Дипломная работа

«Воспитание быстроты движений на уроке физической культуры в среднем школьном возрасте»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.….

ГЛАВА I. Обзор литературных источников….

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет.

1.2. Особенности двигательной деятельности детей среднего школьного возраста ….

1.3. Методы и средства воспитания быстроты движений ….

ГЛАВА II. Методы и организация исследования….

2.2. Методы исследования….

2.3. Организация исследования….….

ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение….

3.1. Результаты исследования….….

3.2. Обсуждение результатов исследования….….….

ВЫВОДЫ….….

ЛИТЕРАТУРА….….

ПРИЛОЖЕНИЯ…

Введение

Актуальность. Жизненный опыт показывает, что физическое качество, которое мы называем быстрота, является неотъемлемым атрибутом нашей как обыденной так и спортивной жизни. Из большого числа проблем физического воспитания в школе, воспитание быстроты движений у занимающихся, занимает одну из важнейших задач. Для того, чтобы нынешние школьники, которые в дальнейшем станут спортсменами, были готовы участвовать на соревнованиях и показывать хорошие результаты, нужно начинать развивать быстроту еще в среднем школьном возрасте.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и, исходя из сущности общего среднего образования, цель физической культуры состоит и том, чтобы содействовать разносторонне развитой личности. Основным средством достижения этой цели, является урок физической культуры, на котором происходит овладение школьниками основ личной физической культуры, достижение оптимального уровня здоровья и развития двигательных способностей, приобретаются знания и умения необходимые для осуществления двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы способностей быстроты существенно различаются. Всё это затрудняет перенос и требует дифференцированного выбора средств и методов.

Цель работы – исследовать особенности развития быстроты движений у детей среднего школьного возраста.

Исходя из цели работы, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по теме исследования.

2. Выявить наиболее эффективную методику воспитания быстроты движений.

3. Экспериментально подтвердить эффективность использованной методики.

Объект исследования – процесс развития и воспитания, учащихся 7-х классов.

Предмет исследования – методика применения комплекса упражнений, направленных на воспитание быстроты движений.

Гипотеза. Можно предположить, что воспитание быстроты движений у учащихся 7 классов будет более эффективным, если в педагогическом процессе будет использоваться соревновательный метод.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет

В 13-14 лет, когда в достаточной степени у подростков уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов.

Кроме того, учитывая склонность подростков к переоценке своих сил и возможностей, следует исключать на занятиях с ними упражнения, которые могут быть причиной перенапряжений и, как правило, способствовать спортивному травматизму.[15, 50]

Правильно и рационально построенная система занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции биологических процессов, усиливает рост и. развитие органов и тканей.

Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма (центральную нервную систему, кровообращения, дыхания, обмена веществ), а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же даются представления и об основных «нетрадиционных» видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Этот достаточно широкий круг вопросов, охватывающих физическое воспитание и развитие детей среднего школьного возраста, имеет непосредственную и прямую связь с особенностями растущего организма подростков. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаний, умений и навыков является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре и тренеров. Ниже рассмотрим характерные основные особенности в развитии и подготовленности подростков и их функционального состояния.[2, 7]

В подростковом возрасте появляются реальные предпосылки (морфологические, функциональные) для овладения практически самыми сложными двигательными действиями. Вместе с тем, в работе по физическому воспитанию с подростками необходимо помнить, что в период полового созревания возникает острая необходимость дифференцировать физическую нагрузку в зависимости от подготовленности, состояния и половой зрелости занимающихся. Как отмечалось ранее, у подростков 12 - 15 летнего возраста (в пубертатном периоде) выявлено отставание в физиологической зрелости внутренних органов и систем. Однако в этом возрасте уже отмечаются предпосылки совершенствования отдельных физических качеств. Например, в возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса скоростно-силовых видов спорта и сложно координационных видов деятельности человека, в том числе и отдельной профессиональной деятельности. В этом возрасте для развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) можно отдать предпочтение динамическим упражнениям взрывного характера, с использованием незначительных по весу отягощении, в том числе и веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим отталкиванием, напрыгивания на скамейку, козла и др.).[6,18]

Отмечено также, что в возрасте 12-14 лет высокими темпами растет скорость передвижения, за счет преимущественного развития скоростно-силовых качеств. В этом возрасте создаются благоприятные условия для прогрессивного развития этих качеств, при широком использовании круга средств скоростно-силовой направленности.[45,23]

К 13-14 годам у подростков достигается предельная частота движений, которая доходит до величин взрослых, чем создаются физиологические предпосылки для обучения технике скоростных, скоростно-силовых локомоций (спринтерский бег, метания, сложно-технические виды спорта и другая деятельность).

Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей. Формирование жизненной позиции, «рождение гражданина». Подросток в одно и тоже время и ребёнок, и взрослый, а точнее сказать, подросток – это уже не ребёнок, но в тоже время ещё и не взрослый. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости. Но не только сложные психические процессы приобретают новый вид в этот период жизни человека, но и происходит существенная перестройка всего организма подростка. [5]

Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Это период бурного и в тоже время нравственного развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета. [19]

Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. [7]

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.[12,52]

Заключение

В результате анализа научно-методической литературы и проведенного нами исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Согласно мнению большинство авторов при воспитании быстроты движений в самом разнообразии предлагаемых упражнений должна быть определенная система. И необходимо учитывать, что для детей очень важна эмоциональная окраска занятий, что для них, вследствие возрастных особенностей развития организма выполнение однообразных упражнений приводит к быстрой утомляемости и снижению эффективности занятия. Поэтому повторные упражнения, проводимые в виде соревнований, вносящие разнообразие в урок и повышающие его эмоциональную окраску, могут явиться эффективным средством физического воспитания.

Вследствие возрастных особенностей развития организма выполнение однообразных упражнений приводит к быстрой утомляемости и снижению эффективности занятия. Поэтому повторные упражнения, проводимые в виде соревнований, вносящие разнообразие в урок и повышающие его эмоциональную окраску, могут явиться эффективным средством физического воспитания.

Но это не значит, что при воспитании быстроты движений можно обойтись без строго регламентированных упражнений, так как для формирования нового двигательного умения или навыка каждое повторение упражнения должно быть направлено на устранение ошибок, допущенных в предыдущем выполнении.

2. После проведённого анализа научно-методической литературы, в качестве экспериментальной нами была выбрана методика развития быстроты движений по В.И. Должиковой. Также исходя из анализа литературных источников, мы подобрали наиболее информативные тесты для определения уровня быстроты движений у детей 13-14 (представлены в главе 2.1).

3. Исходя из полученных нами данных, видно, что в начале эксперимента у контрольной и экспериментальной группы разница средних величин была незначительная. После проведения эксперимента мы наблюдаем прирост результатов в обеих группах. В тоже время необходимо отметить, что прирост всех показателей в экспериментальной группе более значителен. Отсюда следует, что соревновательный метод в данном случае оказался более эффективным. Данный факт можно объяснить тем, что для детей среднего школьного возраста упражнения соревновательного характера, носящие высокий эмоциональный окрас, явились более эффективным средством воспитания быстроты движений, в отличие от метода строго регламентированных упражнений.

При обработке результатов методом математической статистики мы выявили, что результаты, полученные нами являются достоверными.

Исходя из этого мы можем сказать, что методика воспитания быстроты движений, применённая нами, в данном случае оказалась эффективной.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт,1989.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей физкультуры. – М.: Физкультура и спорт, 1998 г.- 34 с.

3. Ашмарин С.Г., Завьялов Л.К.- Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников // теория и практика физической культуры . - 1994, №99, с.13; №10, с.11.

4. Байбородова Л.В., Бутин И.М. Методика обучения физической культуре. – М: Просвещение. - 2004г.

5. Безруких М.М. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.-М.: Центр « Академия», 2002.-416с.

6. Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьника. - М.: Физкультура и спорт, 1992.- 36 с.

7. Велинский М.Д., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников.// М.: Физическая культура в школе, 1990.- № 12.

8. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1995.- 176 с.

9. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993, №6.-с.7-10.

10. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. 1993, №6.- с. 17-19.

11. Волков В.М. Физические способности детей и подростков. Здоровья, 1991.

12. Выдрин В.М., Гужаловский А.А., Кряж В.Н. Основы теории и методики физической культуры. Учебник для техникумов физической культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1986. - 352 с.

13. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: «Просвещение», 1985. – 243с.

14. Годик М.А. Спортивная метрология. Учеб.для институтов физ. культ.-М. :ФИС,1998.-192с.

15. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. по физ. Культуре.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-192с.

16. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М. Спортивные игры. М.: 2001.- 180с

17. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с.

18. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 20с.

19. Качашкин В.Н. Теория и методика физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1998.-352с.

20. Кизько А.П. Принципиальные вопросы корректности результатов экспериментального исследования в области физического воспитания и спорта. // Теория и практика физкультуры-2004, № 1, с.59-61

21. Коробейников Н.К., Михеев А.Л., Николаенко И.Г. Физическое воспитание: Учебное пособие для средне специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа 1989. - 384с.

22. Кофман. Настольная книга учителя физкультуры. - 2004. №1, с.59-61.

23. Коц Я.М. Спортивная физиология.- М.: Физкультура и спорт, 1986.-240с.

24. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: Теория и технология применения. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры по дисциплине Теория физической культуры - СПб.: СПб ГАФК, 1998. -76с.

25. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития способностей детей школьного возраста. // М.: Физическая культура в школе, 1999.- № 4 - 1Ос.

26. Лях В.И. Двигательные способности школьников. Основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт,2000.-192с.

27. Лях В.И. Комплексные программы физического воспитания уч-ся 1-11классов.- М.: Просвещение-2005.-167с.

28. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство АСТ, 1998.

29. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт. 1999.-470с.

30. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебная книга для завершающего уровня высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997.-304с.

31. Матвеев Л.П. Основы общей теории и спорта и системы подготовки спортсменов-Киев, Олимпийская литература,1999-139с.

32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры,- Учебник для ИФК. М.,ФиС.1991.-542с.

33. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник физкультуры для институтов физической культуры, издание 2-е, исправленное и дополненное - том 1-2. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 256с.

34. Минаев Б.Н., Шиян Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 224с.

35. Михайлов К.В. Методы спортивной подготовки. - Киев: Здоровье, 1991. – 127с.

36. Набатников М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280с.

37. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 479с.

38. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин.-М.: Аристотель: АСТ. 2003.-863с.

39. Озолин Э.С. Спринтерский бег/Э.С. Озолин.-М.: Физкультура и спорт. -1986.-159с.

40. Петров П.К. Математико-статистическая обработка результатов педагогических исследований.- Ижевск.- 2006. 86с.

41. Петров П.К. Физическая культура: курсовые и выпускные квалификационные работы. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. -С.112.-(б-ка студента).

42. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. – Киев.: Здоровье, 1990. - 336с.

43. Платонов В.Н. Теория спорта. – Киев, Высшая школа, 1987.-424с.

44. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры-2-е изд, перераб. доп.-М.: Физкультура и спорт, 2000.

45. Погодаев Г.Н. Проблемы физического воспитания школьника. Человек, здоровье, физкультура и спорт в изменившемся мире. - М.: Физкультура и спорт, 1998.-350с.

46. Сулейманов И.И. Система основных понятий теории физической культуры: Учебн.пос.- Тюмень: Вектор Бук,1999.

47. Суслов Ф.П., Сыч В.П., Шустин Б.Н. Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995. - 446с.

48. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 106с.

49. Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета, Современный взгляд.-М.: Терра-Спорт, 2000.-128с.

50. Фарбер Д.А., Корниенко И.А. Физиология школьника. – М.: «Педагогика». – 1990. – 64с.

51. Фарфель В.И. Управление движениями спорта.-М.: Ф и С, 1998.-103с.

52. Филин В.П. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 225с.

53. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта- М.: ФиС,1997.-32.

54. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 128с.

55. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 480с.

56. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Легкая атлетика в школе. - М.: Просвещение, 1993.-128с.

57. Шадриков В.Г. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - 320с.

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание быстроты движений на уроке физической культуры в среднем школьном возрасте»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика