Реферат
«Основные этапы развития педагогики и образования»
- 26 страниц
Введение 3
1. Сущность и функции педагогики 4
2. Этапы развития педагогики и образования 6
2.1.Возникновение педагогики и системы образования 6
2.1. Древний мир 8
2.2. Эпоха Возрождения 12
2.3. Средние века 14
2.4. Развитие педагогики в России 16
3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов 19
3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей. 19
3.2.Этапы реформирования. 20
Заключение 25
Литература 26
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты чело-веческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей вос-питывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже сущест-вовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся от-раслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосыл-ки последней.
Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - по-требности жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни-людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспита-ние подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Целью данной работы является рассмотрение основных этапов разви-тия педагогики и образования.
1. Сущность и функции педагогики
Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пла-сты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Де-тей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существо-вании.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она иссле-дует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно опреде-лённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество обра-зовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педа-гогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факто-ров в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерно-стях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педаго-гических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспита-ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспита-ния, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тиф-лопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с рас-стройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общих за-кономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (ино-странного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
2. Этапы развития педагогики и образования
2.1.Возникновение педагогики и системы образования
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, челове-ке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая фи-лософия. Виднейший ее представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, пол-ны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно, воспита-ние перестраивает человека и, преобразуя, создает природу"; "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы"; "Учение выра-батывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объек-тивность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки.
2.1. Древний мир
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хоро-шо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии об-щества, так и в жизни каждого человека.
Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Гре-ции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присмат-ривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учеб-ные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педаго-гическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспита-нии стала называться – педагогикой.
2.2. Эпоха Возрождения
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогиче-ская мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.), Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.), Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.) , Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наи-лучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как выс-шую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, кото-рую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к кри-тическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обу-чение.
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспи-тании детей» заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип актив-ности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вы-шедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Ново-го времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате прово-диться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагоги-ческого процесса на службу педагогической практике.
2.4. Развитие педагогики в России
Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л.Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н.И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871). В конце XIX - начале XX в. интенсивные исследования педагогических про-блем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мыс-ли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в со-временном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сфор-мулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого вос-питания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.), А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
3.Реформирование системы образования в России 80-90-х годов
3.1.Реформирование системы образования в России в 80-90-е годы имеет ряд особенностей.
Одной из важнейших особенностей реформирования системы образова-ния является проведение реформирования в условиях тяжелейшего полити-ческого, экономического и социального кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно ска-зать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На на-чальном этапе реформирования системы образования появление новых усло-вий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании возможности и сформировать систему, откры-вающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образова-ния.
Однако усиление экономического кризиса привело к необходимости введения режима жесткой экономии финансовых средств и сокращения или полной ликвидации ряда образовательных программ. Сокращение финанси-рования системы образования привело к торможению процесса дальнейшего развития системы образования. Этот период заставил отодвинуть в сторону собственно педагогические цели реформирования системы образования, на время остановить их реализацию и выдвинуть вперед чисто экономические задачи - задачи выживания системы в существующем ее виде.
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использу-ет материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на ос-нове строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обу-чения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные пе-дагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократ-но: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогиче-ское искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
1. "Федеральная программа развития образования": Федеральный закон № 51-ФЗ от 10.04.2000г.// Собрание законодательства - № 16- ст.1639.
2. Агранович М. Реформирование системы образования.// Общество и экономика - 2000 - № 8 - С. 66 - 81.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педа-гогики-М., Просвещение, 1982г.
4. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
5. Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998.
6. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.
Тема: | «Основные этапы развития педагогики и образования» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Шпаргалка
«,ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ для итогового государственного комплексного междисциплинарного экзамена Направление 540600 (050700.62) «ПЕДАГОГИКА» Квалификация – бакалавр»ВКР
«Информатизация математического образования в системе среднего профессионального образования»Курсовая работа
«Этапы развития социальной работы как научного знания и практики»Контрольная работа
«Философия в Древней Греции, основные этапы развития. Вариант 44.»Дипломная работа
«Развитие памяти и внимания младших школьников на уроках музыки»