Дипломная работа

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • 63 страниц
  • 1179 просмотров
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1. Определение и общая характеристика понятий «учебная мотивация» и «школьная успеваемость» 6

1.2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте 17

1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников с разной успеваемостью 24

Выводы: 37

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39

2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования 39

2.2. Анализ результатов исследования 44

Выводы 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Введение (выдержка)

Актуальность проблемы. На современном этапе развития образовательного процесса в средней школе среди первоочередных стоят задачи резкого повышения качества обучения, мотивации учения, преодоления накопившихся деструктивных явлений. Нам представляется, что это возможно путем сочетания традиционных средств с новейшими достижениями науки и техники. В условиях модернизации среднего образования все больше последователей находит идея усиления самостоятельного творческого мышления учащихся, их личностной ориентации, усиление деятельностной компоненты в образовании.

Важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса в школе играет его активизация, основанная на использовании новых педагогических технологий, в том числе информационных.

Необходимость поиска новых педагогических технологий обусловлена следующими противоречиями:

- между мотивацией и стимуляцией учения школьников;

- пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности;

- психологическим комфортом и дискомфортом;

- воспитанием и обучением;

- стандартом обучения и индивидуальным развитием отдельного ребенка;

- субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.

Как видим, одной из причин поиска новых путей в повышении качества образовательного процесса является проблема мотивации учения.

Актуальность изучения проблемы мотивации учения, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, обусловлена тем, что эти проблемы являются одними из наиболее сложных и мало разработанных. Анализ литературы показал, что проблема мотивации и мотивов является остро дискуссионной и, к сожалению, трудно изучаемой экспериментально.

Вопросами взаимосвязи между мотивацией учения и школьной неуспеваемостью у детей занимались такие психологи и педагоги как Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев, Ю.К. Бабанский, JI.С. Славина, А.А. Реан, С.Н. Кривцова, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Ц. Бадмаева, Т.А. Матис, А.П. Якунин и др.

Противоречие между значимостью формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте и недостаточной методической разработанностью данного процесса породило проблему нашего исследования.

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: мотивация учебной деятельности.

Предмет исследования: взаимосвязь учебной мотивации и успеваемостью у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями учебной мотивации и уровнем успеваемости у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «учебная мотивация» и «школьная неуспеваемость», выявить взаимосвязь между этими психологическими явлениями.

2. Изучить возрастные и индивидуальные особенности учебной мотивации младших школьников.

3. Эмпирически исследовать особенности учебной мотивации младших школьников.

4. Выявить взаимосвязь между особенностями учебной мотивации и уровнем успеваемости детей младшего школьного возраста.

Методы и методики исследования:

I. Теоретические: анализ научной литературы.

II.Эмпирические: психодиагностический метод (тестирование, анкетирование).

Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методики:

1) методика «Направленность на отметку» (методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой);

2) методика «Направленность на приобретение знаний» (методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой);

3) анкета «Оценка уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

III. Методы математической обработки данных: критерий ранговой корреляции rsСпирмена.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 50 учеников 1-го «А», «Б», «Г» классов МБОУ СОШ №118 Калининского района г. Уфы, из них 28 мальчиков и 22 девочки.

Практическое значение исследования: разработанные практические рекомендации могут быть использованы в практике работы школьных психологов и учителей начальных классов с целью повышения мотивации учения детей младших школьников.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы из 54 источника научного, научно-методического, периодического характера. Общий объем работы составляет 64 страниц.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования

Цель эмпирического исследования является изучение психологических особенностей мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи эмпирического исследования:

1) подобрать выборку и методики исследования;

2) провести эмпирическое исследование оценки уровня школьной мотивации учащихся 1-го«А», «Б», «Г» классов ОУ №118;

3) выявить взаимосвязь между особенностями учебной мотивации и уровнем успеваемости детей младшего школьного возраста.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями учебной мотивации и уровнем успеваемости у детей младшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие 50 учеников 1-го «А», «Б», «Г» классов МБОУ СОШ №118 Калиниского района г. Уфы, из них 28 мальчиков и 22 девочки.

Исследование проводилось индивидуально или с небольшим количеством учащихся. После раздачи листов ответов была прочитана инструкция, даны ответы на задаваемые вопросы. После этого учащиеся в письменном виде ответили на задаваемые вопросы.

Этапы исследования:

1 этап: диагностика учебной мотивации учеников начальных классов.

2 этап: анализ учебной успеваемости младших школьников.

3 этап: выявление взаимосвязи между учебной мотивацией и успеваемостью в младшем школьном возрасте.

Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методики:

1) методика «Направленность на отметку» (методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой);

2) методика «Направленность на приобретение знаний» (методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой);

3) анкета «Оценка уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

Методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»

Цель: Определение уровня школьной мотивации.

«Анкета по оценке уровня школьной мотивации» - часть метода, разработанного Н.Г. Лускановой, позволяющего оценить уровень школьной мотивации учащихся младших классов.

В анкете 10 вопросов, которые отражают отношение детей к школе, к учебному процессу, эмоциональную реакцию на школьную ситуацию.

За каждый ответ испытуемого даётся от одного до трёх баллов, их суммарное количество соотносится с пятью уровнями школьной мотивации.

Обработка результатов.

Для возможности дифференцирования детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

– ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

– нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

– ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Установлено пять основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20–24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5–6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

Методика «Направленность на отметку»

(Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)

Цель – выяснение степени выраженности направленности на отметку.

Процедура: Испытуемым было предложено 12 вопросов. Им предлагалось поставить в соответствующей ячейке знаки «+» («Да») или « – » («Нет»). Сопоставление баллов по этой методики и методики «Направленность на приобретение знаний» позволяет выявить преобладание той или иной тенденции у испытуемых. Обработка полученных данных проводилась по ключу методики. Количественная обработка происходила по следующей схеме: в соответствии ключом осуществлялись следующие подсчёты: начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация результатов:

12-9 б. Свидетельствует о высоком уровне выраженности мотивации

8-5б. Свидетельствует о среднем уровне выраженности мотивации

4-1б. Свидетельствует о низком уровне выраженности мотивации.

Методика «Направленность на приобретение знаний»

(Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)

Цель методики – изучение направленности на приобретение знаний.

Данная методика направлена на выявление у испытуемых степени выраженности их учебной мотивации на приобретение знаний, то есть их стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

Процедура проведения проводилась таким образом, что учащимся были предоставлены бланки, которые состояли из 12 утверждений – вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно было выбрать один и рядом с позицией написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. Опросник выявляет степень выраженности мотивации на приобретение знаний. Обработка результатов проводилась по ключу методики. Количественная обработка данных предполагала следующую процедуру: измерение полученной оценки утверждений с помощью 12-балльной шкалы по ключу, вычисление суммы баллов, свидетельствующих о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Обработка результатов:

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику:

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Выводы:

Сумма баллов (от 0 до 4) свидетельствует о низкой степени выраженности мотивации на приобретение знаний:

8-5б. Свидетельствует о среднем уровне выраженности мотивации

12 - 9б. Свидетельствует о высоком уровне выраженности мотивации

Заключение (выдержка)

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, когда выполняются многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация.

Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Выделяют два больших класса мотивов - внутренние (познавательные) и внешние (социальные), к социальным мотивам относят и узколичностные (престижа, благополучия, избегания неудачи), и высшие мотивы (самоопределения и самосовершенствования, долга и ответственности).

Мотивационный аспект учения неотделим от проблем успеваемости, выступает одной из причин успешности или неуспешности ребенка в учении. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений и навыков, играя роль компенсаторного фактора, но в обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает.

Целью нашего исследования являлось теоретическое и эмпирическое исследование особенностей мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

В качестве объекта исследования выступала мотивация учебной деятельности.

Предметом исследования являлась взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью у детей младшего школьного возраста.

Мы предположили, что существует взаимосвязь между особенностями учебной мотивации и уровнем успеваемости у детей младшего школьного возраста.

В первой главе, на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятий «учебная мотивация» и «школьная неуспеваемость», выявить взаимосвязь между этими психологическими явлениями, изучены возрастные и индивидуальные особенности учебной мотивации младших школьников.

Во второй главе проведено эмпирическое исследование особенности учебной мотивации младших школьников, выявлена взаимосвязь между особенностями учебной мотивации и уровнем успеваемости детей младшего школьного возраста.

Для проверки гипотезы в работе использовались следующие методики:

1) методика «Направленность на отметку» (методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой);

2) методика «Направленность на приобретение знаний» (методика предложена Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюковой);

3) анкета «Оценка уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).

В исследовании приняли участие 50 учеников 1-го «А», «Б», «Г» классов МБОУ СОШ №118 Калиниского района г. Уфы, из них 28 мальчиков и 22 девочки.

По результатам исследования выяснилось, что у 6% не сформирована мотивация к обучению в школе. Причем у них имеется стойкая школьная дезадаптация.

Таким образом, с этими детьми необходимо проводить психологическую коррекцию и психологическое сопровождение в школе. Кроме этого, необходимо провести консультацию с учителем, для формирования индивидуального подхода в обучении этих детей. Некоторые расхождения в результатах по различным методикам обусловлены тем, что не все дети четко выполняли инструкцию. Приходилось подходить к некоторым детям индивидуально и помогать в выполнении заданий.

В результате исследования выяснилось, что связь факторов «Оценка уровня школьной мотивации» (фактор Х), «Направленность на приобретение знаний» (фактор Y), «Направленность на приобретение знаний» (фактор Z) значимая.

Список литературы

1. Андреева И. Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме / И.Г. Андреева // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2011. № 9. С.39-42

2. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.

3. Архиреева Т.В. Самооценка академической компетентности младших школьников // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание. 2009. № 2. С.1.

4. Бадмаева Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей : автореф. дис. . доктора психол. наук : 19.00.01 / Н. Ц. Бадмаева. – Новосибирск, 2006. – 110с.

5. Безбородова М. А. Основные характеристики психомоторных способностей младших школьников/М. А. Безбородова // Вестник РГГУ, 2010. – № 17. Серия «Психология». – С.197-200

6. Белоусова Т.Н. Исследования и проекты: что снижает мотивацию школьников к познанию/Татьяна Николаевна Белоусова, Марина Александровна Мазниченко // Народное образование, 2010. – № 8. – С.169-175

7. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л. И. Божович // Психология в вузе, 2008. № 5. С.6-35

8. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Психология в вузе. 2008. № 5.

9. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман . – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.

10. Волков Б.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества. – М.: Владос, 2005. – 343 с.

11. Волков Б.С. Психология младшего школьника : учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков .— М. : Академический Проект : Альма Матер, 2005. – 206с.

12. Волков Б.С. Психология младшего школьника : учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. – М.: Альма Матер : Акад. проект, 2005 – 208с.

13. Выготский Л.С. Психология. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. –1008 с.

14. Гани С.В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием, в 2-х т. (Том 1). СПб, 2009. – С.223-225.

15. Гани С.В., Гани В.А. Развитие учебной мотивации первоклассников при различных стилях педагогического руководства // Вопросы образования. 2009. №1. С. 188-198.

16. Гани С.В., Гани В.А. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости // Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов (Выпуск 8) / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 67-73.

17. Герасина Е. В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 288с.

18. Гизатуллина, Д. Х. Когда учиться трудно / Д. Х. Гизатуллина. – М.: Академия, 2003. – 119 с.

19. Гликман И. З. Основы мотивации учения/И. З. Гликман // Инновации в образовании, 2007. – № 3. – С.64-81.

20. Головнева Е.В. Воспитание детей младшего школьного возраста на основе народных традиций: культурологический аспект : учеб. пособие / Е.В. Головнева, С.В. Спиридонова . – Уфа : РИО БашГУ, 2006. – 186 с.

21. Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. № 2.

22. Данилова О.В. Школьная неуспеваемость. Психологические методы решения проблемы. Комплексное развитие психический свойств ребенка / О. В. Данилова // Вопросы психологии. 2004. №4. С. 64-102.

23. Джеймс У. Личность / Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 2008. – 672с.

24. Енжевская М. В. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочного оценивания/М. В. Енжевская // Образование и общество, 2010. № 3 (62). С.38-41

25. Епифанова М. А. О роли мультимедийных технологий в формировании социально значимой иерархии мотивов учения учащихся/М. А. Епифанова // Высшее образование сегодня, 2011. № 11. С.53-56

26. Железовский Б. Е. О возможности обеспечения преемственности формирования социально значимой мотивации учения средствами мультимедийных технологий/Б. Е. Железовский // Образование и общество, 2011. – № 4 (69). – С.58-60

27. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников/С. В. Зайцев // Вопросы психологии, 2009. № 5. С.54-63.

28. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 54-63.

29. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьников // Начальная школа. 2008. №3. С.58-65.

30. Идрисова Р. Н. Развитие одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы/Р. Н. Идрисова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2009. № 6. С.94-101

31. Исаева Н. И. Сущность и механизмы становления личностной позиции школьника в образовательном пространстве/Н. И. Исаева // Образование и общество, 2009. № 5 (58). С.53-58

32. Кривцова С. Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С. Н. Кривцова // Школьный психолог. 2001. № 6. С.8-19.

33. Крушельницкая О. И. Опыт формирования толерантности у младших школьников в современной России/О. И. Крушельницкая // Психологическая наука и образование, 2012. № 1. С.75-85

34. Кузнецова Ю. И. Оценка мотивационных признаков одаренности школьников/Ю. И. Кузнецова // Психология в вузе, 2011. – № 4.-С.60-75

35. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М., 2009.

36. Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников // Журнал практического психолога. 2005. № 4.

37. Кулагина И. Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 4. М., 2007.

38. Кулагина И. Ю. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте/И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психологическая наука и образование, 2011. № 2. С.102-109

39. Ларина А.Б. Структура и функции познавательной самооценки младшего школьника // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 11. С.130-135.

40. Ларионова С. О. Поведенческие характеристики детей младшего школьного возраста/С. О. Ларионова, М. А. Иваненко // Образование и общество, 2011. № 2 (67). С.39-43

41. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / В.И. Максаков. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 238с .

42. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М.: Педагогика, 2002. – 287 с.

43. Попова Е.С. Мотивация школьников к самообразованию и чтению/Екатерина Сергеевна Попова // Народное образование, 2012. № 2. С.169-173

44. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2008. – 48 с.

45. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб : Питер, 2002. – 360 с.

46. Соколова Н. Не хочу учиться, хочу жениться! / Н. Соколова // Семейная психология. 2003. № 13. С.6-12.

47. Степанова Н.А. Динамика личностного развития младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 3. С. 173-176.

48. Фатихова Л.Ф. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова. – Уфа : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 69с.

49. Фатихова Л.Ф. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб.-метод. пособие / Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова . – Уфа : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 69 с.

50. Чаркина Н. В. Направленность мотивации учебной деятельности на уроках чтения младших школьников с задержкой психического развития/Н. В. Чаркина // Вестник Самарского государственного университета, 2010. № 5. С.238-243

51. Черникова Е. Б. Формирование мотивации здорового образа жизни у школьников/Е. Б. Черникова // Образование и общество, 2009. № 6 (59). С.12-17.

52. Чурбанова С. М. Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения младших школьников/С. М. Чурбанова, Н. А. Корягина // Вестник РГГУ, 2009. № 7 : Серия "Психология". С.97-119

53. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психология детства. – М.: МОиПК, 2001. (Серия Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». Вып. 4). С. 3-8.

54. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 649 с.

2800 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость