Реферат

Сотрудничество и социальная миссия потребительской кооперации_М300АВ

  • 18 страниц
  • 1872 просмотров
Содержание

Введение 3

1 Взаимодействие потребительской кооперации в современных условиях 7

2 Социальная миссия потребительской кооперации в современных условиях 9

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение (выдержка)

Кооперации уделяется большое внимание во всех странах мира. Государства берут на себя обязательства защищать свободное кооперативное движение, гарантируют его самостоятельность, предоставляют ряд льгот и преимуществ.

Корни кооперативного движения уходят далеко в прошлое. Разрушение феодализма освободило европейских фермеров от традиционных обязанностей перед феодалами и дало им право индивидуального владения землей. Приобщение фермеров к экономической системе капитализма, основанной на принципах индивидуализма, поставило их в положение, когда роль денег и кредита стала значительной. В дополнение к этому можно отметить, что промышленная революция осуществлялась через сходные процессы перемен в европейских городах, в которых мелкие торговцы и ремесленники начинали утрачивать поддержку со стороны гильдий и оказывались перед лицом нового экономического порядка, характерными чертами которого были усиление конкуренции и необходимость роста капитала.

Интерес к перспективам развития «кооперативных хозяйственных организаций» предопределяется еще и тем, что уже в течение двухсот лет они служат в качестве средств повышения благосостояния широких слоев населения, отнюдь не привилегированных ни в материальном, ни в социальном отношении. Кооперативы базируются на своеобразных принципах совладения средствами производства и самоуправления. Такая, по выражению Р. Гильфердинга, «способность обеспечивать концентрацию производства без концентрации собственности возродит кооперации с точки зрения многих экономистов в инструмент оптимального общественного прогресса, представляемого в качестве некоего «третьего пути» между «крайностями» рыночной и административно-командной или «плановой» экономики».

Основная задача современной экономической политики Российского государства – формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью.

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

В этом определении четко выражена социальная миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.

Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы – каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.

Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.

Конкретная социальная миссия потребительской кооперации позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.

Цель данного реферата заключается в выявлении того, является ли потребительская кооперация социально ориентированной системой.

Какова же миссия потребительской кооперации в XXI веке?

XXI век называют веком глобализации и унификации мировой экономики и политики. Наметившаяся тенденция глобализации отраслей и видов деятельности означает централизацию, возможность маневрирования финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, внедрение новых технических достижений и новейших технологий.

Глобализация способствует росту объемов деятельности, сокращению затрат, увеличению прибыли. Экономика приобретает новый импульс своего развития. Главная отличительная черта кооперации и главное кооперативное преимущество, как отмечается в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года, заключается в оптимальном сочетании социальной миссии с хозяйственной деятельностью.

В Законе о потребительской кооперации – социально ориентированная система. Это означает, что, во-первых, она реализует социальную миссию, во-вторых, социальной миссии отдает приоритет. Этот подход заложен и в материалах конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», и в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2010 года.

Основная часть (выдержка)

1 Взаимодействие потребительской кооперации в современных условиях

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

В нашей стране потребительская кооперация - органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Как часть АПК она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, обусловленные взаимосвязями в АПК, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации в составе АПК. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы АПК и потребительской кооперации.

Взаимодействие потребительской кооперации с АПК осуществляется по трем основным направлениям: торговля товарами народного потребления на селе и, тем самым, с одной стороны - обеспечение потребностей населения, составляющих основу трудовых ресурсов АПК, а с другой - содействие в реализации продукции АПК и доведение воспроизведенного цикла комплекса до завершенности; заготовка и переработка сельхозпродукции и сырья, обеспечивая, таким образом, сохранность и сбыт продукции АПК; выполнение функций социальной инфраструктуры на селе, то есть оказание услуг производственного и бытового характера.

В этой связи сущность потребительской кооперации в АПК состоит в том, чтобы помочь «сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства» [3. С. 10] . Она детализируется решением таких вопросов, как закупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, которые требует специальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательных полей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами и т. д. Основным результатом решения данных вопросов становится увязка в единую экономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции. В качестве примера можно привести конгломерат «Содействие» Рыбинского района Ярославской области, где по инициативе молочного завода 33 сельхозпредприятия, 70 предприятий торговли и общественного питания заключили договор о совместной деятельности.

2 Социальная миссия потребительской кооперации в современных условиях

Предприятия потребительской кооперации, помимо хозяйственных функций выполняют еще и социальные функции. Основной смысл последних заключается в обеспечении социальной защищенности кооператоров и слабо защищенных слоев населения, прежде всего в сельской местности. Практическое воплощение социальной функции состоит в реализации социальной миссии системой потребкооперации России. Она заключается в повышении жизненного уровня сельского населения путем решения их социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе. «Именно поэтому в двадцать первом веке потребительская кооперация остается по-прежнему востребованной как государством, так и его гражданами» [7. С. 56] . По своему содержанию социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как: «доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району; доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам; реализация хлеба ниже себестоимости; содержание планово-убыточных магазинов; отпуск товаров в долг организациям социальной сферы и всем сельскохозяйственным структурам; отпуск товаров в долг пайщикам и населению; продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации; содержание планово-убыточных магазинов; обучение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание пайщиков; обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.); организация школьного питания; предоставление товарного кредита населению (отпуск товаров под договор товаров под запись); выдача льготных путевок членам кооператива в счет кооперативных выплат; оказание транспортных и других услуг» [9 . С. 7-8] . На наш взгляд, названные мероприятия решают четыре основные социальные задачи, в которых конкретизируется социальная миссия потребительской кооперации: занятости населения, восстановления статуса пайщика, кадрового обеспечения и проблемы бедности.

Наиболее важной социальной задачей, стоящей перед потребкооперацией, является решение вопроса занятости населения. «Это особенно важно для регионов с резко выраженной сезонностью труда и для регионов с высокой трудообеспеченностью » [9. С. 15] . На сегодня «общая численность безработных на селе составляет 1,8 млн. из них зарегистрированных и получают пособие лишь 320 тыс.» [4. С. 11] . При этом в ряде регионов практикуется не ставить на учет безработных в виду того, что у них имеются земельные участки. Решение данной проблемы как раз и видится в развитии хозяйственных отраслей потребительской кооперации. Например, целесообразно в районных кооперативных организациях иметь пашни под зерновые и огородные культуры, а также фермы по откорму скота, выращиванию птицы, кроликов, содержать свиноматок для производства поросят и продажи их населению, собственную пасеку мельницы, крупорушки, маслобойки, зернодробилки, другие малые производства. Или принять в штат кооперативных организаций пастухов, если взять только села с количеством жителей не менее 100 человек - на работу в потребкооперацию может быть принято 100-120 тысяч пастухов .

Также потребительская кооперация может предоставлять рабочие места за счет развития сферы услуг на селе. Расчеты показывают, что за счет создания в каждом районе предприятий по оказанию населению бытовых и производственных услуг, выпечки хлеба и хлебобулочных изделий, приемки и переработки молока с использованием труда надомников, создания лавок на дому, мельниц, крупорушек, маслобоек и других малых производств можно дать работу минимум 2-3 тысячам человек. Сегодня начало реализации социальной функции в отношении обеспечения населения уже приносит свои результаты. Потребительская кооперация обеспечивает занятость работников на действующих предприятиях, открывает новые производства и виды деятельности, привлекает население на временную, сезонную работу, на условиях неполного рабочего дня, возрождается надомный труд, народные промыслы. Так, «за 1999-2002 гг. создано в организациях потребительской кооперации более 71 тыс. новых рабочих мест, в том числе 1999 - 13,9 тыс., 2000 г. - 16,8 тыс. мест, 2001 г. - 20,1 тыс., 2002 г. - 21,0 тыс. мест, на начало 2003 года на работу в потребкооперацию было принято более 50,7 тыс. человек, в том числе 21 тысяча на вновь созданные рабочие места, а 30,3 тыс. на временную, сезонную работу и на неполный рабочий день, 20,5 тыс. трудились как надомники, открыто 5600 предприятий по оказанию бытовых и других услуг населению, действуют 600 предприятий по пошиву и ремонту одежды и обуви, 100 - по ремонту и строительству жилья, работает более 1000 парикмахерских, фотоателье, часовых мастерских, пунктов проката, 900 ветеринарных аптек» [4. С. 83-111] .

Социальная миссия потребительской кооперации на селе заключается еще и в том, чтобы восстановить и утвердить статус пайщика как за счет социального, так и экономического интереса. В условиях рыночных отношений экономический интерес пайщиков выражается в виде экономической выгоды, получаемой ими от деятельности кооперативного образования. Законом РФ о потребительской кооперации предусмотрено, что пайщики имеют право на кооперативные выплаты по результатам хозяйственно-финансовой деятельности кооперативов. Однако кооперативные выплаты не следует сводить только к получению определенной суммы денег из прибыли кооператива. В практике российской потребительской кооперации сложились различные формы кооперативных выплат, в основе которых лежит экономическая выгода пайщиков. Наиболее типичные из них следующие: начисление определенной денежной суммы на паевые взносы, продажа товаров пайщикам по льготным ценам; продажа товаров по одинаковым ценам во всех населенных пунктах, независимо от их удаленности от центра, доставка крупногабаритных товаров пайщикам на дом транспортом потребительского общества бесплатно или по льготным расценкам, вывоз сельскохозяйственной продукции, выращенной пайщиками в личных подсобных хозяйствах, транспортом потребительского общества бесплатно или по льготным расценкам, содержание планово-убыточных магазинов в отдаленных и малонаселенных деревнях, оплата обучения пайщиков и их детей в кооперативных учебных заведениях и многие другие.

Кроме того, социальная деятельность потребкооперации включает заботу о том, чтобы учить пайщиков. Нарождающиеся в стране потребительские, производственные, кредитные и другие кооперативы объективно выдвигают необходимость подготовки кадров, а также повышение квалификации действующих работников путем системной их переподготовки в кооперативных университетах и институтах. В целом в России сохранилась система кооперативного образования - средне специальные и высшие учебные заведения. Так, В Волгоградской, Московской, Белгородской, Новосибирской и других областях действуют средне специальные и высшие учебные заведения.

Заключение (выдержка)

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы:

Во-первых. Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, «несущей конструкцией» трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.

Во-вторых, потребительская кооперация своим содержанием, организационно-правовой формой и функциональным назначением призвана играть важную роль в социально-экономических процессах российского общества и проводимых им реформах на основе использования всех своих потенциальных возможностей для решения экономических задач и выполнения возложенной на нее социальной миссии по защите, поддержке и оказанию помощи нуждающимся слоям населения.

В-третьих, рассмотрение социальной миссии потребительской кооперации и ее взаимосвязи с хозяйственными процессами позволило придти к выводу, что между нами нет автоматического взаимодействия, а сопряжение названных процессов осуществляется при помощи механизмов организации заработной платы и других форм доходов населения; сложившейся системы ценообразования; организации межбюджетных отношений и бюджетообеспеченности граждан.

Таким образом, можно сказать, что потребительская кооперация – социально ориентированная система.

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы – осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28.04.2005 № 54-ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских объединениях, их союзах) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.04.2005. - № 5. - ст. 410

2. Федеральный закон от 8.12.1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства РФ. - 10.12.1995. - № 35. - ст. 985

3. Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в рыночной экономике // Налоговый вестник - 2002. - № 1. - С.28-29.

4. Буздалина О.Б. Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики // Налоговый вестник - 2002. - № 12. - С.21-24.

5. Бурганов А. Кооперация вчера, сегодня и завтра // Власть. - 2004. - № 4. - С.52-55.

6. Гончаров М.Н. К вопросу о конкурентоспособности предприятий потребительской кооперации в современных условиях // Аспирант и соискатель. - 2004. - № 2. - С.24-25.

7. Елютин О. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. - 2003. - № 5. - С.58-64.

8. Капелюк З.А. Комплексный анализ финансово-хозяйтсвенной деятельности районной кооперативной организации: Учебное пособие. 5-е изд., Нск: СибУПК, 2002.-212с

9. Кооперация. Страницы истории: Избр. труды рос. экономистов, обществ. деятелей, кооператоров-практиков: В 3 т. - М. Т.1. Кн.2: 60-е годы XIX - начало XX века. Возникновение кредитной кооперации в России. Часть 2. - 2001. - 674с.

10. Мостовщиков А.Г. Особенности правового регулирования труда и предпринимательской деятельности потребительских обществ и их союзов/ А.Г.Мостовщиков; Центросоюз РФ,СибУПК. - Новосибирск,2005. - 54с.

11. Мунши А.Ю. Особенности маркетинговой деятельности предприятий потребительской кооперации/ Чебоксар. кооп. ин-т МУПК. - Чебоксары, 2005. - Вып. 14. - С. 242-243.

12. Пустырев Е.Ф. Кооперация сквозь призму интересов // ЭКО. - 2002. - № 8. - С.134-142.

13. Селиверстов Т.А. Историко-правовые аспекты становления кооперации в России // История государства и права. - 2005. - № 1. - С.32-40.

14. Социальная миссия руководителя потребительской кооперации: ответственность, поиск, проблемы/ отв.ред. М.В.Хайруллина; Центросоюз РФ, СибУПК.- Новосибирск,2005. - 40с.

15. Файн Л.Е. Российская кооперация: историко-теоретический очерк. 1861-1930. - Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2002. - 598с.

150 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость