Дипломная работа

«Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности региона в условиях вступления в ВТО»

  • 64 страниц
Содержание

Введение….….….… 3

1. Теоретические основы анализа предпринимательской деятельности в условиях открытой экономики ….….….…. 6

1.1. Теоретические концепции развития предпринимательской деятельности….… 6

1.2. Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности в России на региональном уровне … 11

2. Оценка функционирования и развития предпринимательской деятельности в Омской области за период 2007-2012 гг…. 28

2.1. Анализ современного состояния предпринимательской деятельности в Омской области ….….… 28

2.2. Факторы, влияющие на развитие предпринимательской деятельности региона ….….…. 40

3. Основные направления активизации предпринимательской деятельности в Омской области ….…. 47

3.1. Формирование инновационного предпринимательства в Омской области. 47

3.2. Перспективы развития предпринимательской деятельности в регионе … 53

Заключение….…. 58

Библиографический список…. 61

Введение

Актуальность темы исследования. У предпринимательской деятельности есть особая функция, которая заключается в обеспечении процесса нерерывного развития и роста современной экономики. Кроме того, благодаря осуществлению предпринимательской деятельности происходит ее рост и обновление, формируется инновационная среда, дающая стимул для перехода производства на более современные технологии.

Исследуя процессы, связанные с особеностями осуществления предпринимательской деятельности в регионах России нужно обращать внимание на некоторые особенности. Эти особенности связаны с тем, что сегодня формирование и развитие предпринимательства происходит в условиях не только совершенствования законодательной базы, но и работы государства в направлении улучшения инвестиционного климата, реализации мероприятия по развитию внешнеэкономических связей, совершенствуется и таможенная политика. Но есть и негативные факторы, к ним можно отнести слабое развитие рыночной инфраструктуры, высокие ставки по кредитам и пр.

Сегодня важно понимать, что в рыночных условия хозяйствования предпринимательская деятельность представляет собой такую форму реализации человеческих ресурсов, которая заключается в эффективной интеграции факторов производства для получения ожидаемых результатов и получения для предпринимателя прибыли.

В настоящее время проблемы развития предпринимательства являются актуальными для любого региона России. Несмотря на это, в особенностях социально-экономического развития предпринимательства есть еще пробелы и противоречия, которые не нашли достаточного исследования в экономической литературе, особенно отечественных авторов. Таким образом, необходимо продолжать и углублять исследование различных аспектов современного российского предпринимательства.

Степень разработанности проблемы. Отметим, что интерес изучению аспектов предпринимательской деятельности проявляли многие ученые, такие как А. Маршалл, И. Шумпетер. Также вопросы развития предпринимательства интересовали представителей классической и неоклассической школы экономических учений: Ж.-Б. Сей, А. Смит и др. Нельзя не указать и современных представителей экономической науки, таких как В. Нордхаус, K.P. Макконнелом и др. Среди отечественных учебных в области экономики можно назвать Горфинкеля В.Я, Бусыгина A.B., Кулагина A.C. и др. Работы указанных авторов затрагивают такие проблемы развития предпринимательства, которые интересуют нас сегодня.

Несмотря на то, что в работах отечественных исследователей определена сущность предпринимательства, обозначены слабые места препятсвующие максимально эффективному развитию предпринимательства в регионах России, социально-экономические аспекты остаются малоисследованными.

Вышесказаное обусловило поставновку цели настоящей работы.

Цель - выявление социально-экономических аспектов развития предпринимательской деятельности в Омской области и разработка рекомендаций по ее активизации в условиях вступления в ВТО.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

 исследовать теоретические концепции развития предпринимательской деятельности в России;

 оценить современное состояние предпринимательской деятельности в Омской области;

 определить перспективные направления активизации предпринимательской деятельности в Омской области.

Предмет исследования – предпринимательская деятельность.

Объект исследования – предпринимательской сектор экономики Омской области.

Методы исследования. Решение поставленных в работе задач выполнено с использованием методов системного и сравнительного анализа, экспертного и графического анализа, экономико-математического анализа.

Исследования работы опираются на научные концепции и теоретические достижения отечественных ученых. Информационной базой исследования послужили: нормативно-правовые акты, статистическая информация и материалы министерств и ведомств Омской области, научные труды ведущих отечественных экономистов, публикации из периодических изданий.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы органами государственного и хозяйственного управления для развития и совершенствования предпринимательской деятельности, адекватной рыночной структуре национальной экономики.

Фрагмент работы

Организации малого предпринимательства Омской области представлены почти во всех видах экономической деятельности. Около 77 процентов организаций малого предпринимательства сосредоточено в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство и обрабатывающие производства. На рисунке 3 отражен отраслевой состав субъектов малого предпринимательства в Омске.

С 2008 года создано 15 700 новых субъектов предпринимательства (малых и микропредприятий). И рост их количества — это стабильная тенденция.

Рисунок 3  Отраслевой состав субъектов малого предпринимательства в Омске

Доля занятых на малых предприятиях города Омска (организаций и индивидуальных предпринимателей) составила 38% от общей численности занятых в хозяйственном секторе города.

Создавая рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев населения, бизнес способствует решению социально-экономических задач, снижению уровня безработицы, формированию среднего класса.

Рост товарооборота субъектов малого предпринимательства (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг, объем проданных товаров несобственного производства) по состоянию на 1 января 2012 года составил более 20% от оборота всех хозяйствующих субъектов города Омска.

При сравнении показателей 12 областных центров Сибирского федерального округа город Омск занимает:

 по обороту организаций малого бизнеса — 5 место;

 по инвестициям в основной капитал — 3 место.

В конце мая 2012 года деловой журнал Forbes опубликовал свой уже традиционный рейтинг 30 лучших городов для бизнеса. Омск получил общую оценку в 0,64 балла и оказался на двадцать первом месте, а в первую десятку попали Сочи, Уфа, Челябинск, Тюмень, Нижний Новгород, Екатеринбург, Махачкала, Казань, Улан-Удэ и Краснодар.

Однако по такому показателю, как инфраструктура для бизнеса, Омск получил 0,86 балла. Это лучший показатель среди всех городов, попавших в тридцатку.

Во исполнение Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 201-р, во II квартале 2011 года проведено сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2010 года. Сплошное обследование малого бизнеса в нашей стране последний раз проводилось 10 лет назад, при этом индивидуальные предприниматели в сплошном режиме не обследовались ни разу. Теперь такие исследования будут проходить один раз в пять лет.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Омске осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой города Омска «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2010 – 2015 годы», утвержденной постановлением Администрации города Омска от 10.07.2009 № 562-п. В рамках реализации долгосрочной целевой программы города Омска «Развитие торговли на территории города Омска» на 2010 – 2015 годы (утверждена постановлением Администрации города Омска от 29 октября 2010 года № 1020-п) также оказывается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере торговли.

Заключение

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Целями предпринимательской деятельности являются: накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства; улучшение социальных условий сотрудникам организации; оптимизация спроса покупателей на продукцию организации; оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления.

Статистические исследования свидетельствуют о необходимости учета трех основных факторов, способствующих развитию предпринимательства в России. Первый из них - мотивационный - включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки властью предпринимательства в регионе. Второй фактор - институциональный - предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор - инфраструктурный - определяется степенью развитости правовой инфраструктуры (проще говоря, возможности предпринимателя решать возникающие проблемы легальным судебным путем) и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в доступе или обеспеченности производственными, офисными площадями.

Мотивационный фактор включает в себя общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения собственного бизнеса, а также степень поддержки государственными структурами предпринимательство.

Финансовая поддержка является одним из важнейших направлений, способствующих развитию предпринимательства. Поэтому общественные объединения предпринимателей должны постоянно уделять пристальное внимание государственной политике в этой области.

Возможности реализации экономического потенциала предприятий по воспроизводству капитала и инвестиционной деятельности во многом зависят от условий его финансовой поддержки государством, поскольку предпринимательство характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей внешних источников. В качестве внешних источников финансирования используются бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных некоммерческих фондов, долгосрочные кредиты коммерческих банков, средства негосударственных фондов (пенсионных, страховых и др.), зарубежные субсидии и т.д. Основными собственными источниками финансовых средств являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п.

Институциональный фактор предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса.

Проблемы конкуренции актуальны для каждого пятого предпринимателя. Особую остроту данный фактор, оказывающий существенное влияние на развитие малых и средних предприятий.

Если попытаться кратко сформулировать основные факторы, влияющие на безопасность деятельности омских предпринимателей, положительные и отрицательные последствия их воздействия на указанную деятельность, то они заключаются в следующем:

1 Экономический фактор.

2 Фактор организационно-правового обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.

3 Фактор – информационно-аналитическое обеспечение предпринимательской деятельности.

4 Инфраструктурный фактор определяет степень развитости правовой инфраструктуры и наличия материальной инфраструктуры.

Эффективность развития предпринимательства в Омске и Омской области связана с комплексом факторов, одним из которых является обеспеченность производственными, складскими, офисными площадями и их доступность, другими словами, имущественная составляющая развития.

В данной сфере необходимо реализовывать комплекс мероприятий, стратегически направленных на создание эффективно функционирующего рынка недвижимости. Нужно совершенствовать законодательство, peгулирующее данную сферу правоотношений, а также осуществлять так называемые «технические меры» поддержки, направленные на решение конкретных проблем предпринимательства.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

3. О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 февраля 2010 года. №59.

4. О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года. №328-р.

5. Об Инвестиционном фонде Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 года. №694.

6. О Российской корпорации нанотехнологий: Федеральный закон от 19 июля 2007 года. №139-ФЗ.

Книги

7. Балашевич М. И. Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: НКФ «Эко перспектива», 2009. – 144 с.

8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-М.: Институт новой экономики, 2007. -1472 с. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 2 тт. / В.И. Даль. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 1088 с.

9. Буров В. Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе / В.Ю. Буров, В.С. Потаев, А.П. Суходолов. – Иркутск, 2011. – 280 c.

10. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.

11. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / А.В. Виленский; Ин-т экономики РАН. — М.: Наука, 2007. — 237с.

12. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2012. – 701 с.

13. Егорова Е. Н., Логинова Е. Ю. Коммерческая деятельность. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008.- 160 с.

14. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия). - М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 399 c.

15. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с

16. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.

17. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Предпринимательство: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 254 с.

18. Малое предприятие в России: прошлое, настоящее, будущее под ред. Е. Г. Ясина. - М.: «Фонд «Либеральная миссия», – 2005. – 220 с.

19. Малый бизнес: тенденции и ориентиры развития в современной России / Нестеренко Юлия Николаевна; Ю. Н. Нестеренко. - М.: РГГУ, 2007. - 221 с.

20. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В.М. Набатников. – Ростов-на Д.: Феникс, 2011 – 256 с.

21. Предпринимательство: учеб. / под редакцией В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 – 581 с.

22. Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 667 с.

23. Самарина В.П. Основы предпринимательства: учеб.пособие / В.П. Самарина. – М.: КНОРУС,2009. – 224 с.

24. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: ЭКСМО, 2009.- 960 с

25. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие для студентов по специальности "Финансы и кредит" / Г. А. Тактаров, Е. М. Григорьева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 256 с.

26. Хамидуллин Ф.Ф. Институциональные факторы становления и развития малого предпринимательства. — М.: Креативная экономика, 2007. — 284 с.

Статьи

27. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса//Экономика и жизнь.-2007.- № 2-.с. 57-68.

28. Грамматчиков А. Для самых маленьких//Эксперт. – 2006. - № 36 – С.118-119.

29. Кошелева Т.Н. Факторы и закономерности, определяющие развитие малого предпринимательства в системе хозяйственных взаимосвязей//Проблемы современной экономики. – 2009.-N 4.- С.25-27.

30. Крутик А.Б. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике// Проблемы современной экономики. - 2009. – №2. – С. 23 – 26.

31. Мартынова Н.Н. Факторы, противодействующие эффективному развитию института малого предпринимательства в современной российской экономике // Экономические науки. – 2009. – № 12. – С.67-71.

32. Неволина О. В. Влияние макроэкономических факторов на устойчивое развитие малого предпринимательства // Национальные интересы; приоритеты и безопасность. – 2010. – № 8(65). – С.11–18.

33. Суглобов А.Е. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – №19. – С.2-11.

34. Чапурин О. И. Механизм поддержки малого бизнеса в кризисных ситуациях: региональный механизм поддержания субъектов малого предпринимательства в кризисных ситуациях // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4. – С.136–140.

Электронные ресурсы

35. Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М. Интегральные показатели развития малого предпринимательства.- М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007// h**t://w*w.nisse.r*/business/article/article_59.html?effort=

36. Воронина Е.В. Положительный опыт развития малого предпринимательства в России// h**t://w*w.smb.r*/analitics.html?id=poz_exp&part=p3

37. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства// h**t://w*w.spb-mb.r*/index.php?page=74

38. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. – М.: «Новый логос», 2000 // h**t://w*w.smb.r*/analitics.html?id=p_mb

39. Мелихов К.Г., Сеземина Е.Н. Инфраструктура поддержки предпринимательства // h**t://w*w.samarafond.r*/articles2/view_articles/8

40. Молодежное иновационное предпринимательство в городе Омске // h**t://w*w.omskcpp.r*/index.php/component/content/article/1-2010-03-13-15-38-21/959-innovation20130327

41. Никифорова. Е.А. Макроэкономические факторы развития малого бизнеса. // Административно-управленческий портал. – h**t:w*w.aup.r*

42. Порохин А.В. Основные факторы, влияющие на развитие предпринимательства в России на современном этапе развития экономики // h**t://porohin.my1.r*/load/0-0-0-161-20.

43. Родригес Дж. Три показателя успешности бизнеса: [сайт]. URL: h**t://w*w.bishelp.r*.

44. С 22 августа Россия - полноправный член ВТО // h**t://smb.omskportal.r*/content/news/federal/general/m,f,633359/

45. Смирнов М.А., Шестоперов О.М., Шестоперов А.М., Шамрай А.А. Кредитование малого бизнеса. – М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства 2010// h**t://w*w.nisse.r*/business/article/article_1134.html

46. Современный экономический словарь// h**t://slovari.yandex.r*/~книги/Экономический%20словарь/

47. Ткачева Л.Е. Основы процессов управления предпринимательскими структурами / Л.Е. Ткачева. – М.: ИНФРА, 2010.-230с. С. 98

48. Фаляхов Р. Малому бизнесу продлили приватизацию//Газета.r*. – 9.01.2011// h**t://w*w.gazeta.r*/business/2010/04/23/3356716.shtml

49. Яковлева-Чернышева А. Ю. Методологические подходы к формированию инфраструктуры предпринимательской деятельности в рекреационном кластере // h**t://w*w.terrahumana.r*/arhiv/10_04/10_04_05.pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-экономические аспекты становления и развития предпринимательской деятельности региона в условиях вступления в ВТО»
Раздел: Экономика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 6000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика