Курсовая работа

«Индивидуальные особенности памяти учащихся и их успеваемость»

  • 30 страниц
Содержание

Введение.3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития индивидуальных особенностей памяти у учащихся и их успеваемости.5

1.1. Память как психический процесс. Виды памяти.5

1.2. Основные теории памяти.11

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.20

Выводы по первой главе.23

Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуальных особенностей памяти у учащихся.24

2.1. Выявление уровня развития памяти у учащихся.24

2.2. Анализ и интерпретация результатов.27

Заключение.31

Список литературы .32

Приложения.33

Введение

Проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста посвящено немало исследований. Изучением этой проблемы занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.

Исследования данных авторов выявили существенные характеристики развития памяти у младших школьников. Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организованна, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы.Во время обучения в начальных классах дается очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует -развитию их мышления.

К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи.

Актуальность нашего исследования заключается в изучении особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Исходя из этого мы определили проблему нашего исследования – каковы особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста. Объект исследования - развитие памяти у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – индивидуальные особенности развития памяти у младших школьников.

Цель - изучить индивидуальные особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- рассмотреть память как психологический процесс;

- описать особенности развития памяти в младшем школьном возрасте;

- выделить особенности развития памяти у младших школьников;

- определить уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста;

- проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: Индивидуальные особенности памяти определяют успеваемость учащихся.

Методы исследования:

1. Теоретические методы (анализ и синтез литературы по проблеме исследования).

2. Эмпирические методы (педагогический эксперимент).

Фрагмент работы

В течение столетий создано немало теорий о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения[ 3, с. 122].

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза. Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти [7, с.101].

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Заключение

Анализ результатов констатирующей части педагогического эксперимента, а так же психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о преобладание у детей младшего школьного возраста запоминания материала на зрительной основе восприятия.

Результаты, полученные в ходе проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента, свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по развитию таких типов памяти как слуховая, зрительная, моторно-слуховая и комбинированная у детей младшего школьного возраста. С этой целью можно рекомендовать педагогам разработать серию заданий для развития различных видов памяти у детей подросткового возраста, которые можно использовать на всех уроках, а также во внеурочное время.

Список литературы

1. Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся – Новосибирск, 1990г.

2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема личного обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск, 1993.

3. Голубева. Личные особенности памяти человека. М., Педагогика, 1980 г.

4. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985

5. Забрамная С. Д. Психология – педагогическая диагностика умственного развития детей – М., 1995г

6. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М., 1985.

7. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976.

8. Матюгин И. Ю. Магия памяти.- М.: Сталкер, 1998

9. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2000г

10. Немов Р.С. Общая психология. - М., 1995.

11. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

12. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели

деятельности школы: критерии и диагностики. Теория и практика 13. Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Исследование личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.

14. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

Примечания

Приложение 1

Протокол обследования детей

Покупка готовой работы
Тема: «Индивидуальные особенности памяти учащихся и их успеваемость»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 30
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика