торговой марки и товарного знака, особого набора услуг, сопровождающих реализацию данного товара, конкретного местоположения торгового предприятия, персональных свойств продавца (репутации, любезности, деловой сноровки).

На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет не большую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм превосходят 1%, т.е. процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.

Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходства, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность [7, стр. 198].

Развитие предприятий в условиях монополистической конкуренции имеет свои преимущества, ибо механизм вступления в конкретную отрасль достаточно прост. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики, что привлекает производителей.

Механизм действия рынка в условиях монополистической конкуренции следующий. В краткосрочном периоде прибыль фирмы, ориентированная на предельные издержки, побудит другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и приведет к разорению ряда фирм. Убытки же вызовут массовый выход фирм из отрасли, и это будет продолжаться до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. В ситуации, при которой цена просто покрывает издержки на единицу продукции (в издержки входит и нормальная прибыль) в долговременном периоде достигается положением равновесия.

На рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их количество, но благодаря полной занятости ресурсов производить такое же или большее количество продукции, что усилило бы монополистическую тенденцию в экономике и сузило рамки конкуренции. Цена и объем производства монополистических фирм не очень отличаются от цен и объема производства в условиях чистой конкуренции. Фирмы и покупатели выигрывают за счет того, что на рынок поставляется более широкая номенклатура изделий, а чем больше дифференция продукта, тем выше степень удовлетворения разнообразных потребительских вкусов.

Монополистическая конкуренция не обеспечивает ни эффективного использования ресурсов, ни производственной эффективности. Монополии, как правило, недоиспользуют ресурсы и производят объем продукции ниже оптимального. В силу этого такие фирмы несут более высокие издержки на единицу продукции, чем возможный минимум. В связи с этим естественно, что монопольные цены устанавливаются на несколько более высоком уровне, чем при чистой конкуренции (иначе не будет достигнуто равенство нормальных прибылей).

Заключение

Заключение

Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Структура рынка определяет степень его конкуренции. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции.

На протяжении эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции с каждым разом учитывалось все больше обуславливающих её факторов. Однако ни одна из приведенных моделей несовершенной конкуренции не позволяет ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

Близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики в высокой степени монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. Так же особую проблему представляют собой естественные монополии. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

Список литературы

Список литературы

1. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России 2007.

2. Акчурин Р.Д. Методика исследования монополистического рынка // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2007. - №6.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., 2007г.

4. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. – М.: Высшая школа, 2007.

5. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. - Российский экономический журнал, 2005, №3.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория – М.:2005.

7. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 2004.

8. Костина Г. Искушение низким качеством. Эксперт № 3. 2005.

9. Костина Г. Пришло время русских липосом. Эксперт № 48. 2006.

10. Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна? Бизнес № 101. 2006.

11. Лузин С.П., Павлов К.В. Соотношение государственных и рыночных методов экономического регулирования в условиях переходного периода. - Апатиты, Изд. КНЦ РАН, 2007.

12. Макроэкономика: Учебное пособие./ М.К. Бункина, В.А.Семёнов. – М.: Эльф К – пресс, 2006.

13. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 2005.

14. Мамедов О.Ю. Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

15. Нуреев Р. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 2007, №12.

16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М.:2004

17. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №2.

18. Хорошавина Н. Температура кристаллизации. Эксперт № 32. 2006.

19. Хорошавина Н. Побочный эффект. Эксперт № 38. 2007.

20. Экономика: Учебник / Под. ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2005.

21. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю С.Л – М, 2006.

22. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М. «ГНОМ-ПРЕСС», 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «Типы рыночных структур»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика