Курсовая работа

«Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы»

  • 21 страниц
Содержание

Введение….3

1. Причины международной миграции населения, её основные виды….…5

2. Государственное регулирование иммиграции рабочей силы….9

3. Государственное регулирование международной торговой трудовой миграции в странах-донорах….15.

4. Россия в международной мировой миграции…. 19

Заключение…20

Список использованных литературных источников….21

Введение

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

В данной работе рассмотрено понятие международной миграции трудовых ресурсов, исследованы международные экономические отношения на современном этапе, миграционные процессы в мировой экономике.

В ходе выполнения работы автором использованы фактические и статистические данные и материалы, опубликованные Центробанком и Государственным таможенным комитетом.

При подготовке данной работы использованы также статьи ведущих экономистов, оценки, прогнозы и аналитические материалы исследователей из Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института экономики переходного периода, информационных агентств, аналитиков ряда украинских консультационных фирм, инвестиционных компаний и экономических журналов.

Фрагмент работы

Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:

1. Защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости.

2. Обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.

Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.

К положительным последствиям можно отнести следующие:

1. занятость рабочих мест, связанных с не престижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии – 10,2%, в Германии – 7,4 %, во Франции – 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы производства в этих отраслях были бы значительно меньше.

2. расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранным рабочим.

3. снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет.

Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям международной торговой миграции как правило относят следующие:

1. рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране.

2. рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.

В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организацией экономического и социального развития).

В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемой между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляется работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.

Иммиграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешение на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.

Международные соглашения могут быть двусторонними и много сторонними. В этих соглашениях устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование миграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).

Эти соглашения, как правило, реализуются через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии – Министерство труда; в Китае – Государственное управление по делам иностранных специалистов).

Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона направляющая работника за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.

В основном ограничения принимающих стран не распространяются на следующие категории работников:

1. работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу.

2. специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности.

3. представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и страничных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения).

4. специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты).

5. руководящий персонал фирм и их подразделений, а так же предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

Следует отметить, что государственный аппарат вербовки иностранных рабочих не всегда может справится с вербовкой работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, то есть фирм или частных лиц , которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.

В последнее время многие страны, например Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция намеренна требовать от иммигранта не только предъявление уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

Заключение

Процессы международной трудовой миграции – это наиболее очевидные, открытые формы проявления международного рынка труда. В результате развития международного рынка труда происходит все более тесное вплетение в мирохозяйственные связи тех стран, которые ещё не достигли высокого уровня экономического и технического развития участвуют в международных экономических отношениях в основном за счет экспорта рабочей силы. Одновременно происходит освоение рабочей силой этих стран современных технологий, передовых навыков труда, что способствует сглаживанию различий в квалификационном уровне населения более развитых и менее развитых стран.

Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

Для решения данной проблемы в нашей стране необходимо создать механизм использования положительной стороны миграции работников по трудовым контрактам. Это позволит обеспечить должный приток валютных средств в экономику России, как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Список литературы

1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова – М.: Юрий, 1999 г.;

2. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992 г.;

3. Международные экономические отношения: Учебник/ Под общ. ред. В.Е. Рыбалкина.М.: 1997 г.

4. Смирнов Е.Г. География мирового хозяйства. Учебное пособие. –М., 1999.

5. Халевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика. Учебник. М., ЮРИСТЪ, 1999.

6. Эконономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – С.-Пб.: Изд-во Питер, 2001.

7. Вопросы Экономики, 2002 – 2005 г.г.;

8. Экономика и жизнь, номер 2002 – 2005 г.г.

Покупка готовой работы
Тема: «Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 21
Цена: 250 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика