Дипломная работа

«Оценка эффективности инвестиций»

  • 85 страниц
Содержание

Введение….….…3

1. Инвестиции и их сущность….….….8

1.1 Инвестиции, их сущность, виды….14

1.2 Управление инвестициями….….17

1.3 Динамика мультипликатора инвестиций….18

2. Условия роста инвестиционной активности….24

2.1 Государственная инвестиционная политика РФ на современном

этапе….….25

2.2 Анализ новой структурной инвестиционной политики России…27

2.3 Основные факторы влияния на привлечение иностранных инвестиций….…27

2.4 Структурно-инвестиционные приоритеты. …29

2.5 Новая амортизационная политика, как база самофинансирования инвестиционного процесса….30

3.Инвестиционная политика и ее влияние на экономический

рост….…32

3.1 Экономический рост, факторы его определяющие….…33

3.2 Влияние инвестиционной политики на устойчивый экономический рост….33

3.3 Влияние экономической политики на экономический рост в

Удмуртской Республике….….37

4. Оценка эффективности инвестиций…44

4.1 Эффективность инвестиционного проекта и задачи ее оценки….44

4.2 Основные методы оценки инвестиционных проектов…46

4.3 Расчет эффективности инвестиций….49

Заключение….81

Используемая литература….85

Введение

Экономика России в последние годы развивается в условиях резкого спада инвестиционной активности. За четыре года (1991-1994г.) объем инвестиций в народное хозяйство сократился более чем на 60%. Только в 1994 г. капитальные вложения по отношению к соответствующему периоду 1993 г. снизились на 26%, при этом по объектам производственного назначения снижение составило 35%, а по строительству жилья и объектов социально-культурного назначения 14%.

За последние годы произошли значительные изменения в отраслевой структуре инвестиций. Удельный вес инвестиций в непроизводственную сферу вырос с 85% в 1986-1990 гг. до 31% в 1991 г., 34,5% в 1992 г. и 40% в1993 г. Но сократился реальный объем инвестиций в непроизводственную сферу (в1991 г. – 9%, в 1992 г. – 43%, в 1993 – 7%, в 1994 г. к 1993 – на 14%). (9)

Фактически провалена государственная инвестиционная программа 1994 г. В 1995 г. государственных средств хватит лишь на ограниченные цели, в том числе и на то, чтобы не допустить развития аварийных ситуаций в народном хозяйстве страны.

Падает эффективность инвестиций. Если взять соотношение – домостоимости введенных основных фондов к единице инвестиционного капитала, то в 1991-1994 гг. это соотношение упало более чем вдвое – с 0,62 до 0,28.

Самый низкий уровень эффективности у централизованных льготных инвестиционных кредитов (0,06).

Наблюдается значительный спад объема инвестиций в отрасли инвестиционного комплекса, от которых зависит структурная перестройка экономики, прежде всего в машиностроение, стройиндустрию и промышленность строительных материалов, а также в сфере проектирования.

Растут объемы незавершенного строительства, что отвлекает финансовые ресурсы от решения проблем структурной перестройки народного хозяйства.

По-прежнему неблагоприятна технологическая структура инвестиций, в значительной мере из-за низкого качества проектов.

Можно констатировать, что у нас развернулся глубокий инвестиционный кризис, который может привести к необратимому падению производства. Кризис инвестиционной сферы – одно из главных составляющих общего кризиса переходной экономики, а, следовательно, его преодоление возможно лишь при глубоком реформировании экономики в целом. Этот процесс происходит в условиях социально-политической нестабильности, при высоком уровне налогов и процентных ставок за кредит, дезорганизации расчетов в строительстве, при отсутствии договорной и производственной дисциплины. Инфляция по многим направлениям парализует или дезорганизует инвестиционную деятельность. Другая серьезная причина инвестиционного кризиса – дефицит инвестиционных ресурсов. Третья причина – неконкурентоспособность самого инвестиционного комплекса, как строительной составляющей, так и поставщиков производственного оборудования.

Незначительны, в сравнении с размерами российского рынка и потребностями в инвестиционных ресурсах, идущие в Россию иностранные инвестиции.

Ситуация в инвестиционной сфере в последние полтора-два года ухудшилась. Наибольший спад инвестиций произошел в отраслях, определяющих возможности структурных преобразований. Развал инвестиционной сферы приводит к общему сокращению производства, тесно связанного с инвестиционным процессом , - машиностроение, металлургию, лесопереработку, производство строительных материалов и другие отрасли, подталкивая рост цен и провоцируя инфляцию.

В основе инвестиционного кризиса лежит, безусловно, ряд общих для экономики причин. Наиболее остро сказываются высокие темпы инфляции, падение курса рубля, обесценение накоплений инвесторов, расстройство финансов и др.

В экономике накопились и продолжают действовать негативные факторы внутри самой инвестиционной сферы. Это отсутствие мотиваций инвестирования, недонакопление средств практически всеми основными группами инвесторов и существенное изменение структуры инвестиций в сторону сокращения доли централизованных государственных вложений, несоответствие организационной структуры инвесторов изменяющимся задачам, консервативность главных направлений инвестиционных потоков и слабая их зависимость от меняющихся потребностей народного хозяйства. Резкое сокращение государственных централизованных капитальных вложений (на 45% к уровню 1991 г.) не сопровождалось повышением их эффективности, изменениями отраслевой и воспроизводственной структуры капитальных вложений, методов и форм участия госбюджетных средств в финансировании капитальных вложений, концентрацией ресурсов, сокращением сроков строительства, повышением его энерго- и механовооруженности, внедрением ресурсосберегающих передовых технологий и т. д.

Такое положение является результатом пренебрежительного отношения к инвестиционной политике, которая в любых условиях должна оставаться основным инструментом регулирования воспроизводственного процесса, создания материальной базы развития народного хозяйства. Поэтому для выхода из кризиса, наряду с разработкой аграрной и промышленной политики, необходимо осуществление такой инвестиционной политики переходного периода, которая учитывает состояние народного хозяйства на каждом этапе, включает оценку возможных источников формирования инвестиционных ресурсов и меняющихся с течение времени приоритетов, разработку методов реализации и создание правовых условий для всех участников инвестиционного процесса. Речь идет о коронном изменении самой сути инвестиционной политики, выработке новых принципов и процессов ее формирования, методов реализации, функций оргструктур, обслуживающих инвестиционный процесс.

Выход из кризиса обычно начинается с оживления деловой активности. В наших специфических условиях ему должна предшествовать инвестиционная поддержка предпринимательства и инвестиций для создания конкурентной среды. Успешное решение столь крупной задачи без широкой государственной поддержки, в частности государственного регулирования инвестиционной деятельности практически невозможно.

В проблеме регулирования государственной инвестиционной политики главным является степень вмешательства государства в инвестиционный процесс, а через него и в воспроизводство в целом. Можно выделить два крайних подхода к решению этого вопроса. В одном случае государство принимает на себя большую часть инвестиционных функций, то есть обеспечивает концентрацию необходимых ресурсов, определяет принципы и механизмы их распределения, несет ответственность за их эффективное использование. В другом – оно предоставляет негосударственным инвесторам значительную свободу действий, оставляя за собой лишь небольшую часть функций регулирования преимущественно в сфере макроэкономических инвестиционных процессов.

Не считаю целесообразным возврат к участию госбюджетных средств в финансировании инвестиций на уровне 1986 г. (88,5%). Тот или иной их уровень должен быть подкреплен специальными расчетами и корректироваться в соответствии со складывающимися условиями, Речь идет прежде всего о новых методах проведения инвестиционной государственной политики, в частности, участии в совместном финансировании проектов, «портфельных» инвестиций, предоставлении кредитов по льготным процентным ставкам и др. Главным в новой ситуации становится самоокупаемость, возвратность, эффективность государственных средств. Понятно, что невыгодным экономически, но необходимым практически является финансирование инвестиционных процессов в отраслях, объектах, предприятиях, в которые коммерческому капиталу идти невыгодно (например, объекты производственной инфраструктуры), а также проектов, обязательно полностью контролируемых государством. Изменение ранее принятых принципов участия госбюджетных средств в финансировании инвестиций должно сопровождаться улучшением деятельности органов, отвечающих за эффективность их использования. В целом, нужна разумная, постоянно корректируемая комбинация административных и рыночных методов регулирования инвестиционной деятельности с постепенным замещением старых методов новыми.

Важная сторона проблемы государственного регулирования инвестиционного процесса – это отношение к предприятию-инвестору. Обвальная приватизация трудноосуществима в короткие сроки, что означает невозможность поступления крупных средств в госбюджет. Большая часть предприятий в ближайшие годы останется в государственной собственности и, следовательно именно они дадут основную часть поступлений в госбюджет и весомую долю средств для инвестиций. В1992 г. собственные средства предприятий в государственных вложениях составили 62%, в валовых – 5,2%.

Необходимо также формирование надежного механизма регулирования инвестиционной деятельности, способствующего повышению мотиваций к долгосрочным вложениям финансовых ресурсов. Поэтому одной из главных задач государственной политики становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов. Поэтому одной из главных задач государственной политики становится создание условий для накапливания предприятиями собственных инвестиционных ресурсов.

В ближайшие годы основным направлением достижения указанных целей должен стать перевод большей части госпредприятий в режим рыночных отношений, преимущественно без смены форм собственности. Имеется в виду осуществление приватизации и акционирования лишь по мере созревания соответствующих условий. Многообразие методов перевода в иной режим функционирования и возможных организационных форм позволяет достаточно точно учитывать реальное положение каждого предприятия. Государственное предприятие также может функционировать в условиях, обычных для негосударственных организаций.

Для успешного проведения государственной инвестиционной политики в сложной обстановке переходного периода необходимо упорядочение всего процесса капитального строительства, представляющего собой преобладающую часть современной инвестиционной сферы. Именно в капитальном строительстве оседают на долгие годы и омертвляются ресурсы общества.

В 1988-1991 гг. увеличение инвестиционного спроса было вызвано возрастанием собственных средств предприятий. Одновременно происходило сокращение производства основных видов строительных материалов, прогрессивной строительной техники.

Несмотря на сложность ситуации с производственными капитальными вложениями, количество начатых строительством объектов и общее их число в 1992 г. возросло, что создает условия для монополизма подрядчика. Поэтому стоит задача замены дефицита подрядчика дефицитом заказчика, но на основе рыночного равновесия, а не в результате сокращения объемов производства инвестиций.

В проведении государственной инвестиционной политики следует придерживаться принципа: капитал, вкладываемый в финансирование инвестиций, может иметь любую принадлежность. Ресурсы являются достоянием всего общества. Поэтому неэффективное использование дефицитных инвестиционных ресурсов, например, омертвление их на длительное время в незавершенном строительстве, всегда является потерей для общества, а не для владельца капитала.

Инвестиционная политика не может иметь других целей, кроме тех, которые определяются экономической ситуацией и общими для народного хозяйства задачами.

Поддержки заслуживают вложения в новую технику, технологии, экономящие ресурсы, а не вовлекающие в оборот большую их массу. Так, в сельском хозяйстве все виды государственной помощи (участие в финансировании, дотации и др.) предпочтительнее распространять на мероприятия, способствующие распространению и доставке потребителю произведенной уже продукции и поддерживать расширение объема сельскохозяйственных работ. Именно в такой последовательности, а не наоборот.

Заботой государства должно стать стимулирование производства местных строительных материалов. Особое значение это имело бы для сельского строительства, состояние которого критическое. Поскольку имеются трудности в приобретении начинающими предпринимателями качественного оборудования строительного назначения, существенную помощь оказали бы государственные льготы, кредиты, инвестиционный кредит и организация посреднических услуг с низким взимаемым процентом. До выхода из кризиса оправдано участие государства в организации лизинговых фирм также с низким процентом для пользования оборудованием. Расширение предпринимательства, создание конкурентной среды в переходный период важнее получения прибыли на выделенные госсредства.

Заключение

1. Проблемы оживления инвестиционного процесса в экономике РФ выдвинулись в число приоритетов экономической политики.

Главной задачей и условием роста инвестиционной активности является последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятия для финансирования инвестиционных проектов.

Ключевой принцип государственной политики по отношению к негосударственным инвесторам должен заключаться в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность, максимально содействовать созданию необходимой законодательной базы для осуществления инвестиционного процесса и надежной защиты вкладываемых средств.

Важной задачей является привлечение сбережений населения для строительства жилья и реализации других эффективных инвестиционных проектов через механизм фондового рынка, что будет стимулировать развитие широкого круга отраслей и оказывать благоприятное влияние на решение проблемы занятости населения. Этому же будет способствовать и принятое решение о выделении субсидий на строительство жилья.

Большую роль призвано сыграть становление вторичного рынка ценных бумаг и инфраструктуры фондового рынка, дальнейшее развитие инвестиционных фондов, инвестиционных банков и инвестиционных компаний, способствующих «переливу» капитала с целью достижения максимальной эффективности инвестиций.

Выход из структурного кризиса не возможен на путях возврата к форсированному, но старому инвестиционному процессу и прошлой структуре хозяйства. Инвестиционные ресурсы следует сконцентрировать в тех точках экономического роста, которые естественным образом родились в новой рыночной среде и «работают» на удовлетворение реального платежеспособного спроса.

2. Накопления бизнеса и сбережения населения являются главными источниками финансирования инвестиционного процесса, а государство играет подчиненную роль. В западных странах амортизация, в том числе ускоренная, рассматривается как важнейший источник инвестиционных средств компаний. Следует иметь в виду, что в развитых странах практикуется увязка в единую систему налоговых отчислений от прибыли предприятий, нормативов и методов амортизации (в том числе ускоренной), льгот по инвестиционному кредиту и затрат на НИОКР, ставок налогообложения физических лиц. Например, при повышении ставок налогообложения прибыли компаний – поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционному кредиту. Одновременное снижение ставок налогообложения компаний и введение льгот по ускоренной амортизации в рыночной экономике практически не применялось.

3. Ограниченность инвестиционных средств требует по-новому взглянуть на структурно-инвестиционные приоритеты. Отличительной чертой стратегии инвестиционного процесса в странах с рыночной экономикой является предпочтение со стороны государства инвестициям в «человека» (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, страхование, науку, подготовку кадров), в отдельные сектора производственной инфраструктуры и поддержку на стадии НИОКР.

4. В условиях инвестиционного спада, глубина которого превышает сокращение производства, российская экономика остро нуждается в притоке иностранного капитала.

Необходимыми предпосылками притока иностранных инвестиций в российскую экономику выступают укрепление законодательной основы и правовых гарантий для зарубежных инвесторов, упрощение и дебюрократизация административного механизма взаимодействия с зарубежными партнерами.

В качестве конкретных мер в данном направлении можно назвать принятие новой редакции закона об иностранных инвестициях, законов о свободных экономических зонах, о концессиях, отражение в Земельном кодексе права частной собственности иностранцев на землю.

5. Инвестиционная политика в оборонном комплексе должна в большей степени опираться на финансирование из внебюджетных источников. Стимулирование негосударственных инвестиций как за счет собственных средств предприятий, так и за счет кредитных ресурсов требует принятия соответствующих законодательных актов по разделению прав государства как собственника.

Инвестиционные кредиты должны быть в большей степени увязаны с вводом и обновлением производственных мощностей в соответствии с намеченными федеральными и другими программами.

Повышение активности внебюджетных инвесторов связано с разделением громоздких предприятий там, где это целесообразно и необходимо для обеспечения управляемости.

В условиях кризисной экономики организационное выделение малых и средних предприятий является наиболее эффективным для инновационных моделей роста. Венчурные фонды и другие инвестиционные институты следует освобождать от налогов и предлагать субсидированные инвестиционные кредиты.

6. С середины 1в993 г. проведена либерализация цен на нефть, нефтепродукты и уголь при сохранении государственного регулирования цен и тарифов для продукций так называемых «естественных» монополий – на природный газ, электроэнергию и тепло централизованных источников. Государственная политика в области цен на энергоносители должна проводиться в направлении обеспечения самофинансирования отраслей ТЭК.

Важное значение для формирования конкурентной среды в процессе приватизации и оживления инвестиционной активности может сыграть создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, объединяющих акционерные общества по добыче, переработке и нефтепродуктообеспечения. В настоящее время в нефтяной отрасли созданы 9 таких компаний (ЛУКойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Сиданко и т. д.), количество которых должно быть доведено в ближайшем будущем до 10-15.

Особо льготными для иностранных инвесторов в области энергетики должны быть условия налогообложения в начальный период притока внешних инвестиций, но при этом необходимо учитывать, чтобы собственник недр – государство получало большую часть «ресурсной ренты» в виде «роялти».

7. Основные источники финансирования инвестиционных проектов: выручка от внешнеэкономической деятельности, отчисления от амортизации, инвестиционные внебюджетные фонды, капитал от реализации акций предприятий и других ценных бумаг.

8. В последние годы приоритет в инвестиционной политике в отраслях производственной инфраструктуры России был отдан электросвязи из-за высокой технологичности, быстрой окупаемости капитальных вложений в нее, потребности в современных услугах связи для частного сектора.

На транспорте в последние годы капитальные вложения сократились в несколько раз.

9. Выход из инвестиционного кризиса по всему комплексу отраслей услуг, по моему мнению, следует искать прежде всего в разгосударствлении, развитии новых форм хозяйственных отношений, максимальном использовании инвестиционной модели приватизации. При этом ключевое значение имеет формирование мелкого и среднего предпринимательства. Создание конкурентной среды с ее мощными стимулами к инвестированию является первостепенным условием оживления инвестиционной активности.

10. Тревогу вызывает бедственная ситуация с инвестициями в социально-культурной сфере. Провозглашенный правительством приоритет ее отраслей в экономической политике не может быть реализован без капиталовложений. Не менее важна и необходима радикальная перестройка механизма их финансирования. Такие меры, как расширение внебюджетных источников финансирования за счет средств частных фирм, фондов, благотворительных пожертвований и взносов, иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, а также децентрализации системы финансирования, концентрация инвестиционных средств и решений позволяют более успешно аккумулировать ресурсы и использовать их рационально и целенаправленно.

11. Возникновение новой системы инвестирования и развития жилищного сектора потребовало существенных институциональных преобразований для формирования рынка жилищ.

Созданные правовые элементы, организационные структуры и экономические механизмы, пока далеки от совершенства и не образуют единой системы для полноценного функционирования этого рынка и условий инвестирования при высокой инфляции.

Необходима эффективная и гибкая общенациональная Государственная жилищная политика , ориентированная как на создание системы поддержки для категорий населения с низкими и умеренными доходами, на обеспечение государственных гарантий по страхованию инвестиционных рисков в условиях высокой инфляции для частных и смешанных финансовых структур и населения. Создание ссудосберегающих коммерческих и некоммерческих организаций и фондов в жилищной сфере. Взаимодействие государства и частного сектора – важнейшая задача стратегии государственной жилищной политики России.

12. При формировании и реализации региональной инвестиционной политики России представляются следующие направления:

- программно-целевой подход при разработке и бюджетном финансировании региональных инвестиционных программ, проектов с привлечением на долевой основе средств федерального и местных бюджетов, частного и иностранного капитала.

- Четкое разграничение функций федерального, регионального и местного уровней управления в инвестиционной сфере. Законодательное закрепление на среднесрочную перспективу источников финансирования инвестиций.

- Создание системы государственной инвестиционной поддержки депрессивных районов.

Список литературы

1. П.И. Вахрин. Инвестиции. Учебник. – М., 2003 г.

Организация и финансирование инвестиций. Практикум. – М.: Маркетинг, 2000 г.

2. Н.В. Игоршин. Инвестиции. Организация управления и финансирование. Учебник. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000 г.

3. С. Меньшиков. Взгляд на реформы и регулирование экономики. Вопросы экономики. - 1997 г. - №6.

4. Деловой экспресс 1996 г. (24 мая)

5. Подмастерья, Эксперт - 1999 г. -№5.

6. И.А. Зимин. Реальные инвестиции. Учебное пособие. - М.: ЭКМОС, 2000 г.

7. Е.Ф. Жуков. Инвестиционные институты. Учебное пособие. - М.: «Банки и биржи» ЮНИТИ, 1998 г.

8. Пауль Фишер. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. - М.: «Финансы и статистика», 1999 г.

9. Инвестиционная политика России. «Общество и экономика» - 1995 г.- №4.

10. А. Федченко. Концепция государственной инвестиционной политики на 1995 г. Экономист-1994 г. - №10.

11. А. Мартынов. Активизация инвестиционной политики. Экономист-1997 г. - №9.

12. Л.Г. Паштова. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной политикой. «Финансы» - 2003 г. - №7.

13. Остапюк, С. Карахотик. Механизмы реализации инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологии.

14. К.И. Микульский. Инвестиционная политика России. «Общество и экономика» - 1995 г. - №4

Общество и экономика. – М.: «Наука», 2003 г.

15. Л.И. Абалакин. Вопросы экономики. - 2001 г. - №7.

16. Ю. Соколов. Инвестиционный кризис. Государственная инвестиционная политика. «Свободная мысль» 1993 г. №17-18.

17. В. Герасименко. Управление инвестициями, поиск новых ориентиров. «Вопросы экономики» - 2001 г. - №4.

18. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа. «Вопросы экономики» 1994 г. №7.

19. В. Логинов, К. Гусева, Ю.Соколов. Инвестиционная политика: возможности реализации и приоритеты. «Вопросы экономики» 1993 г. №9.

20. Н.Я. Петраков. Об инвестиционной политике в России, становление рыночной экономики. «Финансы» -1996 г. №12.

21. С. А. Смирнов. Ключевое значение инвестиционной политики для российской экономики. «Общество и экономика» 1996 г. №9-10.

22. А. Водянов, А. Смирнов. Шанс на инвестиционный подъем и трудности его реализации. «Российский экономический журнал» 2000 г. №11-12 Москва.

23. Е. Ясин, А. Косыгина. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России. «Проблемы теории и практики управления» 2001 г. №4.

24. А. Водянов. Инвестиционный кризис, последствия и пути преодоления. «Экономист-1998» №5.

25. Инвестиционный климат в России. «Вопросы экономики» 1999 г. №12.

26. К.А. Семенов. Инвестиционный климат в России. Экономические отношения. Курс лекций. 1999 г.

27. А.В. Серебряков. Инвестиционный климат в России. Экономика. Управление. Культура. Сборник научных работ. Выпуск 6. 1999 г.

28. А. Фоломьев, В. Ревазов. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения. «Вопросы экономики». 1999 г. №9.

29. Г. Марченко, О. Мачульская. Исследование инвестиционного климата регионов России. «Вопросы экономики» 1999 г. №9.

30. А.А. Волков. Недвижимость и инвестиции.

31. М.Н. Крейнина. Финансовый менеджмент. – М.: «Дело и сервис», 2001 г.

32. В.Ф. Максимова. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие. – М., 2003 г.

33. Ю.В Богатин, В.А. Швандар. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. М., 1999 г.

Покупка готовой работы
Тема: «Оценка эффективности инвестиций»
Раздел: Инвестиции
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика