Курсовая работа

«Финансовый план предприятия методика разработки и анализ выполнения на примере ОАО «Редуктор»»

  • 65 страниц
Содержание

Введение 3

1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Редуктор» 7

1.1. Экономическая среда и конкуренты 7

1.2. Историческая справка, правовой статус 10

1.3. Выпускаемая продукция 11

1.4. Ресурсы предприятия 13

1.4.1. Персонал 13

1.4.2. Оборотные средства 17

1.5. Анализ динамики экономических показателей работы предприятия 20

2. Разработка финансового плана и анализ его выполнения 25

2.1. Разработка финансового плана ОАО «Редуктор» на 2005 год 25

2.1.1. Прогноз отчета о прибылях и убытках 25

2.1.2. Прогнозирование балансового отчета 27

2.1.3. Бюджет потока денежных средств 31

2.2. Анализ выполнения финансового плана ОАО «Редуктор» на 2005 год 35

3. Раздел АСОИ 39

3.1. Исходные положения и характеристики 39

3.2. Обоснование цели создания АСОИ «Учет и анализ» 40

3.3. Определение комплексов задач (подсистем) в АСОИ «Учет и анализ» 42

3.4. Подсистема «Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД)» 46

3.4.1. Задачи подсистемы 46

3.4.2. Используемые классификаторы информации 49

3.4.3. Требования к оборудованию и персоналу 50

3.5. Постановка задачи «Анализ затрат» 56

3.5.1. Организационно – экономическая сущность задачи 56

3.5.2. Информационная база задачи 57

3.5.3. Алгоритм задачи 59

3.4.4. Анализ эффективности решения задачи 61

Заключение 63

Список литературы 63

Введение

Осуществление государством макроэкономических реформ создало условия для повышения активности всех субъектов рыночной экономики путем изменения политики цен, стимулирования банковской деятельности, развития рынка ценных бумаг и т.п.

На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия.

Тенденция концентрации производства была связана с «экономией на масштабах». Основой методологии социалистического управления предприятием являлась централизация со схемой планирования сверху вниз.

В условиях формирования рыночной экономики на смену принципу «центр все аккумулирует и распределяет» пришло другое: рынок — антипод планированию, никаких регуляторов не надо.

Однако за последние годы в связи с неуклонным ростом номенклатуры продукции и темпов ее обновления характер промышленного предприятия изменился.

Управление предприятием стало невозможно без эффективного планирования его деятельности и контроля реализации планов. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических ус-ловиях выступает в качестве важнейшего инструмента удовлетворения запросов потребителей.

Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики.

В связи с этим для предприятий становится важным производство раз-личных видов изделий при постоянном освоении новых сфер деятельности и, естественно, что планирование в условиях рынка приобретает новое значение.

Оно призвано обеспечить процесс производства конкурентоспособной продукции при условии оптимального использования всех ресурсов, то есть обеспечить гибкое развитие предприятия.

Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели планирования, ее методологического, методического и информацион-ного обеспечения.

Планирование как вид управленческой деятельности направлено на вы-бор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

- всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;

- должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изме-нениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования – процесс итерационный;

- направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствова-ния, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неис-пользованных возможностей;

- роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования.

Основной целевой функцией планирования становится обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность и устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция –информационно-ориентирующая.

Ключевая задача заключается не только в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, кото-рые, с одной стороны соответствовали их интересам, а с другой стороны способствовали достижению основных результатов плана.

Финансы предприятий – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их распределения и использования.

Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

Главная задача работников финансовых служб предприятия состоит в наиболее полной практической реализации функций финансов на основе пол-ного хозрасчета и самофинансирования.

Это, прежде всего, реализация обеспечивающей функции финансов пу-тем укрепления финансового положения за счет повышения его рентабельности; увеличение прибыли путем роста производительности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества, внедрение достижений научно-технического прогресса.

Одной из основных задач, решаемых финансовой службой предприятия является финансовое планирование.

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Вообще, в данной экономической ситуации в процессе работ по плани-рованию деятельности предприятия наиболее важная роль отводится именно финансовому планированию как основополагающему моменту в деятельности любого предприятия, так как от его результатов напрямую зависят успехи производственной деятельности.

В свете вышеизложенного не вызывает сомнений актуальность выбран-ной темы курсового проекта.

Цель первой части курсового проекта – исследование методики финансового планирования промышленного предприятия как важнейшего инструмента его успешной работы и анализ выполнения финансового плана

Объектом исследования курсового проекта выступает ОАО «Ре-дуктор», г. Ижевск.

Цель второй части курсового проекта – разработка автоматизированной системы обработки информации, позволяющей повысить эффективность функционирования предприятия.

Для исследования информационной базы в процессе выполнения ра-боты применены следующие способы обработки экономической информации: сравнения, табличный, графический.

В процессе проведения анализа влияния отдельных факторов на при-рост результативных показателей применены следующие способы: цепной подстановки, абсолютных разниц.

Фрагмент работы

Как было определено в экономической части курсового проекта, объектом исследования выступает ОАО «Редуктор».

Как было определено в разделе 1, на предприятии различают следующие функции управления: общее руководство, техническая подготовка производства, технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы, энергетическое и ремонтное обслуживание, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, сырьевое и материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, комплек-тование и подготовка кадров, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, контроль качества готовой продукции и сырья.

Проведенное в разделе 1 исследование показало, что за отчетный пери-од наблюдается рост практически всех показателей. Анализ технико-экономических показателей работы предприятия за 2003 – 2005 годы показал, что за 2005 год выручка увеличилась на 79023 тыс. руб. или на 14%. Таким образом, ОАО «Редуктор» представляет собой динамично развивающееся предприятие.

По результатам выполнения экономической части курсового проекта можно сделать вывод, что основными направлениями совершенствования управления предприятием должны стать:

- совершенствование управления документооборотом;

- внедрение системы автоматизированного анализа финансового состояния предприятия.

Разработка автоматизированной системы обработки информации будет вестись в указанных направлениях и позволит повысить эффективность принятия управленческих решений в организации, что позитивно скажется на ее финансовом состоянии.

3.2. Обоснование цели создания АСОИ «Учет и анализ»

Управление и информация неразделимы. Нет информации - не может быть и речи о каком - либо качественном управлении. Информа-ция для управления должна удовлетворять определенным требованиям. Прежде всего она должна быть достоверной, т. е. отражать истинное состояние управляемых объектов и процессов.

Затем информация должна быть своевременно доставлена туда, где она требуется, и, наконец, она должна иметь форму, наиболее удобную для использования в управлении.

При этом значительная часть используемой для управления информации должна постоянно обновляться, чтобы отражать состояние объекта в момент, наиболее приближенный к моменту принятия управляющих решений. И, кроме того, добавим, что используемая в организационном управлении информация весьма разнообразна и значительна по объему.

Как видим, вопросы, связанные с получением, хранением и обработкой информации, как при разработке системы управления, так и при ее функционировании, относятся к наиболее важным и сложным вопросам, с которыми сталкиваются разработчики АСОИ и персонал.

Вообще говоря, часто основной эффект от автоматизации управле-ния достигается именно за счет автоматизации информационных процес-сов.

В рассматриваемой нами задаче информация хранится в базах данных, используется при этом реляционная модель баз данных. Она базируется на совокупности формально описываемых отношений между атрибутами объектов. В качестве таких отношений могут рассматриваться файлы, удовлетворяющие ограничениям целостности.

Каждый атрибут имеет область определения, которую называют доменом. Одна и та же область определения, т. е. один и тот же домен, может соответствовать различным атрибутам.

Каждый атрибут и каждый домен имеют имена, возможно совпаде-ние имени атрибута и домена. Класс объектов в этой модели отображается совокупность атрибутов. Определенный объект из данного класса описывается набором значений атрибута и называется кортежем. Множество кортежей составляет отношение. Схема отношения записывается в виде:

И(А1, А2,…Аn), где И - имя отношения, n – степень отношения, Аi – i-тый атрибут.

Рассмотренные отношения могут быть представлены в виде табли-цы, в столбцах которой располагаются домены, а в строках - кортежи. Число столбцов в таблице соответствует степени отношения n, каждый столбец имеет своё имя. Кортежи, т.е. строки, должны быть различны.

Система автоматизированной обработки информации представляет со-бой человеко-машинную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации с использованием ПЭВМ, оргтехники и современных средств связи в процессе решения основных задач управления организацией.

В настоящее время существующая на ОАО «Редуктор» АСОИ позволяет автоматизировать следующие области деятельности предприятия:

- бухгалтерский и налоговый учет;

- складской учет;

На предприятии отсутствует комплексная автоматизированная система обработки информации, позволяющая принимать управленческие решения на различных уровнях управления предприятием (от менеджеров нижнего звена до топ-менеджеров предприятия).

Основными принципами построения и применения создаваемой АСОИ системы управления должны стать:

Принцип системного подхода к проектированию. Суть этого принципа состоит в том, что проектирование АСОИ должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления. В этой связи, в процессе проектирования системы должны быть определены цели и критерии ее функционирования.

Это позволяет провести структуризацию всех вопросов, требующих решения в процессе проектирования системы для обеспечения полного соот-ветствия ее функционирования в будущем принятым целям и критериям. Сис-темный подход при разработке АСОИ обеспечивает возможность еще на стадии проектирования определить функциональные связи и зависимости от-дельных задач, рациональную последовательность выполнения и внедрения проектных работ по созданию АСОИ;

Принцип единства информационной базы. Данный принцип состоит в том, что информационное обеспечение системы включает в себя информа-цию, необходимую для решения не только одной или нескольких задач, а всех формализованных задач системы управления. При этом в информационном обеспечении АСОИ исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно;

Принцип комплексности. Данный принцип означает необходимость охвата автоматизацией как можно большего количества задач управления. Нельзя добиться эффективных результатов от автоматизации управления только узкого круга задач, сохранив решение остальных задач в "ручном" режиме.

3.3. Определение комплексов задач (подсистем) в АСОИ «Учет и анализ»

Определим комплекс подсистем в АСОИ и опишем назначение каждой подсистемы.

Подсистема «Бухгалтерский и налоговый учет» реализует стандартную методологию учета для хозрасчетных организаций в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации.

Для решения этих задач подсистема включает:

-план счетов, содержащий типовые настройки аналитического, количе-ственного и валютного учета;

-набор справочников для ведения списков объектов аналитического учета;

-набор перечислений для организации аналитического учета с регламентированным набором значений;

-справочник валют, используемый при ведении валютного учета;

-набор документов, предназначенных для ввода, хранения и печати первичных документов и для автоматического формирования бухгалтерских операций;

-набор констант, используемых для настройки общих параметров веде-ния учета на конкретном предприятии;

-набор стандартных отчетов, позволяющих получать данные бухгалтерского учета в различных разрезах по любым счетам, любым объектам аналитики;

-специализированные отчеты по конкретным разделам бухгалтерского учета;

-набор регламентированных отчетов и механизм их обновления;

-специальные режимы обработки документов и операций, выполняющие сервисные функции.

Набор документов, содержащихся в единой базе и автоматизирующих ввод бухгалтерских операций, рассчитан на ведение наиболее важных разде-лов учета (решения задач):

-ведение классификаторов (справочников);

-операции по кассе;

-операции по банку;

-учет основных средств и нематериальных активов;

-учет материалов, инвентаря, спецодежды;

-учет производства продукции;

-учет валютных операций;

-расчеты с контрагентами, дебиторами, кредиторами;

-расчеты с подотчетными лицами;

-расчет зарплаты;

-учет расчетов с бюджетом;

-другие разделы учета;

-формирование бухгалтерской и налоговой отчетности;

Подсистема «Бизнес - планирование» позволяет:

- разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

- определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

- разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;

- проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

-сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наибо-лее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;

- подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на рус-ском и нескольких европейских языках.

Подсистема «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» позволя-ет проанализировать финансовую устойчивость предприятия на основе финансовых коэффициентов, а также ликвидность и платежеспособность, провести анализ затрат на производство.

Подсистема «Делопроизводство» предназначена для автоматизации деловых процессов предприятия, согласования проектов, планов и мероприятий, организации потока бумажных и электронных документов. Подсистема ориентирована на упорядочивание повседневной деятельности менеджеров разных уровней.

Подсистема «Склад» предназначена для ведения складского учета в суммовом и количественном выражении на складах предприятия.

Подсистема «Производство» предназначена для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции предприятия.

Подсистема «Банк-клиент» предназначена для установки в кассе пред-приятия, и позволяет:

-оперативно получать информацию из банка, в том числе финансовую о текущих состояниях счетов, о документах, на основании которых банком выполнены проводки по счетам и другую;

-формировать и передавать в банк авторизованную информацию - сообщения и документы (платежные поручения и др.);

-печатать подготовленные в АРМе документы в соответствии с шаблонами;

-импортировать документы из файла для последующей передачи в банк;

-экспортировать документы, полученные из банка в файл;

-формировать отчеты и распечатывать их;

-использовать глобальные справочники, предоставляемые банком;

-формировать и администрировать локальные справочники данных;

-устанавливать режим автоматической нумерации формируемых доку-ментов;

В процессе сеанса связи с банком, инициируемого клиентом, производится прием информации (документов) из банка и передача информации (документов) клиента в банк. Безопасность передаваемой информации обеспечивается системой защиты, которая позволяет осуществлять авторизацию переданных документов и их шифрование.

Набор типов документов, доступных пользователям подсистемы, определяется индивидуально для каждого клиента администраторами банка.

Набор типов документов и элементы каждого типа - набор реквизитов, формы печати, формы ввода/редактирования, отчеты и др. - при необходимости могут быть изменены банком. Такие изменения выполняются администраторами в банке, а затем, в ближайшем сеансе связи с клиентом, передаются в виде инструкций, оформленных служебными сообщениями. Передача служебных сообщений выполняется по тем же каналам связи, что и передача документов. При получении на клиентском рабочем месте служебных сообщений выполняется их автоматическая обработка, заключающаяся в выполнении соответствующего изменения структур и/или данных. При следующем после обработки служебных сообщений сеансе работы пользователям подсистемы доступны обновленные структуры данных.

Подсистема позволяет пользователям формировать и полностью администрировать собственные (локальные) справочники: определять и переопределять их структуру, администрировать набор данных, привязывать поля справочников к полям форм ввода документов.

Заключение

Как известно, задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств, что является залогом успешной работы предприятия.

Объектом курсового проекта выступает ОАО «Редуктор». В настоящее время выпуск качественной и надежной продукции обеспечивается мощной производственной базой. Продукция ОАО "Редуктор" уникальна. Завод является одним из ведущих производителей редукторов общего машиностроения, а также оборудования для нефтедобывающей отрасли.

ОАО «Редуктор» представляет собой динамично развивающееся пред-приятие. Рентабельность продаж (оборота), характеризующая эффективность производственно-коммерческой деятельности и показывающая, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж в 2003 году 14%, в 2004 году 16%, в 2005 году 17%.

Финансовое планирование осуществляется сотрудниками планово - экономического отдела предприятия под руководством финансового директора. Финансовое планирование деятельности ОАО «Редуктор» осуществляется балансовым методом.

Как показывают данные прогноза поступлений денежных средств и дебиторской задолженности ОАО "Редуктор" на 2005 год за продукцию предшествующего периода планируется 20% платежей, за продукцию данного периода 80% платежей. На начало планируемого периода согласно данных баланса предприятия за 2004 год дебиторская задолженность составляла 33399 тыс. руб. Согласно плану денежных поступлений дебиторская задолженность на конец периода составит 37822 тыс. руб.

Анализ бюджета денежных средств ОАО «Редуктор» на 2005 год показывает, что отмечается дефицит средств в первом и во втором квартале, обусловленный низкими продажами и высокими капиталовложениями. В третьем и четвертом кварталах продажи увеличиваются.

Ситуацию можно интерпретировать следующим образом: существует растущий спрос продукцию, ОАО «Редуктор» использует устаревшее низкопроизводительное оборудование.

В первом квартале 2005 года планируется заменить используемое обо-рудование, чтобы иметь возможность выпускать большие объемы продук-ции. Под эти цели выделяется 18221 тыс. руб.

Старое оборудование после установки нового продается за 19200 тыс. руб. Такие мероприятия позволяют решить проблемы компании и удовлетво-рить растущий спрос.

Потребность в финансировании рассчитывается с учетом минимально необходимого остатка денежных средств на расчетном счете (в данном случае 2000 тыс. руб.).

Как показывают данные о плановой потребности в финансировании ОАО «Редуктор» на 2005 год за 1 квартал наблюдается недостаток денежных средств в размере 5970 тыс. руб., во втором квартале в размере 21782 тыс. руб., в третьем квартале в размере 6282 тыс. руб. В четвертом квартале появляются свободные денежные средства в сумме 13810 тыс. руб.

Если провести сравнение плановых показателей с фактическими, то за 2005 год объем выручки увеличился на 23303 тыс. руб., объем выплаченных дивидендов уменьшился на 790 тыс. руб., объем реинвестированной при-были вырос на 12015 тыс. руб. по сравнению с плановым показателем.

Разработка АСОИ, проведенная в процессе выполнения курсового проекта, позволит повысить эффективность деятельности предприятия за счет оптимизации как внешних, так и внутренних информационных потоков предприятия.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Гражданский Кодекс РФ.

3. Налоговый Кодекс РФ.

4. Трудовой Кодекс РФ.

5. Федеральный Закон «Об акционерных обществах».

6. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. – Киев: СП «АДЕФ-Украина», 2000.

7. Бригхем Ю. Энциклопедия финансового менеджмента. — М.: Экономика, 2006.

8. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент, в 2-х томах. – СПб.: “Экономическая школа”, 2005.

9. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – М.: “Олимп-бизнес”, 2004.

10. Ворст И., Ревентлоу Г.Г. Экономика фирмы: Учебник, Пер. с датск. – М.: Высшая школа, 2004.

11. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие – М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 2003.

12. Кинг А. Тотальное управление деньгами. – СПб.: “Полигон”, 2003.

13. Ковалев В.В., Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2004.

14. Портер М. Конкуренция, – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003.

15. Райн Б. Стратегический учет для руководителей. – М.: Издательское объединение “Юнити”, 2002.

16. Росс С, Вестрефилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. – М.: “Лаборатория базовых знаний”, 2003.

17. Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций. – Киев: Издательский дом “Максимум”, 2004.

18. Хелферт Э, Техника финансового анализа, М.: Юнити, 2003.

Покупка готовой работы
Тема: «Финансовый план предприятия методика разработки и анализ выполнения на примере ОАО «Редуктор»»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 65
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика