Дипломная работа

«Совершенствование системы логистики на примере аптеки ООО Живика»

  • 80 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ В ФАРМАЦЕВТИКЕ 6

1.1 Сущность логистики в фармацевтике 6

1.2 Виды потоков в логистике 12

1.3 Система логистики снабжения 20

2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ ФАРМАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АПТЕКИ СЕТИ ООО «ЖИВИКА» 28

2.1 Краткая характеристика предприятия 28

2.2 Анализ внешнего и внутреннего окружения 35

2.3 Анализ себестоимости 40

2.4 Анализ логистики в фармацевтике на примере аптеке «Живика» 48

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЖИВИКА» 63

3.1 Внедрение автоматизированной системы 63

3.2 Отказ от некоторых поставщиков 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78

Введение

Современная экономика представляет собой весьма сложный комплекс и глубоко затрагивает все стороны жизни человека и общества, становясь все более социально-ориентированной. Экономическое развитие в значительной мере зависит от человеческого фактора, человек - вот главный ресурс экономики. Жизнедеятельность человека, его трудоспособность и общественная активность определяются состоянием здравоохранения. В связи с этим здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью экономики, призвано выполнять важнейшую социальную функцию - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи. Выполнять свои функции на должном уровне здравоохранение в состоянии только при достаточно развитой фармацевтической индустрии, составной частью которой являются торговые фармацевтические предприятия (фирмы).

Отечественный и зарубежный опыт показал высокую эффективность принципов и методов логистики как в сфере производства, так и в сфере обращения. Логистика является относительно молодой экономической наукой и, по существу, находится в стадии становления и развития, охватывая все новые области приложения. Перспективным является применение принципов и методов логистики в фармацевтической деятельности.

Современная экономика, базирующаяся на всеобщей коммерциализации товарно-денежных отношений, порождает новые ситуации, явления и процессы, для изучения которых применяются различные экономические науки, в том числе сравнительно молодая наука - логистика. Сущностным выражением такой экономики являются рынок и коммерция, вследствие чего рассматриваемая экономика также именуется рыночной. Вследствие этого выстраивается такой ряд аналогичных понятий: рынок - рыночная экономика - рыночное пространство - интегрированный рынок. В рыночном пространстве циркулируют, так называемые, экономические потоки - товарные (материальные), финансовые, информационные. С точки зрения логистики в рыночном пространстве осуществляются процессы товародвижения, в которых воплощаются акты купли-продажи и взаимоотношения продавцов и покупателей оптового рынка - юридических лиц.

Рыночная экономика, будучи социально ориентированной, функционирует как саморегулируемая система, регулятором которой являются платежеспособный спрос и предложение. Однако саморегулирование не исключает, а наоборот предусматривает и внешние управляющие воздействия, в частности, для реализации социальных аспектов экономики, что имеет принципиально важное значение для фармацевтической продукции.

Актуальность изучения и практического развития логистики на предприятии определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках предпринимательских структур, применения нового рыночного законодательства к управлению денежным оборотом и формированию целевых источников финансирования, стимулирования деловой активности, экономического роста, накопления капитала, эффективных воспроизводственных процессов.

Цель исследования – на основе теоретических аспектов фармацевтической логистики провести анализ логистики аптеки ООО «Живика», разработать мероприятия по совершенствованию системы логистики в фармацевтической фирме.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

- охарактеризовать теоретические аспекты логистики фармации;

- проанализировать систему логистики на примере ООО «Живика»;

- разработать мероприятия по совершенствованию системы логистики фармацевтики в ООО «Живика».

Объект исследования – фармацевтическая компания «Живика».

Предмет исследования – система логистики.

Многочисленные произведенные исследования и накопленный практический опыт показали эффективность логистики, расширяется сфера применения логистики, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Поэтому правомерным является использование принципов и методов логистики для управления процессами товародвижения фармацевтической продукции.

Товародвижение фармацевтической продукции осуществляется в социальной составляющей интегрированного рынка. Интегрированный рынок сегментируется с помощью инфраструктурного подхода, вследствие чего различаются рынки производственной, институциональной и социальной инфраструктуры.

Товары и услуги социальной инфраструктуры направлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей, на обеспечение их жизнедестельности. Рынки социальной инфраструктуры - это рынки продовольствия (пищевых продуктов), промтоваров, бытового обслуживания, коммунальных услуг, образования, туризма, досуга и развлечений, личного страхования, жилья, медицинских услуг и др. - к этому перечню следует добавить и предмет настоящего отчета - рынок фармацевтической продукции.

Цель исследования определила ее структуру – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Фрагмент работы

В сфере фармацевтики сегодня чувствуется огромный интерес к логистике, который вызван поиском путей повышения эффективности продвижения товаров на рынке, где уже недостаточно использования только маркетингового подхода. Это можно объяснить тем, что многие задачи, связанные с насыщением фармацевтического рынка, были решены (так, объективно произошло увеличение ассортимента в несколько раз). Сегодня же приоритеты изменились, и теперь на первый план выходят проблемы взаимодействия в процессе движения товаров аптечного ассортимента. Поэтому маркетинговый подход, который способствует созданию и продвижению новых товаров, отвечающих запросам потребителей, дополняется логистическим, решающим проблемы эффективной доставки данной продукции до конечного потребителя.

Что касается этапов становления логистики, то зарубежные исследования выделяют 3 периода: дологистический, период "классической логистики" и "неологистики". Основные отличия логистического подхода от традиционного снабженческо-сбытового:

- рассмотрение товаров аптечного ассортимента в качестве сквозного материального потока, требующего новых методов оценки и управления;

- взаимодействие и интеграция всех звеньев товаропроводящей сети в единую логистическую систему;

- применение единых критериев оценки деятельности участников товародвижения (например, показателей эффективности использования ресурсов и величины издержек обращения).

В идеале работающая схема логистики предполагает, что в процессе движения материального потока каждый участник выполняет определенные функции на определенном этапе. Другими словами, в успешно функционирующем логистическом процессе роли участников и время их "выхода на сцену" строго расписаны.

Выделяют несколько этапов преобразования материального потока, т.е., по сути, логистического процесса:

- получение и хранение сырья для производства;

- подготовка, хранение сырья производителем;

- производство готовых лекарственных средств (ЛС) и других товаров;

- хранение, подготовка поступления к конечному потребителю;

- получение ЛС (или другого) потребителем.

Все движения происходят в совокупности с финансовым, информационным, сервисным и транспортным потоками. В классическом варианте сырье от поставщика поступает на склад производителя - и это относится к логистике снабжения. Затем готовая продукция отгружается на склады дистрибьютора, откуда в результате преобразований материального потока товар поступает к конечному потребителю - и это уже логистика дистрибьюции.

Что же касается российского фармацевтического рынка, то здесь на основе изучения различных взаимодействий между участниками рынка (производитель, оптовое и розничное звено) были определены направления эволюции логистики. Современное состояние товародвижения на фармацевтическом рынке соответствует периоду "классической логистики". Схема "ранней классической логистики" характерна для начала 90-х гг. В этот период функцию обеспечения производителей сырьем брали на себя вновь образующиеся фирмы-посредники, с которыми производители лекарственных средств, по разным причинам, расплачивались готовой продукцией. С данной продукцией посредники выходили на рынок, пытаясь составить конкуренцию дистрибьюторам. Но посредники выдержать этой конкуренции не могли - ни по объемам продаж, ни по уровню сервиса. В схеме же "поздней классической логистики" происходит вытеснение с рынка посредников дистрибьюторами.

Исследования дистрибьюторов на фармацевтическом рынке показывают, что эффективная деятельность на жестко конкурентном рынке требует правильного выбора и применения логистических стратегий. Основные стратегии, которые дистрибьюторы используют для получения конкурентного преимущества на фармацевтическом рынке, можно обобщить следующим образом:

- Стратегия на основе стоимости (цены) товара. Главная задача - обеспечить конкурентоспособную цену товара, которая укрепит позиции дистрибьютора на рынке, увеличит его долю;

- Стратегия дифференцирования. Такой подход основан на предложении небольшого ассортимента (или даже одного) эксклюзивных товаров. Здесь важно обеспечить наивысший уровень сервисного обслуживания клиентов. Инструментом может быть, например, 24-часовой график работы, четкие графики доставки заказа, обеспечение специального оборудования, которое сократит время сборки заказа и получение заказа клиентом;

- Стратегия сокращения времени цикла заказа. Преимуществом этой стратегии является сокращение стоимости запасов и улучшение сервиса;

- Стратегия корректировки ассортимента. В ее основе - принцип диверсификации ассортимента с целью завоевания рынка покупателей, выявления покупательской способности новых сегментов;

- Стратегия "ниши рынка". Основана на идентификации небольших сегментов фармацевтического рынка или своей ниши рынка. Значительное число небольших фармацевтических компаний функционируют на рынке только потому, что они используют данную стратегию;

- Увеличение охвата рынка. Например, развитие собственной розничной сети дистрибьютора.

На предприятии существует два отдела, непосредственно занимающиеся логистикой. Отдел сбыта – распределительной, отдел снабжения – закупочной.

Складские площади, которыми оперирует ООО «Живика», полностью соответствуют всем требованиям, предъявляемым к фармацевтическим складам как западными, так и российскими стандартами. Все фармацевтические склады лицензированы Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Во всех складских помещениях поддерживается определенный температурно-влажностный режим, отвечающий санитарным требованиям хранения различных групп товаров. Помещения фармацевтических складов подразделяются на несколько зон:

 Распаковочная, где принимается товар;

 Экспедиционная, где товар проверяется, упаковывается и ждет отправки;

 Помещение для лекарственных средств, которые должны храниться при температуре от +2 до +8С;

 Помещение для хранения лекарственных средств при температурном режиме от +12 до +15С;

 И Помещение для хранения лекарственных средств при комнатной температуре +18 +20С.

Складские площади, которыми оперирует ООО «Живика», полностью соответствуют всем требованиям, предъявляемым к фармацевтическим складам как западными, так и российскими стандартами. В частности, все помещения оборудованы вентиляционными системами, кондиционерами и холодильными установками, позволяющими поддерживать в помещениях необходимую влажность и три температурных режима.

Фармацевтические склады ООО «Живика» обслуживает выделенный персонал, поэтому все операции на складе совершаются качественно и быстро.

Заключение

В ходе данной работы была проанализирована система логистики управления потоками лекарственных средств ООО «Живика».

Логистика в современном понимании - молодая наука. Только в 50-е гг. прошлого века появились первые публикации по теоретическим основам логистики и возможностям ее использования в экономике. Лишь в 70-е гг. термин "логистика" вошел в словари зарубежных стран, а в российские - в 90-е гг. Фармацевтическая логистика развивалась параллельно с логистикой в других отраслях и в соответствии с преобразованиями, происходящими на фармацевтическом рынке и вообще в экономике страны.

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Идеи логистики являются принципиально новыми для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики.

В исследовании предлагаются несколько мероприятий по совершенствованию системы логистики в фармацевтической фирме ООО «Живика»:

- внедрение автоматизированной системы позволит получить экономию в размере 4736 тыс. руб.

- отказ от поставщиков в пользу посредников позволит получить дополнительную прибыль в размере 3528 тыс. руб.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса.

Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов, транспорт, информация, финансы, а также системы управление запасом, качеством, планирование потребности в материалах и т.п.

Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.

В результате проведения данных мероприятий, а также планового развития, предприятия сможет улучшить показатели своей деятельности, функционировать стабильно.

Список литературы

1. Акопян, А.С, Бочкаев Р.С. Маркетинговая деятельность и логистика на медико-фармацевтическом рынке / А.С. Акопян, Р.С. Бочкаев // Маркетинг. -2002. - № 3. - 84-89.

2. Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Аринов, Г.А. Конкурентные отношения и стратегии маркетинга на рынке фармацевтических товаров: дис. . канд. экон. наук. СПб., 2008. 127 с.

4. Бажин Л.И. Логистика. Комплект учебник – Х.: Канада, 2003. –240 с.

5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Бизнес и логистика-2010: Сборник материалов Московского Международного Логистического Форума. М., 2010.

7. Васнецов, О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг // Экономика здравоохранения. - 2006. - №3. - 23-28.

8. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Маркетинг», 2000. – 375 с.

9. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: Маркетинг, 2005.

10. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М., 1997.

11. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: искусство управления. – М., 2008.

12. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М., 2010.

13. Залманова М.Е. Логистика: Учеб. пособие. – Саратов, 2005.

14. Козловский В.А. Логистический менеджмент : Учебное пособие 2-е изд. доп.-СПб.: Изд-во «Лень», 2002. – 272 с.

15. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. – М., 2008.

16. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М., 2003.

17. Л. Л. Любимов, Н. А. Раннева. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс, 1998.

18. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. Ч. 1 – 2. – М., 2006.

19. Логистика: Учеб. пособие/Под ред. Б.А. Аникина. – М., 2007.

20. Логистика: Учеб. пособие/Под редакцией Б.А. Аникина. – М., 2009.

21. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Аникина Б.А. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 327 с.

22. Майкл Р. Линдерс Харольд Е. Фарон. Управление снабжением и запасами. Логистика /Пер. с анг. – СПб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. – 768 с.

23. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. - М.: Финансы и статистика, 2005.

24. Миротин Л.Б. Тошбаев Н.Э. Логистика для предпринимателя: Основные понятия положения и процедуры: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 252 с.

25. Миротин Л.Б., Ташбаев Э.Э. Логистика для предпринимателя, М., 2002.

26. Модели и методы теории логистики./ Под ред. Лунушкиной В.С. – СПб: Питер, 2005. – 76 с.

27. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер Ком, 1999.

28. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник. – М., 2005.

29. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. - М.: Аналитика-Пресс, 2007.

30. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

31. Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. – СПб., 2006.

32. Основы логистики: Учеб. пособие/Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева – М., 2009.

33. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. – М.: МАИ, 2007.

34. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга финансового менеджера) / отв. Ред. Рубин Ю. Б. – М.: «Соминтэк», 2006.

35. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 608 с.

36. Современная экономика. Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону.: Эрудит, 2006.

37. Таничев А.В. Логистика, М., ЮНИТИ, 2010.

38. Уотерс Д.Л. Логистика: Управление целью поставок / Пер. с анг. – М.: ЮНИТИ. ДАНА, 2003. – 503 с.

39. Фармацевтическая логистика: Монография / О.В. Посылкина, Р.В. Сагайдак, Б.Г. Громовик. / За ред. О.В. Посылкиной. – Х.: Вид-во НфаУ: Золотые стораницы, 2004. – 320 с.

40. Чуданов А.Д. Логистика: Учебник. – М.: Издательство АДЛ,2003. – 480 с.

41. Экономика предприятия: Учеб. /Н.А. Сафронов, Е.В. Арсенова, Я.Д. Балыков и др.; Под ред. Н. А. Сафронова. — М.: Юристъ, 2007.

42. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Науч. Ред. Б.И. Чайкин, В.Ж. Дубровский – Екб.: УрГЭУ, 2008.

43. Экономика, организация и планирование промышленного производства: Учеб. Пособие / Под ред. Н.А. Лисицына. – М.: Высшая школа, 2009

44. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие/ Э40 Под ред. А.П. Градова.— 3-е изд., испр.— СПб., 2008.

Покупка готовой работы
Тема: «Совершенствование системы логистики на примере аптеки ООО Живика»
Раздел: Логистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика