Реферат

«Высшие органы государственной власти и управления России первой половины 19 века»

  • 17 страниц
Содержание

Введение 3

1. Высшие органы государственной власти в России в период правления Александра I 4

1.1. Реформы М.М. Сперанского 4

1.2. Государственный Совет 5

1.3. Министерства 6

1.4. Сенат 9

2. Высшие органы государственной власти в России в период правления Николая I. Собственная его императорского величества канцелярия 10

Заключение 16

Список используемой литературы 17

Введение

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоя-тельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царство-вание Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была со-средоточена в руках одного лица – императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержа-вия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его вла-сти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея – идея законности вла-сти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в ме-лочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограни-чено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С.Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и незави-симых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта – М.М. Сперанского, а позже Н.Н. Новосильцева. Несмотря на то что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Фрагмент работы

1. Высшие органы государственной власти в России в период правления Александра I

1.1. Реформы М.М. Сперанского

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворян-ство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать им-ператора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые при-вилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в пред-реформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников ре-шил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М.М. Сперанский предложил создать Государ-ственную думу – представительный орган, избираемый собственниками не-движимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одно-временно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы тоже законосовещательные и вместе с тем адми-нистративные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Госу-дарственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопро-екты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государствен-ный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

1.2. Государственный Совет

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабаты-вающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Го-сударственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета. Численность органа колебалась от сорока до восьмидесяти членов (Государственный Со-вет просуществовал до 1917 г.). Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры).

Государственный совет рассматривал и готовил различные правовые акты: законы, уставы, учреждения. Основной целью его законотворческой деятельности было приведение всей правовой системы к единообразию.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: департамент законов (в котором проходила основная работа по подготовке законопроек-тов), дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии и дел Царства Польского, изданный после восстания в Польше 1830 – 1831 гг.). Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний. Все делопроизводство сосредотачивалось в канцелярии, которой руководил государственный секре-тарь.

Председателем Государственного совета считался сам император. Од-нако предусматривалось, что он может поручить функцию председательство-вания одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.

После создания новых центральных органов управления окончательно определилось роль Сената – он утвердился как высший судебный орган госу-дарства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Последняя попытка вернуть Сенату управленческие государственные функции была предпринята в 1802 году. Сенату были подчинены коллегии, губернаторы, на него возлагались функции «конституционного суда» – под-готовка представлений императору о несоответствии тех или иных издавае-мых указов другим существующим правовым актам. Сенат ревизовал дея-тельность местных органов, передавая собранные материалы компетентным органам. С 20-х годов XIX в., однако, за Сенатом закрепилась единственная роль высшего судебного учреждения.

Не подверглась существенным изменениям и судебная система. Только при Павле I была несколько упрощена структура сословных судов, созданная екатерининскими «Учреждениями для управления губерний». Отпало верх-нее звено трех сословных судов: верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Нижнее звено сословных судов – уездный суд, городовой магистрат, нижняя расправа – замкнулось непосредственно на губернские судебные палаты.

Тем не менее судебная система оставалась сложной и громоздкой, за-раженной волокитой и взяточничеством.

2. Высшие органы государственной власти в России в период правления Николая I. Собственная его императорского величе-ства канцелярия

Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский по-рядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его им-ператорского величества канцелярия. Судьбы государства вершила неболь-шая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя.

В 20-х годах XIX в. Государственный совет утрачивает свою монопо-лию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собст-венной Его Величества канцелярии, в гениальных комитетах и министерст-вах. Собственная Его величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления.

Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г., шестое – в 1842 г.

Первое отделение контролировало деятельность министров, мини-стерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением выс-ших чиновников.

Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики.

Третье отделение было создано для руководства борьбой с государст-венными преступлениями. Оно состояло из восьми отделов: первый ведал сбором данных полиции по вопросам, подведомственным отделению, второй осуществлял контроль за деятельностью религиозных сект и раскольников, третий занимался вопросами подделки денег и ценных бумаг, четвертый осуществлял организацию работы по надзору за определенными категориями граждан, пятый руководил административной высылкой поднадзорных, шес-той осуществлял наблюдательное производство за местами лишения свобо-ды, седьмой организовывал наблюдение за иностранными гражданами, вось-мой занимался статистическими исследованиями и обобщениями.

Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта ре-формы по управлению государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революци-онными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на пре-стол Александр I упразднил Тайную экспедицию, действовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии.

Другого рода известность получило II отделение императорской Кан-целярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законода-тельства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений. Во главе губерний стояли губернаторы, на окраинах группы гу-берний возглавлялись генерал-губернаторами. Во главе уездов стояли капи-тан-исправники, осуществлявшие свои функции совместно с нижним зем-ским судом, который был не судебным, а полицейским органом. Уезды дели-лись на станы. Для управления казенными крестьянами были созданы волос-ти. Во главе волостей стояли волостные правления из волостного головы, старост и писаря.

После декабрьских событий 1825 г. правительство предпринимает ряд мер, направленных на усиление государственной и политической безопасно-сти. Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политиче-ских органов.

Еще в 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, а в 1802 г было соз-дано Министерство внутренних дел, возглавившее всю систему полицейских органов.

В 1810 г. из него было выделено особое Министерство полиции, наде-ленное чисто полицейскими полномочиями, но уже вскоре (в 1819 г.) вновь было включено в состав Министерства внутренних дел.

В 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел (занимавшаяся вопросами политической и государственной безопасности) включается в структуру Собственной Его Величества канцелярии: именно тогда возникает известное Третье отделение Собственной Его Величество канцелярии.

В задачи Отделения входило руководство полицией, борьба с револю-ционерами, сектантами и раскольниками, высылка и размещение «подозри-тельных людей», управление тюрьмами и наблюдение за иностранцами.

Структура Третьего отделения включала пять экспедиций Первая (секретная) вела непосредственную борьбу с революционным движением, осуществляла следствие по политическим делам, наблюдала за деятельностью революци-онных организаций и отдельных лиц. В своей работе она опиралась на раз-ветвленную агентурную сеть.

Вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и должностными пре-ступлениями. В ее ведении находились политические тюрьмы: Шлиссель-бургская и Петропавловская крепости, Алексеевский равелин.

Третья экспедиция организовывала наблюдение за иностранцами, про-живавшими в России

Заключение

Таким образом, политическая надстройка России в дореформенный пе-риод оставалась феодальной, приспособленной к защите устоев феодального общества, охраняющей и отстаивающей интересы господствующего класса феодалов от всякой угрозы его существованию и господству. Вместе с тем на государственном механизме не могли не отразиться те серьезные изменения, которые происходили в базисе, – неуклонное развитие капиталистического уклада. Сопротивляясь действию новых сил, самодержавие не могло не идти на некоторые, хотя и не очень значительные, уступки. Так, в 1802 г. было уч-реждено Министерство коммерции, в 1828 – 1829 гг. – Мануфактурный и Коммерческий советы при Министерстве финансов.

Некоторые отечественные авторы полагают, что уже в данный период феодальное государство в России сделало известный шаг по пути превраще-ния в буржуазную монархию. С этим можно согласиться с той лишь оговор-кой, что это, скорее, не шаг, а шажок. Но совершенно бесспорно, что в сере-дине XIX в. феодальная государственность в России вступила в полосу силь-нейшего кризиса. Нужны были перемены. И эти перемены вскоре были про-изведены буржуазными реформами 60 – 70-х гг.

Список литературы

1. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические инсти-туты (первая половина XIX века). – М., 1981.

2. Сафонов М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. – Л., 1988.

3. Федоров В.А. Александр I // Вопросы истории. – 1990. – № 1.

Покупка готовой работы
Тема: «Высшие органы государственной власти и управления России первой половины 19 века»
Раздел: История отечественного государства и права
Тип: Реферат
Страниц: 17
Цена: 170 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика