Курсовая работа

«Институциональные основы конкурентоспособного развития национальных предприятий»

  • 32 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 5

1.1. Сущность конкурентоспособного развития национальной экономики 5

1.2. Аспекты создания экономической структуры хозяйства, обеспечивающей конкурентоспособное развитие национальной экономики 7

2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 15

2.1. Инвестиционно-финансовая составляющая 15

2.2. Социально-психологическая составляющая 18

2.3. Инновационная составляющая 20

3. ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 23

3.1. Стратегия и конкурентоспособность 23

3.2. Основы построения имиджа современной компании 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Введение

Общественный эксперимент перехода России от социалистической модели хозяйствования к капиталистической, ознаменовался большими ожиданиями, адресованными рынку и большими разочарованиями в нем. После перехода к более капиталистической экономике не произошло ожидаемого экономического роста. Социальная безопасность и гарантии занятости испарились, законы не проводятся в жизнь, а структура прав собственности является неудовлетворительной.

Решение вопроса о собственности, позволяет оказать реальное воздействие на стимулы, поведение и результаты хозяйственной деятельности. Если доли собственности будут распылены, как рекомендуют многие реформаторы, то как будут контролироваться хозяйственные организации? Какие механизмы будут гарантировать, что их функционирование будет в целом совместимо с эффективностью? Если же собственность будет сконцентрирована во взаимных фондах или в других институтах, то как будут контролироваться менеджеры этих институтов?

Институт конкуренции на рынках ресурсов, товаров и контроля над корпорациями является важной частью американской, англосаксонской экономической модели. Однако в Японии и Центральной Европе собственность не распылена, и банковская система играет большую роль в контроле над корпорациями.

Многие промышленно развитые страны уже вооружены соответ-ствующими национальными институтами. Цель таких институтов - снизить экономическую неустойчивость через контрцикличные макроэкономические действия, направленные на сведения к минимуму потенциальной нестабильности потоков капитала; регулирование поведения частных агентов; защиту инвесторов, вкладчиков и потребителей; раскрытие информации, необходимой для оценки рисков и принятия разумных решений; создание системы социального обеспечения, необходимую для выживания в период временных кризисов.

В развитых странах такие институты стали неотъемлемой частью капи-талистической системы, формируя ожидания и принципиально меняя процесс принятия решений в частном секторе.

Цель России – сформировать соответствующие институты конкуренто-способного развития национальной экономики. Все это делает выбор темы курсовой работы весьма актуальным на сегодняшний день.

Объект исследования курсовой работы – национальная экономика. Предмет исследования – институциональные основы конкурентоспособного развития национальных предприятий в экономике государства.

Цель курсовой работы – провести исследования институциональных основ конкурентоспособного развития национальных предприятий.

Задачи курсовой работы:

-определить концептуальные направления конкурентоспособного развития национальной экономики;

-исследовать составляющие конкурентоспособного развития национальных предприятий;

-исследовать организационно - управленческие основы корпоративной конкурентоспособности.

Фрагмент работы

Инвестиционно-финансовая составляющая имеет достаточно высокий удельный вес в развитии национальной конкурентоспособности.

Экономисты выделяют цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание эконо-мических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами).

Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Исходя из вышесказанного, можно определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации.

К ним относятся: догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства; отсутствие стратегических разработок; проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду; отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике; нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации; остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Однако положение не безнадежно. При последовательном осуществле-нии реформ в финансовой сфере, положение может быть исправлено. Прово-дящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государст-венного, так и частного сектора экономики.

Инвестиционная деятельность, объем, характер, структура и эф-фективность инвестиций определяют динамику фундаментальных эко-номических процессов как на мировом уровне, уровне народного хозяйства отдельных стран так и в территориальном разрезе. Качественные и количественные характеристики инвестиций являются определяющими во всех аспектах эффективности хозяйственной деятельности: технологическом, экономическом и социальном.

Ход инвестиционного процесса формирует производственный потенциал региона, отраслевую структуру общественного производства, уровень техники и технологии, состояние рыночной инфраструктуры.

Решение многих социальных проблем также связано с масштабом региональных инвестиционных процессов и их эффективностью. В этой связи особо важное значение приобретает формирование благоприятного инвестиционного климата на уровне государства в целом и регионов в частности.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль).

На сегодняшний день динамика инвестиционных процессов в России сдерживается высокими рисками инвестирования в отечественную экономику, связанными со значительными размерами государственного долга, политической нестабильностью, коррумпированностью органов власти, высоким удельным весом ненадежных расчетов между предприятиями, большими размерами их задолженностей, трудным фи-нансовым положением многих банков и повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики, низким уровнем реальных доходов населения и др.

Соответственно, актуальной проблемой является наращивание интенсивности инвестиционного процесса в стране на основе привлечения к участию в нем национальных и иностранных инвесторов, способное обеспечить ей рост экономики и значимые позиции на мировой арене.

Рассматривая распределение инвестиций по отраслям, следует выделить как наиболее привлекательные отрасли торговли и общественного питания (на их долю приходится 40% всех иностранных капиталовложений), где капитал не только быстро окупается, но и может быть легко и в кратчайшие сроки выведен из страны. Отечественный машиностроительный комплекс с уровнем рентабельности в 8% не заинтересовывает ни внутренних ни иностранных инвесторов вкладывать капитал, так как отдачу они смогут получить не раньше, чем через 10 лет. Сельское хозяйство находится в еще более худшем положении, так как по стране в целом не обеспечивает и 3% рентабельности. Для сравнения, инвестирование нефтяного сектора с официальным уровнем рентабельности в диапазоне 35-80% окупается уже в течение трех лет .

Что касается территориального размещения инвестиций, то нельзя не отметить их сосредоточение в относительно более социально и экономически развитых регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Омской и Свердловской областях.

Динамика инвестиционного процесса на уровне отдельных территори-ально-производственных единиц, таким образом, носит двойственный характер. С одной стороны, инвестиционно-привлекательными являются регионы с расширяющимся типом воспроизводства, а с другой - такой тип воспроизводства невозможен без соответствующих инвестиционных вложений.

Отсюда, формирование благоприятного инвестиционного климата региона следует рассматривать как сложный многоэтапный процесс, начальная стадия которого характеризуется острой нехваткой инвести-ционных ресурсов, что определяет необходимость активного участия в нем органов государственной власти.

Заключение

По итогам выполнения курсовой работы определено, что в отсутствии надежной институциональной среды, даже рациональные политические ини-циативы, не обеспечивают конкурентоспособного развития экономики. А об-ладание большими богатствами на душу населения не приводит автоматически, вслед за созданием ценового (рыночного) механизма, к их эффективному (производительному) использованию в национальной экономике и как следствие к высокому доходу на душу населения.

При этом, хорошо живут не те страны, которые обладают большим богатством, а те, которым удается вовлечь это богатство в рыночный оборот, становиться основным лейтмотивом интеллектуальной революции в экономической науке на рубеже веков.

Как показано в ходе выполнения курсовой работы, важнейшими составляющими конкурентоспособного развития национальных предприятий являются:

-инвестиционно-финансовая составляющая;

-социально-психологическая составляющая;

-инновационная составляющая.

Инвестиционно-финансовая составляющая имеет достаточно высокий удельный вес в развитии национальной конкурентоспособности. Экономисты выделяют цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами).

Решение многих социальных проблем также связано с масштабом региональных инвестиционных процессов и их эффективностью. В этой связи особо важное значение приобретает формирование благоприятного инвестиционного климата на уровне государства в целом и регионов в частности.

формирование благоприятного инвестиционного климата региона сле-дует рассматривать как сложный многоэтапный процесс, начальная стадия которого характеризуется острой нехваткой инвестиционных ресурсов, что определяет необходимость активного участия в нем органов государственной власти.

Преодоление возникшего отставания в области новейших научных разработок и технологий - одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности.

Ускоренное развитие науки, техники, новейших технологий, об-разования, информационной сферы, то есть высокотехнологичного сектора, и фундаментальное преобразование на этой основе всей российской экономики, выход на траекторию постоянного качественного обновления нашей стране жизненно необходимы.

В XXI веке прослеживаются новые современные подходы в фор-мировании стратегии развития компании и позиционирования на рынке, является концентрация ее ограниченных ресурсов на сердцевидном бизнесе и ориентация компаний на потребителя, разработке стратегии создания высокой потребительской ценности. Компании необходимо перенести центр внимания с конкурентов и продукта с его отличительными признаками, на потребителя, с узнаванием и реализацией его ожидаемых потребностей. Такая переориентация компаний началась в середине 90-х годов и в настоящее время этот процесс реформирования, развивается активно во всех развитых странах.

Список литературы

1. Абдулов А., Кулькин А. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М., 1996. с.124.

2. Бойков А.А. Институциональные основы конкурентоспособного развития национальной экономики / Под ред. Степаняна Т.М. – М., 2007. – с. 106.

3. Зотова Е.Г. Проблемы применения социально-психологических методов мотивации труда в современных организациях / Под ред. Степаняна Т.М. – М., 2007. – с. 247.

4. Кульков В.М. Национальная экономика, как объект анализа переходных процессов // Теоретические проблемы переходной экономики: Учебно-методическое пособие / Под ред. Радаева В. В. – М.: Экономический факуль-тет МГУ, ТЭИС, 2003. – с. 117.

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

6. Никитина А.О. Юшина О.М. Инвестиционный процесс в Брянской облас-ти: Современное состояние и направления совершенствования / Под ред. Степаняна Т.М. – М., 2007. – с. 201.

7. Охотников И.В. Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности. – М.: МАКС Пресс, 2006, с.47

8. Охотников И.В. Институциональные основы конкурентоспособного разви-тия рыночной экономики в условиях глобализации // Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. Хубиева К.А. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. с. 604.

9. Осипов Ю., Рогов С. Лицом к науке / Известия. Приложение «Наука» 2001.

10. Черасов Э. Структурная перестройка и качество роста // Вопросы экономики, 2005. - №3, с.42

Покупка готовой работы
Тема: «Институциональные основы конкурентоспособного развития национальных предприятий»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика